Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Шотландия — Великобритания Май 2017
Весенний Лох-Несс

03/05/2017 Замок Эйлен Донан, Форт Огастус, Лох-Несс, замок Уркхарт, Инвернесс. Пробег 85 Миль

В этот день нам предстояло проехать не очень большое расстояние, но сделать много остановок на пути.

Во время завтрака, любезно накрытого для нас хозяевами — супружеской четой пенсионеров, которые впервые принимали гостей из России, мы вели c ними оживленную беседу. Хозяева инетерсовались нашей политической обстановкой и, немного смущаясь, задавали вопросы про Путина и Крым. Брат, как обычно, блеснул своей осведомленностью в вопросах политики и знанием английского. Спросив, за что они голосовали в ходе шотландского референдума, мы выяснили, что супруги были против отделения. Сказали, что в составе Великобритании им стабильнее и спокойнее. И в чем-то они правы…

Утренний замок Эйлен Донан на фоне лазурного неба ждет нас - первых посетителей

Мы подъехали к замку Эйлен Донан (Eilean Donan) еще до открытия. День начинался чудесно — яркое солнце, на небе ни облачка. Пока не набежал народ, мы удачно пофоткали длинный каменный мост — визитную карточку замка. Романтический замок Эйлен Донан был построен в 13 веке и принадлежал клану Маккензи, в 17 веке был разрушен, но в начале 20 века выкуплен и восстановлен кланом МакРэй, и до сих пор в замке есть личные покои, где живут члены клана.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Сколько рыцарей проехало по этому каменному мосту?
Главные ворота замка Эйлен Донан прячутся в толще средневековых стен
Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
При входе в замок нас встречает монах Донан

Замок невероятно фотогеничен снаружи и внутри. Несколько залов отданы под экспозицию, рассказывающую об истории этих мест, начиная с монаха-отшельника Донана, в честь которого и назван замок, и заканчивая современностью. Очень интересно представлен замковый быт начала 20 века на примере кухни и столовой.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Фото исподтишка, потому что по непонятной причине этот величественный зал запрещено фотографировать
Реконструкция замковой жизни начала ХХ века: хозяйка лично контролирует приготовление блюд на кухне
Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Запасы провизии: свежая дичь и жирные лососи. Хорошо, что они бутафорские, и без запаха

Можно пройтись по крепостным стенам и полюбоваться видами. Замок стоит на островке и во время прилива полностью окружен водой. Мы наблюдали за большой серой цаплей, которая расхаживала по оголившемуся дну и собирала что-то в водорослях.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Здания разных периодов времени в замке: каменная кладка и оштукатуренные стены
Замок Эйлен Донан одновременно суров и романтичен
Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Серая цапля копается в прибрежных водорослях после отлива
Старинная артиллерия некогда была грозной силой, а сейчас выкрашена в мирный белый цвет
Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Мост очень органично вписывается в окружающий пейзаж
Каменистый берег вокруг замка Эйлен Донан

В целом, Эйлен Донан оставил очень радостное и светлое впечатление, и с этим настроением мы двинулись дальше.

Мы ехали по залитому солнцем шоссе, скалы расступались перед нами, а поросшие лесом холмы зеленели нежными весенними красками.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Проезжая по графству Росс-Шир (Ross-shire)

Следующей остановкой стал городок Форт Огастус (Fort Augustus), который стоит на берегах Келедонского канала (Caledonian Canal). Самым интересным аттракционом здесь является проход кораблей по каналу через шлюзы. По идее, можно попасть по воде из Атлантики в Северное море, проплыв через самый центр Шотландии по системе рек, озер и каналов. Каледонский канал имеет общую протяженность 100 км, его начали строить еще в начале 19 века, потом углубляли, но с прокладкой железной дороги его пересталии использовать для крупного судоходства. Теперь по нему проходят разве что прогулочные теплоходы и катера. Из Форта Огастус можно отправиться в увлекательные водные прогулки по Лох-Нессу.

Шлюзы Каледонского канала
Городок Форт Огастус на Каледонском канале

Мы прогулялись по набережным канала, перекусили какими-то странными местными пирожками с рубленным мясом… может, это было не совсем мясо, мы не поняли. Но никто не отравился, и это хорошо! Посетили сувенирную лавку, где я приобрела перчатки из серого твида и кожи, удачно сочетающиеся с моей эдинбургской накидкой.

Кстати, о сувенирах. Они в Шотландии действительно аутентичные и качественные, очень много изделий местных мастеров, а не китайских подделок. Традиционно надо везти оттуда виски и шерсть, не важно, что именно: пледы, шарфы, тартаны, любую твидовую одежду, сумки, кошельки и прочие аксессуары. Эти вещи действительно можно носить, они не будут пылиться в шкафах.

Не помню, в каком городке, может в том же Форт Огастусе, где мы остановились буквально на полчаса, мы зашли в одну лавку, которая оказалась еще и мастерской. Хозяйка — женщина средних лет, занималась изготовлением украшений из стекла. Прямо при нас она выплавляла что-то с помощью горелки и щипцов. В витринах было выставлено множество оригинальных работ, и мы выбрали там подарки: я купила себе, а брат жене — подвески на шнурке, символизирующие месяц рождения. Например, мой месяц август — сбор винограда, и на кулоне виноградная лоза. Хотя моя лоза была больше похожа на крестик, но это ничего, значит художница так видит, и это штучная ручная работа.

Ну вот мы и добрались до еще одного знаменитого места Шотландии — озера Лох-Несс (Loch Ness). Наверное, каждый, кто оказывается на его берегах, начинает пристально всматриваться в темную воду, наблюдать за перекатами волн, надеясь, что вдруг откуда-то из глубины покажется мордочка или хвостик легендарной Несси. Мы тоже не стали исключением, сидели у кромки воды и ждали чуда. Чуда не произошло, но мы ничуть не огорчились, потому что отдохнули на природе, подышали свежим воздухом и сделали смешные селфи на фоне Лох-Несса.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Довольная, что нахожусь на знаменитом Лох-Нессе
Где же ты скрываешься, Несси?

После поисков Несси мы сделали остановку в следующем замке. Еще на подъезде к нему мы сломали язык, пытаясь правильно произнести его название. То ли Аркхарт, то ли Уркхарт (Urquhart castle), по-русски пишется где-то Урквхарт, а где-то Аркарт. Короче, у нас он стал просто «Урукхай».

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
"За Урукхаааай!" - хочется крикнуть на входе в Уркхарт. Хотя я не орк, а скорее эльфийка
Требушет, или гигантская праща - старинное приспособление для пробивания крепостных стен
Живописные цветущие окрестности замка Уркхарт
Руины замка Уркхарт в окружении зеленых лужаек

На самом деле, замок потрясающий! Даже глядя на руины, можно представить его размеры и былую мощь. Он стоит на самом берегу Лох-Несса, стены поднимаются практически из воды. Вокруг глубокий ров, через который переброшен деревянный мостик. Когда-то это было богатое и стратегически важное владение, на которое претендовало сразу несколько кланов, в том числе МакДональды. Как и большинство средневековых крепостей, Уркхарт был разрушен в ходе войн за независимость, потом восстанавливался. Окончательный урон замку был нанесен мощным взрывом в конце 17 века в ходе якобитского движения.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Замок Уркхарт, занимая выгодное стратегическое положение, некогда был богатым и процветающим
Руины замка Уркхарт на фоне озера Лох-Несс
Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Здесь была круглая башня или колодец?
После мощного взрыва огромные куски каменных стен разметало в разные стороны

По замку очень интересно лазать. Он расположен на нескольких уровнях по высоте, и с каждого открываются прекрасные виды на озеро и поросшие акацией лужайки. Можно подняться в сохранившиеся помещения башни, где угадывается планировка, расположение мебели и каминов.

Разрушенный замок Уркхарт на Лох-Нессе - свидетель многих кровопролитных битв
Замок Уркхарт стал объектом клановых войн, что его и погубило
Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Территория замка очень обширна, когда-то он был весьма крупным владением
Замок Уркхарт - один из самых посещаемых в Шотландии

Нагулявшись по замку и устав от беснования весеннего ветра, мы отправились в Инвернесс (Inverness) — один из крупных городов Шотландии.

Запарковав машину у маленького славного отельчика Silverstrands, мы пошли бродить по городу. Находясь на берегах широкой реки Несс, впадающей в залив Мори-Ферт, а оттуда в Северное море, Инвернесс, конечно, всегда был портовым и рыболовецким городом. За несколько дней пути по сельской и малолюдной местности мы уже отвыкли от такого количества улиц и зданий. Мы дошли до не очень примечательного замка Инвернесс, так как древняя крепость была полностью разрушена в 16 веке, а современное здание является постройкой 19 века и просто стилизовано под средневековую архитектуру.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Замок Инвернесс и статуя некой Флоре МакДональд, якобитке, спасшей принца Чарльза Стюарта
Невероятные виды на реку Несс с холма, на котором стоит замок Инвернесс
Виды весеннего Инвернесса
Инвернесс и его горластый местный житель
Викторианский мост через реку Несс

Тем не менее, старины в городе хватает. Например, величественные готические храмы и старинные дома на набережной из розового, желтого и серого камня. Потрясающее сочетание цветов и оттенков! Если бы не современные вывески и другие атрибуты цивилизации, то погружение в средневековье было бы полным.

Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Старинные набережные Инвернесса, на которых остановилось время
Дома Инвернесса строили из особого розового сорта песчаника
Волшебное путешествие по Шотландии. День 8й
Какая красота - эти старинные кварталы Инвернесса, если бы еще убрать современные вывески...

Надо сказать, что в менее туристических местах атмосфера совершенно другая. Мы ходили по улицам в поисках места для ужина, зашли в пару пабов, но там не оказалось совсем никакой еды, только выпивка! Публика внутри заведений и на улицах была какая-то странноватая. То ли мы зашли в какой-то гопницкий район, то ли по вечерам Инвернесс напивается и становится не особо дружелюбным, но мы решили не искушать судьбу, а вернулись на набережную и нашли неплохой видовой ресторан.

Закатные набережные Инвернесса

В этот раз мы изменили пивной традиции и взяли к мясу красного вина, тем более что это был наш прощальный ужин вдвоем. Было немного грустно, ведь мой брат утром должен был лететь домой. Его отпуск закончился, а мой еще только набирал обороты. Мы вспоминали наше совместное путешествие, сожалели, что время пролетело так быстро. Мы увидели очень много замков — прекрасных дворцов и не менее прекрасных развалин, побывали в Эдинбурге, Стерлинге, на островах Инчкольм и Скай, на озерах Лох-Ломонд и Лох-Несс, дважды плавали на кораблях, забирались в неисхоженные туристами уголки. Брат, как истинный моряк, совершил омовение в водах Атлантики и в «волшебных бассейнах». За 8 дней мы познакомились с самыми интересными и важными достопримечательностями южной, западной и центральной части Шотландии. Кроме того, мы познакомились с жизнью обычных людей, останавливаясь в маленьких деревеньках, ночуя в гостевых домах и общаясь с хозяевами. Это бесценный опыт и возможнось узнать страну получше, ведь именно для этого и затеваются путешествия!

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия