Турист Maria Starostina (Maria_Starostina-1)
Maria Starostina
была 26 февраля 0:19

Армения Сентябрь 2019

Рейс задержали, так что прилетели мы в Ереван на полтора часа позже, в 5:30 утра. На выходе оказалась таможня, я пока стояла в очереди, подумала мысль «Ну вроде для Эстонии визу не надо было», и потом еще подумала другую мысль, что поздновато я спохватилась.

Вышли в зал прилёта и сразу пошли к конторе Hertz, где у нас была забронирована машина Лада Нива, через агрегатора Economycarrentals. Там, уперев морду в стол, спал юноша. Я его разбудила, назвала имя, он похрустел клавишами и сказал «Мария, а ваша бронь отменена». Я говорю, это первая бронь отменена, ищи вторую. Вторую он нашел и грустно мне сообщил «А вашей машины нет, отдали». И что мне делать? «А я не знаю, что вам делать. У нас сейчас есть только одна машина, Форд К, берёте?». Нет, не беру, куда я поеду на этой табуретке, там, куда я собираюсь, ваш Форд К и останется навеки! Тем более у меня предоплата за Ниву! «Да, но я ничего не могу сделать», отвечал грустный и сонный паренёк.

В это время со всех сторон начали обступать таксисты — «Такси в город, за 5 тыщ», «Зачем вам Нива, потратите деньги, бензин, ездить у нас сложно, мы вас будем аккуратно возить везде», «А хотите мерседес Е-класса за 60 долларов». Нет, изыдите, не хочу Е-класс, хочу Ниву! Чтоб немного успокоиться, мы поменяли деньги (вот говорят, что в аэропорту курс плохой, а был очень ничего, в городе потом был хуже), купили местную симку за 2К драм (а прям на выходе из самолёта ту же самую симку за 5К предлагали). Пошли в другую прокатную контору «RentMotors», там вроде никого, но написано, что АйлБиБак через 5 минут. Пришел мужик, спросили у него Ниву, она в прейскуранте была за 17К в день, он сказал, Нива есть, сейчас пойду проверю на стоянку. Приходит со стоянки и говорит, что Нива сломалась. Мне вот прям как-то нехорошо стало уже, светает, Арарат виден, а мы всё в аэропорту, и без Нивы. Снова подваливают таксисты — «Ара, она Ниву хочет!» Очень экзотично, наверное, хотеть Ниву в Армении. Один таксист приводит своего кореша и говорит — «Вот у него Нива есть, за сколько вам там в конторе предлагали, мы вам за столько же сделаем». Я вот прям перед глазами очень ясно представила, как ломается где-нить в глуши его Нива, или въезжает кто-нить в неё, или мы на ней въезжаем, почему бы и нет, а страховки, естественно, нет, и пошла назад в RentMotors. Они мне говорят, что в Ереванской конторе Нива у них есть, и завтра в 10 приходите, оформим, а хотите, прямо сейчас оформим, а завтра заберёте. Я ответила, что Ниву хочу, но вот последнего совсем не хочу. Ну в общем, они мне дали визитку, и мы пошли к таксисту, который свою Ниву предлагал, чтоб он нас отвёз в отель, который я бронировала заранее. Таксист запросил 2.5К, ехать там было километра 2 по прямой и повёз. Ехал ужасно, моего папу, который 45 лет преподаёт в автошколе, хватил бы кондратий от такой езды.

Приехали в отель, а там воды нет. Завтра, говорят, будет, а сейчас нет. Время уже около 7 утра, я не спала больше суток, хочу в душ, туалет, а у них воды нет, у меня смех такой дебильный непроизвольно начался. Хлопнули дверью, я звоню таксисту этому, который Ниву предлагал, он приехал, говорю, вези в какой-нибудь отель, тут воды нет. Ну вот это я, конечно, опрометчиво сказала — «вези в отель». Просто на букинге такая лажа, что в 7 утра уже не забукать отель вот на текущую ночь. Я, кстати, попробовала, и позвонила в отель, куда у нас была бронь на следующую ночь, спросила, а есть ли места вот на этот остаток ночи. Мест как назло не оказалось, хотя они очень звали все равно приехать и «подождать на колидоре», пока освободится номер.

Ну так вот таксист повёз в «очень хороший», по его словам, отель, в котором у него не то друг, не то брат жены работает, я не помню уже, за 20К, и за поездку еще 2К спросил. То, что предложение попахивает не очень, я как-то сразу почуяла, но в 7 утра, сами понимаете… И вдобавок я смотрю по гугл-мапс, что едем мы не в сторону города, а из города. Я говорю, ты куда нас везешь, как мы выберемся оттуда без машины. Он говорит, да это рядом, Мусалер, я тут живу. Привозит нас к какому-то отелю на горе, ну с виду выглядит неплохо, заходим внутрь, внутри уже сильно похуже картина. Все, разумеется, спят, он с нами начинает ходить по комнатам, кого-то искать, будить, разбудил женщину, мы все вместе стали ходить по отелю, отель, кстати, прокурен весь насквозь. Ну после 5 минут перемещений по этажам нас заводят в нашу комнату… В комнате явно курили, причём совсем недавно, толкан течёт, если включить свет в туалете, вентиляция шумит как челябинский тракторный завод. Постель, я вот не поняла, там или не было матраса или матрас был с торчащими пружинами, но когда я туда прилегла, у меня был ушиб всей бабки, это без шуток. Завершала картину, создавая впечатление, что это отель бордельного типа, пачка презервативов, которая лежала поверх белых одноразовых тапок. Но это все, конечно, мелочи, по сравнению с тем, что в комнате не было окна. Я как-то раз ночевала в отеле, где меня жёстко клопы искусали, так вот я из двух зол выберу лучше клопов, чем склеп без окна.

Поскольку уже время к 8 утра шло, то за стеной начался какой-то трындёж, то ли горничные, то ли жильцы, стало еще сильнее вонять куревом, и мне показалось, что имел место быть секс. Я завела будильник на 12 дня, но заснуть не смогла и всё думала «Я ведь хотела на Крит ехать, с братом, я там всех знаю, вот зачем я сюда приехала, завтра поменяем билеты и свалим отсюда, нервы ни к чёрту, надо помедитировать, чтоб успокоиться, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-воды у них нет, а, выдох-отдали вашу Ниву, послезавтра еще на гору идти, а мы не выспались, вдох-вдох-вдох, за стеной бубнёж, медведь ещё этот, вдох-выдох-вдох-выдох, ох, что-то не помогает медитация». В общем, будильника я не дождалась, в 11:15 встала, сходила в душ, и потом думаю, а интересно, какая вообще погода сейчас, ночью прохладно было, а у нас с собой зимняя одежда, шапки, мы ж на гору собрались, окна нет. Вышла я из склепа на свет божий, а там солнце, +30 и Арарат. И с этого момента с каждым днем всё становилось только лучше и лучше. Вот я думаю, что это было, может это такая инициация.?

Позвонила в прокатную контору, мне подтвердили, что Нива есть. А, еще перед тем как лечь спать, я вспомнила, что таксист в аэропорту (но не тот, который нас вёз), дай бог ему здоровья, проговорился, что, вообще-то, самое выгодное — это Яндекс такси, и совершенно случайно у меня в телефоне было приложение, которое я 100 лет назад ставила еще в Тарту. Я зашла посмотреть, сколько будет стоить такси из этого борделя в центр Еревана, и оказалось, что 1300 драм, а ехать туда 17 км и 35 минут, какой профит они получают с этого — загадка.

Мы приехали в центр, оформили Ниву, по деньгам, кстати, получилось практически то же самое, как и через Economycarrentals. Таксист, который нас вёз, ехал отлично, и вообще, ужасы движения и вождения по Еревану в частности и Армении в целом сильно преувеличены. Машин в Ереване, конечно, очень много, и ощущение некоего хаоса присутствует, но ехать можно, и даже пропускают, много камер и много полиции.

1 день — храм Гарни, ущелье Гарни, монастырь Гегард

Как вообще мы в Армению-то попали — у нас в теннисном клубе одна женщина была там весной, и выставила в Фейсбук фотку с базальтовыми скалами из ущелья Гарни. Скалы эти настолько снесли мне крышу, что буквально через пару недель на сайте дешёвых предложений появились билеты в Армению, и висели там очень долго, так что летом я их таки купила.

Страна вулканов — Армения

Мы спустились в ущелье около храма Гарни, дошли до скал и с другой стороны поднялись наверх.

Потом поехали в монастырь Гегард, там нам продали фруктовую пастилу в рулончике.

Страна вулканов — Армения

2 день — гора Арагац, крепость Амберд

Арагац — это самая высокая гора Армении, но она не настолько высокая, так что обыватель может подняться на неё за 1 день. Но оказалось, что полторы недели назад при подъеме на Арагац на польского туриста напал медведь, турист погиб. Новость не очень, перед глазами сразу возникают стаи голодных медведей, которые бродят по армянским горам и творят беспредел. Я написала в турфирму и спросила, нельзя ли подняться с гидом, чего никогда в жизни не делала, но из-за мишани пришлось наступить себе на горло. Мы договорились с гидом, и в 7 утра гид Арташ ждал нас у гостиницы.

Мы где-то за час доехали до начальной точки восхождения — озера Кари, на высоте 3200.

Страна вулканов — Армения

У озера был дубак и я напялила всю одежду, которую взяла из дома, термобельё, штаны с начесом и шапку с перчатками. Мы пошли вверх и тут я очень быстро поняла, что бегать по горам на высоте 2500 — это совсем не то, что ходить выше 3200. Вначале было довольно тяжело, несколько шагов и уже одышка. Потом стало жарко и я сняла один слой одежды. Потом дал знать голод, и пришлось сожрать пирожок, и вот честно, даже жевать на высоте было трудно. А потом я догнала Арташа, стала расспрашивать его про Армению, он много рассказывал, из-за чего тратил силы и сбавил скорость, а я слушала и отвлеклась, от того, что мне тяжело. Так что мне вскоре стало легче, а может и привыкла. Хоть мы и начали восхождение довольно рано, но навстречу нам уже спускалась одна группа, и Арташ сказал «Ну вот, у них все целы, так что медведа там нет».

Я специально не спрашивала у Арташа, как долго еще идти, поэтому вершина случилась внезапно. Арагац — это бывший вулкан, но он был очень большой вулкан, и верхушку ему оторвало очень сильно. Сейчас от конуса осталось 4 пика — северный, восточный, западный и южный. Мы поднялись на самый низкий Южный пик, высота 3888, это на 6 метров выше, чем мой предыдущий рекорд, но тот рекорд был на горнолыжном подъёмнике, а этот своими ногами, так что можно с чистой совестью засчитать.

Страна вулканов — Армения

Наверх мы шли что-то около 2 часов, на вершине побыли минут 15, заглянули в кратер, окоченели страшно, без движения сразу очень холодно. Удивительно, что некоторые альпинисты приходили сюда в джинсах и без шапки. Про Арагац написано, что туда ходит много людей, но много — это, конечно, это понятие относительное, я думаю, нам встретилось в сумме человек 30.

Спустились мы, наверное, побыстрее, поехали назад, кстати, дорога к озеру от Бюракана сказочно красивая, и на всём протяжении асфальт, так что даже если не идти на гору, то к озеру можно просто съездить, там замечательно.

По пути назад заехали в Амберд, это комплекс из очень древних крепости и церкви. Место прекрасное, между двух ущелий, которые как раз там сходятся в одно, есть водопад, высота 2300 м, красота страшная!

Страна вулканов — Армения

Арташ довёз нас до отеля, где осталась Нива и мы поехали искать наш следующий отель, который я забронировала по дороге с Арагаца. Боже храни интернет, гугл и букинг! Букинг, как и гугл мапс, кстати, довольно часто лажались с адресом, и приводили нас не совсем туда, куда надо, ошибаясь метров на 200, а то и на 500. Так что отель мы нашли не сразу и только с помощью местных жителей. Яндекс карты в этом смысле намного более продвинутые, так что мы пользовались ими. Хозяйка отеля нам посоветовала место, где можно вкусно и недорого поесть, «Artashi Mot», было действительно очень вкусно и неприлично дёшево.

3 день — Хор Вирап, Нораванк, Арени, Смбатаберд

Утром двинулись в Хор Вирап, смотреть на монастырь и Арарат.

Страна вулканов — Армения

Потом поехали к монастырю Нораванк. Тут уже было много туристов, а потом целая свадьба приехала. Я залезла наверх по жуткой лесенке, это было еще ничего, а вот спускаться стала, присев на ступеньку, лицом вперед, а ступенька узкая настолько, что задница целиком на нее не вмещается, норовя съехать набок, очень не по себе было.

Около Нораванка есть пещера Арени-1, где была обнаружена самая старая винодельня в мире, кожаный башмачок возрастом 5500 лет и самые древние останки человека.

Страна вулканов — Армения

Потом мы поехали на Селимский перевал, через который проходил Великий шёлковый путь, и где расположен караван-сарай, где давным-давно укрывались ночью купцы с животными и грузом.

Потом я хотела остановиться на ночь в деревне Ехегис, в дивной красоты отеле, но там закончились места, так что остановились мы чуть дальше, в деревне Эрмон, тоже в дивном отеле в долине с видом на горы. Около Ехегиса на горе находится крепость Смбатаберд, выглядит очень солидно и мощно, хоть и сохранились там только крепостные стены и часть сторожевых башен и бастионов.

Дело уже было к вечеру и восхождение мы начали в 17:15. Дорога в один конец — чуть больше 3 км, и более 500 метров вертикального подъема, так что бежали мы изо всех сил, чтоб успеть спуститься до полной темноты, которая наступала уже в 7 вечера.

Когда спустились, сели в Ниву, поехали, и Пауль вдруг говорит «Что за хрень, где бензин?» Мы заправлялись совсем недавно, а стрелка уже лежит на нуле. В Ниве бензобак не закрывается, и Пауль, у которого тоже была в своё время Лада, и он имел удовольствие столкнуться с её эксплуатацией, уже грешным делом подумал, ну неужели кто-то слил бензин? На следующее утро мы заехали на заправку, и в бак вошло всего литров 10, я говорю заправщику, а у нас стрелка что-то легла, показала, что бензина нет, а он отвечает с таким чудесным армянским акцентом и ухмылкой «А вь этот мащин никогда правэльно не показывает!» И, кстати, за всю поездку этот датчик показывал правильное количество топлива очень изредка, как сломанные часы, 2 раза в день.

4 день — гора Вайотсар, Джермук

Утром мы поехали на гору Вайотсар, которая бывший вулкан. Вулканов в Армении много, более 500, они все, конечно, очень древние и давно покрылись растительностью, но они очень живописные, многие имеют правильную конусовидную форму и радуют глаз.

На Вайотсар можно въехать на машине прямо на самый верх, и более того, спуститься на ней в кратер. Но Нива у подножья перегрелась, так что мы пошли наверх своими ногами.

После вулкана поехали в Джермук, по пути заехали в село Гндеваз и спустились в ущелье, где находится церковь Гндеванк.

Страна вулканов — Армения

А Джермук прекрасен! Я, как фанат фильма «Властелин колец», все время сравнивала Армению со Средиземьем, так вот Джермук — это чистой воды Ривенделл! А Арагац — это, разумеется, Роковая гора.

Страна вулканов — Армения

Сходили к водопаду, прокатились на канатке.

Страна вулканов — Армения

А потом поехали к Кечутскому водохранилищу искать водосброс «Маргаритка». Водосброс нашли, но по случаю осени и недостаточного количества воды, Маргаритка не работала, но охранник пустил нас посмотреть в бездну. Очень страшно!

После Джермука я планировала еще в Караундж и в Ухтасар, посмотреть на петроглифы и взойти на гору Цхук, а потом ехать на ночлег в Горис. Ну это я конечно сильно разгулялась, на 25 рублей-то. Поэтому поехали сразу в Горис, до темноты не успели, и последние полчаса ехали мало того, что в полной темноте, так еще и туман опустился такой густой, что не видно было даже край дороги и разметку, а у Нивы ближний свет светит на 2 метра, а дальний на 4, и противотуманок в базовой комплектации нету. Отель у нас, к счастью, был забронирован прямо при въезде в Горис, метрах в 400 от главной дороги. С дороги-то мы свернули, но там началась грунтовка с колдобинами и наличием отсутствия фонарей. Так что я была уверена, что мы сейчас приедем куда-нибудь в пропасть или на свалку. Но потом в тумане показался мутный фонарик и мы нашли наш отель Zorats Akhbyur. Ночью в тумане этого не было видно, но утром нам открылся вид на миллион — отель находится на горе и на границе города, и из окна и с террасы открывается панорамный вид на Горис, который лежит в внизу в котловине. Мы там остановились на 3 ночи, и по-моему были единственными постояльцами. Хозяйка нам принесла чаю с булками, домашнего вина, все бесплатно, комната была отличная, был телевизор с интернетом и ютубом, так что надели предложенные халаты, налили вино, завалились на постель и стали смотреть «Собаку Баскервилей». Утром был завтрак, правда, поздновато, в 9 утра, но вкусно и душевно. Отель рекомендую от всей души!

5 день — Мегри

Брат мне говорит — съезди в Мегри, там мало кто был, на Иран посмотришь. Это вот очень в его духе — поехать куда-то к чёрту на рога по очень надуманной причине. Но я повелась, конечно. До Мегри было 150 км и 3 часа езды, мы поехали по М2.

Дорога туда асфальтовая на всём протяжении, но местами она идёт крупными волнами, Нива нормально ехала, а какой-нибудь Форд К бы повис на пузике и барахтал ножками. На некоторых участках идёт ремонт.

Проехали через город Капан, в Капане бельё с размахом сушат.

По дороге преодолели несколько перевалов, самый высокий Мегрийский перевал, если до него небо было в облаках, то после небо стало абсолютно чистое.

Сперва решили проехаться мимо иранской границы.

А потом поехали в село Карчевань. Приехали туда на что-то типа главной площади, деревенька в 3 дома, запарковались, фоткаем виноград и хурму. Из дома высовывается мужик и говорит «Вы, наверное, на водопад хотите? Так вам туда». Мы пошли туда, но заблудились, и я спросила деда на Жигулях, а где тут водопад. Дед запер Жигули и повёл нас к водопаду, по пути нарвал грецких орехов, собрал ежевики. Сводил на водопад, покурил пока мы фотографировали, потом пошел с нами обратно, и говорит в конце — «Вот такая она, наша Карчевань!» Так трогательно, прям в груди защемило. А у нас в машине бутылка пива была, только что купленного, я подумала, предложу ему. Спрашиваю, вы пиво пьёте? Он говорит, нет, ну разве что летом. А на улице градусов 28–30. Я говорю, так ведь вот оно, лето! А он мне — ну нет, сейчас осень. Ну в общем, посмеялись, пожали руки и разошлись.

Страна вулканов — Армения

А мы поехали назад в Мегри, по пути сорвали гранат, спелый и сладкий оказался. Сходили в руины крепости на горе, Мегри очень милый, тоже лежит в котловине, вокруг острые армянские и иранские горы. Хозяйка отеля нам еще утром сказала, что в Мегри всегда жара и солнце, и королёк растет. Королёк — это хурма, она еще совсем зеленая, к ноябрю только поспеет. А еще там растёт мелкий и очень сладкий инжир, вот тот, что у нас в магазине продаётся, размером с луковицу, это надо собрать и выбросить на кучу, он никуда не годится, а Мегрийский очень прельстивый.

Вот, лаунж себе построили.

Страна вулканов — Армения

Облака в долину опустились на ночь.

А в Капане Паулю приспичило поужинать, и из-за этого сегодня мы до отеля в темноте и тумане ехали аж целых 2 часа. Туман на Горис спускался как по расписанию. Но доехали, хозяйка нас ждала и волновалась, снова выкатила чаю с вареньем и фруктами, опять всё от души и бесплатно. Мы опять взяли вина и на этот раз посмотрели серию про Мориарти.

6 день — Татев, Кхндзореск, Караундж

Сегодня поехали смотреть Татев. Я как-то металась, растеклась мыслями по черепу и план на день у меня скомкался. Сперва хотели сразу прокатиться на Крыльях Татева, но показалось, что с утра вроде еще немного облачно, поэтому сперва решили съездить туда на машине.

По пути заехали на сторожевую башню Арснадзор.

Страна вулканов — Армения

По пути в Татев пошли посмотреть на Чёртов мост, спустились и стали искать пещеру. Я знала, что туда спуск по тросу, но трос не увидела, только высокий вертикальный обрыв. Прошлись туда-сюда, и ничего не нашли. Уже на пути назад там ходил какой-то местный, на Жигулях приехал. Я его спросила, а где пещера? Он говорит «Видеть хочешь? Высоты не боишься?». Я говорю, высоты боюсь, конечно же, но видеть хочу. Ну он нас привел в самый конец, я еще про себя думала, боже, ну только не туда, ну там совсем некуда лезть. Оказалось, именно туда…

Трос уходил вертикально вниз, поэтому его и не было видно, к тому же начинался он не с самого верха скалы, а где-то в метре от верха, то есть до него еще надо было карабкаться крабом вниз, держась руками и зубами за скалы. Мужик этот, он кстати, был в таких чёрных модных туфлях, которые очень любят мужчины на Кавказе, говорит «Девашка, вот смотри на меня — правую ногу ставишь сюда, хорошо ставишь, левую сюда, правую переставляешь вот так, и хватаешься за трос, прыгаешь сюда, а дальше легко, там лестница уже." И сам показывает туда-сюда, туда-сюда, прям в этих своих туфлях, и еще сигарета в одной руке. Я говорю, ну вы отойдите, я не могу, когда кто-то стоит, упадём же если что гроздью. А он мне — как это отойди, а если свалишься, кто отвечать будет? А так я поймаю. Мужичок тщедушный, но юркий и очень настойчивый. Я разок попробовала, другой, ну что-то страшно. А он наседает и говорит — сейчас в 3 часа туристы с Еревана приедут, так тут все пойдут, женщины с Москвы, все полезут. И мне в этот момент обидно за себя стало — женщины с Москвы полезут, а я что? Вцепилась в скалы, ухватилась за трос и спустилась. Пауль не собирался лезть, но мужик ему «Брат, давай, держу!» Ну Пауль тоже слез, уж очень строгие женщины из Москвы нависали. А дальше мужичок с Паулем сняли обувь, а у меня сандалики, мне снимать не надо, и мы полезли куда-то в темноту, а в темноте обнаружилась пещера, с такими известняковыми ярусами как в турецком Памуккале, отовсюду вода течёт, минеральная и тёплая.

Страна вулканов — Армения

Я думаю, вот послал же бог мужичка, а так бы и не увидели ничего этого. А мужичок не унимается, говорит, это первое место, а дальше еще 2, вторая пещера и потом сам мост. Но во вторую пещеру — это по воде надо, тут по пояс глубина. И стоит, смотрит. Я думаю, ну ладно, не полезу дальше, и тут нормально. «Женщины из Москвы все поплывут». «Нет, ну купальник у меня с собой, отвернитесь, пожалуйста!» Я переоделась, стою над бурным порогом и не понимаю, куда идти. Мужик мне говорит, вот в этот порог и иди, плавать умеешь? Потом вылезай на те камни, и иди дальше. Я полезла в порог, течением меня нахрен смыло, я свалилась в реку, мужик орёт «Давай, давай, греби, хорошо греби!» Я выгребла, вылезла, вода в реке была, мягко говоря, прохладная, но солдату не бывает холодно, солдату бывает свежо. Я пошла дальше, зашла за камень, мужика стало плохо видно, но он громко орал и махал руками, и я так поняла, что надо лезть еще куда-то дальше. Там были еще такие же образования как в пещере, но побольше и повыше. Я влезла наверх, куда идти непонятно, но тут мужик меня увидел, и по его жестам и крикам я поняла, что надо лезть по краю и обогнуть это ярусы. Мама моя такие вещи вот очень сильно не одобряет, и больше того, мне что-то очень сомнительно, что женщины с Москвы сюда полезут. Я перелезла, там было еще больше красивых ярусов, а дальше уже надо было конкретно плыть, чтоб посмотреть мост, но с этого места его уже было и так видно. Так что я с чувством выполненного долга пошла назад, на этом пороге, где я свалилась, у мужика было заготовлено стратегическое бревно, за которое можно было ухватиться.

Я вылезла из реки, села погреться в источники, потом оделась, мы вылезли наверх и я говорю «Могу ли я вам предложить денег, вы нас так развлекли, что я чуть в штаны не наложила». Мужичок с достоинством и одобрением пожал плечами и я выдала ему 5 тыщ драм. Очень рекомендую Чёртов мост, хорошее место. А если не знать, сверху ничего особенного.

Потом мы поехали в Татев, посмотрели на монастырь, и решили прокатиться на канатке. Но оказалось, что если в Алидзор есть билет на через полчаса, то обратно нам надо будет ждать аж до 16:15. Так что мы поехали в Кхндзореск, а в Татев возможно, вернемся еще вечером.

Страна вулканов — Армения

В Кхндзореске есть ущелье, где располагается довольно обширный пещерный город, к нему идет висячий мост через ущелье, а сверху еще есть смотровая площадка. Место — просто отвал башки! Мы прошлись по мосту и залезли с другой стороны на самый-самый верх.

После мы поехали в сторону Татева, я позвонила туда, и оказалось, что в Татев мы на канатке приехать сможем, а обратно уже билетов нет. Ну мы в итоге решили, что на канатках мы за свою горнолыжную жизнь накатались по самые брови, а Татев и ущелье мы уже и так со всех сторон осмотрели.

Так что дальше поехали в армянский стоунхенж — Караундж.

Посреди жёлтого поля стоят вот такие камни, и во многих камнях круглая дырка. Сами камни не очень впечатлили, а вот ущелье позади — оно очень даже. В ущелье находится маленькая аккуратная долина, и такое ощущение, что там работает садовник, но это конечно вряд ли, она сама по себе такая уютная, и туда можно спуститься, но думаю, сверху вид лучше.

7 день — Арцах: ущелье Унот, Степанакерт, Гандзасар

Утром мы выехали в сторону Арцаха.

На погранпункте нам забесплатно оформили визу аж на 3 недели.

После погранпункта пропал интернет, связь и даже роуминг не работал. В Армении и так-то машин немного, а тут совсем пусто стало, зато вдоль дороги везде растут заросли ежевики, правда, еще незрелой.

Первым делом поехали в Шуши, там есть прекрасный каньон с водопадом. Запарковали машину, нашли значки и вышли на тропу.

Страна вулканов — Армения

Довольно долго шли по верху ущелья и у меня уже стали закрадываться сомнения, а как мы вообще туда спустимся, трекер показывает, что водопад недалеко, а ущелье очень высокое, склоны отвесные. Но потом завернули за угол, а там ущелье как-то поднялось и река оказалась намного ближе.

Вот тут какое-то древнее кладбище.

Страна вулканов — Армения

Спустились к реке, немного прошли и водопад внезапно появился, хорошенький такой.

На обратном пути решили срезать и пошли не по тропинке, а вверх по скалам и по траве. Я в начале поездки всё змей боялась, а сейчас уже перестала, пёрла напролом.

Пришли к машине и я вспомнила, что на maps.me было еще одно ущелье обозначено, ущелье Джртуз. Оно судя по всему, довольно популярное, там много народу было. Я ходила в майке с коротким рукавом, а мимо проходящие армяне зябко ёжились и спрашивали, неужели мне не холодно, вот ведь, как по мне, так градусов 25 точно было, в Эстонии при 25 градусах народ не знает, куда себя от жары деть.

Степанакерт

Поехали в село Ванк, посмотреть на монастырь Гандзасар и на льва в скале. Я не подготовилась и не посмотрела точно, где лев находится, так как была уверена, что прямо около монастыря, но там его не было. Но повезло, что какой-то местный водитель знал, и он рассказал, куда ехать.

Около льва я поняла, что уже 5 часов и мы никуда больше не успеваем до темноты, так что сели поесть и обдумать.

Страна вулканов — Армения

В селе Ванк чувствуется дикая тяга к морю и прекрасному. Отель «Эклектика» исполнен в виде корабля, отель «Цовин Кар» тоже имеет очень чёткие морские мотивы, а около отеля еще построен деревянный корабль. А на подступах к отелю вот такая композиция, я не успела сфоткать, но когда мы ехали туда, там паслась корова. Мне это все напомнило деревню, куда приехал граф Калиостро, в фильме «Формула любви».

Всё тут было таким милым и уютным, что мы решили остаться на ночь в отеле Цовин Кар, а еще WiFi там был просто космический.

Заселились в отель и решили съездить в магазин, купить чего-нибудь. Приехали в магазин, а там… Вот Пауль в 92 году с женой ездил в свадебное путешествие в Нальчик, там в местном магазине продавались только соль и галоши, вот тут было примерно так же. Я купила последние 3 бутылки воды, хотели купить последнюю бутылку черешневого компота, а продавщица говорит — дайте-ка я гляну, какой там срок годности. Смотрела, смотрела, но не смогла разобрать и говорит, ай, поставьте назад, пусть дальше стоит. Хлеба, сыра, колбасы — ничего не было. Чего было много, так это разного Арарата и еще много коробок с шоколадными конфетами. Еще там было в наличии 3 бутылки вина, мы одну купили, за 1200 драм.

8 день — Дадиванк, Севан, Дилижан

Утром встали рано, завтрака ждать не стали и поехали в монастырь Дадиванк.

Страна вулканов — Армения

После поехали искать горячие источники, плюхали 45 минут в одну сторону по грунтовке и нашли вот такой источник, но к, сожалению, мы искали не его.

Обратно решили не ехать вдоль реки, а подняться наверх на скалы в деревню Карвачар. Деревня большая оказалась на первый взгляд, но по-моему, не все дома жилые, однако люди там есть, машины есть, был даже полицейский участок, школа и магазин.

Ну потом Арцах закончился и мы через Зодский перевал въехали в Армению, появилась связь и я пожаловалась брату, что с источниками облом. Брат потом написал, ну что ты не подготовилась, источник называется Зуар, к нему надо было повернуть немного раньше. А я готовилась, но в интернетах народ писал, что источник называется Так Джур, а Так Джур — это по-армянски и есть «горячий источник».

Мы поехали к Севану, брат спросил, а что не по восточному берегу. Я говорю, а что там, а он, а я не знаю, не был там. Ну я опять повелась, развернулась, благо недалеко отъехали, и поехали по восточному. Максим, на восточном ничего нет, и дорога в буераках.

Доехали до монастыря Агарцин.

Страна вулканов — Армения

Потом поехали в Дилижан, после Арцаха кажется, что жизнь бьет ключом и народу много. Съездили на озеро Парз, покатались на лодке, утки там такими противными голосами галдели, сходили на улицу Шарамберяна и поехали в отель.

9 день — Севанаванк, Цахкадзор, ущелье Касах

Утром поехали к монастырю Севанаванк.

А потом решили заехать в Цахкадзор.

Проехались на подъемнике.

Там наверх идут один за другим 3 подъемника, но летом работает только самый первый. И когда туда приезжаешь, то там довольно бессмысленно — вида нет, все за деревьями. Но сразу подбежали местные и предложили на квадроцикле на самый верх за 30К драм. У нас драмы уже почти закончились, так что увы, но я вспомнила, что у меня есть евро, предложила, они не отказались.

В Цахкадзоре парковка платная, 200 драм в час, у нас получилось 2 часа. Ну мы когда выезжаем, джигит берёт билетик, пробивает и говорит:

— Ту таузанд

Пауль ему в окно «Скоооолько?»

— Чэтыреста!

После Цахкадзора поехали в ущелье Касах. Там есть прямо на краю ущелья 2 церкви Ованаванк и Сагмосаванк, на расстоянии километров 8 друг от друга. У меня был трек с Wikiloc по ущелью от одного монастыря до другого. Поскольку идти назад тем же путем совсем не хотелось, то я придумала оставить машину около монастыря Ованаванк и попросить кого-нибудь из местных докинуть нас до Сагмосаванка. Из местных там были только 2 женщины, которые продавали всякую чурчхелу, и пожилая семейная пара на старой-престарой Волге, которая была до отказа загружена помидорами, виноградом и другим товаром. Услышав, что нам надо в Сагмосаванк, они принялись разгребать сидения, распихивать товар в багажник, в итоге Пауль сел на переднее сидение, а мы с женщиной назад, там даже сидений не было. Они отвезли нас в Сагмосаванк, дали с собой гору винограда, помидоров, яблок, свои телефоны и вообще, узнав, что мы не были в Эчмиадзине, а они как раз там живут, прям сразу предложили поехать туда к ним в гости.

Страна вулканов — Армения

Ущелье Касах с церквями — это грандиозное место! Свадьбы одна за другой, местные приезжают нарядные туда фотографироваться, а туристов почти никого.

Спуск в ущелье выглядел довольно экстремальным — очень крутой склон и совсем по краю узкая крутая тропинка, еще и по сыпухе. Туда даже пройти было никак, так как калитка была заперта на замок и местный житель нам сказал, что там путь совсем плохой, идите по верху. Я сказала, что у меня трек и люди там ходят. Он пожал плечами, открыл калитку и мы стали спускаться. Однако через пару сотен метров я вынуждена была признать, что тропа действительно слишком опасная, и, извалявшись в грязи, мы стали подниматься назад, так что если местный житель говорит опасно, надо верить, это не Европа. В это время на десяти чёрных Гелендвагенах в Сагмосаванк приехала свадьба. Я стала думать, как теперь добраться назад к машине, и к счастью, заметила в хвосте помпезной свадебной процессии ободранный жигуль, который был еще и такси. Он за штуку докинул нас обратно.

Страна вулканов — Армения

Около Ованаванка спуск в ущелье был уже нормальный, так что мы спустились к реке и пошли в сторону водопада. По низу ущелья идти было не очень, там заросли и чёрт ногу сломит, поэтому в какой-то момент поднялись выше по склону и там обнаружили тропинку, с которой и вид был хороший и идти было удобно. Около водопада вот такая конструкция.

Потом мы поехали в отель, заехали поесть в «Арташи мот» и рано утром улетели домой. Времени на многое не хватило, спали мало, вставали рано.

В Армении прекрасно всё — люди, горы, ущелья, буквы, туда надо просто взять и поехать.

А вчера я наконец посмотрела в первый раз фильм «Мимино».