Турист Ольга Суслова (Olga_Sirena)
Ольга Суслова
была 18 июня 2023 13:06

Волшебное путешествие по Шотландии. День 15й

Шотландия — Великобритания Май 2017

10/05/2017 Акерджил Тауэр, замок Синклер Джирнигоу, ступени Уолиго, замок Данробин, Дорнох, Хилтон

Пробег 100 Миль

Утром, после приятных водных процедур и традиционного шотландского завтрака, который был подан в полюбившемся мне ресторане, но уже при свете дня, я отправилась прогуляться по замку. Мне хотелось еще раз взглянуть на благородные интерьеры, чтобы получше рассмотреть все детали. Когда еще представится возможность погостить в старинном замке на севере Шотландии?

Гостиная замка Акерджил Тауэр

Потом я вышла на улицу и, обогнув замок, оказалась на берегу моря. Судя по всему был отлив, вода отступила, обнажив камни, поросшие водорослями и ракушками. Я немного прогулялась по пустынному берегу, гадая, могли ли здесь когда-то причаливать корабли?

Вернувшить в номер, я начала готовиться к отъезду. Но был один момент, который не давал мне покоя. Дело в том, что в моей комнате имелась небольшая потайная дверь с надписью «для персонала». Начитавшись в детстве исторических романов, я знала, что в замках бывают тайные ходы, и мне стало жутко интересно, куда же ведет эта дверь. Убедившись, что она заперта только с моей стороны на простой засов, я не выдержала и отперла его. За дверью обнаружилась узкая каменная лестница, ведущая вверх и вниз. Спускаться я не стала, а решила подняться и посмотреть, что там наверху. Бесшумно крадучись, я преодолела несколько пролетов и вышла на крышу. Вот так сюрприз! С крыши открывался обалденный вид на окрестности и на сам замок сверху. Можно было рассмотреть каменные зубцы, венчающие стены, массивные монолитные балки, каменную черепицу и печные трубы.

Порадовавшись своему открытию и везению, я спустилась назад и аккуратно закрыла дверь на засов. Пора было уезжать, хотя мне совершенно не хотелось покидать это место, где все окутано ореолом многовековой истории.

Оказывается, в башне Акерджил даже есть свое привидение — «Зеленая Леди». Я прочитала о ней в буклете, который нашла у себя в номере. Местная красавица по имени Хелен Ганн была похищена в день свадьбы и заточена в замке тогдашним владельцем Дугальдом Кейтом. Не желая быть подвергнутой насилию, девушка бросилась с зубчатой стены башни и разбилась о камни. Подобный сюжет мы уже встречали у Конан Дойля в «Собаке Баскервилей». С тех пор, а если точнее, то с 15 века, призрак периодически появляется на стене. Рядом с главным входом в Акерджил Тауэр до сих пор лежит каменная плита со странным силуэтом, по преданию именно на ней нашли тело несчастной Хелен. В эту историю нетрудно поверить, памятуя о жестоких нравах средневековья.

Замок Акерджил Тауэр, на стене которого иногда появляется привидение

Закончу рассказ о замке, в котором мне посчастливилось переночевать, тем, что спустя полтора года он был продан одному американскому миллионеру. История вышла скверная, потому что известие о продаже пришло как раз незадолго до Рождества, когда все номера были уже давно распроданы и проплачены. Людям просто объявили, что, дескать, сорри, новый хозяин закрывает отель. Это событие всколыхнуло волну недовольства в округе, ведь замок является национальным достоянием и объектом культурного наследия. Но все впустую. Сейчас замок — это частное владение, и он закрыт для каких-либо посещений.

Покинув блистательное поместье Акерджил, я направилась к другому замку со сложным назвнием Синклер Джирнигоу (Sinclair Girnigoe castle).

Оставив машину на парковке, я пошагала по дороге, ведущей через поле к развалинам, видневшимся вдалеке. Как же я люблю такие места! Это просто воплощение мечты. Серое низкое небо, сочная зеленая трава колышется от ветра, передо мной две желтые полосы, выбитые колесами в земле. Вот бы ехать сейчас на коне по этой дороге, в старинном черном плаще с капюшоном, под ровный стук копыт и тихий звон упряжи. Быть простым путником, бардом или странствующим рыцарем. Воображение так и норовит унести меня из этого мира в другой, призрачный и сказочно-прекрасный…

Обуреваемя фантазиями, я дошла до края утеса, за которым открывался вид на безумно красивые и необычные скалы, напоминающие слоеный пирог. Пройдя по деревянному мостику, я оказалась посреди руин замка, которые честно говоря, местами напоминали обломки слоистых скал. Стены замка буквально вырастали из камней, и почти невозможно было определить, где заканчивается творение природы, и где начинается дело рук человеческих.

На стенде с информацией замок был изображен так, как выглядел в лучшие свои годы — несколько массивных высоких зданий, соединенных крепостными стенами. Сейчас же от былого величия остались только каркас центрального строения и обломок еще одного, с торчащей в небо печной трубой. Но какие же это были живописные руины! Я облазала их вдоль и поперек, представляя себе, какие тут были роскошные покои.

Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение и обезопасить посетителей, в стенах установлены металлические кронштейны и распорки, поддерживающие особо опасные камни. Над проемами сооружены деревянные каркасы. Радует, что даже развалины в Шотландии так тщательно оберегают.

Стоит ли говорить, что среди руин замка Синклер я находилась в совершенном одиночестве. Моими спутниками были лишь свист ветра да плеск волн. Погруженная в мечты и размышления, я покинула это место и направилась к следующей необычной достопримечательности.

***

В регионе Кейтнесс побережье Северного моря представляет собой высокий утес. Издавна люди жили здесь, рядом с водой — ловили рыбу, били китов. Как же они спускались к своим лодкам, и как же поднимали наверх улов? Чтобы иметь доступ к морю, рыбаки находили любые мало—мальски пригодные для этого склоны, а небольшие пятачки твердой суши, защищенной от волн, использовали как гавань.

Сейчас эти спуски и гавани забыты и заброшены, они давно не используются, и о них мало кто знает. Мне очень хотелось исследовать нетуристическую Шотландию, и поэтому я отыскала одно такое место под названием Ступени Уолиго (Whaligo Steps). Скажу честно, я просто увидела на одном сайте каменную лестницу, ведущую наверх в туман, и эта картинка настолько меня заворожила, что я непременно решила там побывать.

Дорога к ступеням была похожа на квест, потому что никаких указателей не было, навигатор выдавал только примерное место. Оставив машину на обочине дороги возле небольшого поселка, я пошла по направлению к берегу. Было такое чувство, что надо пройти через чей-то задний двор, чтобы выйти к цели.

По пути мне удалось погладить крошечных ягнят, которые истошно блеяли, лезли сквозь прутья решетки и лизали мне руки. Вот как им хотелось человеческого тепла и ласки! А еще я увидела кота, сидящего на заборе. Он мяукнул и выгнул спину при моем приближении. Коты так здороваются. Потом он насторожился, направил взгляд и уши вниз, замер на мгновение, резко спрыгнул в траву и выскочил оттуда с мышью в зубах. И все это произошло на моих глазах за считанные секунды.

Я очень люблю животных, люблю наблюдать за ними, и мне кажется, многие животные это чувствуют и не боятся. В Шотландии, куда бы я не шла, мне всюду попадались разные звери и птицы. Намного чаще, чем люди.

И вот, сразу за частными домами показалась тропинка, ведущая к обрыву. Я сделала шаг на ту самую каменную лестницу, которая уходила резко вниз. Ступеней было много, некоторые источники говорят, что их 330, а другие, что 365. Я не считала. Я шла по ним с широко открытыми глазами и созерцала захватывающие дух виды. Черные пластинчатые утесы возвышались с трех сторон над крошечной гаванью Уолиго. В самом низу была зеленая лужайка и сложенные из камней стены с непонятными проемами. Как я потом узнала, прямо здесь пойманную рыбу загружали в бочки и посыпали солью.

