Турист samike

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Национальный парк расположен почти на самом севере Беларуси и практически примыкает к границам Латвии и Литвы, от информационного центра парка до Латвии всего 11 км, до Литвы чуть дальше — 24 км. Как следует из названия, основная достопримечательность парка — это его озера, их тут больше семидесяти!

В парке мне очень хотелось поснимать птиц: лебедей, цапель, журавлей, бакланов и т. п., а также более крупных животных: оленей, ланей, косуль… Телевик 55–300 был куплен несколько лет назад, но на «серьезное дело» я с ним до сих пор не ходил:) И вот этот момент настал!

Для начала немного географии:

Беларусь «крупными мазками», часть 5

Центр национального парка находится в городе Браслав, который, в свою очередь (как видно на карте), частично расположен на перешейке между озерами Дривяты и Новято.
Мы жили в деревне Розета, расположенной на противоположном относительно Браслава берегу озера Дривяты. Возможно, это не самое лучшее (эстетически) место для проживания, я читал, что гораздо красивее на озере Струсто (там холмистый ландшафт, виды и все такое), но когда я бронировал проживание, на Струсто уже было все занято((
Если же вы, а главное, ваша семья, дружите с палаткой и спальником, то в парке имеется множество подготовленных стоянок с навесами, беседками, столами, иногда с дровами и т. п. Возможно, это не самый плохой вариант — непосредственно на лоне природы:)

Немного о Браславе. Впервые название Браслав употребляется в XVI в. (как Браславль и Braslaw). Руины замка на Замковом холме Браслава существовали до конца XVIII века. В 1795 году город отошёл к Российской империи и стал уездным центром. Сейчас является административным центром Браславского района Витебской области, проживает здесь около 10 тыс. человек.

На этой картинке хорошо видно как удачно расположен город между двух озер:

Беларусь «крупными мазками», часть 5

Вид с Замкового холма на костел Рождества Девы Марии, на Успенскую церковь и озера Дривяты и Новято:

Пляж Браслава:

Браславские лодочки:

Беларусь «крупными мазками», часть 5

На этом про Браслав пожалуй все, так как основной нашей целью был национальный парк:)

Правда сначала наш отдых в национальном парке не задался… (забегая вперед скажу, что только сначала, потом наладилось:)
Хорошо знакомые с национальными парками соседней Прибалтики, мы действовали по ранее отработанной схеме, а она довольно простая:
1. Посещение информационного центра парка (карты, брошюры, различная доп. информация, мини-музей, если он есть и т. п.)
2. Прогулки по туристическим тропам парка, пешие и вело.

Несколько обломил уже первый пункт: информационный центр. Хотя ничего не предвещало, т. к. сам инфоцентр (Браслав, ул. Дачная, 1) находится в очень красивом месте — на берегу озера Береже. Здание симпатичное, кругом все культурно (белорусы это умеют), травка подстрижена, к озеру ведет красивая тропинка в окружении сосен и т. п. Но в самом инфоцентре с информацией было не густо, т. е. из печатной продукции не было ничего того, к чему мы привыкли в Прибалтике. Точнее вообще ничего не было, кроме карты парка:((Кстати, карта оказалась очень хорошей, большой и подробной — это плюс! В общем, постояли на берегу озера Береже напротив инфоцентра — поизучали карту, полюбовались на лысуху и ее птенца и тем самым постепенно начали знакомство с парком:)

Беларусь «крупными мазками», часть 5

Две самые «раскрученные» туристические тропы парка — это «Слободковская озовая гряда» и «Гора Маяк».

Экологическая тропа «Слободковская озовая гряда» — читаем в Википедии и просвещаемся: О́зы (от швед. ås — «хребет, гряда») или э́скеры (от ирл. eiscir — «гряда или возвышенность») — линейно вытянутые, узкие грунтовые валы высотой до нескольких десятков метров, шириной от 100–200 м до 1–2 км и длиной (с небольшими перерывами) до нескольких десятков, редко сотен километров.

Слободковская гряда расположена между двумя озерами — Недрово и Потех. Ее длина примерно на 1,5–2 км, ширина оза — 200–250 м, относительная высота — около 30–50 м. У начала тропы есть небольшая туристическая стоянка с беседкой:

Беларусь «крупными мазками», часть 5

Тропа по гряде имеет протяженность 4,6 км. и вдоль практически вся заросла деревьями и кустарниками, в том числе заросли все смотровые точки, т. е. тех видов, о которых восторжено написано на многих сайтах в интернете, вы уже не увидите:((только лес и лес вокруг…
Это конечно разочаровало, потому что сквозь редкие просветы в деревьях можно было (с трудом) увидеть, что (теоретически) эти самые виды должны быть прекрасны! Животных нам не встретилось, хотя мы крались по тропе как индейцы, соблюдая полную тишину. Птицы тоже особо не попадались. Только тропинка в лесу, тишина и легкий шум листьев…

Беларусь «крупными мазками», часть 5

На следующий день мы прогулялись по экологической тропе «Гора Маяк».
Читаем на официальном сайте парка: «Гора Маяк — это лучшая обзорная точка Национального парка „Браславские озера“, у подножья которой берёт свое начало экологическая тропа „Гора Маяк“. Это уникальный природный объект, расположенный между озерами Снуды и Струсто, с вершины которого открываются исключительные по живописности и великолепию природные ландшафты и озерные глади, с многочисленными островами и отмелями».
В реальности все оказалось как всегда прозаичнее. Вроде бы относительная высота «горы», составляющая 45 м достаточна, чтобы полюбоваться прекрасными видами на озера, но… снова «виновата» растительность, хотя здесь часть горы и не покрыта лесом и определенные виды имеются… На самой высокой точке горы (холма) есть смотровая площадка, представляю, какие с нее могли бы открываться виды, будь она чуть повыше!

Беларусь «крупными мазками», часть 5

В отличие от озовой гряды, здесь уже много людей — и на горе и под горой, где расположены туристические стоянки. Каким-то чудом мы встретили на горе косулю (или лань — сложно было рассмотреть), она пару секунд смотрела на нас, потом скрылась в кустарнике…

В общем, по результатам этих двух троп мы загрустили. «А где же?…», «а как же?…« — задавал я себе бесплодные вопросы и уже на следующий день судьба смилостивилась над нами в виде (сафари) парка Мекяны. Очередной раз печально просматривая раздел «Активный отдых» на сайте национального парка, я обратил внимание на пункт «Сафари-парк Мекяны». Внимательно перечитав, я понял, что кроме вольеров с животными там есть и кое-что поинтереснее, а именно еще один огромный «вольер» (если так можно сказать) площадью почти 1300 Га, в котором проложены два туристических маршрута — пеший (4 км) и велосипедный (7 км)…
В первый раз мы приехали в Мекяны на следующий же день примерно в одиннадцать часов утра (или дня?:). Погода была пасмурной и прохладной, смотритель парка сказал, что такая погода сильно повышает наши шансы увидеть животных! «Каких уж там животных…» — грустно подумали мы, «если хотя бы одну косулю встретим, уже будет хорошо». В общем, взяли напрокат велосипеды и выехали на тропу…

А вот на тропе все сразу пошло как надо: сначала белые и серые цапли, потом журавли, потом лани, олени… в общем, полный восторг! Животные, конечно, близко не подпускали, но телевик 55–300 позволил кое-что снять (сейчас, по результатам поездки, я купил уже более длиннофокусный объектив, планирую протестировать в следующем сезоне…).

Косуля европейская:

Лань европейская:

Благородные олени:

Журавли:

Белая цапля:

Беларусь «крупными мазками», часть 5

Такая насыщенная встречами с животными часть тропы имеет длину порядка 4 км из 7-ми. Оставшиеся 3 км — это уже совсем не то: там идет строительство автодороги, говорят, что в самом центре парка Мекяны будет база отдыха:(Беспредел какой-то! Замечательный уголок природы — в опасности!
Официально (летом) парк работает с 05:00(!) до 22:00. На следующий же день я приехал к 05:30, смотрителей парка у КПП не обнаружил и скорей побежал на тропу. Успел немного поснимать животных, но после 08:00 как отрезало — все животные исчезли, т. к. уже после 08:00 солнце стало жарить «не по-детски»! Еще через день снова приехали всей семьей, но было еще жарче, и нам повезло еще меньше — только несколько зайцев и несколько журавлей…

В целом, сафари-парк Мекяны на территории национального парка «Браславские озера» — это прекрасное место для наблюдения за животными. Если приехать пораньше утром, или наоборот, попозже вечером, то шансы увидеть и поснимать животных очень высоки. Правда следует учесть, что животные очень пугливы и нужна длиннофокусная оптика и (или) бинокли.

Заключительная часть следует:)

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия