Турист Ярослав Глухов (YaroslavGlukhov)
Ярослав Глухов — был вчера 19:10
Молодой учёный-африканист

Практика от университета. Родной Пермский край

Пермь, Кунгур, Лысьва, Чусовой, Кизел, Широковский + 2 города — Россия Июнь 2019

В начале я хочу выразить огромную благодарность географическому факультету Пермского государственного национального исследовательского университета, декану географического факультета А. А. Зайцеву, кафедре социально-экономической географии, руководителю практики, старшему преподавателю кафедры социально-экономической географии А. С. Лучникову, а также нашей группе ГРФ-3,4–2017 и бригаде — нашей дримтим. Без всех вас эта практика бы не состоялась.

Географический факультет — коллектив путешественников. И 2 года назад я сделал определённо правильный выбор, став студентом кафедры социально-экономической географии. На 1 курсе наша учебная практика проходила в Крыму и городах Поволжья и Юга России, а теперь — в городах Пермского края.

Практика от университета. Родной Пермский край

Мы посетили города юго-востока Пермского края и Горнозаводского Прикамья (востока края):

Кунгур — Лысьва — Чусовой — Губаха — Кизел.

Сразу скажу, что только благодаря практике я побывал в таких местах нашего по-настоящему огромного края. Я очень сильно сомневаюсь, что я отправился бы когда-то сам по такому маршруту, поэтому учебная практика подарила мне этот шанс!

12 дней мы были в «экспедиции», в рамках которой изучали социально-экономическую обстановку, проводили анализ территориально-функциональной структуры, изучали качество среды обитания человека, проводили социологический опрос населения, знакомились с промышленным, культурным и туристическим потенциалом территории. За время практики состоялись встречи с начальником сектора туризма Управления по экономическому развитию Администрации г. Кунгура, представителями Управления по культуре, туризму и молодежной политики Чусовского муниципального района, сотрудниками Губахинского краеведческого музея.

Цель практики — демонстрация возможностей общественной (то есть социально-экономической) географии в решении проблем комплексного развития территорий старопромышленного типа.

Практика от университета. Родной Пермский край

А теперь я объясню обычными словами суть практики по социально-экономической географии:

1. Мы посещали малые и средние города, то есть от 16 000 до 65 000 человек. Каждый из пяти городов, названия которых ни вам, читателям, ни нам, пермякам, ни о чём не говорят (за исключением Кунгура с его известной пещерой, о который вы скорее всего слышали), находится в разном социально-экономическом положении. Однако все эти города нельзя назвать успешными. В целом, это характерно для городов на периферии.
  2. В Кунгуре каждой бригаде досталась часть города (в моём случае — восточная окраина, половина из которой довольно-таки хорошая, а другая просто ужасна! И опять, я бы никогда сам эти микрорайоны не посетил, потому что как туристу смотреть там нечего). У нас была бумажная карта микрорайона с обозначенными зданиями. Наша задача — обойти почти всю территории и раскрасить здания в разные цвета (жилое здание, магазин, больница и т. д.).
  3. В Чусовом каждой бригаде досталось 2 микрорайона — «хороший» и «плохой». У нас также была карта, на который мы раскрашивали здания по количеству этажей, а также с указанием элементарных бытовых удобств.
  4. Соцопрос о качестве жизни в Губахе. Тут всё просто и понятно.
  5. Всё время мы смотрели, что в этих городах можно развивать: какой завод построить, какой музей создать, как привлечь специалистов. В общем, как сделать так, чтобы эти непривлекательные территории стали лучше. Однако чёткого представления об этом так и нет.
  6. Мы посетили 4 предприятия: «Металлист» в Кунгуре, Чусовской металлургический завод, «Метафракс» и «Губахинский кокс» в Губахе.
  7. Горнозаводское Прикамье — несколько промышленных городов Пермского края, расположенные между Кунгуром и Березниками. Губаха, Кизел и Гремячинск, а также иногда Лысьва.
  8. Социально-экономическая география — это всё, что связано с жизнедеятельностью человека, распространённое на территории. Поэтому она и нужна для решения проблем территорий.

