Турист Роман Рытов (romanryt)
Роман Рытов
был 28 февраля 22:29

Крым — Россия Октябрь 2019

Давно была идея сходить в поход по Крыму. Тут выпали в продажу билеты с хорошей скидкой, и я наконец-то решился. Но я знаком только с популярной культурной частью полуострова, с пешими туристическими маршрутами не сталкивался, поэтому на первый раз решил выбрать несложный неоднократно описанный в интернете маршрут. Порывшись в сети остановился на Ай-Петри — Балаклава. Дальше все как обычно: выложил призыв составить компанию в соц. сети, получил сколько-то отзывов на тему «как я хочу в с тобой поход, но именно сейчас никак не могу потому что …». Уже собирался идти один, но неожиданно написала моя давняя знакомая Марина: «Я тоже иду, на какие даты брать билеты?». Это для нее первый опыт похода, что было очень неожиданно. Расписал маршрут по дням, закупился едой и полетели.

Прилетели в Симферополь поздно вечером. Хорошо, что нас согласилась принять каучсерфер Ирина. Встретила нас на своей машине в аэропорту и привезла к себе, напоив дома чаем, и выделив комнату. Всегда приятно знакомиться с такими людьми, живут довольно скромно и просто, и при этом очень гостеприимные и приветливые.

День 1.

Ранний подъем, завтрак, прощаемся с Ириной и едем к автовокзалу. Там ждем пока откроется туристический магазин неподалеку, чтобы купить газ. Кушаем вредные булки в привокзальной кафешке, мимо иногда проходят люди с рюкзаками, значит походный сезон еще открыт. Марина в Крыму не была, поэтому берем билет на троллейбус до Ялты, так в дороге можно увидеть немного больше красот природы. Я долго думал, как нам забраться на Ай-Петри, автобусом или пешком по Мисхорской тропе. С одной стороны, мы идем в поход и надо ходить пешком, с другой стороны в первый день набирать такую высоту с рюкзаками как-то неохота. Троллейбус шел не быстро и в Ялте мы были уже к обеду, на пешее восхождение времени нет, вопрос решился сам, едем дальше на вершину маршруткой. О чем мы много раз вспоминали как об очень правильном решении. По пути останавливаемся на традиционных местах: водопад Учан-Су, где снимали сцену поединка Шерлока Холмса и профессора Мориарти; озеро с черепахами и обзорная площадка с видом на Ялту.

Немного не доезжая до конца, нас завезли в кафе на «бесплатную» дегустацию домашнего вина. В этом кафе очень «хороший» ценник на еду, так что дегустация туда однозначно включена, да и наливают по несколько капель. Вершина за последние годы, что я тут не был, изменилась, убрали большую часть торговых палаток, кафешек и паразитов, берущих деньги на проход в самой верхней точке; так стало куда лучше. Время уже к вечеру, нам надо пройти 8 километров до стоянки, поэтому быстро фотографируем виды, Ялта и все побережье под облаками, много не насмотришься, и выходим.

Небольшой поход по верхам Крыма от Ай-Петри до Балаклавы

Наш путь начинается вот от этой таблички, как когда-то говорил М. Н. Задорнов, если на табличке написано «Запрещено», значит за ней однозначно что-то интересное, так и получилось.

Здесь наверху уже осень, очень разнообразные цвета деревьев, все оттенки желтого и красного, запах упавшей листвы. Дорога идет то через осенний лес, то по открытым участкам откуда отличные виды на южный берег.

Иногда сверяюсь с картой в телефоне, но тут в Крыму она иногда неточна или глючит, поэтому под конец дня мы промахнулись мимо нужной тропинки и вышли к месту стоянки просто по лесу мимо дороги. По пути часто попадаются кусты или даже деревья шиповника, некоторые ягоды стали сладкими от заморозков; и иногда дикая айва, кислая и вяжущая. Встаем на ночевку около источника Антоновой под горой Ат-Баш.

Тут в округе стоят несколько групп, на источнике мы пересекаемся и беседуем. А ближе всего к нам встали два деда с радиоприемником, откуда часть вечера слышалась очередная серия мыльной оперы «новости с Украины». Дров мало, а газ надо экономить, долго мучился с небольшим костерком, чтобы приготовить ужин, но все равно пришлось доставать горелку. Темнеет уже рано, около семи вечера, делать особо нечего, поэтому после ужина почти сразу отбой.

День 2.

Утром ясно, но сразу после сбором из-за горы прямо на нас перевалила туча и погода стала портиться.

Какое-то время идем в туче хорошо, а потом поднялся ветер и начался дождь, видимость иногда была не дальше пяти метров. На какой-то горе догнали наших соседей — двух дедов. Он шли в Карадагский лес, не очень понимая где это, по их разговору получалось, что им все равно куда идти, точного маршрута нет, идут куда вздумается и так несколько дней. Натянули чехлы на рюкзаки и дождевики на себя, второй раз за день прощаемся с дедами и идем дальше, а они размышляют куда же идти им. Недалеко от тропы видели двух оленей, один испугавшись ускакал, а второй с интересом смотрел на нас пока позволял туман. Через пару часов тучи ушли, и мы наконец-то смогли увидеть море.

Небольшой поход по верхам Крыма от Ай-Петри до Балаклавы

Прошли по горе Балчик-Кая, тут установлены старые радиоотражатели.

Была мысль тут стоять на ночевку, под горой вроде есть колодец. Но времени еще много идем дальше. В какой-то момент попадаем на Большую Севастопольскую тропу — туристический маршрут, идущий полукольцом от Балаклавы до северной части Севастополя, дальше до конца похода наша тропа будет размечена указателями и информационными щитами этого маршрута.

Под вечер начался затяжной спуск по темному лесу, дорога мокрая и скользкая, идти довольно неудобно. Остановились на стоянке в районе перевала Шайтан-Мердвен или Чертова лестница.

Небольшой поход по верхам Крыма от Ай-Петри до Балаклавы

Отсюда есть тропа вниз к цивилизации. Нам повезло, на полянке у тропы горел костер, а рядом никого. Лес мокрый, сухих дров нет и тут такой подарок. Недалеко от стоянки стоит памятник погибшим тут партизанам. Тоже рядом есть колодец, но вода там черного цвета. Хорошо, что на соседней полянке стояла группа местных туристов подсказали что недалеко есть колодец с чистой водой. Пока мы готовили из старых запасов воды, опять появились наши вчерашние соседи, споря где же им заночевать. Один из них решил дойти до чистого колодца, и мы пошли вместе. Полкилометра отсюда за очередным щитом с надписью «Проход запрещен» нашли колодец и приспособление из палки, веревки и пластиковой бутылки для подъема воды. Тут тоже есть стоянка с навесом и лавками, деды решили перебраться на это место. У костра хорошо, сидим еще пару часов болтаем о разном.

День 3.

Ночью где-то наверху сильно задувал ветер, но тут в лесу тишина и спокойствие, хорошее место для стоянки. Пока мы раздували угли вчерашнего костра и готовили завтрак, мимо прошло несколько групп туристов, почти все налегке, вышли погулять на природе на один или два дня. В этот день вышли позднее обычного и поэтому наших попутчиков-дедов у колодца уже не застали. Поднимаемся на верх и опять идем по скалам, любуясь пейзажами.

Через пару часов прошли над Форосом, здесь на скалах встречаются остатки альпинистского снаряжения и даже была табличка о погибшем при восхождении. По пути вниз к храму встретили большого хаски, его выгуливала работница кордона. Рассказала, что пес потерял хозяина, теперь подбегает к каждому прохожему, ищет. Какое-то время он шел рядом со мной, люди с рюкзаками его особенно интересуют. Если кто-то знает хозяина, потерявшего пса, пусть ищет его на кордоне над фороским храмом.

Небольшой поход по верхам Крыма от Ай-Петри до Балаклавы

У храма сделали передышку и пошли вверх до перевала Байдарские ворота. Тут опять место цивилизации: ресторан, ларьки. Около будки охраны стоял столик с лавкой, там решили сделать перекус. Охранник вышел, сначала как-то недобро побухтел, а потом подобрел и разрешил остановиться и даже сделал нам кипятку. Мне кажется, что рюкзак за спиной автоматически дает любому человеку +5 к харизме и привлекательности, такому туристу всегда рады. С водой тут напряженка, поэтому охранник кипятил нашу воду, своей не дал. Внешне он похож на Бывалого из фильмов про Шурика, даже жесты у них похожи. Пока мы ели, развлекал нас рассказами об этом месте, Крыме и вообще о разном. Рядом рос виноград, для местных он кажется кислым из-за нехватки солнца, а нам сибирякам очень даже вкусно. С этого места тропа поднимается по скале метров на сто вверх довольно круто по камням. Кое-где даже вбиты стальные скобы и провешаны перила из троса. Идти сложновато, плюс очень сильный ветер; Марина тут изрядно побоялась. Зато потом опять отличные пейзажи и хорошая тропа.

Доходим до знаменитого у туристов места «Храм солнца». Торчащая как палец скала, вокруг которой на одинаковом расстоянии торчит еще несколько подобных.

Небольшой поход по верхам Крыма от Ай-Петри до Балаклавы

Тут всегда есть туристы, многие еще поднимаются на гору Ильяс-кая, но нам как-то уже лень туда карабкаться, хотя вид оттуда наверняка очень красивый. Дальше дорога вниз до деревни Ласпи.

На моей карте стояла метка турстоянки на краю деревни, а там по факту стоянка для машин тех, кто идет к «храму солнца». Но если оттуда подняться чуть выше, там будут костровища и отличные ровные площадки под палатку; все рядом, при этом от машин нас не видно. Воду набрали у ближайшего дома, поискали в деревне виноград, но ничего не нашли.

День 4.

Мне казалось, что от деревни Ласпи мы должны спуститься к трассе и дойти до кафе, а тропа начала сразу в гору. Так мы поднялись до перевала Ласпи-верхний и оттуда начался спуск к трассе. У одного из столбов-указателей пошли не отмеченной тропой, а по более широкой дороге; так мы вышли не к кафе, а сразу к тому месту откуда начинается подъем на гору Куш-кая. Вот тут пришлось попыхтеть, как никогда в этом походе, триста метров по довольно крутоватой тропе, хорошо, что еще сухая, в дождь тут совсем грустно идти. Наверху отличные пейзажи, уже видно Балаклаву, дальше дорога вроде простая.

Переход до горы Кокия-кая. На вершине какие-то остатки военного объекта, а немного ниже заброшенное двухэтажное здание.

Небольшой поход по верхам Крыма от Ай-Петри до Балаклавы

Отсюда тропинка вела еще немного вдоль берега, а потом закончилась. Мы промахнулись мимо нужной дороги, надо было около заброшки идти вглубь. Срезали напрямки через лес, лес завален мусором как помойка. Несколько километров отличная дорога по лесу, пока не выходит снова к берегу.

Вот тут начинается засада, дорожка узкая, все время вверх-вниз, начинает капать сверху дождик. Очень медленно дошагали до источника Аязьма-Чорак, когда совсем полило, ставим палатку под дождем. Готовим на горелке очень праздничный ужин: дошираки и безалкогольный глинтвейн, сегодня День рождения двух известных нам людей, автора этого текста и Владимира Владимировича.

День 5.

Погода наладилась, тропа тоже стала получше идется очень легко, вокруг красота. Где-то через час после стоянки небольшой подъем на гору Аскети, можно было и низом вдоль пляжей пройти, но там опять корячиться на тропке как вчера. Зато наверху есть что посмотреть, остатки недостроенных укреплений Крымской войны, там же многим известная «бочка», которая была местом для артиллерийского дальномера.

С горы только вниз добегаем до остатков крепости Чембало, хотелось внутри устроить перекус, но ее огородили забором, так что не подлезть. Подкрепляемся рядом и спускаемся на набережную Балаклавы. На этом пешеходно-оздоровительная часть похода закончилась, готовим ужин в гостинице, отмываемся и отсыпаемся.

Небольшой поход по верхам Крыма от Ай-Петри до Балаклавы

А дальше началась культурно-познавательная путешествия. Писать о ней интереса нет, любой человек попавший в отпуск в Крым, что-то подобное пройдет.