Турист larabi
larabi
была сегодня 0:07

Щецин — Польша Сентябрь 2019

Готовясь написать отчёт о посещении Щецина, где-то на просторах интернета прочитала, что его называют «самым молодым старым городом» Польши. Скорее всего потому, что восстанавливать город после войны начали позже, чем другие города страны, но это моя версия.

Делиться впечатлениями о Щецине оказалось сложно. Рассказывать в устной беседе много легче. Там уже от интонации и жестикуляции становится всё проще и красочней. Вы можете мне возразить, что фотографии расширяют возможности и облегчают повествование. Но я не достигла успехов в фотографии, т.ч. у меня фотографии не всегда совпадают с впечатлением и настроением. А впечатление от посещения Щецина у меня до сих пор восторженное.

Планы посетить Щетин возникли, когда была оплачена неделя на курорте Барлинека — всё ближе чем из Дрездена ехать.

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

Вообще, это идеальное место для посещения тем, кто отдыхает на курортах Балтики (Ostsee) с любой стороны от немецко-польской границы. Удивительно что на touristen.ru до сих пор нет большого отзыва туристовцев о посещении, хотя, думаю многие там побывали. В эту поездку мы решили ограничиться просто прогулкой по городу, но в следующую поездку на приграничную Балтику будем осваивать внутренние интерьеры музеев, церквей и театров!

Мы отправились в Щецин в субботу и были приятно удивлены что парковка в центре города по выходным бесплатная. Даже не поверили (дорогОй предупреждал, что на знаке есть информация, но я известная перестраховщица) и засунули в парковочный автомат монету в 5 злотых. Автомат благодарно проглотил угощение и отпрыгнул талон, где с барского плеча было разрешено стоять на этом месте до утра понедельника. Место было неплохое: за Морским музеем и напротив памятника Мицкевичу, поэтому о деньгах в бюджет города не жалели, тем более что в будний день парковка не дёшева.

Огляделись и сразу заметили «красную линию».

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

Сразу скажу: молодцы организаторы городского пешего туризма! Хорошо спланированный маршрут, длиной 7 км, ведет к самым интересным достопримечательностям Щецина. Весь маршрут отмечен красной прерывистой линией на асфальте, достопримечательности пронумерованы там же на асфальте и кроме этого на достопримечательностях каждый найдет информационные таблички на трёх языках: польском, немецком и английском + QR-код. В туристических информационных центрах можно взять карту с маршрутом. Вот, везде бы так.

Памятник польскому национальному поэту Адаму Мицкевичу отмечен номером 16.

Памятник работы Щетинского скульптора Славомира Левински (Sławomir Lewiński) установили в 1960 году на месте, где до войны была установлена конная статуя немецкого императора Фридриха III. За памятником находится парк имени Стефана Жеромского, разбитый в 1810 году на месте бывшего кладбища и расширенный в начале двадцатого века.

Далее по маршруту мы пошли к высотке PAZIM. По дороге попалась православная церковь и памятная глыба (убей, не знаю кому).

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

Русскую ортодоксальную церковь св. Николая (Parafia Prawosławna Św. Mikołaja) освятили 17.09.2011. Церковь — 26 м в длину, 16 в ширину и 25 в высоту, вмещает 500 человек.

По дороге к высотке обратили внимание, что дорожное движение регулируют военные, а по дорогам временами проносятся черные мини кортежи с мигалками. Военных фотографировать не стали, помня о европейском законе о охране информации.

Оказалось, что в городе проводилось какое-то праздничное мероприятие НАТО с парадом военных кораблей. Парада мы не видели, а о том что из этого мероприятия видели — чуть позже.

Башню PAZIM построили в 1992 году.

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

В башне и комплексе зданий, примыкающим к ней, находятся торговый центр, бюро, банки и отель «Radisson Blu», на 22 этаже находится панорамное кафе с чудесными видами.
Вообще, мы не планировали подниматься наверх, тем более, что мини кортежи везли туда на завтрак VIP-гостей.

От PAZIM мы притопали к Королевским воротам и филармонии.

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

Барочные Королевские ворота (Brama Królewska) были построены в 1725–1727 годах как часть крепости.

Филармония — ее новое здание было спроектировано испанскими, точнее Барселонскими архитекторами Fabrizio Barozzi (г.р.1976) и Alberto Veiga (г.р.1973).

Построили её на месте концертного зала, разрушенного в годы Второй Мировой войны. Интерьер филармонии охватывает более 12 000 квадратных метров, расположенных на четырех этажах, большой зал вмещает 950 слушателей, а зал камерной музыки рассчитан на 190 мест. Филармонию торжественно открыли 05.09.2014 года

ДорогОй здесь заприметил ресторан, а я пыталась сфотографировать «Ангела свободы» (Anioł Wolności), бронзовую скульптуру в 9 тонн весом и 11 метров высотой, установленную на площади Солидарности в августе 2005 года к 25-й годовщине образования профсоюза «Солидарность».

Площадь такая большая, что никак не хотела умещаться в один кадр.

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

При такой концентрации объектов даже с «красной линией» кое-что упускаешь. Видеть-видишь, но вникать не успеваешь. Так мы упустили PRZEŁOMY (Изменения) — Национальный музей в Щецине — это проект с широкой выставкой, документацией и образовательной программой. Он находится буквально под площадью и вход напротив Воеводского комиссариата полиции г. Щецин, вплотную примыкающего к филармонии.

Сам комиссариат — неоготический комплекс зданий, построенный в 1902—1905 гг. Здание комиссариата захватывали во время рабочих протестов в декабре 1970 года.

Рядом с площадью находятся церковь Петра и Павла (Kościół św. Piotra i Pawła).

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

Она датируется первой половиной 15-го века. Раньше на этом месте была деревянная церковь, которую уже в 12 веке, во время первого периода христианизации построил епископ Отто фон Бамберг.
В период 1425 -1440 гг. её заменили готическим каменным сооружением, которое было расширено в последующие века. Во время осады в 1677 году церковь была в значительной степени разрушена, и только один неф был реконструирован. В этом небольшом зале церкви особенно примечателен богато украшенный деревянный потолок 17-го века.
Говорят, что на наружных стенах есть терракотовые головы с портретами жителей Щецина — не заметили. Внутри церкви мы не были, а вам советую не пропустить, т. к. это одно из немногих исторических зданий города, которое почти не пострадало во время бомбардировок 1943 и 1945 гг.

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

Через дорогу — и «красная линия» привела нас к так называемым профессорским домам и Мариенгимназии.

Мариенгимназию построили в 1830–32 гг. на месте сгоревшей в 1788 году Коллегиальной церкви св. Марии. В 1262 году герцог Барним I подписал указ о учреждении Коллегиальной церкви Пресвятой Девы Марии. Это была самая большая и самая красивая церковь города, но так как она была и самым высоким зданием, то и горела она от попадания молний в 1579, 1598, 1648, 1781 и в 1789 году сгорела окончательно. Раз была коллегиальная церковь, то был и Колледж св. Марии, который включал в себя здание школы, трапезную, спальню, кухню, подвал, дом главы, церковные дома и пивоварню. После 1550 года на улице Мариацкой № 25 был построен дом с большой аудиторией, столовой и жилой площадью для студентов. Рядом, в доме 26 было административное здание под названием «Wirtschaft», в котором находились административная комната, зал суда и архив. В подвалах были склады с вином, пивом, дровами, карцеры для студентов и для служек. На чердаке был склад зерна, который доставлялся туда в ящиках с помощью специальных кранов на крыше. Во дворе была пивоварня (студентам колледжа полагалось по пол литра пива каждый день).

Профессорские дома — это дома № № 6–12, где жили ректор и его заместители, деканы, архидьяконы, капелланы, органисты, ризницы и другие.

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

После того, как город был захвачен прусскими властями по распоряжению короля, друг инженера разработал в 1737 году проект по перестройке домов в классическом стиле. В конце 18-го века в домах профессоров находился гарнизонный госпиталь, а в начале 19-го века после реконструкции был охранный арсенал. До войны в домах опять переоборудовали под квартиры. И, после реконструкции от военных повреждений, они остаются квартирами до сегодняшнего дня.

Прямо рядом с Мариенгимназией — дом, в котором в 1729 году родилась русская императрица Екатерина II, урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg), будущая жена русского царя Петра III. Отец будущей императрицы, князь, А́нгальт-Це́рбстский, в то время находился на службе прусского короля и был комендантом крепости Штеттин. Сегодня здание является резиденцией страховой компании.

Вообще в Щецине родились две русские царицы: Екатерина II и её сноха, вторая жена Павла I — Мария Федоровна, урождённая София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Auguste Luise von Württemberg). Отец Марии Федоровны, как и отец Екатерины, тоже служил комендантом крепости Штеттин.

Следующий достопримечательностью на нашем пути стал Собор св. Якуба (Kościół Św. Jakuba). Он был построен в конце 14-го века под руководством Щецинского мастера-строителя Генриха Брунсберга (Heinrich Brunsberg) в стиле кирпичной готики по образцу Мариенкирхе в Любеке.

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

Строительство церкви было инициировано горожанами Штеттина. Позднее церковь перестраивалась несколко раз. Трехнефная церковь была разрушена в 1677 году в результате военных событий, но впоследствии была восстановлена. В 1894 году рухнула западная башня — её восстановили. Вторая Мировая война также оставила свой след, в результате воздушных налетов рухнула башня высотой 119 м и серьезно пострадал неф. Реконструкция церкви продолжалась ещё в 1970-х годах, а башня была восстановлена ​​только в 2008 году, сегодня её высота 110,80 м., и наверху есть смотровая площадка.

В соборе хранятся мощи «Святого Отто Бамбергского» (1065–1139) и сердце композитора Карла Лёве (Carl Loewe, 1796–1869), проработавшего в городе почти 50 лет. Интересными историческими частями собора являются триптих 14-го века, купель крещения и алтарь. Стоит увидеть и большое витражное окно.

Из-за впечатляющей акустики здесь часто проходят концерты, особенно органной музыки. В здании, помимо прочего, находится Епархиальный музей.

Перед церковью установлен колокол 1682 года,

Щецин — самый молодой старый город Польши. Часть I

a рядом с собором сохранился дом священника 15-го века.

Что-то не получается у меня уложиться в одном рассказе про город Щецин, будет продолжение