Николай Лебедев
был вчера 18:09

Энгельберг — Швейцария Март 2019

В марте этого года я превратил в реальность одну из своих мечт — покататься в Альпах. Совпало все — наличие свободной недели плюс праздник (8 марта), хорошая компания и, пожалуй, самая интересная в плане каталки альпийская страна — Швейцария. И моим первым курортом в этой стране был Энгельберг.

Сразу же в аэропорту Цюриха мы нашей веселой компанией спускаемся на станцию высокоточных швейцарских поездов и держим курс на курорт. Поезда в этой стране — отдельная песня, расскажу про них отдельным постом. Коротать время в пути помогли разговоры, спиртосодержащие продукты, предусмотрительно приобретенные в дьюти-фри Домодедово, а также швейцарский сыр, предусмотрительно приобретенный в супермаркете в аэропорту по обычным, совсем не аэропортовым ценам. Наша гостиница располагалась около вокзала, так что это был, пожалуй, один из самых быстрых маршрутов «аэропорт — отель».

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Очень кстати в здании отеля оказался не только лобби-бар, что само собой разумеющееся, но и приличный бар Yucatan. Устраивать апре-ски там можно не снимая горнолыжных ботинок, вход есть как с улицы, так и из отеля, а также в наличии залы для курящих — ох уж эта бездуховная Европа! Впрочем, учитывая швейцарские цены, после пары-тройки кружек в баре я решил заглянуть в обычный супермаркет, чтобы в номере на всякий случай было что — иначе я себя неуютно чувствую. И вот если в баре выпивать накладно, то в супермаркетах цены на алкоголь… ну, не то чтобы невысокие, но вполне приемлемые.

Свой в доску

Энгельберг — кандидат на звание самого универсального курорта страны. Поскольку на горе Титлис, у подножия которой находится Энгельберг, есть ледник, здесь можно открывать сезон очень рано, а заканчивать — очень поздно. Для большинства трасс это начало декабря и конец апреля соответственно, но выше, на леднике, трассы доступны уже с октября, и закрываются как правило только в конце мая.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Универсальность Энгельберга заключается не только в пролонгированном сезоне катания, но и в широком кругу потенциальных горнолыжников и сноубордистов. Тем, кто любит «погорячее», отлично подойдет северный склон Титлиса. Высота за 3000 метров, преобладание красных и черных трасс, трехкилометровая трасса для любителей фри-райда, обладателям досок понравится хаф-пайп на Йохпасе или фан-парк в Штанде, также уверенно стоящим райдерам можно смело рекомендовать 12-километровую трассу от Титлиса и до нижней части курорта с впечатляющим перепадом высот в 2000 метров.

Новичкам и недавно освоившим лыжи лучше начинать с зоны Брунни — километровый перепад высот, пять подъемников и 12 километров трасс, хотя есть там и красные. Также не самым опытным райдерам можно подняться выше — на плато Гершниальп, находящееся на высоте чуть более километра и обладающее синими и учебными трассами. На эти зоны катания часто есть спецпредложения намного выгоднее регулярного прайса. Кроме того, на курорте действует несколько горнолыжных школ (Schweizer Skischule, Prime ski school, Active Snow Team) и даже детский сад, куда можно отдать детей с двух лет пока родители катаются. Стоимость групповых занятий начинается от 65 франков в день, индивидуальных уроков — от 330 франков.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Можно вместо лыж использовать велосипед :)

В снежном плену

В первый день мы, жадные до снега, решили взять от жизни все и попытались забраться как можно выше. Да, это нам удалось, но видимость была такая, при которой пилоты не задумываясь уходят на второй круг. Однако для настоящих руссо туристо нет преград, и вот я сижу на подъемнике и не всегда вижу Диму, который сидит рядом. Алину, Алёну, Юру и нашего местного ангела-хранителя Барбару я не вижу вовсе.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

«Ребята, вы уверены, что хотите спускаться по этой трассе, которая больше похожа на целину? Еще не поздно сесть на подъемник и вернуться вниз!» — спрашивает нас Барбара. Ей едва ли 20, но в таком возрасте катающийся швейцарец уже обладает недюжинным опытом. «Ноу проблем!» — отвечаем мы, после чего Барбара говорит «ОК!» и через миг исчезает. Между порывами ветра, когда горизонтальный снегопад на секунду превращается в вертикальный, я вижу её удаляющийся комбинезон и, понимая, что без этого ориентира, когда даже ограждения трассы не видны, останусь здесь до улучшения погоды, стартую.

Не знаю, чем я думал, когда брал в прокате лыжи для карвинга, ведь уже было понятно что наверху погода не сулит ничего хорошего, и отратраченные трассы уже через полчаса при таком снегопаде превращаются в рыхлые сугробы. На этих тонких лыжах я утопал и с трудом поспевал за парнями — им было проще: Юра взял лыжи для пухляка, а Дима был единственным среди нас сноубордистом, поэтому, не считая видимости, они были в своей стихии. Девочки же были тоже на карвинговых лыжах, и имели более выраженный, чем у меня, инстинкт самосохранения, так что я был между ними и мужской частью нашего коллектива. Барбара, разумеется, периодически останавливалась и ждала нас всех.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Пустынные трассы с очень редкими райдерами то и дело сотрясались от криков:

• Коля, ты где? Я, ***, тебя вообще нихрена не вижу!
  • Дима, я сзади, а где Юра?
  • Он давно уже наверное внизу, пьет кофе с Барбарой!
  • Нет, ребята, я тут, рядом, иду на обгон, ой, ***, твою ж!
  • Ты в порядке?
  • Да, но подожду отставших девочек.

Погода в горах может измениться в мгновение ока, что и произошло. Шквалистый ветер с обильным снегопадом сменился солнцем и штилем. Видимость улучшилась, но кататься по такому снегу все равно было крайне тяжело. К тому же стартовые условия у всех отняли немало сил. Скатившись еще пару раз, понимаем, что пора вниз, иначе завтра просто не сможем встать.

Культур-мультур и швейцарские цены

Я же говорил, что Энгельберг универсален? Вот тут-то, после не совсем задавшегося катания, нам это и пригодилось. Наряду с обильным снегом курорт предлагает богатую культурную программу. Ее основа — бенедиктинский монастырь, основанный ещё в 1120 году. Экскурсию по этой старинной достопримечательности можно дополнить созерцанием строений «прекрасной эпохи» — периода до Первой Мировой войны, а также посещением сыроварни, чем мы и воспользовались.

От стоимости швейцарских сыров слёзы наворачиваются на глаза. У нас они стоят очень сильно дороже. Да-да, швейцарцы везде занимают нейтралитет, и к санкциям не присоединились, так что начать знакомство со страной вы можете в ближайшем крупном супермаркете еще дома! Ну, а мы отправились ужинать в традиционный ресторан Alpenclub.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Традиционные швейцарские блюда отличаются обилием мяса, картофеля и в целом весьма калорийные

На сыроварне Энгельберга можно непосредственно поучаствовать в создании продукта

Кстати о ценах. Дневной ски-пасс для взрослого стоит 65 франков, детский — 26. Ски-пасс на неделю для взрослых — 328, для пенсионеров — 262, для детей — 131 франк. Прокат лыж или сноуборда стартует от 25 франков в день и от 120 франков в неделю. Весь прайс-лист есть вот тут, а по этой ссылке — подробная информация про Энгельберг: цены, состояние склонов, количество открытых трасс, погода.

Уютные улочки городка

Вообще, Энгельберг — довольно бюджетный для Швейцарии курорт, возможно поэтому здесь несколько ограничен выбор хороших отелей. Но те, кто знают страну, в курсе, что даже что-то недорогое по местным меркам будет неизменно высокого качества. Просто тут — без излишеств, и не так много отелей расположено рядом с подъемниками, имейте это ввиду, если для вас такой момент принципиален.

Отель и путь наверх

Мы остановились в отеле Hotel Bellevue-Terminus. Отличный реновированный отель в старом здании, номера — новые, свежие и чистые, и даже пиво в лобби-баре стоит адекватных денег. Находится не у подъемника, но у самого вокзала, что удобно в плане логистики. А до станции фуникулера ходит бесплатный автобус, остановка прямо через дорогу от входа в отель, так что тут никаких напрягов не было — в первый день мы во всей амуниции вместе с другими любителями снега загрузились в автобус и уже через 5 минут были у подъёмника.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

С первого подъемника в хорошую погоду открывается вот такой вид на курорт

Немного России в Швейцарии :)

Впрочем, до подъемника можно и прогуляться пешком, что я и сделал в качестве зарядки на второй день. Благо при наличии ски-пасса на станции у подъемника можно оставить свои лыжи или сноуборд, а также горнолыжные или сноубордические ботинки, и отправиться налегке в отель — хоть пешком, хоть на том же бесплатном автобусе. При этом всю ночь ваши боты и перчатки будут сушиться на специальных сушилках! Эти самые сушилки мы оценили в первый же день, когда взмокшие насквозь спустились после взрывания обильнейшего снегопада.

Райское наслаждение

Второй день катания с самого утра обещал быть отличным, и обещание свое сдерживал все время, что мы там были. Ночью не было снега, и ратраки привели склоны в идеальное состояние. Но я, памятуя об изменчивой погоде и ожидая подвоха, а также держа в голове количество выпавшего снега вчера, взял лыжи для пухляка, чтобы попрактиковать внетрассовое катание, ну и вообще получить новый опыт — ведь мои личные лыжи это классический карвинг с совсем небольшим допуском на бездорожье.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Сравните с фотографией этого же подъемника в начале рассказа :)

Встать на такие лыжи после классики — как пересесть с обычного автомобиля на полноприводный. Я чувствовал, что могу больше на целине, и из-за излишней самоуверенности пару раз несильно, но разложился на склоне. А один раз даже срезал мини-лавину, которая меня и накрыла — не увидел двухметровый обрыв впереди, а когда увидел, оттормаживаться было уже поздно, пришлось прыгать параллельно склону и срезать кусок наста. В общем, ощущения — фантастические, я давно не получал такого удовольствия от катания.

Осваивал вот такой офф-роуд

Эту лавину срезал не я, оно само!

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Активно катаясь, не забывайте восполнять запас калорий!

По размеченным трассам конечно тоже покатался вдоволь. И освоил, мне кажется, все типы подъемников кроме бугельного — его я вообще за всю поездку обнаружил только в Лейкербаде. До «перевалочного пункта» от самого курорта идут кабины, дальше в основном — 4-местные креселки, на полюбившейся мне трассе были 2-местные.

Аутентичный подъемник с 2-местными креслами

Трасса, которую обслуживает этот подъемник

Вершина

Но самый шик — новый круглогодичный подъемник Titlis Rotair, он поднимает вас к самому леднику, на самую высокую точку курорта, представляет собой вращающиеся (первые в мире такого типа!) кабины вместимостью 75 человек. Длина подъема — почти полтора километра, высота — чуть менее 600 метров, преодолевает эта штуковина всё менее чем за три минуты. Люди размещаются стоя, и благодаря вращению наслаждаются видами Альп на 360 градусов.

Titlis Rotair

Вид с вершины

Titlis Rotair — само по себе классное развлечение, я видел много туристов без горнолыжной экипировки. К тому же он поднимается на высоту 3062 метра над уровнем моря, а ощутить эти цифры на себе и полюбоваться открывающейся панорамой — бесценно! К тому же на вершине есть отличные рестораны, гроты, проложенные прямо в леднике, а также крышесносный подвесной мост Titlis Cliff Walk между двумя пиками. По ледниковой пещере я прогулялся, а на мост уже не успевал, точнее мог бы, но видимость была уже не очень, мне показалось, что лучше быстро запечатлеть его сверху и скатиться вниз с самой-самой вершины нон-стопом, преодолев перепад высот в 2000 метров.