А теперь я начну уже более подробный и интересный рассказ. Садитесь поудобнее, электричка из цивилизации отправляется в дремучую уральскую тайгу, в тот самый медвежий угол… В те места, которые практически никому не известны, даже пермякам и жителям края. Что уж тогда говорить о жителях страны. Однако эта малоизвестность лишь усиливает загадочность и красоту уральской природы. Той самой, где Хозяйка Медной горы и Данила-Мастер живут.

КУНГУР — Когда-то город купцов-миллионеров

Утро. Электричка Пермь — Кунгур всего за 2 часа доставила нас в один из самых красивых городов Урала. Да-да, Кунгур — самый красивый город (хочу заметить, именно город, а не его окрестности) на нашем пути. Хотя бы раз, но про Кунгур слышали практически все в нашей стране. Кунгурская ледяная пещера — тот символ города, о котором знают, которым восхищаются и гордятся. Если вы вдруг окажетесь в Перми, съездите на 1 день в Кунгур — вы не пожалеете!

Практика от университета. Родной Пермский край

Вспомним, что мы сюда приехали вообще-то изучать развитие города, его функции и проблемы, поэтому пещера не была в наших планах. Но мы и так все там по разу точно были. А вот на сам Кунгур, по крайней мере у меня, никогда не было времени, а только желание. И вот теперь он был тщательно исследован вдоль и поперёк!

Центр города — типичная купеческая застройка конца XIX — начала XX вв. Красивые церкви, усадьбы, небольшие скверы — здесь уютно погулять, представляя, как по этим же самым улицам ездили кареты с тогдашними миллионерами.

Тихвинская церковь и её колокольня — главная доминанта города, с вершины которой открывается лучший вид на Кунгур. Река Сылва, в изгибе которой и расположился город и золотоглавые церкви, расположенные по всем сторонам от церкви… Хотел давно подняться на эту колокольню, и я очень рад, что можно ставить «галочку».

Практика от университета. Родной Пермский край

На следующий день наша бригада исследовала восточные микрорайоны города, которые преимущественно 1-2-этажные. А ещё мы вышли к озеру в форме сердца — Кротовскому.

Кунгур оставил приятные воспоминания. Моё представление о нём изменилось только в лучшую сторону, потому что его историческое наследие — туристический магнит, хотя бы для жителей края. В городе есть проблемы, но при этом он очень даже хорош.

ЛЫСЬВА — И каски, и ливень

До Лысьвы мы добрались на междугороднем автобусе. Вообще про Лысьву знают немногие… Максимум, что вам ответят в Перми на вопрос: «Чем известна Лысьва и где она находится?» будет что-то наподобие: «Вроде это Пермский край, далеко от Перми, носки и кастрюльки вроде хорошие делают…»

Подхватив свои вещи на автовокзале, мы бегом помчались в Лысьвенский музей — музей каски. Здесь экскурсовод так подробно, наглядно и с примерами рассказывала о производстве касок во время Великой Отечественной войны и о заслуге лысьвенцев перед Родиной. На удивление, в таком небольшом городе располагается очень интересный музей!

После музея настал звёздный час нашей бригады — экскурсия по Лысьве. Туристу в городе можно найти пару симпатичных мест. Не так давно восстановленный Свято-Троицкий собор, улицы сталинской эпохи, два пруда — Лысьвенский и Травянский.

А ещё в городе есть уникальный по своей планировке парк, который сейчас носит имя А. С. Пушкина. Он спроектирован как регулярный французский парк. Это делает его достаточно необычным, особенно в небольшом городе. Если бы не жёсткий ливень, который гнал нас по лысьвенским закоулкам, мы бы посмотрели в Лысьве больше. Если говорить обобщённо о городе, то это несколько кварталов 5-10-этажных домой и бесконечный частный сектор, выходящий к берегам прудов.

Практика от университета. Родной Пермский край

Вымокшие до нитки мы забрали вещи и отправились на автовокзал. Оттуда мы уехали в Чусовой.

ЧУСОВОЙ — Природные красоты превыше всего

Мы жили рядом с Чусовым, на горнолыжном курорте Такман. Он известен многим в Пермском крае. Раз мы были летом, то получили возможность наслаждаться девственной природой Урала в полном одиночестве. Здесь, на высоком берегу реки Вильвы, были фееричные закаты, которые сопровождались густым туманом, тёплым ветром, трепающем волосы, и насыщенным свежим запахом хвои…

Практика от университета. Родной Пермский край

Утром мы отправились в город по дороге, «которая зимой нормальная». В Чусовом наша команда изучала два микрорайона, которые были застроены в разное время. Первый — Старый город 30-50-х гг. — представляет собой смесь сталинских кварталов и промзоны.

Здесь же находится довольно-таки известный Чусовской металлургический завод, который сейчас переживает упадок. На него нашу группу сводили на экскурсию: в музей и некоторые цеха.

Практика от университета. Родной Пермский край

Выполнив задания, мы отправились в Новый город, который похож на спальную окраину российских мегаполисов: 5-9-этажки, образующие широкие кварталы.

Однако город городом, а мы ведь в Уральских горах! Теперь поговорим о прекрасном — о природе. И я не преувеличиваю! Уральские горы, река Чусовая, изумрудные холмы — всё это вы увидите, как только выйдете из города. Вблизи города есть музей истории реки Чусовой. Под открытым небом располагается комплекс исторических строений, в каждом из которых располагаются различные экспозиции, рассказывающие про Ермака, местные традиции и так далее.

Практика от университета. Родной Пермский край

И всё это окружают живописные изумрудные горы, через которые проложены ЖД пути. И пусть был дождь, и пусть было прохладно — эти виды запали мне в сердце.

Практика от университета. Родной Пермский край

Есть в Чусовом ещё одна природная достопримечательность, которая оставила яркий след в памяти — Выш-гора. С неё открывается крутая панорама на окрестности. Виден весь Чусовой: и завод, и высотные кварталы. А между ними течёт река Чусовая, извиваясь меж заросших склонов…

Сверху вид дух захватывает! Ради этого стоило преодолеть подъём по практически отвесному склону. Карабкались-карабкались — и вот вознаграждение. Как давно я хотел побывать в Уральских горах — и спасибо практике за выполнение уже второй моей мечты.

Кажется, как будто бы Выш-гора парит над городом, свысока смотря на всё происходящее.

Практика от университета. Родной Пермский край

А ещё через Чусовую перекинут подвесной пешеходный мост.

А ещё в Чусовом находится музей В. П. Астафьева. Это хорошо, что его здесь помнят и гордятся его творчеством.

Таким я запомнил Чусовой. Если судьба вас закинет в Чусовой, сразу уезжайте покорять Выш-гору и любоваться окружающими природными красотами.

ГУБАХА — Величие Уральских гор

До этого лета я не имел даже малейшего представления, что такое Губаха. Ну да, я знал, что это «где-то». И всё. На деле оказалось, что это такой небольшой обычный советской городок, состоящий из нескольких посёлков.

В городе действительно необычно сделан Губахинский музей, где рассказывается про обычный распорядок шахтёров, их работу.

В центре города, так называемой Новой Губахе, расположен храм и несколько скульптур на центральных улицах. Вся жизнь города протекает именно здесь.

Благодаря практике мне удалось побывать в Губахе на двух предприятиях: «Метафраксе» и «Губахинском коксе».

Практика от университета. Родной Пермский край

Как я уже писал, сейчас Губаха состоит из нескольких посёлков. Верхняя Губаха — самый старый из них. На данный момент он представляет собой город-призрак, от былого величия которого остались разве что развалины ДК им. Калинина и несколько следов домов. Необычно, что зачастую здесь проводятся съёмки и фестивали.

Недалеко от Верхней Губахи, на берегу реки Косьвы, находится знаменитая надпись «Счастье в горах», такая своеобразная отсылка-ответ пермскому арт-объекту «Счастье не за горами». Надпись находится на склоне горы Крестовой, о которой я расскажу позже. Уже во всю льёт дождь, но разве это остановит нас, географов?

Практика от университета. Родной Пермский край

«Изнанка» знаменитой надписи — вид в другую сторону. Здесь находится горнолыжный курорт, пользующийся большой популярностью у жителей Пермского края и Свердловской области.

А сейчас я покажу самую лучшую локацию всей практики, то место, которое произвело на меня самое большое впечатление — гора Крестовая — вершина хребта Рудянский спой Уральских гор. Это настоящий бриллиант нашего края!

Практика от университета. Родной Пермский край

Добраться до горы Крестовой просто: пешая тропа из города выведет вас прямиком к ней. Крестовая — не единичный пик, а несколько останцев, которые простираются примерно на 500 метров. Важно отметить, что эти скалистые останцы и надпись «Счастье в горах» находятся в разным местах горы, поэтому перед посещением уточните их расположение.

Несложно забраться на вершину. Там можно переходить от одного останца к другому. Подъём совсем несложный, и он не сравнится с практически отвесным склоном Выш-горы в Чусовом.

Бескрайняя уральская тайга, вдалеке виднеются другие высоты гор. И в окружении изумрудных лесов — Губаха. Панорама очень живописная, отражающая всю красоту обширного Пермского края. Родного края, протянувшегося на 500 км от районов крайнего севера до южной тайги… Богатая природа, которая разбросала по территории, равной Австрии и Венгрии вместе взятых, сотни каменных вершин, чистых озёр, неспешно извивающихся и бурлящих рек, бескрайних равнин и лесов… Это гордость, сила и мощь Пермского края!

Именно на вершине горы Крестовой я понял, как люблю Пермский край!

Практика от университета. Родной Пермский край

Можно долго и много любоваться уральскими видами. К вечеру даже солнце пробилось сквозь сгущавшиеся весь день тучи, подарив небольшой, но всё-таки закат. Скупой на краски, но щедрый на эмоции…

Губаха — настоящее открытие для меня! Здесь такая величественная природа, которая меня поразила до глубины души, окружает совсем небольшой город, в котором находится аж 2 крупных завода. Наверное, Губаха стала для меня как туриста новым местом, которым я буду гордиться, будучи пермяком. И я понимаю, что если бы не университетская учебная практика, то я мог бы вообще никогда не добраться до сюда, не говоря уже о жителях других регионов России.

КИЗЕЛ — Добро пожаловать на дно

Всего в каких-то 30 км от Губахи находится ещё один промышленный город — Кизел. Город, если его ещё можно так назвать, успешно поднявшийся за счёт открытых здесь залежей угля — Кизеловского угольного бассейна — и разлетевшийся в дребезги осколок шахтёрской истории. Кизеловская экономика разваливается вот уже не первый десяток лет. Население уменьшается, приходит в упадок весь город.

По сути, ради этого мы и приехали сюда, чтобы посмотреть последствия и подумать над решением проблемы Кизела, когда-то столицы Кизелбасса, одного из бурно развивающихся городов Урала XX века.

Кроме центра города мы вместе с ветераном-шахтёром отправились на самую окраину города по мощёной дороге. Вы представляете, её сделали ещё в 20-30-х гг. прошлого века! Это тоже для меня было шоком, конечно. Намотав километра так 4, мы вышли к засыпанной шахте им. Ленина и реке Кизел грязно-ржавого цвета. А всё из-за строительства шахт и вымывания пород.

Что ж, я скажу, что посещение Кизела — тоже опыт. Своеобразный, даже очень. Кизел догорает своё существование.

И ЕЩЁ ПРО ГУБАХУ — посещение Широковской ГЭС

Следующий день был последним полным днём практики. С утра мы выполняли учебное задание, а во второй половине дня поехали в посёлок Широковский, расположенный недалеко от города. В нём находится одна из трёх ГЭС, расположенных в Пермском крае — Широковская. Так близко увидеть работующую ГЭС — это уникальный шанс, однако!

Эти места по-настоящему красивы, да так, что именуются не иначе, как Уральская Швейцария.

Практика от университета. Родной Пермский край

Душная маршрутка, извилистая дорога, лес, дома, перекрёстки… Мы вернулись в Губаху. Осталось меньше 24 часов до момента, когда я переступлю порог дома и скажу: «Это было незабываемо!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подходил час неминуемого окончания этой практики. Тех 12 дней, которые стали самым ярким событием за 2 курса на географическом факультете Пермского университета. Тех дней и ночей, что в памяти навсегда…

И вот электричка до Перми, собранные сумки и рюкзаки, сотни фотографий и новый опыт за плечами. Осталось доделать отчёт и защитить его в Перми через пару дней.

Красивая получилась история. И когда её вспоминаешь, на душе становится тепло…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия