Турист Виктор Мартьянов (so3537)
Виктор Мартьянов
был 24 января 9:55

Чегем — Россия, Сно, Тбилиси — Грузия Октябрь 2019

Постепенно Грузия стала одним из моих любимых туристических направлений. Поездки и путешествия по ней в течение последних семи лет, а бывало и не один раз в год, позволили убедиться, что это потрясающе красивая страна, с массой достопримечательностей, захватывающими горными пейзажами и, самое главное, с доброжелательными и гостеприимными людьми. Страшилки, которые вещают со всех утюгов меня мало пугали, как и моих сотоварищей. Мы истинное положение вещей представляли.
Построить маршрут по Грузии оказалось не так и просто, учитывая, что хотелось проехать новыми дорогами, увидеть то, что еще не видели.
Но, все-таки самое главное мероприятие, на котором мы в Грузии собирались присутствовать, это Праздник молодого вина и урожая — Тбилисоба.
Хотя, о нем чуть позже, а перед пересечением границы было решено заехать в Чегемское ущелье в Кабардино-Балкарии. Ранее там были, но только в начальной его части. Сейчас было решено проехать максимально дальше.
Не доезжая до Нальчика, в поселке Чегем надо по указателю повернуть направо и через полчаса дорога приводит в узкое ущелье к водопадам. Сюда приезжает подавляющее большинство туристов-отдыхающих.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Погода стоит сухая и воды в водопадах маловато. Тем ни менее, грандиозность окрестных скал можно ощутить в полном объеме.

Едем дальше по ущелью, которое после прижимов у водопадов расширяется и некоторое время близлежащие горы можно разглядывать издалека.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Эти дороги ведут в направлении Грузии, хотя проехать напрямую через хребты невозможно. Тем ни менее, погранпост есть и надо обязательно там зарегистрироваться. Для этого необходимы только российские паспорта и честное слово, что в Грузию пешком по горам не пойдем.
Эти места облюбовали всякие пернатые любители полетать на парапланах и дельтопланах — какие-то здесь, одним им известные восходящие потоки воздуха, якобы. Нам, не рожденным летать, а только ползать, сие неведомо, непонятно и потому сильно пугает.
Постояли, покрутили шеями любуясь на разноцветные парапланы

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Грунтовки становятся всё серьезней, выступающие камни приходится объезжать. На седанах здесь не пролезть. Местные этого не знают — на крутом подъеме стоял, дымил паром Жигуленок. Спросил — не надо чего? нет, брат, всё хорошо, остынет вода в радиаторе, поедем дальше.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

По боковому отвороту доезжаем до конечной точки нашей поездки, до водопада.
К сожалению, воды в нем мало. Да и идти до него далековато. Но, всё равно красиво.
Глядя на водопад, доели колбасу, которая еще осталась из Сочи.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Далее были выезд из ущелья, дорога до Владикавказа, ночевка в нём, Военно-Грузинская дорога (о ней я многократно рассказывал и в видео не раз показывал, поэтому опускаем).
Степанцминда. Первый город по дороге в Тбилиси. Здесь обычно меняют наши родные, деревянные на лари. Чего я делать не рекомендую — курс обмена грабительский, лучше потерпеть до Тбилиси.
Совсем недалеко от Степанцмины отворот с основной дороги в деревню, которая вдруг стараниями одного лишь местного жителя превратилась в модный и популярный туристический объект. Здесь начали строить гостиницы, улучшать дороги, ставить памятники.
Называется эта деревня — Сно.
Вернее, некую известность эта деревня имела и раньше — здесь в селе родился очень уважаемый в Грузии патриарх Илия — 2-й и сейчас находится одна из его резиденций, в центре села расположена небольшая крепость с боевой, оборонительной башней, и еще через село Сно проходит дорога в высокогорное село Джута, откуда любители пеших прогулок по горам могут сходить к разноцветным озерам и увидеть вблизи горный массив Чаухи.
Но, особую популярность и известность село получило после того как местный скульптор (имя и фамилию его мы так и не узнали, к сожалению) решил вблизи села устанавливать им же созданные каменные головы. На этих глыбах из местного камня он изобразил лица знаменитых людей Грузии.
Первые четверо это:
— Важи Пшавели — поэт и писатель, классик грузинской литературы,
— Илья Григорьевич Чавчавадзе — писатель, поэт, публицист, канонизирован грузинской церковь.
— Шота Руставели — грузинский поэт 12 века
— Александр Михайлович Казбеги — писатель, автор романа «Отцеубийство» (из которого, якобы, молодой Сталин взял себе партийную кличку «Коба»).
Кстати, говоря, я специально нашел и прочитал этот роман — никакой он не отцеубийца, этот главный герой романа. А ошибочно обвиненный. А потому и пришлось ему скрываться и бегать, прятаться по горам. На народного героя никак не тянет. Сталин, наверное, прочитал роман невнимательно.
Так вот. Сейчас каменных голов уже 8 и запомнить всех, кто там изображен не удалось.
Автор всех этих скульптур оказался рядом когда мы подъехали, в рабочей бытовке и вышел нам навстречу.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

После общения и его рассказа он задал вопрос, который всех поставил в тупик — кто изображен на ближайшей скульптуре. Посмотрите на фото — угадаете?))
Мы не угадали, хотя вариантов с пяток предложили — от Ильи Пророка и Георгия Победоносца до царя Давида Строителя.
Оказалось проще — Иисус.
Мне с Иисусом две тыщи лет назад жить по соседству не довелось, потому и не признал.
Но, главное, как сделано это изваяние. Эта каменная глыба не известняк, и не песчаник. Она кварцевая. А кварц резьбе не подлежит вообще, он крошится.
А теперь еще раз посмотрите на фотографию выше — за спиной скульптора аппарат, это компрессор.
Скульптура выполнена напором воздуха от компрессора!!! Подобного я еще не видел нигде.
Ну и остальные работы.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Все эти работа автор создает на свои средства и пожертвования. На поле стоит ящичек для этого.
Внесли свою посильную лепту.
А только мы собрались уезжать, приехало еще две машины — люди слышали об этих необычных творениях и едут смотреть.
Так житель заброшенного в горах Грузии села в одиночку превратил село в туристический объект.
Смотрим село, крепость с башней, храм-новодел, необычные заборы из местного камня, скульптуру царя Вахтанга Горгасала.

Асфальт в селе заканчивается и дальше идут грунтовки. Неплохие, но пыльные. Километров 10 пылим в направлении села Джута. Чтобы попасть на разноцветные озера от села надо прилично топать пешком, этого у нас, лентяев, в планах не было, но взглянуть на горный массив Чаухи с высотой около 4-х тысяч метров и, главное, поесть где-нибудь, хотелось.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

На месте оказалось, что никакие кафе-столовые в селе не работают, на горный массив взглянуть надо идти с полчаса, а то и больше в гору. Выяснение этого, не выходя из машины, заняло полторы минуты. Собрался уезжать, подбегает охранник — стоянка платная, 5 лари. (и это при том, что по всей Грузии, включая Тбилиси, стоянка 1 лари). Объяснения, что мы не стояли, не принимаются, переходит на крик, зовет помощников… Можно было бы, конечно, просто послать, но кому хочется скандала, тем более, далеко в горах в чужой стране. Отдал этой мрази, которая гордо именует себя гостеприимным грузином. Вот она на фото.

Вернувшись на Военно-Грузинскую дорогу осуществляем еще один заезд в сторону. За Жинвальским водохранилищем на озеро Базалети. Ничего так озерко. Рыбаки, отели на берегу, даже пляж.
При последних проблесках заката всё это смотрелось очень даже симпатично.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

