Турист Alexander Tishkov (Alexander_Tishkov)
Alexander Tishkov
был 9 октября 2022 8:54

Катманду — Непал Май 2019

Ни в одном городе мира я не чувствую себя так комфортно, как в Катманду. Может быть это потому, что я никогда здесь не укоренялся по-настоящему. Это гавань, куда возвращаешься, чтобы отдохнуть и перевести дух между делами, приключениями и путешествиями. Может быть из-за особой атмосферы, которая подпитывается восторженными эмоциями альпинистов и простых треккеров. Они во множестве отправляются отсюда в горы и возвращаются обратно, переполненные впечатлениями.

Катманду

Как театр начинается с вешалки, так Катманду начинается с аэропорта. И если есть что-то постоянное в изменчивом мире, то это хаос в международном аэропорту Катманду. Мало-помалу прогресс берет свое, появились компьютерные терминалы для оформления виз, и даже можно оформить визу через интернет.

Преодолев стойку паспортного контроля и рамку металлоискателя, попадаешь в зал получения багажа. Мужчины и женщины хаотично двигаются в толпе, шумят, тащат тележки, ждут багаж, ищут его — все это напоминает восточный базар. И не зря, непальцы, возвращаясь с заработков домой, тащат баулы и коробки с самыми разными товарами: от одежды до огромных телевизоров. Багаж раскидан везде: на ленте, на тележках, свален кучей в центре зала. Совет: если не нашли свой рюкзак, чемодан или баул на ленте, поищите в зале, возможно, какой-то не в меру инициативный непалец уже утащил его туда.

Берите свои вещи, грузите их на тележку и скорее на выход. Не берите сим карты в аэропорту и не меняйте здесь деньги, это очень не выгодно, потерпите до отеля.

Если вас встречают — это прекрасно, цветы и обнимашки обеспечены, непальцы радушные хозяева. С другой стороны, если не хотите — не надо, но цветы на шею все равно наденут.

Затем первое путешествие по улицам города. Сразу бросается в глаза правостороннее движение, затем количество транспортных средств на дороге: машины, мотоциклы, мотороллеры, грузовики, автобусы, тук-туки, мотоблоки. Встречаются и не очень транспортные средства, например коровы. На улицах не то чтобы грязно, скорее пыльно и это одна из главных проблем Катманду наравне со смогом от автотранспорта. Дело в том, что столица Непала расположена в долине со всех сторон окруженной горами, отчего пыль и дым остаются здесь, а не уносятся ветрами, как это происходит в наших равнинных городах.

Катманду

Продвигаясь по городу, вы непременно пересечете две реки: первая называется Багмати, на её берегах расположен священный Пашупатинатх, о котором я расскажу отдельно; вторая река расположена ближе к центру города и называется Доби кхола. По дороге можно увидеть индуистские храмы, похожие на пагоды, статую кобре посреди искусственного пруда и, перед самым отелем, Королевский дворец.

Как правило, планируя очередное путешествие в Непал, я предпочитаю останавливаться в одном из отелей района Тамель. Там вы найдете совсем дешевые варианты, дорогие пятизвездочные отели и все, что между ними. Чаще всего выбираю отель Samsara Resort. Он далеко не самый дешевый, но и не дорогой. Отель старый и от того уютный. Комнаты очень простые, вместе с тем, в них есть все необходимое и даже больше, например: кондиционер, холодильник, интернет. Телевизор тоже есть, хотя кому он нужен в Катманду? Завтрак не поражает воображение разнообразием, однако не надоедает со временем, как ни странно. Персонал старательный и приветливый, при случае старается помочь, но не навязчивый. Самое главное, перед отелем разбит сад, что редко встречается в Катманду. Только пятизвездочные отели могут похвастаться такой роскошью.

Жизнь туристического квартала в сезон бьёт ключём, замирая с отъездом туристов. Его улицы заполнены магазинами, ресторанами, туристическими агентствами и обменниками валюты. В толпе шастают продавцы бесполезных сувениров и «весёлой травы», на них не стоит обращать внимания, иначе они не отвяжутся.

В лавках торгуйтесь вдохновенно, получайте удовольствие от процесса, помните — это своеобразная игра, соревнование. Сам я давно уже покупаю еду в супермаркете, где на все фикс прайс, а снаряжение в фирменных магазинах, где тоже фикс прайс, так быстрее.

Вечером, как стемнеет, зажигаются огни баров, где музыканты уже готовы играть свою музыку. Вы всегда найдете что-то себе по вкусу: фолк, бритпоп или рок, может быть джаз. В такое время приятно выйти на прогулку, зайти в пару тройку мест и пропустить глоток — другой, чего-нибудь горячительного.

Постепенно, к двенадцати ночи, Тамель затихает, и не удивительно, Половина из его временных обитателей завтра рано утром отправятся в горы, ради которых они и приехали в Непал. Те, что остануться, на следующий день разъедуться по экскурсиям. А я люблю в такое время выпить кофе в Himalayan Java cafe. Здесь отдыхаешь, когда наступает пресыщение экзотикой. Ароматный кофе и привычная еда помогают не утратить связь с реальностью.

Как правило знакомство путешественников со столицей Непала ограничивается тремя местами: Сваямбунатх, Будданатх и Пашупатинатх. Это как Кремль, храм Христа спасителя и ВДНХ в Москве. Катманду не заканчивается на этих трёх достопримечательностях, о том что еще стоит посмотреть я и расскажу. Впрочем упомянутые места в Катманду стоит посетить, главное на этом не останавливаться.

В пятнадцати минутах ходьбы от Тамеля находится старая королевская площадь Дурбар. Ее украшает королевский дворец, множество индуистских храмов, напоминающих пагоды, и дворец Кумари, девочки которую считают земным воплощением богини Теледжу. Вход на площадь платный, десять долларов, но если встать часов в шесть утра и поспешить на площадь, то можно посмотреть её бесплатно. Пустая площадь и тишина добавляют ощущение сказочности и без того экзотическому антуражу. Конечно, без билета вы не попадёте в сам дворец, так что если вы любите исторические экскурсии придётся все же раскошелиться.

Катманду

В стороне от основных магистралей Катманду, на невысоком холме расположен буддийский монастырь Копан. Его не назовёшь древним, он был основан в 1969 году двумя ламами, бежавшими из Тибета: лама Зопа Ринпоче и лама Йеше. На свои скромные средства они приобрели старый дом на вершине холма с прилегающим участком у королевского астролога. Первыми последователями были дети из регионов Мананг у подножия Аннапурны и Солокхумбу у подножия Эвереста, которых по традиции отправляли на учёбу в монастырь родители. Однако лама Зопа Ринпоче уже в 1971 году открыл занятия для западных студентов и эти курсы очень быстро набрали популярность. Сейчас на месте древней лачуги стоит самый большой и богатый буддийский монастырь Непала, здесь регулярно проводятся лекции, практики и ретриты для людей со всего мира.

Примечательно, что несмотря на древнюю культуру государство Непал в том виде в котором мы его знаем возникло только в восемнадцати веке благодаря усилиям девятого царя из династии Шах, что правил небольшим царство воинственных гуркхов расположенного между долиной Ккатманду и озером Фева. Его звали Притхви Нараян Шах. Он объединил разрозненные города государства оставшиеся от династии Мала и значительно расширил границы Непала. Однако расцвет культуры пришёлся как раз на предыдущую династия Мала. Сейчас современная столица занимает почти всю площадь долины, а в те времена здесь существовала три царства, помимо Катманду были еще Патан и Бхактапур. О них сейчас напоминают лишь королевские площади с соответствующими названиями, но поверьте они стоят того, чтобы их посетить.

Есть еще множество других интересных мест в Катманду которые стоит посетить, это и бонский монастырь, и ткацкие фабрики тибетский беженцев. Пишите в комментариях ваши рекомендации что еще необычного и интересного можно найти в столице Непала.