Подвесной мост Titlis Cliff Walk

Оборудованная пещера в леднике

Здесь же расположен один из самых высокогорных баров Европы — Ofen Bar на высоте 3250 метров над уровнем моря, но в него мы не попали. А ещё не получилось опробовать на себе кресельный подъемник Ice Flyer над ледником Титлис в Glacier Park. Все-таки два дня — маловато, нужно сюда приезжать на 3–5 дней. Это оптимально, дольше — будет скучно тем, кто привык постоянно кататься на новых трассах. Но если вы только постигаете азы катания — можно остаться и на неделю.

Впервые в Альпы. Энгельберг и его Титлис

Ну а мы собрали вещи, выписались из отеля Bellevue-Terminus, перешли через дорогу и сели в поезд в сторону Церматта. Путь от номера до кресла поезда — 5 минут. Быстро, точно, по-швейцарски!

Полезные штуки

в Энгельберге

Турист Андрей (RuA)
Эх, хочу работать в Екатеринбург ))
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Эээ, а Екатеринбург-то тут совсем не при чем) Из Москвы до Швейцарии даже ближе!
Турист Наталья Ильина (valerovna)
Кататься в такой снегопад, это, конечно, круто!
Надо экшн камеру на себя крепить, тогда бы читатели смогли увидеть всё воочию)
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Камеру мог взять, но к моему шлему она не крепится. В следующий раз продумаю этот вопрос детальнее. Хотя что там видеть - на фото вот ясно же что в метре уже видимости нет)
Турист Наталья Ильина (valerovna)
Я у Варежкина в иг видео видела (в хорошую погоду), офигенно смотрится. Динамика хорошо передаётся.
Турист Николай Лебедев (Borracho)
https://www.youtube.com/watch?v=QEcAPPAZ0V8 вот такое у меня есть. лет 7 назад, телефон прижал маской и вперед)
Турист Наталья Ильина (valerovna)
Караул, там же между деревьев!)
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Ну а что делать, если от обычных трасс Уральских гор адреналин уже не вырабатывается?)
Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Снегопад, солнце,
срезал мини-лавину, которая меня и накрыла
-адреналин, рядом друзья-отличный отдых, Николай!!
всю ночь ваши боты и перчатки будут сушиться на специальных сушилках!
-классно, не надо самим заботится об этом!
Турист Николай Лебедев (Borracho)
О да, в плане сервиса я там вообще смотрел на все как будто с другой планеты прилетел!
Турист Elena Итенберг (Leolik)
Красота. Культурно, калорийно и в хорошей компании.)))
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Главное кататься активно, чтобы калории не задерживались!
Турист ollennka (ollennka)
Виды, конечно, обалденные. А что за черепушка в алмазах на фото из монастыря?
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Это Король Ночи! Ну, по крайней мере похож, а другой инфы у меня нет, может там останки какие-то...
Турист Марина Федорова (FMarina)
Вообще ни разу не лыжник, но завидую!
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Я тоже не всегда был лыжником!
Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Я б на подъемнике покаталась. И вниз тоже на подъемнике.
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Так многие делают. Особенно китайские туристы)
Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Коля, смотрела-читала сейчас твой рассказ и вспоминала, как на прошлой неделе Оля повела нас на просмотр фильмов про фри-райдеров . Они в КЗ катались на великах - представляешь, как они неслись от Клыков Босжиры вниз? Эти же ребята и на лыжах напрямки катаются, скачут аки горные козлики с обрывов, лавины подрезают. Красиво, аж жуть берет! ты мне напомнил всю эту красоту! )))
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Я всегда восхищался такими ребятами, это ж какие нужно иметь... Ну, скажем, характеры!)
Галя, и не говори. Тоже фильм вспомнился))) Особенно после слов:
один раз даже срезал мини-лавину, которая меня и накрыла
😱 Коля, лихач ты оказывается с...характером!😉
Турист Михаил Странник (Chedty)
12 километров трасса это конечно здорово. Очень понравилось место! В Швейцарии ни разу так и не покатался, катался недалеко во Франции. За вас порадовался.
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Михаил, я так понял вы во Франции часто бываете. Заезжайте, там рядом)
Турист Михаил Странник (Chedty)
Я там несколько раз заезжал, прямо на лыжах, благо пограничников нет)
Турист Николай Лебедев (Borracho)
А я вот таким образом в Церматте чуть в Италию не уехал!
Турист Настенька Павлик (Nasten_ka_Pavlik)
Коля, просто класс! Тоже хотела бы попробовать покататься в Швейцарии. Хотя и в Австрии тоже хорошо
Читала описание вашего катания в непогоду, так аж мурашки побежали по коже. Хотя и в хорошую ты такие финты выписывал
Турист Николай Лебедев (Borracho)
В хорошую как раз и выписывал финты, а когда в первый день был аццкий снегопад ехал со всей осторожностью. Ярко-оранжевые ограждения трассы реально не всегда были видны)
Турист Ольга Канунникова (Olga-Valeriia2017)
Какая красота , энергия и позитив !
Турист Алла Шабалина (ala)
Ну вы, блин даете! Нырнуть со склона в нулевую видимость, а еще рассуждаешь о каком-то инстинкте самосохранения
Ски-пасс на неделю для взрослых — 328,
Однако! Но потом, когда прочитала, что в цену входит хранение лыж и ботинок у подъемника, поняла, что терпимо.
Трассы, высоты, ледник, пещеры, мост, история - зачетное место, как его...Энгельберг! Только что так мало, всего 2 дня? Поняла, что потом перехали в Цермат, но зачем если и тут классно?
А вообще - круто! Завидую, но...прыть уже не та, да и Африка зачеркнула лыжи в этом году
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Была цель посмотреть три разноплановых курорта, а времени было всего неделя, поэтому в таком темпе. А по стоимости - в Розе Хутор недельный стоит 15 210 рублей, ненамного дешевле.
Турист Елена (sonnenschein)
«Ребята, вы уверены, что хотите спускаться по этой трассе, которая больше похожа на целину? Еще не поздно сесть на подъемник и вернуться вниз!» — спрашивает нас Барбара.
эти сумасшедшие русские, так видимо решила Барбара.
Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Коль, а какие варианты есть, если уже поднялись в снежную пургу?! Ну, не спускаться же на подъемнике обратно. Как-то это не спортивно))) Съехали аккуратненько, еще и повторили. Зато смотрю, как вы все на такую погоду экипированы хорошо. Я по глупости в аналогичных условиях на горе Айкуайвенчорр в Мурманской обл. на ночных покатушках была с одной легкой шапочке. Уже лет пять хожу с отмороженной щекой))) вторую приходится румянить)))
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Так бодро читал твой комментарий, пока не дошел до Айкуайвенчорр)) Это покруче исландского вулкана!
Конечно не спортивно на подъемнике вниз, поэтому я ни разу в жизни так не делал и не собираюсь. Только вперед! Слабоумие и отвага - мой девиз по жизни! Но экипировка очень важна, тут лучше перебдеть, у меня бывало порой даже с собой два варианта балаклав, к тому же с такими перепадами высот наверху запросто может быть на 10 а то и 15 градусов холоднее, особенно в Церматте это чувствовалось.
Опыт не пропьешь)))
с собой два варианта балаклав
вот это я понимаю подготовочка!!! Не то что я - пленный француз в плену Хибин)))
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Опыт не пропьешь, но его можно получить. Уверен что ты после Айкув... Мурманской области стала более внимательно относиться к вопросу экипировки)
Турист Oleg N. (Nomad)
Круто, конечно! Хоть я на лыжах в последний раз стоял классе этак в шестом, и слава Богу, но на горы полюбоваться - это да!
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Когда мне друзья заявляют про отсутствие интереса к лыжам, я всегда говорю им: давай я тебя сниму со стакана и поставлю на лыжи)
Турист Oleg N. (Nomad)
Да нет, стакан тут ни при чем...
Турист Николай Лебедев (Borracho)
Но вообще, не считая трех месяцев на костылях, стакан не сказать чтобы сильно мешал)
Турист Oleg N. (Nomad)
Вот с костылями и неохота общаться... Возраст уже, кости плохо срастаются... )))
Турист Вадим Брянск (vadimbryansk333)
Я, ***, тебя вообще нихрена не вижу!