Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Дзержинский, Москва — Россия Июль 2018

Я более чем уверен, круизом по Москва-реке никого не удивишь. В различных местах Москва-реки обустроено великое множество причалов. Прогулочные корабли подходят и забирают туристов, чтобы высадить их в другой точке города, либо, совершив обзорное путешествие, вернуть обратно. По Москва-реке мы катались неоднократно. Водной прогулкой вдоль стен Кремля нас не удивишь. Зато, когда я увидел, круиз в Николо-Угрешский монастырь, заинтересовался.

Для тех, кто живёт не в Москве, поясню. С Южного речного вокзала какие-либо круизные теплоходы если и отправляются, то очень редко. Соответственно, нам захотелось увидеть с воды юго-восточные районы города, те, которые в прежние времена принято было считать неблагополучными. Ну и конечно было желание сплавиться через два шлюза.

Круиз производится исключительно по выходным. В назначенное утро мы, как штык, стояли на пристани «Кленовый бульвар». Пароходик подошёл точно по расписанию минута в минуту.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

День обещает быть жарким. Река дышала желанной прохладой. Пассажиры рассаживаются по местам. Капитан даёт гудок, после которого взревевший мотор всё дальше и дальше удаляет нас от пристани. Круиз начался.

По Москва-реке туда-сюда снуют теплоходы. Слева по борту проходим мимо Южного речного вокзала. Справа Нагатино.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Ловлю себя на мысли, что та Москва, которую я знаю, осталась за кормой. То, что я вижу теперь, вроде как знакомо, а в то же время и нет.

Проплываем мимо острова Бобровый. В своё время здесь хотели построить что-то типа Диснейленда. К сожалению не получилось.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Краны Южного порта, не зная усталости, приветствует проплывающие суда своими носами-ручищами.

Справа по курсу в утренней дымке слегка покачивается микрорайон Коломенское. В районе Нагатинского затона река становится ещё более широкой, ещё более полноводной.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Впереди слева по курсу засиял голубыми куполами Николо-Перервинский монастырь.

Однако, нет, мы к нему не идём. Капитан принимает вправо, после чего наш кораблик скользит по длинному явно рукотворному коридору. Мама утка со своими детками пытается уйти подальше от приближающейся громадины. Подходим к первому шлюзу.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Где-то вдалеке громадной свечкой маячит занесённая в ЮНЕСКО знаменитая церковь Вознесения в Коломенском. С воды, пусть даже и на фоне урбанизированных небоскрёбов, она выглядит потрясающе!

Первая Перервинская плотина со шлюзом была построена в 1870-х годах в системе шлюзования Москвы-реки (на участке от Москвы до Коломны) с выходом на реку Ока. В 1923 году обветшавшая плотина была перестроена.

В 1932–1935 году был построен новый Перервинский гидроузел (плотина была завершена в 1936 году), существенно увеличивший подпор воды, что позволило открыть (по городскому участку (бьефу) Москвы-реки) сквозной путь для судов. В строительстве принимали участие заключённые Дмитлага.

Швартуемся к левой стене шлюза. Теплоход прикрепляют верёвкой. Это делается для того, чтобы при спуске воды судно не закрутило, чтобы оно попросту оставалось на месте. После, когда все пришедшие сюда кораблики закреплены, работники шлюза начинают спускать воду.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Много раз мне доводилось сплавляться через шлюзы, но каждый раз не перестаю удивляться простоте решения инженеров и его способу воплощения в жизнь. Вот так, легко и просто спускаемся на более низкий уровень реки и плывём дальше. Перервинский гидроузел остаётся за кормой.

Проходим мимо парка Коломенское. Туристы перебираются на левый борт. Их внимание привлекает знаменитая церковь Вознесения.

Когда она остаётся позади, над деревьями возникает ещё один купол. Это церковь Усекновения головы Иоанна Предтечи. Она стоит на Дьяковском кладбище. Напомню, до вятичей на территории Москвы жили дьяки. Они любили селиться на холмах. Москвоведы могут многое рассказать об уникальной дьяковской культуре.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

По левому борту микрорайон Перерва. Ещё в средневековых источниках данная территория к юго-востоку от тогдашней Москвы звалась Перерва, то есть там, где прерывается Москва-река.

Водная артерия делает здесь петлю. В 15-ом веке перешеек между сближенными частями излучины был прорван вешними водами. Отсюда и пошло название перерва — «промой, новое русло».

За Перервой идёт Марьино. В прошлые на Москва-река в этих местах была не ахти…. Теперь же, смотрю и набережную обделали, и пятен бензина на воде также не видно…

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Приближаемся к Братеевскому мосту.

