Турист Владимир Заруйкин (zaruikin1)
Владимир Заруйкин
был 23 декабря 2022 19:00

Волгоград — Россия Сентябрь 2019

Я — коренной волгоградец и поэтому про Мамаев курган знаю не понаслышке. Скажу больше, с памятником — ансамблем «Героям Сталинградской битвы», расположенным здесь же, мы одногодки. В семейном альбоме даже есть фотографии, где мне год от роду, а я уже на Мамаевом кургане. Поэтому мой рассказ про это священное место для всех Россиян, да и для доброй половины человечества, будет, что называется «из первых уст».

СМОТРИТЕ ВИДЕО «МАМАЕВ КУРГАН ВОЛГОГРАД. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ»

В один из сентябрьских дней я решил посетить Мамаев курган и пройтись по его площадям и аллеям. К слову, Мамаев курган лучше всего посещать в будний день, когда наплыв горожан и гостей города не так велик, и у вас будет возможность без лишней суеты все как следует рассмотреть. Можно сюда приехать в вечернее или ночное время, когда все композиции подсвечиваются особым светом, подчеркивая каждую деталь и замысел скульптора, участника Великой Отечественной Войны Е. В. Вучетича. Мамаев курган открыт 24 часа в сутки и вход на него бесплатный.

Мамаев Курган Волгоград. Виртуальная Экскурсия

Но, к сожалению, ветеранов ВОВ — свидетелей и участников тех трагических для нашей страны событий, в будний день вы уже не увидите. Приходят они сюда все больше на 9 мая, и то в сопровождении своих родных и близких, силы уж не те…

Экскурсию по Мамаеву кургану лучше всего начинать снизу, с т.н. Входной площади, где вас встречает входная композиция — горельеф «Память поколений». Здесь же расположены тумбы с надписями 13 — ти Городов — героев Великой отечественной Войны, в основании которых запечатаны капсулы с землей из этих городов.

От основания Мамаева кургана до его вершины вам предстоит преодолеть 200 ступеней, и это символично! Именно 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва, 200 дней и ночей кромешного ада и человеческого горя, 200 дней и ночей веры в победу!

Преодолев первые ступени, вы вступаете на аллею пирамидальных тополей, соединяющую Входную площадь и площадь «Стоять насмерть!». По задумке авторов, тополя символизируют почетный караул, вставший на вечную вахту памяти. В юбилейные и праздничные дни вдоль всей аллеи выставляются парадные знамена.

Мамаев Курган Волгоград. Виртуальная Экскурсия

Аллея пирамидальных тополей выводит вас на площадь «Стоять насмерть!», центральной композицией которой является собирательный образ воина — защитника родного отечества, и это не пустые слова. Если встать в непосредственной близости у кромки бассейна, в центе которого и расположена эта скульптура, то памятник «Родина мать — зовет!» при всей его высоте и масштабности скроется за грудой мышц воина — защитника, будто встав под защиту. Кстати, бытует мнение, что лицо воина — защитника скульптор Е. В. Вучетич лепил с дважды Героя Советского Союза, командующего 62 — ой Армией, маршала Советского Союза, Чуйкова В.И.(1900 — 1982), похороненного по его личной просьбе здесь же, на Мамаевом кургане, у подножия постамента «Родина мать — зовет!». Другого такого места на Мамаевом кургане вы не найдете!

Далее, вверх по лестнице, вам предстоит подняться между Стенами — руинами, задуманными авторами, как стены разрушенного Сталинграда, где воочию смотрят на вас защитники города. Кроме того, стены расписаны реальными надписями, оставленными воинами Советской Армии и гражданским населением, вроде той, что гласит: «Все для фронта, все для победы!».

Мамаев Курган Волгоград. Виртуальная Экскурсия

Стены — руины выводят вас на Площадь Героев, где по центру расположен прямоугольный бассейн, символизирующий Волгу, и шесть монументальных композиций, рассказывающих о подвигах воинов — сталинградцев. Самой знаковой из них является та, что показывает, как два солдата сбрасывают фашистскую гидру в волжские волны.

Мамаев Курган Волгоград. Виртуальная Экскурсия

Далее вас ждет одно из самых важных мест Мамаева кургана — Зал воинской славы, где по центру взвилась ввысь рука с факелом вечного огня, а на стенах начертаны имена 7200 воинов павших в боях за Сталинград. И список этот далеко не полный.

Мамаев Курган Волгоград. Виртуальная Экскурсия

Вы идете по залу и невольно вглядываетесь в имена погибших, в надежде найти знакомую фамилию. Хотя я точно знаю, что из моих родных и близких никто не умер в Сталинграде, а моя бабушка, Дуюнова Пелагея Георгиевна, воевавшая здесь, дошла с боями до озера Балатон и встретила победу 9 мая в полном здравии, я все равно ищу знакомое имя…

Перед тем как подняться на самую вершину Мамаева кургана, к монументу «Родина мать — зовет!», вы попадаете на Площадь Скорби, где скорбящая мать вся в слезах оплакивает своего сына.

И вот она «Родина мать»! Главная скульптура на главной высоте России!