Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по "Азиям"...

Бишкек + 5 городов — Киргизия, Алматы, Тараз — Казахстан Сентябрь 2019

Моё знакомство с этим регионом состоялось в начале октября 2019 года. До этого момента в Средней Азии и Казахстане я ещё не был. Прилетал и улетал я в Бишкек из Ростова. В прошлом отзыве об удивительном ростовском аэропорте «Платов»:

Аэропорт Платов

я забыл написать о горячем питании пассажирам задержанных рейсов и приятную расслабляющую музыку в туалете аэропорта. Пустячок, а приятно. Всего путешествие длилось 14 дней. За эти 2 недели я посмотрел Бишкек и его окрестности за три дня, затем объехал по часовой стрелке вокруг озера Иссык-куль за 4 дня. Потом был соблазн посетить юг Киргизии (Ош и узбекскую Фергану), так как юг и север Киргизии — это два разных мира и две абсолютно разные страны. Однако к 13-часовому переезду из Бишкека в Ош (и столько же обратно) я готов не был. Времени жалко.

Поэтому оставим Ош на следующее путешествие. Вторую неделю я провёл в Алма-Ате (3 дня вместе с дорогой) и пару дней с дорогой в Таразе (Джамбуле).Оставшиеся пару дней я посвятил Таласскому региону Киргизии и дороге в Бишкек через перевал. Путь моего путешествия таким образом был похож на гигантскую цифру восемь. Итого две страны, 4 крупный города и 4 городка на озере Иссык-Куль. И это не считая природных красот, озёр, ущелий, водопадов, гор…

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Бишкек оставил приятное впечатление. Всё интересное в миллионном городе можно обойти за полдня.

Проезд в общественном транспорте стоит 9 рублей, цены на такси — как и у нас. В Алма-Ате проезд 25 рублей, Джамбуле (Таразе) — 10.И поскольку центральный музей Бишкека ожидаемо находился на вечной реконструкции, то я отправился вторым днём в красивейшее ущелье Ала-Арча, что рядом с городом.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Третьим днём отправился на «могилу отцов» кыргызского народа. Впечатления об этом месте у меня остались неоднозначные, но обо всех посещённых достопримечательностях я расскажу более подробно в отдельных последующих материалах. Знакомство с озером Иссык-Куль я начал с северного раскрученного пафосного побережья.

Конкретно с города Чолпон-Ата.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Вода в озере оказалась поразительно кристально чистая и прозрачная. И это в городской черте! Конечно, искупаться в холодной воде я не решился. Для этого нужно приезжать в сезон в августе.

Но это не помешало мне искупаться пару раз в горячих источниках, которых вокруг озера куча. Зато в несезон всё жилье стоило впятеро дешевле и снять одноместный номер за 200–300 сом (рублей) несложно. Курс сома к рублю практически 1:1 и поэтому очень комфортно не напрягать мозг ценами. Киргизский сом после «крымнашего» обесценился к доллару всего в 1,5 раза. В отличие от нефтезависимого казахского тэнге, что упал втрое к доллару (наш рубль упал в два раза).Однокомнатная квартира сталинской планировки (новостроек тут немного) стоит в Бишкеке 1,7 млн. рублей. Зато дом в окрестностях можно купить за смешные 500 — 800 тыс.

Все эти развлекушки доступны только в сезон, но они меня и не интересовали.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

От идеи переночевать в настоящей юрте я также отказался, ночью в горах прохладно.

Очень понравилось в Чолпон-Ата в культурном центре «Рух Ордо», посвящённом памяти Чингиза Айтматова

и героям его произведений («Белый пароход»).Я как в детство вернулся.«Плаха», «Белый пароход»…Рух Ордо также памятник всем религиям мира.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Сами кыргызы мне показались к гостям приветливее и попроще казахов. Однако, первые менее терпеливые к власти и в постсоветский период количество «майданутых революций» тут больше чем в любой стране бывшего Союза. Сами кыргызы уже сбились со счёта сколько у них свергнутых президентов. Нередко выступления против власти тут заканчивались резнёй в отношении нац. меньшинств и откровенным грабежом. Доставалось больше всех узбекам, дунганам особенно на юге. Русских редко трогали (лихие 90-е не в счет), но доставалась даже и им. Трупов, покалеченных, ограбленных было куча. Особенно запомнилась жертвами «революция» 2010 года. И этим событиям посвящено много печальных памятников в стране. По словам кыргызов после всех этих майданов жить богаче всё равно они не стали, ну разве что пограбили всласть.

Я ожидал увидеть в Кыргызстане нищету (как в соседних Узбекистане или тем более Таджикистане), однако я её тут не обнаружил. Говорят, что на юге страны в Оше и окрестностях — бедность и оттуда уезжают в Россию на ПМЖ. Но на юге Киргизии я не был. Зато даже некоторые россияне уехавшие в лихие 90-е теперь помаленьку возвращаются назад в Бишкек. Потому что пожилым тут уступают место в переполненных маршрутках, а семьях минимум по трое детей. И обращаются к незнакомцу тут — «байке» (брат). Ко мне так и обращались.

Даже столичные жители, мужчины от 40 лет и старше тут ходят в неповторимых кыргызских колпаках. Уровень зарплат в миллионном Бишкеке примерно сопоставим с моим полумиллионном Липецком. Ну разве чуть-чуть пониже тут народ зарабатывает, зато и цены на всё тут смешные. Это было моё самое бюджетное заграничное путешествие.

Но не потому что я экономил. Здесь всё стоит копейки в несезон и тратить не на что! Обед из пары блюд в кафе стоит 120–140 рублей. А знает сколько платят коммуналку в месяц кыргызы за большой дом?500–700 несчастных рублей! Это потому что отопление нужно всего пару месяцев в году и оно идёт не от газа или дров, а от электричества.

А 1 кВт стоит здесь…70 копеек! Подозреваю что большинство читателей понятия не имеют сколько они платят за свет и сколько стоит киловат в России. Специально для них пишу что 3,5 рубля стоит у нас 1 кВт для граждан и 8 рублей для организаций. Цена на воду тут тоже копеечная, так как она течёт с гор. Её можно и нужно пить прямо из-под крана, она кристальная. Стоимость бензина в Киргизии (где нет своей нефти и нефтеперерабатывающих заводов) такая же как и в России. А я ведь видел что на Украине, Молдове, Закавказье бензинчик в 1,5 раза дороже нашего. В Казахстане АИ-92 стоит 25 рублей, у нас — более 40!

Правда по словам автолюбителей он тут хуже по качеству чем в России. А ещё тут владелец старых «Жугулей» может залить АИ-80 (по качеству как солярка), в то время как у нас «восьмидесятый» исчез лет 10–15 назад как динозавр. Казахи считают именно киргизов своими братьями (это исторически единый народ) и продают братьям бензин недорого. Кроме того Россия (непонятно почему) продаёт Киргизии бензин дешевле чем своим гражданам. Киргизия добывает уран, золото. Выращивает на горных пастбищах конину, баранину. Продаёт электроэнергию. Зарабатывает на туризме.

Казахстан страна более развитая чем Киргизия, более богатая. Недавно Назарбаев послал ЛЕСОМ всех иностранцев добывающих недра в его стране. Сказал сами добывать будем. И да, Назарбаев до сих пор рулит этой страной несмотря на то что формально выбран новый президент. Ну это типа как у нас Дима придержал хозяину Вове местечко на четыре года с 2008 по 2012.Какая-то марионетка этот новый президент Казахстана, фамилию которого толком не знают даже казахи.

О геополитике…

Как Вы знаете после 2001 г. началась операция НАТО в Афганистане. Соответственно, в Киргизии в Манасе открыли американский военный аэродром. В 2014 г. американец пристрелил близ базы местного жителя и кыргызы использовали этот повод чтобы выпроводить янки со своей земли. Свято место пусто не бывает и американцев тут заменили наши военные когда случился «крымнаш».Очень своевременно всё случилось. Случайно? Большая игра продолжается?

Кыргызы «по большому секрету» рассказали мне о российской морской базе на Иссык-Куле и некоторых других базах. К региону проявляет интерес также турки и китайцы. Последними общественники и власти пугают обывателей в Киргизии и Казахстане, утверждая что если местные селюки выживут отсюда последнее немногочисленное русское население (специалистов), то страна придет в упадок и 1,5 млрд. китайских друзей легко ассимилируют 6 млн. кыргызов и 18 млн. казахов. Эти «пугалки» достигает своей цели, местные кочевники очень обеспокоены перспективой утратить свою нац. идентичность. Соревнуясь за влияние в регионе, Турция и Россия наперегонки прощают долги Киргизии.

А ведь это наши российские денежки налогоплательщиков. Геополитика! В крупных городах кыргызы на работе себя не убивают. Здесь запросто можно обнаружить кассу без кассира, магазины и сувенирные киоски без продавца, инфоцентр без гида. Музейные работники стремяться уйти с работы пораньше. Эх, нам бы так трудиться! Как аксиому я слышал от кыргызов несколько раз одну и ту же фразу:«у нас бедная страна, но богатые люди».

Как такое может быть? Потом я понял что это такое. Это когда бедному наголоплательщику не надо тратиться на гонку вооружений, воевать в Донбассе, Осетии, Венесуэле, Африке, Сирии, проводить Олимпиаду в Сочи и ЧМ по футболу доказывая всему миру что ты крут. Кыргызы с казахами ни с кем не воюют и их не волнует преславутая угроза ИГИЛ.Бедная Киргизия не тратится на вооружение, не душит народ налогами, соответственно и не платит больших пенсий (бюджет-то пуст).А зачем платить большие пенсии в мусульманской стране где минумум по трое детей и почитание стариков? Зачем платить большие пенсии если продвинутые киргизы покрутяться в России, добьются солидной по местным меркам российской пенсии и уезжают домой на дешевые и качественные продукты.

А оплатит это всё российский налогоплательщик у уйдет на пенсию на пять лет позже. Небогатой Киргизии все прощают долги. Вот что значит бедная страна, но богатые люди. Заканчиваю с политэкономией, а то я Вас утомил. Остальные нудные цифры ВВП приведу в других рассказах.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Полюбуйтесь лучше на фото путешественницы Эллы Майер, которая посетила эти места в 30-х годах прошлого века. Эти удивительные фото я увидел в музее города Каракола (бывшем Прижевальске, основанным русскими поселенцами).

Узбечки прощались с паранджой, чтобы надеть её снова спустя 70 лет. Гюльчатай, открой личико!

А огромная территория петроглифов под открытым небом в Караколе!

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

По храмам и архитектуре понятно какой народ основал город Пржевальск.

И русский дух пока ещё жив здесь…Удивительно что по всему маршруту путешествия мне не встретился ни один чеовек не говорящий на русском языке!

И вывесок, рекламы на русском языке больше чем на национальных языках.

Какой контраст с Закавказьем, Прибалтикой и Украиной!

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

В музее Пржевальского что за городом на берегу Иссык-Куля.

Здесь великий путешественник погиб, здесь он завещал похоронить себя.

Несмотря на то что этот город долгое время носил имя прославленного российского путешественника памятников Пржевальскому в самом городе уже нет.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Зато теперь в Караколе куча обелисков местным кочевникам, «Бабаям».

Дунганская мечеть в Караколе построенная без единого гвоздя.

Каракол — многонациональный город.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Что отражено также в его кухне.

Холодный дунганский суп ашлян-фу.

Тот ещё непривычный для европейского желудка вкус.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

«Разбитое сердце» в ущелье Джеты-Огуз у южого берега Иссык-Куля. Южный берег озера более дикий, но более красивый чем северный. Я замкнул круг в Балыкчи (Рыбачьем) объехав Иссык-Куль по часовой стрелке.

И здесь я встретил своего старого знакомого, моего земляка Семёнова-Тян-Шанского:

Ночь в музее Семенова-Тян-Шанского

Ну здравствуй, старый бродяга!

Только в мае я знакомился и познакомил Вас с его музеем-усадьбой в Чаплыгинском районе Липецкого края. Переночевав в Бишкеке утром я отправился в Казахстан В Алма-Ату.

По дороге удивило обилие ветряных электростанций и строящаяся скоростная дорога. Всего 5,5 часов на автобусе за 350 рублей и я в городе Алма-Аты (Верном).

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Красивейший православный храм двухмиллионного мегаполиса.

В парке бывшей столицы Казахстана.

В алма-атинском музее музыкальных инструментов мира нашлось место даже нашей балалайке и гармони.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Следующим днем я познакомился в Алма-Ате с человеком, который отвёз меня на Бутаковские ущелье с водопадом. В этом городе я с ностальгией вспомнил о давке в общественном транспорте. Как при Союзе. Давно позабытые проблемы. Липецкие пробки оказались пустячком по сравнению с гигантскими пробками Бишкека и Алма-Аты. И это при том что в последнем построили не так давно метро.

Судя по всему проблем с правами человека в Казахстане хватает. Новые знакомые рассказали мне о такой местной коррупции, что наше российское воровство просто отдыхает. В стране бандитский и правовой беспредел. Как будто я вернулся в лихие 90-е. В Алма-Ате заработки повыше чем в моем городе.

Но руссоязычные из Казахстана (в том числе и успешной Алма-Аты) всё равно уезжают на ПМЖ не только в Москву, но и даже в депрессивную российскую провинцию. Потому что не всё измеряется деньгами. Потому что люди хотят жить в государстве где худо-бедно работают хоть какие-то законы. Всё познается в сравнении…Для этого и путешествуем, знакомимся с жизнью местных. Назарбаев, в отличие от руководства прибалтийских стран не ущемляет интересы русскоязычного населения, понимая что если русскоязычные (и другие нац.меньшигства) покинут Казахстан, то его страну ждёт упадок. Ибо уедут образованные нужные стране люди. Селюки понаехавшие из аулов горазды в основном воровать, хитрить, отжимать, но не созидать. В стране приняты справедливые законы, позволяющие преследовать законодательно проявления межнациональной вражды.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Вот только титульная нация Назарбаеву досталась жёсткая, сложная.

И на своем бытовом уровне на низах казахи понаехавшие с юга (аульные) постоянно напоминают нац.менам (русскоязычным, корейцам, узбекам, уйгурам) кто «в доме хозяин» и на чьей они живут земле.

Тем не менее Алма-Ата красивый город. Здесь есть что посмотреть на пару дней.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Город расположен в котловине отчего тут сложная экологическая ситуация. Какой контраст с Бишкеком, продуваемым ветрами с Чуйской долины и с текущей с гор чистейшей водой! И коньяк в Киргизии дешевле и лучше, и мясная кухня вкуснне и дешевле. Вот только конфеты и шоколад в Казахстане качественнее.

На катке Медео. Для контраста я решил познакомиться ещё и с казахской провинцией.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Для чего отправился в древний Тараз (Джамбул).Здесь проходил шелковый путь, и посмотреть есть на что.

Знакомые из Алма-Аты отговаривали меня от поездки на юг республики, утверждая что весь криминал и идёт с тех краёв (Тараза и особенно Чимкента).И да, в Джамбуле всё «по понятиям».

Помните из «Джентльменов удачи» Василия Алибабаевича что разбавлял ослиной мочой бензин?:

« — А почему Джамбул?

— Потому что там тепло. Там мой дом, там моя мама…»

Гуляя по улицам я не обнаружил на местном рынке памятник Джентльменам удачи и даже памятник поэту Джамбулу перенесли непонятно куда из центра города.

По утверждению таразцев я опоздал в Джамбул всего на АДЫ-Ы-Ы-Н Г-О-О-О-Д (привет Василию Алибабаевичу).

Да если бы я знал что не увижу этот яркий памятник, то я бы может вообще не поехал в этот город, а полюбовался бы лучше ещё на природу окрестностей Алма-Аты.

Вот прочтут мой отзыв другие путешественники и не поедут в Джамбул.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Ещё год назад в музеях и на улицах было упоминание о «проклятом тоталитарном советском прошлом».

По странному совпадению временно закрыты на реконструкцию все уголки в музеях Алма-Аты и Тараза, которые посвящены периодам Российской Империи и советскому прошлому.

Теперь тут новый тренд в идеологии поворачивающий подростающее поколение к национальным корням и славному настоящему суверенного современного Казахстана.

Целые этажи отданы назарбаевскому наследию.

Советское прошлое и личность акына — поэта Джамбула (имя которого не одно десятилетие носил этот город) никак не вписываюися в «текущий момент».

О причинах такого резкого поворота в идеологии случившегося год назад я расскажу в отдельном фотоальбоме об Алма-Ате.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Тем не менее Тараз интересен средневековыми мавзолеями.

А также новейшей мечетью архитектурой в форме раскрытого корана.

А также памятниками «декабристам» 1986 года устроившем впервые в истории СССР беспорядки, требуя от Кремля назначение на пост первого секретаря представителя казахского (титульного) народа.

Это было впервые в истории Союза и что-то из ряда вон выходящее.

Это было началом перестройки, это только потом был парад суверинитетов.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Милые читательницы, полюбуйтесь на наряд казахской невесты.

И сравните его с платьем невесты кыргызской.

Однако, прогулка по Парку Победы Тараза немного реабилитировала его в моих глазах.

В общем, Казахстаном я был разочарован и поэтому последние пару дней путешествия вернулся в так понравившуюся мне Киргизию.

Возвращаться в Бишкек я решил через Таласскую область северо-запада Киргизии.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Несмотря на то что это медвежий угол посмотреть тут есть что!

Например, Кировское водохранилище с гигантским ликом Ленина!

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Местная жительница русскоязычная Нина была настолько любезна, что бросив дела по бизнесу предложила меня повозить и показать красоты Таласского района.

Это пробивная женщина и благодаря её коммуникабельности и стараниям закрытые для залётного туриста из России места волшебным образом открывались.

Будете в этих краях возьмите Нину гидом, не пожалеете.

Она не работает в туризме, сейчас она держит кафе на границе, но рассказчик она отменный!

Именно здесь благодаря наводке Нины, я наконец смог отведать настоящего кумыса.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

А ведь для кумыса уже не сезон, кобылицы перестают доиться!

Побродив вечер в Таласе на следующее утро (крайний день путешествия) я отправился в расположенный рядом знаменитый Манас-Ордо.

Это обширный культурно-исторический комплекс, хранящий историю о знаменитом эпическом герое Манасе. По легенде, именно здесь располагается его захоронение.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Именно отсюда пошла земля кыргызская.

Именно в Таласской долине располагалась основная ставка Манаса и его воинства.

Манас — это герой одноименного эпоса, который, к слову, является самым большим эпосом в мире, превосходя в разы и знаменитую индийскую Махабхарату, и Иллиаду с Одиссеей Гомера.

Эпос повествует о кыргызском баатыре Манасе, вернувшем кыргызов с Алтая на Тянь-Шань, а позднее защищавшим их от китайских набегов.

Эпос является историческим, а потому значительная часть описанных в нем событий происходила на самом деле.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

В состав Манас-Ордо также входят институт манасоведения и музей эпоса Манас.

Здесь в живую можно услышать исполнение эпоса Манас акынами.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

После обеда я штурмовал на маршрутке живописнейший перевал чтобы заночевать в Бишкеке.

Раньше путешественники и местные возвращались из Таласа в Бишкек через Тараз, дважды переходили границу. И это было быстрее чем двигаться через перевал напрямую внутри киргизской территории, так как дорога эта была нелегка, а граница проходилась быстро.

Но всё меняется, казахи теперь придираются на границе (видимо вымогая денежки) и местные теперь предпочитают ехать в Бишкек через перевал.

Впервые в Средней Азии и Казахстане. Галопом по Азиям...

Но нет худа без добра, так как в Казахстан мне не хотелось и по той скучной дороге я уже ездил, а закат на перевале был великолепен!

Так и закончилось это удивительное путешествие.