Турист Константин Андреевич (Kostacurta)
Константин Андреевич
был 20 июля 2021 1:42

Сочи — Россия Сентябрь 2019

Начну рассказ с того, что поделюсь с замечательной аудиторией сайта Туристер.ру (а аудитория у этого сайта действительно замечательная) радостным событием случившимся в нашей семье. Дамы и господа, рад представить Вам нашу дочь — Киру Константиновну!!!

Россия. Сочи центральный

Рождение дочери совпало у меня с очень загруженным графиком работы, поэтому наш 2019 был непростым (родители меня поймут). Только в сентябре мне удалось выкроить жалких десять дней, чтобы куда-то вывезти семью и тут встал вопрос: куда? Времени на планирование поездки не было совсем (о внезапном возможном отпуске я узнал накануне), плюс супруга мне твердила про опасность акклиматизации для самого младшего члена семьи. Все взвесив, мы решили посетить главный курорт нашей страны — Сочи.

Солнечный Сочи. В последнее время из этого города делают самую настоящую южную столицу. Правительство пихает в него всё, что только можно: спортивные события, международные конференции, легализация азартных игр, строительство дорогих отелей и горнолыжных курортов — все направлено на то, чтобы город приобретал известность и статусность, богател и расцветал. Мы до этой поездки были в Сочи только проездом, так что сравнить, как город изменился за последние несколько лет мы не могли. Но учитывая весь информационный бэкграунд, ожидания от города Сочи у нас были завышенные.

Россия. Сочи центральный

Сразу оговорюсь: в этом рассказе речь пойдёт только о центральном районе города. Чтобы быть еще точнее, вот граница территории, внутри которой мы перемещались (под номером 1 отмечена квартира, в которой мы остановились: Горького, 87):

На карте под номерами: 1 - наше временное жилище ; 2 - ж/д вокзал ; 3 - морвокзал ; 4 - Навагинская ул ; 5 - Набережная р. Сочи ; 6 - Дендрарий ; 7 - парк Ривьера ; 8 - пляж Звёздный ; 9 - пляж Ривьера ; 10 - зимний театр ; 11 - Исторический пр ; 12 - собор Архангела Михаила ; 13 - художественный музей ; 14 - центральный рынок

Агломерация «Большой Сочи» нам не покорилась в виду совсем еще нежного возраста Киры Константиновны и ее непредсказуемого поведения. Роза Хутор, Олимпийский парк — все эти новые достопримечательности пришлось оставить на «как-нибудь потом».

«Но мы же будем в центральном районе» — думал я, предполагая, что именно этот район должен быть «лицом» города, его «визитной карточкой»: то есть самым красивым, модным, прогрессивным. Так как остальные районы Сочи мы пока так и не увидели, надеюсь, сочинцы ответят мне, прав я был или ошибался. Мне же пора сворачивать затянувшуюся преамбулу и переходить непосредственно к рассказу.

Центр города

Центра города, как такового, в Сочи нет. Ну, в привычном нам понимании этого значения. Город молодой: с конца 19 века он только начал рассматриваться как курорт. В царской России здесь охотно скупали участки под дачи зажиточные граждане. Потом пришли большевики, все отобрали, национализировали и с 30-х годов прошлого столетия начали строительство города-курорта по советским лекалам. Так что градостроительный план, основная «фактура» города была заложена еще при Иосифе Виссарионовиче.

Россия. Сочи центральный

Как мы для себя определили, та территория, в пределах которой мы перемещались, как раз и является деловым, культурным и экономическим центром города. И она, откровенно говоря, разочаровала.

Мы понимали, что от Сочи не стоит ждать россыпи исторических достопримечательностей и вычурной архитектуры зданий, но предполагали, что центральному району сделают пластику, нанесут макияж и красиво оденут, чтобы людям было не стыдно показать. Не-а. На улицах, разбегающихся от ж/д вокзала, на нас хмуро смотрели старые, обшарпанные фасады зданий и полукустарные рекламные вывески, а дорогу постоянно преграждали совсем не гостеприимные заборы. Куда не пойди, обязательно в какой-нибудь упрешься. Пытаясь обойти огороженную территорию, мы сталкивались с другой трудностью: отсутствие пандусов для колясок. Сочи — город холмистый, улиц без спусков / подъемов почти не найдешь, но вот о колясочниках позаботились далеко не везде. Вот и приходилось папе, чертыхаясь, то и дело тягать коляску с Кирой Константиновной.

Россия. Сочи центральный

В вечернее время город плохо освещен. Стоит свернуть, к примеру, с вокзальной площади на Московскую улицу, как вы погружаетесь почти в полную темноту. Город сразу кажется каким-то неуютным и неживым. А ведь мы находимся в центре модного курорта, а не в спальном районе промышленного посёлка… А где же яркие огни витрин, рекламных вывесок? Ощущение веселья и беззаботности? Мне должно здесь хотеться кутить и сорить деньгами, а не выбежать поскорее из темного переулка. Но за исключением небольшой территории у самого побережья, центр Сочи в темное время суток выглядит угрюмо.

В светлое время суток внешний вид города «спасает» климат, в котором он находится. Буйство зеленых красок — здесь все растёт как на дрожжах. Обилие непривычных нашему глазу пальм и прочих экзотических растений замыливает глаз, и неприглядные дома вроде уже и не так плохо смотрятся… Добавим к этому почти всегда сияющее солнце и становится совсем хорошо.

Россия. Сочи центральный

Но вот если на секунду представить, что будет если весь архитектурный ансамбль Сочи взять, и перенести в условную Ленинградскую область — что получиться? Рискну предположить, что очередной депрессивный райцентр с небольшим количеством достопримечательностей.

Достопримечательности.

Главными достопримечательностями, а так же главными символами города являются шпили двух вокзалов: железнодорожного и морского. (на карте под номерами 2 и 3). Оба здания выдержаны в одном стиле и оба мне очень понравились. Железнодорожный вокзал вообще мне показался одним из самых красивых в России: изысканный и торжественный экстерьер очень удачно вписан в городскую застройку и великолепно смотрится с любого ракурса, с какой стороны к нему не подойди.

Россия. Сочи центральный

Вечерами включается подсветка, зажигаются огнями большие буквы ВОКЗАЛ и он становится еще более хорош собой. Мы внутрь вокзала не попали, но говорят, что и интерьеры здания не отстают от эффектного внешнего вида. В общем, это великолепные «ворота» города, через которые, по старинке, на курорт приезжает очень большое количество отдыхающих со всей страны.

Архитектура морского вокзала еще более изыскана. Стройные ряды колоннад, эркеры, открытые воздушные галереи придают зданию монументальный и одновременно легкий, курортный вид. Но главное достоинство морского вокзала — это башня со скульптурной композицией и высоченным шпилем, увенчанным звездой на конце.

Россия. Сочи центральный

Морской вокзал и его окрестности самое пафосное место в Сочи. В гавани размещена стоянка для частных плавсредств, некоторые из которых откровенно роскошны (впрочем, уже само наличие собственного причала в таком месте признак хорошего достатка). Внутри вокзала россыпь бутиков премиум класса, а в открытых галереях располагаются столики дорогого (правда бестолкового) ресторана. Так же от морского вокзала рукой подать и до самых престижных отелей города.

Россия. Сочи центральный

Очень похожи друг на друга и следующие две достопримечательности: зимний театр и художественный музей (на карте под номерами 10 и 13). Оба здания, так же как и городские вокзалы, имеют практическое применение и тоже хороши собой. Архитектура их лишена легкомысленного южного акцента и более всего напоминает строгие фасады зданий в стиле классицизма, коих очень много, например, в Петербурге.

Мимо художественного музея вечером мы не проходили, а вот зимний театр застали в теплых ламповых лучах подсветки. Смотрится привлекательно.

Россия. Сочи центральный

Последней значимой достопримечательностью, которую мы посетили в рамках изучения центральной части города, является собор Архангела Михаила, вместе Иверской церковью и парковой территорией, прилегающей к нему (на карте под номером 12). К собору ведет впечатляющая кипарисовая аллея.

Очень непривычно выглядят православные купола в обрамлении тропических пальм и великанов кипарисов. Впрочем и сам собор внешне отличается от привычной нам церковной архитектуры.

Россия. Сочи центральный

Весь ансамбль зданий расположен очень компактно и лаконично. Любому туристу, приехавшему в Сочи, Собор Архангела Михаила надо посетить обязательно.

На этом с основными достопримечательностями центрального района, пожалуй, и всё. Каждому решать много это или мало, а как по мне, так маловато будет. Если я что-то упустил, незаслуженно обделив вниманием какой-нибудь интересный объект, добро пожаловать в комментарии к рассказу. Мы же переходим к паркам города.

Парки.

Мы были в двух парках: Дендрарии и Ривьере (на карте под номерами 6 и 7 соответственно). Начнем с номера шесть на карте.

Россия. Сочи центральный

Парк Дендрарий находится в микрорайоне Светлана и разделен пересекающим его Курортным проспектом на две части: верхнюю и нижнюю.

Наиболее интересна верхняя часть парка. От центрального входа начинается дорожка, которая петляет как змея, чтобы подъём по ней был не таким крутым и утомительным. А набор высоты в верхней части парка внушительный. Для лентяев и таких как мы, посетителей с колясками, есть сразу две альтернативы пешему подъему: фуникулёр и паровозик. Мы выбрали второй вариант и через пару минут были уже на обзорной площадке с панорамными видами на разлитое внизу море и город.

Россия. Сочи центральный

Около верхней станции фуникулера можно погулять в настоящем лесу с вековыми деревьями, представленными здесь в широком видовом разнообразии (даже североамериканская секвойя присутствует).

Дендрарий, как и любой другой ботанический сад, поделен на географические зоны с характерной для них растительностью. Спустившись чуть ниже, мы попадаем из дремучего леса в обширные пальмовые плантации. Следуя далее по маршруту можно побывать в роще с эвкалиптами, аллее сакуры, зайти в китайский дворик и другие тематические уголки парка.

Россия. Сочи центральный

В центре верхней части парка располагается вилла первого хозяина и создателя всего этого великолепия — известного в своё время литератора Худекова. Дачу отгрохал себе Сергей Николаевич нескромную. От виллы, названной в честь супруги литератора «Надеждой», вниз ведет торжественная лестница, которая заканчивается помпезным фонтаном в окружении скульптур и тропических пальм.

Россия. Сочи центральный

Нижняя часть парка, в отличие от верхней, располагается на равнине и она значительно меньше верхней по площади. Главным украшением этой части парка является каскад прудов, рассекающих территорию на две почти равные части. Оформлены водоёмы неброско, но аккуратно: берега обрамляют каменные набережные, украшенные кованным ограждением и беседками-ротондами, по границам прудов разбиты дорожки, утопающие в роскошной листве субтропических растений.

Россия. Сочи центральный

В планировке нижней части парка так же достаточно четко прослеживается деление на зоны: рядом с благоухающим розарием разбита аллея с цветущими олеандрами, есть бамбуковая роща и стройные ряды исполинских кипарисов, значительную территорию занимают лиственные и хвойные деревья умеренных широт.

Кроме разнообразной флоры в нижней части парка можно наблюдать и представителей животного мира: по водной глади прудов скользят грациозные лебеди, в кронах деревьев прячутся белки, организовано несколько вольеров, птичников и даже целый морской аквариум.

Россия. Сочи центральный

Чем бы я подытожил нашу прогулку по Дендрарию? Вроде бы парк и ничего — собрана хорошая коллекция расстений, придуманы и воплощены в жизнь несколько очень интересных идей. Добавляет баллов парку его ландшафтность, перепад высот, благодаря которым есть несколько обзорных площадок с действительно замечательными пейзажами.

Но в тоже время, на мой взгляд, чего-то Дендрарию не хватает, чтобы стать жемчужиной садово-паркового искусства… Ни разу во время прогулки с нами не случилось эффекта: «Вау! Как они это сделали?», или: «Такого раньше мы нигде не видели». Значительная площадь парка не использует весь свой потенциал: во время обхода территории мы то и дело натыкались на скучные, заброшенные или просто неустроенные локации. Как итог: будете в Сочи, посетить парк стоит. Для разнообразия. Не побываете — потеряете немного.

Второй парк — Ривьера. Этот парк находится около устья реки Сочи, то есть совсем рядом с морским побережьем и пляжами (номер 7 на карте).

Россия. Сочи центральный

Ривьера — это парк, который обрадует ребятишек в возрасте от 5 до 10 лет. Тут и замок сказочный свой есть, напоминающий что-то среднее между русским теремом и знаменитым Нойшванштайном с мультипликационных заставок Диснея.

В достаточно обширной «зеленой зоне» парка выделяется поляна Дружбы, на которой отмечались различные известные личности посадкой магнолий, о чем свидетельствуют памятные таблички рядом с деревьями. Около поляны находится еще одна рукотворная достопримечательность — пруд, очертания которого повторяют границы Черного моря с отметками городов-курортов российского побережья. Не бог весть какая достопримечательность, но все же.

Россия. Сочи центральный

Большая часть парка отдана под развлечения детей — множество каруселей, аттракционов, декораций по мотивам знаменитых кинопроизведений. Все они рассчитаны на детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста — подросткам здесь будет уже не интересно. Тут можно сделать памятное фото с ручной обезьяной или русалкой на пиратском корабле, наесться вдоволь сахарной ватой и поп корном, прокатиться на детском электромобиле или сигвее — все как и во множестве других детских парков, раскиданных по территории нашей страны.

Главная гордость Ривьеры — это сочинский дельфинарий, расположенный на территории парка. Рекламные буклеты обещали захватывающие представления с морскими жителями, но на них мы не попали — Кире Константиновне подобные мероприятия еще не по возрасту и более десяти минут мы бы вряд ли высидели. Зато нам очень по душе пришелся контактный зоопарк, расположенный здесь же, на территории дельфинария. Пушистые кролики обступили маленькую Киру и охотно брали угощение из ее ручек, чем приводили дочь в неописуемый восторг. Вытащить ребенка обратно на улицу без скандала уже не получилось.

Россия. Сочи центральный

В целом, Ривьера оставила приятные впечатления. Это конечно не Диснейлэнд, но чувствуется желание руководства парка подарить малышам радость. Здесь явно нет большого бюджета, но имеющимися ресурсами, как мне кажется, распоряжаются максимально эффективно. Кстати, под брендом Ривьера есть еще один объект поблизости — общественный пляж, к описанию которого мы как раз сейчас плавно перейдем.

Пляжи

Все эти достопримечательности, парки и даже благоприятный климат не сделали бы Сочи курортом России номер один. Черное море — вот что нужно жителям огромной суровой северной страны. А что бы этим морем как следует насладиться, нужны комфортные и удобные пляжи, на территории которых и проводят почти весь свой отпуск большая часть отдыхающих. Мы побывали на двух крупных пляжах, находящихся по соседству друг с другом: Звёздный и Ривьера (на карте под номерами 8 и 9 соответственно.

Россия. Сочи центральный

Пляж Звездный принадлежит одноименному отелю, но даже если вы не его постоялец, за определенную плату вас пустят на территорию. Снаружи все выглядит просто замечательно: белоснежное ограждение, украшенное столбами с вазонами и каскадом легких воздушных арок. Отдав кассиру денежку, вешаем на руку браслетик, проходим внутрь и видим подстриженный газон, аккуратные дорожки, сад из тропических расстений: все со вкусом, все богато. Скамеечки, шезлонги, кабинки для переодевания, душевые — все продумано, все как для людей. В таком приподнятом настроении выходим непосредственно к морю, на пляж и… весь позитивный настрой сразу улетучивается.

«Вы серьёзно?» — подумал я, в нерешимости застыв на месте и думая, что делать дальше: сразу уйти или перед этим потрогать ногой водичку?

Галька, размером с булыжник, перемешанная с крупнофракционным песком темного, как грязь, цвета вызывает ассоциации с промышленным карьером и смотрится отвратительно. Ходить по ней жутко неудобно, но слава богу, для перемещения организованы деревянные дорожки. Проходим по досочкам к навесу, под которым можно было бы разместиться без риска обгореть, и понимаем, что для нас то места там уже и нет… На весь огромный пляж только два небольших навеса, забитых под завязку людьми, еще несколько зонтиков и целое поле гальки под открытым небом, на которой почему-то никто не лежит.

Россия. Сочи центральный

«А какого… вы тогда билеты продаёте, если у вас мест нет?» — подумал я в тот момент.

Спасло то, что неподалеку располагались трое разморенных на солнышке сотрудников пляжа. Увидев наше затруднительное положение, они оторвались от поедания семечек и притащили нам два шезлонга. До вечера мы мучились, передвигая эти шезлонги и пытаясь поймать тень от стоящего рядом навеса, а на следующий день отправились на соседний пляж — Ривьера.

Ривьера — большой пляж, со всей инфраструктурой и колоритом российского курорта: водные аттракционы, горячая кукуруза, фотоинсталяции, шашлычка, пиво и квас на разлив в пластиковых стаканах. Есть здесь и необъятные тётушки, лузгающие жирную воблу, сидя на брошенном прямо на гальку старом покрывале, и быдловатые, по ощущениям не просыхающие весь свой отпуск, работяги с переферий. На незадачливых приезжих особ женского пола, приехавших на курорт без спутника, ведут охоту местные брутальные самцы кавказской наружности. Всё это как будто возвращает вас в прошлое, эпоху конца 80-х — начала 90-х годов и наблюдать за кипящей здесь жизнью уже само по себе развлечение.

Россия. Сочи центральный

Однако, на Ривеьере есть и места, где можно провести время по более современным стандартам отдыха. Для нас, родителей с маленьким ребёнком, настоящим спасением стали пляжные бунгало. Деревянный каркас, внутри которого с комфоротом помещаются двое взрослых, с матрасами, подушками и легкими ширмами из ткани — и не жарко и лежать удобно. К каждому бунгало в комплект идет столик и два стула, за которыми можно перекусить. Все бы здорово, но за эти удобства придется осыпать золотом смотрящего: час аренды оценивается по-моему в 600 рублей, день в 2000. Два косаря, Карл! Это без напитков, еды и прочих радостей.

Рядом с местом, где расположены бунгало есть хорошая игровая зона для детей с аниматором и пляжный бар, в котором могли приготовить, например, недурный лонг айленд. Выпить его можно было тут же, у барной стойки за пустой болтовней с барменом или же на удобном диванчике в организованой рядом лаунж зоне.

Далее, до конца отпуска мы отдыхали на пляже Ривьера, оплачивая аренду бунгало. Не потому, что мы мажоры и нам деньги девать некуда, а потому, что это действительно очень комфортно и, что еще важнее, помогало нам контролировать Киру Константиновну.

Россия. Сочи центральный

Буду честен с вами, читатели моего рассказа: именно сочинские пляжи стали главным разочарованием нашего путешествия. Причем в их организацию, как раз, видно что вложили немало усилий и средств: в достаточном количестве есть кабинки для переодевания, душевые с пресной водой, за безопасностью со своих вышек следят спасатели, везде чистота и порядок. Но внешний вид грязного моря и крупной гальки, местами втоптанной и перемещанной с серым песком совсем не радуют глаз. Это не критика в адрес организаторов — что поделать, если побережье галечное, да и воду не они пачкали. Но как бы там не было, морские пейзажи в Сочи приносили мне удовольствие только с окончанием светового дня: когда багровое солнце медленно опускалось за горизонт, окрашивая небо и море невероятной палитрой цветов.

Где погулять и что поесть

Оставив за скобками парки, описанные парой абзацев выше, я могу выделить четыре маршрута, подходящих для пеших прогулок в черте центрального района города Сочи:

Россия. Сочи центральный

1- улица Навагинская (на карте под номером 4). Берет свое начало от железнодорожного вокзала и упирается в главную транспортную артерию города — Курортный проспект. Улица полностью пешеходная и выделяется прежде всего впечатляющей пальмовой аллеей. Неспешным шагом весь маршрут займет минут 10–15. Кроме множества кафе и магазинов тут есть два коплекса фонтанов и зеленый сквер. Во время недавних крупных соревнованиий, проходивших в южной столице, на Навагинской были организованы фан-зоны, о чем напоминают до сих пор не демонтированные символы турниров.

2 — набережная реки Сочи (на карте под номером 5). Пешеходные зоны организованы по обеим берегам реки: мы гуляли от Кубанского моста и доходили до моста Ривьерского и по левой стороне и по правой. Время, затраченное на прогулку — 20–25 минут, опять же неспешным шагом. Сама набережная имеет довольно уставший, пошарпанный вид и ей бы совсем не помешал косметический ремонт.

Россия. Сочи центральный

Река в сентябре была не половодна и небольшим ручейком текла в направлении моря, обнажая при этом значительную часть своего русла. Более всего набережная запомнилась большим количеством кортов для игры в теннис, расположенных на правом берегу. Как известно, Сочи считается главной кузнецой талантов этого вида спорта, и наши главные чемпионы родом именно отсюда.

3 — Приморская улица. Это почти что морская набережная города, только от моря ее отделяет полоска частных пляжей и кафе. Начинается она от Морского вокзала и тянется на приличное расстояние в направлении Адлера. Улица тоже пешеходная и забита под завязку торговыми точками и общепитом. Честно говоря, не запомнилась более ничем.

4 — Исторический бульвар. На картах Яндекса найти его не получится, так как название это не совсем официальное, то есть не почтовое. Это, как мы поняли, специально созданый пешеходный маршрут, чтобы гостям города (да и горожанам тоже) было где погулять вдали от дорог, шума и суеты. Второе неофициальное название улицы — верхняя набережная, исходя из которого можно догадаться, что ее расположение совпадает с Приморской улицей, а практически дублирует ее, следуя почти параллельно, но на значительном перепаде высот. Берет свое начало от театральной площади (с зимним театром во главе), проходит через отельную зону, и недалеко от морского вокзала дает двольно крутой вираж, преодолев который можно выйти к каскадным фонтанам и собору архангела Михаила (о котором я уже упоминал ранее в рассказе).

Россия. Сочи центральный

Исторический бульвар хорош прежде всего крутыми панормами: самые лучшие морские пейзажи открываются именно отсюда. Большим плюсом является множество зеленых насаждений, дающих спасительную тень в жаркие дни, да и просто радующих глаз. На маршруте так же можно повстречать несколько памятников, на мой взгляд не представляющих значительной культурной ценности и впечатляющие «жирные» отели-гиганты, номера в которых неподъёмны для кошельков среднестатистических граждан нашей страны.

После прогулок на свежем воздухе просыпается зверский аппетит. Вот уж с чем с чем, а с возможностью утолить голод в центральном Сочи проблем точно не возникнет. Вариантов множество. Итак:

1 — Рестораны и кафе. Центр Сочи заполнен заведениями общепита чуть больше, чем полностью. Помните, как в уездном городе N, люди рождались для того, чтобы постричься и умереть? Так вот по моим личным ощущениям, люди в Сочи рождаются, чтобы постоянно есть. Несметное количество кафе, ресторанов, столовых и небольших забегаловок разбросаны по всему городу, как рассыпаный горох. Мы были во многих заведениях разного уровня, но выделить что-то конкретно не могу: везде было неплохо, но в тоже время недешево. Средний чек на двоих с супругой (с минимальным количеством алкоголя) составлял 5000 рублей. Бюджетно, но в тоже время вкусно мы питались совсем рядом с домом, в модной столовой под названием Red Bufet (Юных Ленинцев ул. 10/2). Рекомендую.

Россия. Сочи центральный

2 — Фаст фуд. Не обращая внимания на сетевой фаст фуд (МакДональдс и КФС везде одинаковы) перейдем сразу к королеве уличной еды: шаверме. Вернее будет сказать шаурме, так как в Сочи это блюдо чаще называют именно так, но в некоторых заведениях пишут и по питерски — шаверма. Маэстро, профессионально собирающие конвертик из мяса и овощей на улицах южной столицы встречаются на каждом шагу и уровень местных мастеров явно очень достойный. Я, к сожалению, попробовал шаверму только в одном заведении на Московской улице: там ребята подошли к процессу творчески и готовят ее со множеством самых неожиданных ингридиентов (так называемая крафтовая шаверма). Я же любитель классики, поэтому взял экземпляр, собранный по канонам жанра и он меня не разочаровал — твердая четверка.

Кроме привычной нам шавермы в Сочи есть заведения, торгующие ее греческим аналогом — сувлаки. Однажды, на острове Крит, я съел самую невкусную шаверму в своей жизни. Так вот сувлаки, которое я заказал по адресу: Сочи, Северная улица, д.12 один в один напомнила мне шаверму из критской таверны: сухое, пресное, безжизненное блюдо. Так что грекам, в своих кулинарных достижениях, видимо стоит остановится на салате и мусаке. А вот заведение в Сочи по указанному адресу, кстати, очень даже ничего: в меню ресторана Энос можно найти много другой неплохой еды, вот только сувлаки брать не рекомендую.

3 — Приготовить самому. Недостатка магазинов в Сочи так же не наблюдается. Хотя их и в разы меньше, чем кафе. Задерживать ваше внимание на стандартных супермаркетах я не вижу никакого смысла, поэтому перейдем к самому интересному и колоритному месту розничной торговли: центральному рынку. Находится рынок на Московской улице, рядом с Кубанским мостом через реку (на карте под номером 14) Многие, как я слышал, ругают этот рынок: мол, товары не лучшего качества и дорого очень. Ну, в Сочи я нигде не видел, чтобы было дешево, а в остальном мне понравилось.

Россия. Сочи центральный

Что тут можно купить? Ну конечно, стандартную южную корзину: копченый сыр, вяленый суджук, домашнее вино и чурчхела (куда же без нее). Можно зацепить еще сухофрукты, пастилу и соусы (хотя бы классический ткемали). К сожалению, свежие фрукты и овощи на рынке не понравились совсем — ни их выбор, ни стоимость.

4 (Бонус). В один из вечеров мы зашли в небольшой магазинчик под названием «Раки 23». И налупились с женой членистоногими до самого упора. Цены, конечно, не копеечные, но это точно на порядок дешевле, чем у нас на севере. Мы взяли 2 килограмма, размер — среднекрупные. Душу отвели, спасибо большое. Один совет — вооружитесь каким-нибудь инструментом для вскрытия панцирей. Я разбирал их вручную, и подушки больших пальцев стер в труху.

Резюме

Сочи центральный, конечно, нас в себя не влюбил и не поразил. Возникло ощущение, что город застрял между двух эпох: с одной стороны его прочно удерживают корни прошлого, в котором он всего лишь один из курортов огромной страны; с другой стороны он старается уже соответствовать роли, которую ему навязывают: модного и богатого города, этакого российского Сан-Тропе. Но с этой ролью Сочи пока не справляется, не вывозит. Повторюсь — злую шутку в нашем восприятии сыграли завышенные ожидания. Если бы не весь этот информационный фон, нехилые финансовые вливания и повышенное внимание вокруг Сочи, мы бы со снисхождением отнеслись ко всем его недостаткам, или вовсе бы их не заметили.

Как просто небольшой курортный городок Сочи центральный себя оправдывает. Провести пару недель своего законного отпуска среди пальм, солнца и моря, заедая шашлык холодным пивком — что еще нужно для счастья? Если вы не «тюлень», то можно еще и в горы выбраться и на чудеса олимпийские поглазеть. Совершить морскую прогулочку на пароходе, сводить детей в дельфинарий, а жену в мажорный ресторан. (потом, правда, посчитать расходы и понять, что за те же деньги мог слетать в Испанию по путёвке от чип трипа)

Россия. Сочи центральный

Российское побережье крошечное и почти не оставляет выбора куда поехать отдохнуть, а в отсутствии серьезной конкуренции Сочи — однозначный фаворит среди наших курортов. Да и нам грех жаловаться, наша поездка удалась: Кира Константиновна познакомилась с морем и была в диком восторге от фонтанов, мы с супругой сменили обстановку и продлили себе лето. Все, как и всегда, зависит от настроя: не надо специально искать недостатки, они везде есть. Ищите хорошее, радуйтесь приятным моментам, ловите счастливые улыбки своих родных — именно это должно остаться в вашей памяти.