Тут я, как автор репортажа, возьму паузу. Начался завтрак, а еда — дело святое! Прямо скажем, хавчик простенький: чай, омлет, сосиски. Он предлагается всем, а вот последующий обед по желанию.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

В какой-то момент Москва-река делает очередной поворот, теперь уже на юг и причём довольно резко. Марьино растворяется за кормой. Справа по борту проплывает Братеевская пойма. Укутанная зеленью и обтянутая высоковольтными проводами пойма имеет статус парка. Опять-таки отмечу, берег в этих местах чистый.

С противоположной стороны, со стороны Капотни, наблюдаем заставленную мелкими судами пристань. А вот и новый автовокзал Южные Ворота.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Я привык его видеть с МКАДа…. Несколько лет назад, в прессе писали, как отдыхавшая возле реки семья, в районе Капотни подпалила Москва-реку. Папа, мама и сын жарили шашлыки. Искра из мангала попала в воду, и…. нефть загорелась. Позже выяснилось, что близлежащий НПЗ сбросил в реку отходы. Не знаю, что и как будет завтра, однако смотреть в чистые воды Москва-реки возле Капотни сверх приятно!!!

Между тем, приближаемся к Бесединскому мосту МКАД. Фотографы приготовились снимать. Не знаю, с какой скоростью шёл теплоход, но под мостом мы проскочили довольно быстро.

Москва осталась позади.

Славный город Дзержинский приветствует нас своими знаменитыми трубами.

С противоположной стороны пристань, но не теплоходная, а грузовая. Это посёлок Беседы. От него берёт название Бесединский мост.

Тут я ловлю себя на мысли, что мы после Коломенского не видели на реке ни теплоходов, ни катеров, ни грузовых судов. Движемся в абсолютном одиночестве. Другие корабли видим только на причалах, да и то, по-большей части, все суда грузовые.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

А между тем впереди показалась самая желанная часть круиза (во всяком случае для меня). Да, мы подошли к шлюзу Трудкоммуна.

Гидроузел Трудкоммуна ранее назывался Бесединским. Он расположен с юга от города Дзержинский. Это второй гидроузел Москворецкой шлюзованной системы. Ну, а так как все шлюзы входят в канал имени Москвы, Трудкоммуна шлюз № 11.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Начинается стандартная процедура шлюзования. Работник шлюза цепляет крючком сначала один, затем второй наш канат, и закрепляет их.

Теплоход возле стены зафиксирован. Закрываются задние ворота. Теперь можно спускать воду.

Гидроузел был построен в составе Москворецкой шлюзованной системы в 1874–1877 годах, прошел комплексную реконструкцию в 1920–1932 годы, затем в 1961–1972 годах, а затем в 1983–1989 годы.

В состав гидроузла входит водосливная плотина и судоходный шлюз. Железобетонная плотина имеет два пролета: судоходный шириной 50 метров — через нее движение судов осуществляется только во время весеннего половодья, и водосбросный пролет, шириной 25 метров.

Оба пролета оборудованы плоскими металлическими затворами, которые поднимаются вверх на время весеннего половодья. Высота — 12,5 метров от НПУ. Движение судов через шлюз — в течении всей навигации, с конца апреля и по середину ноября.

Однокамерный железобетонный шлюз Трудкоммуна имеет следующие габариты: длина камеры — 270 метров, ширина — 18 метров, глубина — 2,7 метра. Время шлюзования — 30 минут, максимальное количество судов в камере — 2.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Шлюз, подобно лифту, опускает вниз. Открываются ворота — можно двигаться дальше.

И вот, за деревьями, замелькал своими золотыми маковками Николо-Угрешский монастырь.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

В отношении природы, здесь совершенно другой мир. Правый берег невысокий и слегка безжизненный. Левый оборудован под зону отдыха.

Из-за деревьев, словно маяк, периодически появляются золотые купола монастыря. Капитан разворачивает судно, намереваясь причалить к левому берегу.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Удивительное дело, мы видим купающихся! Вот это да! Я честно и искренне считал, что Москва-река, по выходу из города, представляет собой нечто ужасное.

Получается, ошибался. От воды ничем не пахнет. Более того, здесь даже кувшинки растут.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Капитан ведёт судно к маленькой едва заметной пристани.

Швартуемся. Матросы устанавливают трап и, поддерживая за руки, помогают туристам выйти.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Направляемся в Николо-Угрешский монастырь, где сперва слушаем экскурсию, а потом просто гуляем.

На корабль все вернулись вовремя, никто не опоздал. Отчаливаем от причала.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Дзержинская зона отдыха, с её музоном, пивом и шашлыками, удаляется. Мелькают заросшие кустарником берега, после чего подходим к уже знакомому шлюзу. Закрываются ворота. В шлюз начинает поступать вода.

Когда уровень выравнивается, открываются ворота, выходим в русло. Вдоль берега тянутся уже знакомые картинки…. Всё когда-то заканчивается, в том числе и любое путешествие. Друзья, маршрут круиза не избит.

Круиз по Москва-реке в Николо-Угрешский монастырь

Нам понравилось, и вам подобное я тоже рекомендую!