В Тбилиси добрались уже чуть ли не ночью. Это было 4 октября.
Мы специально подгадывали так, чтобы к утру 5 октября быть в столице Грузии — 5 и 6 октября проводится Тбилисоба.
Тбилисоба — ежегодный общенародный праздник, посвящённый сбору урожая и городу Тбилиси, который традиционно отмечается в столице Грузии в первые выходные октября.
В это время в городе устраиваются ярмарки, шествия, концерты и спортивные мероприятия. Также проходит награждение выдающихся деятелей искусства и спорта званием «Почётный гражданин Тбилиси».
Впервые праздник состоялся 28 октября 1979 года, и с тех пор отмечается ежегодно.
В прошлом году мы были на этом праздновании. Но, во-первых, приехали с опозданием, а во-вторых, как-то не сильно Тбилисоба тогда и впечатлил. На второй день празднования я пол-дня слонялся по центру города, но ничего интересного толком не увидел. Тогда я плюнул на это дело, сел в уличном баре, пил пиво и рассматривал типажи иностранцев, которые так же слонялись туда-сюда в надежде увидеть то, ради чего они сюда припёрлись.
Сейчас мы были готовы к бою с самого начала.
Часов в 11 выбрались из своих «апартаментов» и направились в центр Старого города.
А он уже кипел, как котёл с грешниками в аду.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Толпы людей со всего земного шара. Немцы, англичане, французы, американцы, азиаты всех мастей, возгласы и восклицания на всех языках мира. Рассматривают, фотографируются, пробуют всё, что можно укусить, съесть или выпить, участвуют в давке винограда, приготовлении всевозможных блюд, подпевают ансамблям и уличным музыкантам, коих множество… Атмосфера всеобщего, народного праздника. По бесшабашности веселья мог сравнить только с сумасшедшим празднованием водного Нового года в Таиланде, Сангкрана - там неделю никто не пользуется мозгами, а заняты только тем чтобы плясать под заводную музыку и обязательно окатить любого попавшегося на глаза водой.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Центральные улицы заполнены небольшими палатками-шатрами, в которых представлены сцены повседневной жизни грузин. Мне особенно понравилось грузинское застолье — сидят, произносят тосты, чокаются, вроде, пьют, но на самом деле только имитируют — это же сколько надо выпить, если полдня сидеть и все время пить… Профессионалы!!!

К обеду, когда организм уже пресытился эмоциями и возникла необходимость дать ему пищу физическую, а попросту говоря, просто чего-нибудь поесть. По рекомендации одной из наших туристок (честно говоря, уже и не помню кто это был, прошу прощения) отправились искать семейное кафе «Николози». Нашли быстро.
Хозяин, Бесо, разговорчивый, приветливый грузин из всех посетителей выбрал нас для общения и от стола почти не отходил. Качество вина, блюд — выше всех похвал. Не скажу, что цены бросовые, как было написано в отзыве, но терпимые.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Вино настолько понравилось, что выпросили налить с собой по литру разного, хотя, в правилах заведения этого нет. А в разговоре выяснилось, что через пару дней Бесо едет за вином на свою историческую родину, где у него дом и где живет сын — в село под Амбролаури. О-о-о-о!!! А мы же тоже туда собирались, за хванчкарой. Договорились встретится дома у Бесо.
Во время гуляний в эти праздничные дни по Тбилиси, конечно, не могли не посетить Блошиный рынок. Я о нем уже не раз рассказывал, поэтому там даже не фотографировал. Тем более, там сейчас идет реконструкция и рынок немного поужали. И еще решили прокатится по Куре, которая теперь Мтквари, на небольшой лодочке. Услуга эта очень раскрученная, лодочек десятки, а мальчиков-девочек на всех набережных впаривающих вам билеты, наверное, сотни. С ними можно поторговаться. Что мы и сделали — выбрали самого уступчивого паренька и часовое катание в реке с бокалом красного (очень даже неплохого) вина на борту в придачу обошлось по 330 рублей с носа.
Сначала, к пристани ведут по тоннелю увешанному десятками красивых фоторабот, что уже само по себе интересно. А, учитывая, что попадаешь туда после жары на улице, еще и приятно.

Грузинский праздник Тбилисоба и то в Грузии, что еще не видели. Часть 1

Два дня в Тбилиси пролетели как один час.
На третий день собираемся ехать дальше. За один день я планирую проехать Гори и доехать до Кутаиси. Это, вроде, не сложно — основная трасса по Грузии очень хорошего качества и до Кутаиси можно доехать часов за 5. Но, я там ездил уже много раз, поэтому выбрал другую, неизвестную дорогу. Описаний что это за дорога, в каком она состоянии я не нашел в Интернете.
Вот и посмотрим.

Продолжение следует.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия