Турист Инна Зеленова (Innok)
Инна Зеленова — была 24 августа 2021 13:55
Вызываю весну!

Улаган — Россия Август 2019

Здравствуйте. Сегодня продолжу про алтайские каникулы, наш третий день в Горном Алтае.

Собрались с утра на перевал Кату-Ярык, что в Улаганском районе, потому что я видела пару фоток оттуда и мне тоже понадобилось. Грунтовка началась почти сразу за Акташем, что никак водителю энтузиазма не прибавило. А что делать? Мне же надо. Из-за того, что клиренс небольшой у машины, а дорога периодически радовала неравномерностью рельефа, ехали мы очень медленно (по моим меркам холерика).

Практически сразу доехали до Красных ворот — местная достопримечательность, образованная при строительстве дороги в результате взрывных работ. Название ворота получили из-за того, что в солнечный день скалы приобретают яркий розовато-красный оттенок. Жаль, когда мы проезжали через них, солнца не было и это были просто скалы, нас никак они не впечатлили. Однако, после них настроение на поездку поднялось.

Красные ворота и река Чибитка

Поехали дальше. На пути было много озёр и очень живописные места, но решили сильно не отвлекаться, тем более скорость передвижения позволяла любоваться из машины, по крайней мере, мне:)

Сделали остановку перед Улаганским перевалом, полюбовались озером Киделю, сказали «Привет» ледникам и поехали дальше.

На самом перевале мы были примерно через час после старта. Здесь уже прогулялись немного. Перевал является частью особо охраняемой природной территории Республики Алтай «Природный парк Ак Чолушпа». Его высота 2080 м, это один из высочайших автодорожных перевалов на Алтае, но подъём затяжной, потому не кажется крутым и высоким.

Вид с перевала на Курайский хребет

Для местного населения Улаганский перевал — это священное место.

Информационный баннер на вершине перевала

Тем временем, мы едем дальше. Проехали Улаган, Балыктуюль, ехали и ехали.

Горный Алтай — ван лав. День 3. Улагааааан!

И вот такое местечко мы подобрали для обеда:

Оринтировочно через тридцать минут после обеда устроили фотосессию на фоне озера Учкёль (вот сейчас даже «пунто свитчер» матюгнулся на название и поменял раскладку. И, если быть честной, название озера я только сейчас посмотрела на яндекс.картах)

И, барабанная дробь, через час после озера и пять часов общего пути мы доехали до перевала Кату-Ярык! Преодолели мы порядка 80 км (47 км от Улагана), но дорога оставляет желать лучшего, особенно, если вы едете на низком хетчбеке. Если у вас машина повыше, вы бы тоже пролетали мимо нас. Скажем, мы всё ещё ехали туда, а навстречу ехали уже оттуда. А мы там часов пять гуляли сами. А вот и перевал и река Чулышман:

Горный Алтай — ван лав. День 3. Улагааааан!

Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в ~ 70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).

Если спуститься вниз и проехать дальше, можно доехать до Телецкого озера, а откуда на пароме переправится в сторону Артыбаша и поехать до Горно-Алтайска. Я прям загорелась когда-нибудь таким маршрутом проехать, не быть привязанной к одному месту на базе и не ездить по одним и тем же дорогам. Но не в этот раз.

Мы спускаться вниз не стали, пошли гулять по смотровой, которая находится на высоте 1200 м над уровнем моря. Смотровая — это просто такое название. Возле парковки есть кафешки, а как таковой площадки не выделено. Мы просто шли вдоль реки, удивляясь, как меняются виды и как по-прежнему страшно смотреть вниз.

Чулышманское нагорье с водопадом высотой около 100 м
Горный Алтай — ван лав. День 3. Улагааааан!
Кто-то постарался на славу!

Как видно, вылезло солнце, было тепло, красиво и радостно. Дошли почти до конца гряды. Обозначили для себя последний камень «вон тот», после которого всё, назад.

И всё, назад, к машине.

Нельзя просто так взять и пройти мимо забора

Проехали совсем немного в сторону дома и увидели ещё одну смотровую. На ней вообще не было народу — разъехались на своих высоких автомобилях, не иначе, ну, или она была не очень приметная. И мы вышли опять гулять. Обнаружили ещё один водопад.

Горный Алтай — ван лав. День 3. Улагааааан!

Там, наверху, очень страшно. Нашли какой-то утёс, я пока сидела на нём, вроде как была спокойна, но отчётливо ощущала, как мои ноги порываются уйти оттуда, подальше от края!

Последняя фотография колоритного камушка и теперь точно домой.

Горный Алтай — ван лав. День 3. Улагааааан!

Поехали примерно в 19 часов, на закате, уставшие и довольные. Назад мы ехали уже быстрее, сделав остановку в Улагане (доехали за 1 ч 50 мин.), где взяли что-нибудь перекусить («Мария Ра» есть даже там). Оттуда мы ехали уже в потёмках при свете очень-очень яркой луны, как будто бы умытой. Дома были в 23 часа. Впереди последняя ночь в Горном Алтае, прощание и дорога в Чемальский район.

И в качестве постскриптума бонус с Красных ворот: