Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Мардакян, Баку — Азербайджан Июль 2017

Москва-Баку-Тбилиси — транзит

Собираясь в путешествие по Грузии, я не удержалась и запланировала нашу поездку с длительной стыковкой в Баку. Забегая вперед, могу сказать, что одного светового дня нам вполне хватило для обзорного знакомства со столицей Азербайджана.

Баку удивил сразу, еще с первых минут прибытия в его воздушную гавань — международный аэропорт «Гейдар Алиев (Бина)». Бакинский аэропорт — важнейший воздушный узел республики расположен в 20 километрах от столицы, он географически очень удобен, как для организации регулярных внутренних рейсов, так и для воздушного транзитного сообщения с соседними государствами. Интересно, что самый первый полет из бакинского аэропорта когда-то давно был совершен в Тифлис и обратно, по такому маршруту и мы летели.

Здание аэропорта выглядит очень современно и оригинально. Поскольку аэропорт расположен в сейсмически опасной зоне, то конструкционные элементы его строений выполнены по специальной технологии, повышающей их устойчивость.

Эти луковицы в бакинском аэропорту мне больше всего понравились
Эти "луковицы" в бакинском аэропорту мне больше всего понравились
Ясный летний день в Баку

В моем личном рейтинге любимых аэропортов Гейдар Алиев занял очень высокую позицию. Вот и рейтинговое агентство Skytrax в 2017 году бакинской воздушной гавани присудило престижную награду — почетное звание лучшего среди аэропортов мира с международным статусом среди аэропортов Стран Независимого Содружества. Уровень сервиса, по мнению профессионалов, оценивается в четыре звезды.

Современный Баку

Будучи ограниченными во времени, мне не хотелось потерять ни минуты, поэтому я заранее по Интернету договорилась с местным гидом. Уважаемый Фархад встретил нас в аэропорту, и наша экскурсия началась.

Вид на город со смотровой площадки

Отчетливо помню свои первые ощущения: на улице было очень ветрено. Фархад тут же пояснил, что сильные ветра со стороны Каспия — норма для Баку, его даже называют «городом ветров». Есть несколько версий происхождения названия азербайджанской столицы. По одной из них слово произошло от иранского «бадкубе», что в дословном переводе — «место, куда ударяет ветер». По другой версии, название отсылает к персидскому слову «багкух», что означает «Гора Бога».

Баку — очень красивый город, здесь причудливо переплелись старина и современность, многие его исторические объекты внесены в перечень памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО, а современные архитектурные здания только добавляют городу значимости и великолепия.

Футуристическое сооружение Культурного Центра Гейдара Алиева расположено на одноименном проспекте. Культурный Центр, построенный по проекту легендарной дивы архитектуры Захи Хадид, в 2014 году был признан лучшим зданием в мире. Один из членов жюри премии «Дизайн года» Пирс Гог так описал его: «Это упоительно красивое здание блестящего архитектора на пике карьеры. Оно так же невинно и сексуально, как приподнятая ветром юбка Мэрилин Монро».

Культурный Центр Гейдара Алиева

Пламенные башни (Flame Towers) — современный архитектурный комплекс, еще один символ нового и процветающего Азербайджана. Строения представляют собой огромные стеклянные небоскребы в форме устремленных к небу языков пламени. Высота тройняшек — 160,190 и 140 метров. Вечером на фасаде включается подсветка, имитирующая пылающий огонь, жаль, что мы не успели её увидеть.

Ясный летний день в Баку

Пламенные башни видны почти из любой точки Баку.

Нагорный парк — один из красивейших парков и самая высокая точка в городе Баку, откуда открывается великолепная панорама на столицу Азербайджана и Бакинскую бухту.

Изначально парк назывался Английским, так как здесь были захоронены военнослужащие британского экспедиционного корпуса, павшие во время Битвы за Баку 1918 года. В 1990-х годах, после распада СССР, парк, ранее носивший имя революционера Сергея Кирова, был переименован в Нагорный. В январе 1990 года в Нагорном парке были погребены тела более сотни жителей, погибших на площади Свободы в ходе трагических событий в ночь с 19 на 20 января 1990 года (Чёрный январь). Теперь Аллея Шахидов в Нагорном парке — место памяти и скорби, где царит тишина и горит вечный огонь.

С высоты Нагорного парка отлично просматривается одна из любимейших туристических достопримечательностей Баку — приморский бульвар, своеобразный морской фасад города.

Ясный летний день в Баку

Красавец Бакинский приморский бульвар на многие километры протянулся вдоль живописного побережья Каспийского моря. Как и положено любому уважающему себя променаду, приморский бульвар может похвастать более чем столетней историей (первые отдыхающие прогулялись здесь в 1909 году) и массой достопримечательностей и развлечений.

Ясный летний день в Баку

В Приморском парке, в благотворном климате Каспия, цветут и благоухают декоративные растения и кустарники и прекрасно себя чувствуют несколько десятков видов деревьев, в том числе редких.

В Баку за «баклажанами»

Еще до поездки я думала-гадала, как мне заинтересовать дочку азербайджанской столицей? Рассказы о том, что Азербайджан — яркая колоритная страна, где тесно переплелись европейская и азиатская культуры, о том, что в Баку можно увидеть крепости, дворцы и мечети, сохранившиеся со времен могущественной Персии, о том, что Апшеронский полуостров — земля древних зороастрийцев заинтересованности в моем ребенке не прибавили. И только, когда я рассказала, что по городу ездят необычные London-Taxi фиолетового цвета, дочкины глаза заблестели. Заочно окрестили такси «баклажанчиками», а когда приехали, радовались каждому встречному автомобилю. Хорошо, что благодаря классическому узнаваемому дизайну и броскому фиолетовому цвету увидеть такси в городском потоке не составляет никакого труда.

Ясный летний день в Баку

Такси Баку — один из ярких примеров, когда государственная компания может быть очень эффективной и креативной. Впервые эти машины появились в 2011 году, когда в страну завезли тысячу автомобилей London-Taxi TX4, собранных специально для Азербайджана. Сумма контракта составила 27 миллионов долларов. Позже было еще несколько поставок, на сегодняшний день парк «Баклажанчиков» в Баку насчитывает почти 3,5 тысячи машин.

Во время прогулки София захотела сфотографироваться у припаркованного «баклажанчика».

Ясный летний день в Баку

Из машины вышел водитель, мы разговорились. Каким же было удивление, когда узнали, что мужчина много лет работал в наших родных краях нефтяником, приезжая по вахтам. Неожиданная встреча оказалась такой тёплой, как будто встретились родственники после длительного расставания. Через несколько минут дочка уже сидела в «баклажанчике» совершенно счастливая.

Ясный летний день в Баку

Программа максимум была выполнена — удалось не только увидеть, но и побывать за рулем местной достопримечательности!

Баку-Мегион — нефтяные нити истории

Тем временем южное солнце уже находилось в зените, и мы решили немного отдохнуть в одном из кафе в старом городе. Интерьер многих кафе в Ичери-шехер выполнен в восточных традициях.

Ясный летний день в Баку

Но сложно не заметить еще одну линию в оформлении — тему нефтяного освоения республики.

В недалеком прошлом Азербайджан занимала лидирующее место в нефтедобывающей отрасли, и первая скважина в мире появилась в поселке Биби-Эйбат близ Баку. В начале прошлого столетия здесь добывали более половины всей мировой нефти. Изобретатель динамита Альфред Нобель заработал свое состояние на местной нефти, так что часть Нобелевской премии, по некоторым оценкам не менее 12%, -это средства, полученные ученым от бакинской нефти. Все эти факты до сих пор являются большим поводом для гордости бакинцев.

Можно сделать еще более громкое заявление, сказав о том, что и западно-сибирской нефти без азербайджанцев мы бы никогда не увидели.

На «черное золото» у азербайджанцев всегда было особое чутье. Один из самых результативных геологов в мировой истории, участвовавших в открытии гигантских и крупных месторождений нефти и газа в Западной Сибири — Фарман Салманов был родом из Азербайджана. Именно под его руководством пробурили судьбоносную для экономики СССР, а затем и России первую скважину. И случилось это в моём теперь родном Мегионе в Ханты-Мансийском округе-Югра.

К 1961 году все уже потеряли надежду найти большую нефть в Сибири, большие начальники требовали от Салманова, возглавлявшего Сургутскую нефтеразведочную экспедицию, прекратить поиски и вернуться, но он, не смотря на угрозы увольнения, продолжал верить и работать. Фарман Салманов вспоминал: «А 21 марта 1961 года, на мой любимый азербайджанский праздник — Новруз байрам, первая скважина в районе селения Мегион дала фонтан нефти. Я прыгал и кричал: „Мы победили!“» После нескольких десятилетий бурений в тяжелейших условиях Сибири нефть была наконец-то найдена.

Всем своим оппонентам Салманов отправил письма одного содержания: «В Мегионе получен фонтан нефти дебитом 200 тонн. Вам это ясно? Приветом, Салманов». Оппоненты ответили, что это природная аномалия, что через пару недель скважина иссякнет, и что большой нефти в Западной Сибири не может быть. После того, как и из второй скважины в районе Усть-Балыка забил фонтан, Салманов отправил начальству радиограмму: «Скважина лупит по всем правилам»

Сейчас именем Фармана Салманова названы школы, улицы в Сургуте и Нижневартовске, а еще теплоходы и самолеты. В декабре 2018 года было объявлено, что по результатам общенационального голосования аэропорт Сургута будет назван в честь отца сибирской нефти — Салманова.

Сложно переоценить каким огромным вкладом в развитие экономики страны стало открытие западносибирской нефти, стоит лишь упомянуть, что до сих пор наш регион является донором.

Ичери-шехер — историческое сердце Баку

Старый город в своих зданиях и руинах скрывает многовековую историю. Именно в этом месте зарождался древний Баку, отсюда началась история столицы Азербайджана. Несмотря на нефтяной бум, революцию и Гражданскую войну в Старом городе Баку и сейчас можно увидеть настоящую восточную средневековую архитектуру.

Ясный летний день в Баку

Старинный жилой квартал обнесен хорошо сохранившимися крепостными стенами.

Планировка городских улиц напоминала настоящий лабиринт, основанный на военном преимуществе в потенциальном бою. Защищая свои дома, жители могли поливать кипятком или забрасывать камнями неприятеля, попавшего в уличные тупики, как в каменные капканы.

Дома здесь каменные, в три-четыре этажа, с огромными деревянными балконами-террасами, увитыми виноградной лозой. Можно стоять рядом с этими стенами, и мысленно представлять караваны, плавно входящие в город, снующих по улицам торговцев, семенящих женщин в черных покрывалах…

Ясный летний день в Баку

Ни один российский турист не упустит момента и обязательно посетит Кичик-Гала — место съемки знаменитой сцены из фильма «Бриллиантовая рука». На картах Гугл эта улица называется Böyük Qala, она извивается вдоль крепостных стен. И, конечно, невозможно удержаться от искушения сделать традиционный кадр, а ля Андрей Миронов.

Традиционное фото

Вообще, аутентичный Ичери-шехер много раз выбирался в качестве локации для съёмок кино. Помимо культовой «Бриллиантовой руки» здесь снимали фильмы — «Человек-амфибия» (1961), «Айболит-66» (1966), «Тегеран-43» (1981).

Бакинское гостеприимство

Девичья башня или Гыз галасы — одна из самых известных и самых загадочных достопримечательностей Баку. Ее неповторимая форма до сих пор вызывает множество догадок и споров. С восточной стороны к башне пристроен выступ, назначение которого в различных источниках трактуется по-разному. Кто-то считает, что это место предназначалось для сигнальных огней, кто-то называет башню «маяком», кто-то предполагает, что выступ создан как корма на корабле, для рассечения волны, ведь в древности башня находилась в море.

Есть в Старом городе и современные объекты, которые удивительно органично вписались в общую концепцию Ичери-шехер. На улице Малой Крепостной находится дом-мастерская художника Али Шамси. Фасад дома изобилует различными знаками, символами, в землю рядом с фасадом воткнуты использованные кисти.

Баку всегда считался одним из самых интернациональных городов мира. Здесь совместно и дружно проживали и проживают ныне, несмотря на сложные события последних десятилетий, люди 72 национальностей — азербайджанцы, русские, евреи, грузины, татары, украинцы, лезгины, представители других этнических групп. В народе не зря говорят: «Есть такая нация — бакинцы». В Баку родились многие знаменитости: физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии Лев Ландау, музыкант и дирижер Мстислав Ростропович, кинорежиссер Юлий Гусман, популярные певцы — Муслим Магомаев, Ирина Аллегрова, Лариса Долина, артист Евгений Петросян, экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров.

Мардакянская крепость — средневековое наследие Ширваншахов

В оставшееся время мы решили посмотреть хорошо сохранившуюся средневековую крепость в поселке Мардакян.

Фархад познакомил нас со смотрителем Мардакянской крепости — Видади. Сложно было не попасть под обаяние этого человека старой закалки.

Четырехугольная Мардакянская крепость была построена в середине XII века сыном Великого Ширваншаха Манучехра — Ахситаном I. Имя Ахситана и дату 1187/8 год обнаружили на четырёхугольной башне. Наследник династии Кесранидов таким образом хотел увековечить свою победу над неприятелем. Место для строительства крепости было выбрано не случайно, отсюда хорошо был виден приморский берег, а также крепости Гала и Рамана. Крепость использовалась как место расположения военного гарнизона и наблюдательный пункт.

Вид с крепостной стены на окрестности

В Мардакянской крепости в отличие от крепостей средневековой Европы нет больших внутренних дворов и жилых помещений. Крепость не предназначалась для постоянного проживания, служила лишь убежищем на время нападения врага. Во дворе есть колодцы с водой, а также ямы-колодцы для хранения продуктов питания. Все это позволяло выдерживать длительные осады.

В крепости выставлены каменные плиты, скорее всего надгробные, на них можно увидеть различные выбитые знаки — зороастрийские символы, звезды Давида, христианские кресты.

Ясный летний день в Баку

Забравшись на крепостную стену по крутой винтовой лестнице, мы увидели, что с внешней стороны стена ограничена зубчатым парапетом с просветами-бойницами, но совершенно нет никакой преграды с противоположной стороны, поэтому близко подходить к краю было очень страшно.

Непосредственно рядом с Четырехугольной крепостью находится Мечеть Туба-Шахи.

Ясный летний день в Баку

Всю крепость в объектив уместить никак не получалось, близко расположенные постройки не позволяли удалиться на достаточное расстояние.

Заключение

Всего один день в Баку позволил ощутить, что это самобытный, неординарный город с богатой историей, европейскими традициями, массой достопримечательностей и настоящим восточным гостеприимством.

Если вы по воле случая окажетесь в Азербайджане, обязательно включите в свою карту путешествий Баку, не пожалеете!

Ясный летний день в Баку

И в завершении поделюсь одной фразой, о которой тоже узнала в Баку, это палиандром — выражение, которое можно прочитать наоборот: «Цени кабинет в тени бакинец!» Учитывая местный климат, очень актуальное выражение…