Рыбаков давно уже нет в этих местах, а вот чайки и бакланы чувствуют себя здесь превосходно.

Было ветрено, и в воздухе летала водяная пыль. Поднимаясь вверх, я как-будто взбиралась на небеса. Крутые ступени были мокрыми и скользкими, приходилось ступать с осторожностью. От посещения этого таинственного места у меня осталось такое чувство, словно я побывала в другом измерении. Не могу четко это объяснить, в Шотландии со мной такое случалось не раз. Видимо, наедине с собою я даю волю своему богатому воображению.

После Уолиго я направилась вглубь Хайленда, в другое удивительное и никому не известное местечко.

Как известно, на Британских островах люди жили еще в времена каменного века, и здесь сохранилось довольно много неолитических памятников. Каирны Камстер (Grey Cairns of Camster) — это каменные курганы, которым около 5000 лет. Еще с дороги я увидела груды серых камней, к ним вели деревянные мостки. Припарковав машину, я направилась к ним, понимая, что не зря съехала с главной дороги на проселочную и сделала приличный крюк. Это место было не просто удивительным, оно было уникальным. Каирн был сложен здесь доисторическими людьми 5000 лет назад, гораздо раньше, чем сюда пришли пикты и гэлы. Эти курганы гораздо старше египетских пирамид и зиккуратов майя. И вот я стою перед ними, трогаю руками и заглядываю внутрь.

Это другой мир, другое измерение, настолько древняя история, которую трудно осмыслить. Можно было пробраться внутрь каирна, открыв маленькую решетчатую дверь. Еле-еле протиснувшись по узкому и ужасно низкому корридору, согнувшись в три погибели, я оказалась в небольшом сводчатом помещении с большими камнями в стенах и потолком, сложенным их маленьких камней. Боже, как же они тут жили, неужели древние люди были настолько маленького роста? У меня чуть не случился приступ клаустрофобии в этой малюсенькой камере, и я поспешила выбраться на волю, рискуя застрять в тесном проходе.

На самом деле эти курганы использовались для ритуальных погребений. Здесь, среди болот Камстера, стоит длинный каирн с двумя внутренними камерами и круглый каирн без крыши. Обойдя все вокруг и прочувствовав атмосферу неолита без помех, потому что вокруг не было ни души, и ни одна машина не нарушила первозданную тишину, я поехала дальше.

Вернувшись на дорогу, ведущую вдоль побережья Северного моря, я проезжала мимо многочисленных старинных поселений, пока не добралась до одного очень богатого и известного замка Данробин (Dunrobin Castle).

К сожалению, замок уже закрылся, он работает всего до 16 часов, но можно было посетить сады. Размеры замка, его изысканная архитектура и богато декорированные фасады говорили сами за себя — роскошь, история и дух аристократизма окружали Данробин.

Великолепный замок Данробин

Сады тоже были достойными внимания. Зеленые лужайки с площадками для гольфа чередовались с четкой геометрией регулярного парка с цветочными клумбами и фонтанами. Парк доходил до самой оконечности морского берега, панорамные виды были потрясающими.

Покинув Данробин, примерно через 20 миль я приехала в Дорнох (Dornoch). Это был такой же атмосферный средневековый городок, как и многие другие в Шотландии. Однако, что-то особенное привлекло меня в Дорнохе, я пока что сама не понимала, что именно. Припарковав машину на центральной площади, я пошла побродить по городу. Каменные дома цвета насыщенной охры, гостиница в колоритном высоком здании, готический собор… Я зашла в собор, внутри он был довольно скромный, не особо выдающийся, как мне сначала показалось. Вокруг никого не было, я ходила по залам, рассматривая витражи. Некоторые были современными.

Вдруг я услышала за спиной приятный высокий голос, обернулась и увидела милую маленькую пожилую женщину, которая спросила, чем может мне помочь. На мои слова, что я туристка из России, она с живостью протянула мне буклет об истории собора на русском языке. Она предложила мне послушать небольшую экскурсию, конечно, я с радостью согласилась. Женщина, которую язык не поворачивается назвать старушкой, носила необычное шотландское имя — Мхайри. Она рассказала историю собора, начиная с 13 века, о том, какие короли здесь побывали и жертвовали на постройку храма, кто тут был похоронен, о большом пожаре в 16 веке и восстановлении собора в 19 веке. Также она поведала о том, что в 2000-м году сюда приезжала Мадонна и покрестила здесь своего сына Рокко, а сама венчалась с Гаем Ричи в замке неподалеку. Мадонна была поражена великолепной акустикой и даже исполнила песню в этих стенах. Видя мое неподдельное изумление, Мхайри, чтобы предъявить мне доказательства, тут же встала в центр собора и спела молитвенный псалом своим высоким звонким голосом.

Мне не хотелось уходить, эта пожилая женщина поразила меня до глубины души своей общительностью, бодростью, веселым нравом и харизмой. Почувствовав мой интерес, она поведала мне историю своей жизни. Мхайри была самой младшей дочерью в большой семье, и понимала, что на приданое ей не приходится рассчитывать, и с самого юного возраста стремилась помогать людям по мере своих сил, и даже хотела стать монахиней. В 18 лет она совершила отчаянный поступок, уехав в Индию в миссию матери Терезы. Она проработала там много лет, и не без гордости сообщила, что мать Тереза выделяла ее среди других сестер милосердия за бескорыстность и скромность. Сейчас она работает волонтером в соборе Дорноха, живет одна, и ей доставляет большое удовольствие проводить экскурсии для туристов. Еще она рассказала, что увлекается рукоделием — изготовлением крестиков из макраме и бисера. Она удивила меня еще больше, когда попросила меня оставить свой адрес, чтобы прислать мне крестик абсолютно безвозмездно.

Я искренне восторгалась самоотверженностью и добротой Мхайри, но адрес оставлять было неловко, не хотелось утруждать эту чудесную женщину, и я вежливо отказалась. Хотя потом жалела об этом.

Мы долго разговаривали, и я прониклась каким-то удивительно приятным чувством спокойствия и умиротворения, я была очень рада неожиданному и столь интересному знакомству. Оно еще сыграет свою важную роль в моем путешествии, и мой рассказ еще вернется к Мхайри, а ноги снова приведут в собор Дорноха, но об этом в свое время.

Длинный день уже клонился к вечеру, когда я приехала в маленький городок Хилтон, где меня ждала комната в гест-хаусе. Не обнаружив никакой вывески, я сомневалась, какой же дом мне нужен, и позвонила хозяину. На пороге меня встретил добродушный бородатый толстяк по имени Алистер. Гест-хаус только что открылся, и принимал гостей первый сезон. Видимо поэтому цены были более чем приемлемые, а уютные комнаты сверкали чистотой.

Когда я планировала поездку, сначала я забронировала этот отель на 1 ночь, но позднее изменила планы и захотела продлить проживание. На букинге моя комната была уже занята, и пришлось бронировать другой номер, по более дорогой цене. Когда я приехала и объяснила ситуацию Алистеру, он моментально решил проблему и поселил меня сразу в более дорогом и удобном номере, сказав, что сам разберется с другим постояльцем. Таким образом мне не пришлось переезжать из номера в номер, и я была безмерно благодарна хозяину за лояльность.

Заселившись, я сразу поехала ужинать, так как просто умирала от голода. В окрестностях имелся только один ресторан, в местечке Балинтор, поэтому вопрос выбора был снят. В провинциальной таверне на тихом морском берегу я насладилась ужином, в этот раз без алкоголя, ведь я была за рулем.

Спать я легла пораньше, потому что на следующий день с самого утра у меня было запланировано одно потрясающее событие, которого я ждала с нетерпением и к которому долго готовилась.

***

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия