Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — сейчас на сайте
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Прогулка по Караколу (бывшему Пржевальску)

Каракол — Киргизия Октябрь 2019

Путешествуя вокруг озера Иссык-Куль по часовой стрелке я попал в Каракол.

Возле горячего источника Керемет-Суу меня подобрала маршрутка что следовала из Чолпон-Ата в Каракол.

В маршрутке я сидел рядом со скотоводом киргизом и тот сам завёл со мной разговор. Киргизы приветливы и любознательны. Кочевник поведал что кредиты для занятия сельским хозяйством киргизские банки выдают всего под 0,5 символических годовых процентов (сравните с нашими фермерскими процентами).

Выяснилось что необразованный киргиз только за сдачу овечей шерсти зарабатывает за год больше меня в два раза. И это только за шерсть!

А ведь ещё сдает молоко, мясо, шкуры…

У скотовода нет проблем с реализацией своей продукции. Ему не надо давать взятки чтобы его мясо взяли на реализацию крупные сетевые магазины.

Супруге киргиза не надо стоять часы напролет на рынке реализуя копеечное молоко. К нему как при Советском Союзе приедет машина-скупка и заберет всю продукцию. И не за копейки как у нас, а по справедливой цене. Знаю о чём говорю так как я родился в российской деревне, колхозный труд мне знаком не понаслышке.

Я уехал из деревни когда поступал в институт в конце 80-х. Потом армия, работа в городе…Мой попутчик занимается скотоводством близ крупного города северной Киргизии Каракола и поэтому у него нет проблем со сбытом. Подозреваю что на юге страны, которая оторвана от севера полгода зимнего периода не столь радужные дела у скотоводов, но на юге я не был и врать не буду.

Заниматься скотоводством тут выгодно потому что можно купить недорого корма в дальних аулах. Корма в России настолько стали дороги что они не по карману мелким крестьянским хозяйствам. У нас порезали весь личный скот сейчас не только в селах что находятся близ областных или районных центров, но уже и в дальних деревнях. Ибо невыгодно.

Труда много, а выхлопа — только самим кушать. Сейчас российскому мужику из глубинки выгоднее не заниматься личным хозяйством, а ездить на заработки в Москву (даже учитывая что теперь там стали часто кидать с деньгами).

Крестьянские жены в РФ остаются на хозяйстве с детьми в деревнях, но им проще батрачить в агрофирмах чем работать на себя. Мы вернулись на сто лет назад когда на селе существовали помещики (кулаки) и батраки.

Ситуация в Киргизии с точностью наоборот. Можно и нужно тут работать на себя. Кто не лениться у того табуны, отары, пастбища (полученные после развала Союза).

В семьях скотоводов минумум трое детей, а чаще более пяти. Не надо откладывать деньги на обучение детей в ВУЗах, так как дети тоже станут скотоводами. И в киргизских селах живут зажиточные люди, а бедные проживают в городах зарабатывая на заводиках 15 000 — 20 000 рублей (Бишкек).

В России всё с точностью наоборот и из наших деревень бегут в города. Один хороший конь может стоить до 1 000 евро, а у моего попутчика табуны! И отары овец. Очень удачно что я попал в Каракол в воскресение, так как в этот день на окраине города проходит скотный рынок. Я знал об этом и по прибытии в Каракол попросил таксиста меня отвезти на рынок. Рано утром в воскресенье один из крупнейших рынков Кыргызстана для животных проходит примерно в 2 км к северу от Центрального Каракола. Однако, я приехал сюда после 14:00 и рынок уже сворачивался. И я не увидел как торговцы показывают своих лошадей, как торгуются.

Жаль…

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Тем не менее я увидел как уводят нераспроданный скот.

Как его увозят с рынка.

Карако́л (Пржевальск) является четвёртым по величине городом Кыргыстана, находится вблизи восточной оконечности озера Иссык-Куль, примерно в 150 км от кыргызско-китайской границы и в 380 км от столицы Бишкека.

Является административным центром Иссык-Кульской области.

Постоянное население в 2009 году насчитывало 66 294 человека (включая Пристань Пржевальск).

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

В 1868 году на месте города было укрепление Аксайское.Основан как Караколь. Позднее было возведено укрепление Каракольское (1879).

Город был заложен 1 июля 1869 г. как военно-административный центр на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию штабс-капитаном бароном Каульбарсом, которому было дано задание выбрать удобное место для нового города.

23 марта 1889 г. по повелению царя Александра Третьего город Караколь был переименован в Прижевальск, «для увековечения в Средней Азии памяти Николая Михайловича Пржевальского, который на пути в своё пятое путешествие умер в Караколе от брюшного тифа.

По его желанию он был похоронен на берегу Иссык-Куля.

В самом городе не осталось ни одной улицы имени Пржевалького, ни одного памятника! Памятник путешественнику только за городом, где он похоронен.

А ведь до революции тут проживало преимущественно славянское население, преселенцы.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Зато множество памятников киргизским национальным героям. Тем не менее в старинной архитектуре города очень прослеживается российское влияние.

Пржевальск в позапрошлом столетии был уездный центр Семиреченской области.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Город имел строгую прямоугольную планировку, каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед своим домом. До 1887 года строились в основном глинобитные дома.

Но после сильного землетрясения 1887 г. город застраивался преимущественно деревянными домами с крылечками, украшенными резьбой.

Это придавало городу облик среднерусской полосы.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

К 1872 году в Караколе было выстроено 132 двора. К 1897 году население составляло 8108 жителей.

Среди городов на территории современной Киргизии Караколь (Пржевальск) был городом сравнительно высокой культуры.

Отсюда отправлялись участники многочисленных экспедиций в центральную Азию, это были известные учёные и путешественники. В 1887 г. Я. И. Корольковым в городе была основана первая на территории современной Киргизии метеостанция. Первая публичная библиотека открыта Н. М. Барсовым. В 1907 году по инициативе штабс-капитана В. А. Пьяновского был организован конный завод. С экономической точки зрения город развивался как торговый и административный центр всего Прииссыккулья. В 1894 году 34% всего бюджета города составляли доходы от торговли.

Одновременно стали возникать и промышленные предприятия. К 1914 году в городе и его окрестностях действовало 60 промышленных предприятий, но они в основном были небольшими.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Сразу по приезду в Каракол (ещё даже не найдя где переночевать) я первым делом отправился знакомиться с местным краеведческим музеем.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

И прямо рядом с этим музеем сохранилась булыжная мостовая на Купеческим переулке.

Побродив по центру города с рюкзаком я наконец начал беспокоиться о ночлеге и легко нашёл отдельный номер в хостеле за 500 сом с завтраком. Подозреваю что можно было и поторговаться ибо я был тут единственным постояльцем, но мне было лень.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Ночевать в юрте мне рассоветовал хозяин хостела узбек, так как уже прохладно по ночам. Но в номере было вполне комфортно. Рассказ об этом юрточном лагере-хостеле я ещё опубликую позже.

В 1922 году городу было присвоено киргизское наименование Каракол. В 1939 году в связи со столетием со дня рождения Н. М. Пржевальского городу было возвращено название Пржевальск.

Недалеко от Пржевальска у села Покровка расположилась советская военная база по испытанию торпедного и минного вооружения. В 1992 году после обретения Киргизией независимости Пржевальск опять был переименован в Каракол.

Вот такая чехорда с названием города.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Памятник репрессированному в 1938 г. Юсупу Абдрахманову, кажется, установлен в каждом киргиском городе. О этом политическом деятеле я Вам уже рассказывал в прошлых материалах.

Здание администрации.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Памятник историческому деятелю Арык Мырзе, который вернул разрозненные киргизские племена в 16–17 веке на берег озера Иссык-Куль и призвал их к осёдлой жизни.

В городском парке имени Омукена Сейлакунова.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Посмотрите насколько тут приятно играть в шахматы!

Пямятник Тыныстанову Касыму (1901—1938 гг.) и Карасаеву Кусейну (1901—1998 гг.).Тыныстанов основоположник киргизской письменности в латинице. Карасаев кандидат филологических наук, профессор.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Памятник данный расположен недалеко от местного университета.

Памятник Ленину тут тоже сохранили, но передвинули на периферию.

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Недалеко любопытная фотогалерея рассказывающая о прошлом города.

Каракол расположен в восточной части области у подножья хребта Терскей-Ала-Тоо в нижнем течении реки Каракол, в 12 км от побережья озера Иссык-Куль, на высоте 1690–1850 метров над уровнем моря.

Расстояние до города Бишкек — 380 км, до ближайшей железнодорожной станции Балыкчи (Рыбачье) — 220 км по автодороге и 184 км водным путём.

Здесь же на площади представлены фото основных природных и исторических достопримечательностей что расположены в окрестностях города. Город Каракол привлекает треккеров, путешественников и альпинистов со всех континентов своими живописными и столь первозданными горными ландшафтами. В ущелье Каракол хребта Тескей-Ала-Тоо в 7 км от города среди величественных хвойных лесов действует горнолыжная база «Каракол» с пятью (4 кресельных) подъёмниками (перепад высот с 2300 до 3450 метров). В советские времена её использовали для проведения тренировок Олимпийской сборной страны.

С панорамной вершины 3040 м над уровнем моря, куда идёт подъёмник, открываются прекрасные виды на высокогорное озеро Иссык-Куль и ближайшие пятитысячники (самый высокий на хребте пик Каракол — 5281 м и остроконечный пик Джигит — 5173 м).

От Каракола на запад по южному берегу Иссык-Куля в 30 км находятся курорты Джеты-Огуз (Семь быков) и Жылуу-Суу (Тёплая вода). На восток в 10 км — климатобальнеогрязевой курорт Джергалан, а в 50 км в отрогах Тянь-Шаня — ледниковое озеро Мерцбахера.

От него трекинг до МАЛ «Хан Тенгри».

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Киргизские исторические деятели Иссык-Кульского района.

По-моему по русски правильно пишется полководец Тамерлан (Тимур), а не как тут написано на вывеске?

До темна я ещё успел прогуляться по местному Парку Победы.

Специально для тех читателей которые утверждают что на Великую Отечественную войну представителей среднеазиатских народов не призывали (как и на Первую Мировую) я размещаю фото киргизского героя.

Их не только призывали, но многие из них уходили добровольцами как и славяне, и киргизы по окопам не отсиживались.

Иначе откуда столько героев с местными фамилиями?

Хотя героев со славянскими фамилиями в Бишкеке и Караколе больше.

Но ведь до распада СССР в этих городах проживали преимущественно представители славянских народов.

Население города Каракол в 1897 г. составляло 8100 человек, в том числе:

• русские (славяне) — 36%
  • тюрки — 27%
  • киргизы — 17%
  • китайцы — 11%
  • татары — 7%

Сегодня ситуация с национальным вопросом в корне другая, так как русскоязычные эмигрировали.

По данным 2009 г. численность населения города составила 66 294 жителей, в том числе:

• киргизы — 43 951 человек или 69,3%
  • казахи — 678 человек или 1,1%
  • калмыки — 544 человека или 0,9%

Прогулка по Караколу (бывшему  Пржевальску)

Ещё в дальнем конце парка нашёл вот такой памятник.

Они это тоже помнят!

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Продолжение о прогулке по Караколу следует...