Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Синая — Румыния, Русе — Болгария Сентябрь 2019

Вот лето пролетело и ага… Мы въезжали в Грецию в июне из Болгарии, шенгенские дни начались ровно от этого въезда, назад планируем передвижение тоже вне Шенгена, через Румынию, Болгарию, Украину. У моего автомобиля стремительно приближается необходимость планового визита в сервис (ТО1), решаю это сделать в Софии, как делал уже не раз на предыдущих авто. Списался с ними, забронировал время — суббота, утро 14 сентября. Наши шенгенские 90 дней позволяли выехать в воскресенье 15-го, однако в сервисе этот день выходной (езды до Софии часов 5 вместе с переходом границы). Пришлось оставить 2 дня неиспользованными, выезжаем в пятницу в середине дня.

София нам уже знакома в значительной степени, как, впрочем, и вся Болгария, поэтому поселяемся в уже опробованном отеле не в центре, ужинаем в знакомом ресторанчике (как и год назад на вопрос про Wi-Fi следует ответ — Няма). После завтрака забрасываю жену в Молл (по пути) на легкий шоппинг, сам еду к автодилеру. Стоимость ТО на первый взгляд та же, что и в Москве, но из Москвы мне прислали кучу СМС-ок о скидках на 50%, а здесь платил полную стоимость, так что выгоды никакой нет. Но выбора у меня не было, километраж поджимал. Спустя час заезжаю за женой и отправляемся в путь.

Когда еще в Греции планировал маршрут, следующей остановкой после Софии должна была стать румынская Синая. Однако познакомились с болгарской парой, они настоятельно рекомендовали посетить город Русе, описывая его в восторженных тонах. Почему бы и нет? Это по пути, шенген не поджимает, решено, ночуем одну ночь там.

Итак, Русе. Прибыли вечером, вселились в отельчик недалеко от центра, сориентировались на местности, идем в центр, предварительно пробежавшись в Трипадвайзоре по местным ресторанам. Поначалу город (а это город, не городок) производит впечатление не очень — дома старые, но не исторические, а в стиле хрущевок. Вскоре выходим на площадь с фонтаном, здесь начинается более приличный центр. Сумерки, поэтому не фотографирую, сделаю это или позже, когда стемнеет, или уже завтра. Вышли на пешеходную (позже оказалось, что не пешеходная) улицу Александровскую, здесь налицо признаки нормального европейского города. Доходим до центра, который представляет собой большую площадь с фонтанами и скульптурами. В центре площади возвышается стелла Свободы.

От противоположного края доносятся адские звуки — музыка в стиле треш-метал, там проходит какой-то фестиваль, много народу. Я не ценитель такой музыки, но иногда бывает забавно послушать. Обошли всю площадь, прошли чуть дальше — там европейскость постепенно сходит на нет, увы. На площади возвышается одно очень даже приличное здание — т.н. Доходный Дом. На этом торопливо-ознакомительную прогулку заканчиваем, пора искать ресторанчик для ужина.

Как известно, ресторан в этническом стиле в Болгарии называется механа. Наша цель — механа Чифлика. Это не лидер рейтинга в Трипадвайзоре, но располагается в первой тройке. Найти оказалось непросто, я запомнил адрес, в телефонном навигаторе его не оказалось, прохожие растерянно переспрашивали и удрученно разводили руками. Странно, мне казалось, что это самый центр. Наконец колоритная тетечка с радостью на почти чистом русском рассказала, куда идти. Мы пошли и, ура, нашли. Это просторный ресторан с двумя этажаи и несколькими залами. Нас усадили на понравившееся место, привели русскоговорящего официанта. Все очень неплохо, но… минут через 15 пришли музыканты, и расположились прямо возле нас. Громкая незатейливая музыка, грустные болгарские песни, певец с лицом работника фирмы Ритуал… не люблю рестораны с живой музыкой, уж лучше бы слушали металл на площади… Ну да ладно, еда вкусная, цены… хм, цены отнюдь не такие низкие, как можно ожидать. Подозвал официанта чтобы попросить счет, у меня нет наличных левов, спрашиваю — можно ли включить сразу в счет ваши типс? Он радостно заулыбался — Все можно. Принес свою машинку для карт, тут же состряпал счет, округлив все в большую сторону процентов на 20–25, я терпеливо оплатил (в Софии типс не могли включить в счет, пусть будут усредненные чаевые за два ужина).

Вышли в тишину вечерних улиц. Стемнело, но идти опять на площадь уже не хотелось, решил завтра до отъезда пробежаться по центру с фотоаппаратом, благо ехать не очень далеко. На пути к отелю заметили, что фонтан на площади у Исторического музея еще и цветной (забыл, был ли он просто цветной или еще и музыкальный).

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Отель-постель-сон. Утром после завтрака выделил себе 1 час на прогулку по вчерашним местам с фотоаппаратом. Жена осталась в номере. Солнце еще низкое, улицы почти безлюдны (воскресенье).

Улица Александровска:

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

На этих улочках становятся более-менее понятны эпитеты, раздаваемые городу — Аристократичный, Маленькая Вена и т. п. Какой-то флер европейского архитектурного благополучия здесь таки имеется.

По пути к центральной площади прохожу еще одну площадь — Хан Кубрат:

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Выхожу на площадь Свободы, она весьма обширна, имеет форму трапеции с капризно оттопыренным уголком. Место впадения ул. Александровской в площадь:

В центре площади стелла — памятник Свободе, здесь же парочка фонтанов (вечером вроде работали). На вершине стоит бронзовая дама, олицетворяющая свободу, в одной руке меч, другой рукой показывает в неопределенном направлении, именно оттуда пришло освобождение. Снизу примостились два бронзовых льва на постаментах, левый зубами разрывает цепи, правый тяжело вооружен. К созданию комплекса приложили руки итальянские мастера.

Если пройти площадь насквозь, можно выйти на продолжение ул. Александровской, но в тех краях она невзрачна. По периметру площади полная эклектика, в наличии одновременно и брутальный соц. ампир и европейский лоск.

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Вот эпоха архитектурного соцреализма, наверное, бывший обком партии (видна сцена, где вчера выступали металлическое группы):

А за спиной — чем не Вена? (клумба та же, что и на предыдущем фото). Это здание называется Доходный Дом (что бы оно не значило) и построено по проекту маститого венского архитектора (видимо, отсюда этипет про маленькую Вену):

Налево от обкома — здание Государственной оперы:

Доходный Дом, вид со стороны правого крыла:

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Ну, собственно, и все. Не, нащелкал то я намного больше, но сейчас, просматривая снимки, вижу, что глазу зацепиться особо не за что. Разве что вот эта симпатичная скульптура меж фонтанчиков — Мальчик со скрипкой (Момчето с цигулката) на площади Хан Кубрат:

По Александровской иду назад в отель. Реконструкция некоторых зданий еще не завершена, процессы идут.

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

В кафе пристроилась позавтракать банда мотоциклистов, оставив байки рядом:

Вчерашний вечерний фонтан, за ним Исторический музей:

Здание музея — бывший Дворец-резиденция князя Александра I Баттенберга.

Вот и завершена моя утренняя фотопрогулка. Есть еще парочка церквей, обладающих известностью в узких кругах, но меня не впечатлили.

Что можно сказать о Русе коротко? Ну… скажем так, людям с низкой терпимостью к разочарованиям, я бы, наверное, не советовал его посещать. С другой стороны, оказавшись в этих краях, заехать в Русе однозначно стоит. Это пятый по величине город Болгарии, здесь приличные центр и прилегающие кварталы, красивые здания, хорошие рестораны (тот, где мы ужинали не понравился только лишь живой музыкой). Болгары очень любят этот город. На берегу Дуная в городской черте есть развалины крепости древнеримских времен — Сексагинта Приста (пристань шестидесяти кораблей), давшей начало возникновению здесь города. Правда, от нее мало что осталось, но можно посмотреть надгробные камни той эпохи, барельефы и остатки стен. Есть в городе Пантеон с останками героев Болгарии (выглядит интересно, но рядом шли ремонтные работы, понизившие фотогеничность объекта почти до нуля). Есть еще несколько зданий, имеющих локальную известность. Мне доводилось бывать в болгарском Благоевграде, могу уверенно констатировать — Русе намного интересней.

Что ж, собираемся, грузимся в машину и в путь. Время — около 11:00, румынская граница совсем рядом.

Прошли границу сравнительно быстро, на очереди Бухарест, в котором бывали уже раза три, но, поскольку путь все равно лежит мимо, решено заехать на небольшой шоппинг и чашечку кофе. Оба навигатора, телефонный и автомобильный, как и в прошлом году на другой машине, ведут ровно через центр, хотя у Бухареста имеется окружная. Мы к этому капризу готовы и приняли упреждающие меры. Вскоре заехали на подземную парковку ТЦ, 3 часа бесплатно, нам хватит с головой.

Лично я к попутным шоппингам отношусь прохладно, по мне, все можно купить в Москве, международные бренды присутствуют везде почти в равной степени, цены тоже примерно равны. Но жена все гоняется за синей птицей. Иногда что-то удается схватить за хвост. Ладно, через пару часов покидаем Бухарест. Впереди Синая, до которой отсюда 140 км. Мы Румынию исколесили за множество поездок вдоль и поперек, но всегда остается какая-то неизведанная изюмина, возможно, их хватит еще на много лет.

После половины пути местность становится холмистой, вдали появляются горы, вскоре въезжаем в очень красивую долину. Окружающие горы становятся все выше, и вот, наконец, Синая. Это довольно известный горнолыжный курорт, в сети хватает отзывов россиян, катавшихся здесь. Городок расположен на границе Валлахии и Трансильвании. Пейзажи довольно эффектны, вершины гор выше лесной зоны, есть скалистые участки, в общем, красота.

Когда до отеля остается метров 500, дорогу преграждает шлагбаум, полицейский показывает куда-то вбок, опускаю стекло, говорю, что нужно к отелю такому-то, он отвечает, что здесь ярмарка и придется объехать. Что ж, объезжаем, паркуемся на прилегающей парковке, идем в отель. Ранее мне доводилось бывать на горнолыжных курортах летом — малолюдно, тихо и спокойно. Однако Синая ошарашила: повсюду бродят толпы народа, звучит музыка, парковка забита почти полностью. В отеле новая неожиданность — к стойке стоят две длинные очереди (!), захлопотанные портье уже плохо соображают и постоянно куда-то звонят. Надо сказать, этот отель (Рина), наверное, самый большой в городке (кажется, 9 этажей), как успела нам сообщить портье, сегодня прибыло 140 гостей. Ух ты! Лето и такой наплыв? Неожиданно. Причина ажиотажа осталась нам неведома, возможно, просто этот город популярен и люди охотно приезжают сюда на выходные. Поселили нас на 8 этаже. Виды с нашего балкона:

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Горнолыжные места находятся с другой стороны, но даже если б окна выходили туда, крутой подъем и лесистые склоны не давали бы ничего рассмотреть. Так что эта сторона лучше. Выбирая отель, я учел наличие здесь сауны с бассейном, после вселения сразу пошел туда. Впервые после лета попарился (я любитель этого дела), поплавал в бассейне, отдохнул, вернулся в номер, тут уже пора и на ужин.

Посетили ресторанчик, выбранный на Трипадвайзоре, увы, в зале очень громко вживую играла волынка (!), поспешно ретировались. Однако, походив по округе, констатировали, что тот ресторан — лучший по совокупности факторов, вернулись. Ура, волынка молчит, вообще тихо. Официант прояснил тайну звуков волынки в румынских Карпатах — в соседнем зале группа шотландцев что-то празднует и это была их собственная волынка. Уже, видимо, утомились от музыки и теперь сосредоточились на банальном застолье. Мы взяли ребрышки — чрезвычайно вкусные (об этом вычитали на Трипадвайзоре), пишу спустя месяц, а вкус до сих пор чувствую. В предыдущие посещения Румынии у меня появилось любимое пиво — Чук. Правда, его подают не везде, но здесь было.

С утра у нас намечено посещение главной местной достопримечательности, о которой я пока не упомянул — замок Пелеш. Строго говоря, здесь два замка, имеющих большую известность — Пелеш и Пелишор. Но они стоят рядом, поэтому рассматриваю это как единый комплекс. Есть еще весьма известный православный монастырь Синая, именно по его имени назван впоследствии выросший здесь городок. Ведем с женой беседу насчет того, стоит ли посещать сами замки (в смысле внутрь), я склоняюсь к тому, что стоит, жена вяло противится.

— Это же королевский замок, внутри очень круто, я видел фотки, — убеждаю я.

— Мы посетили столько разных замков и крепостей, ты в состоянии в памяти их различить? — отбивается жена. Странно, но я помню и могу отличить внутренности практически всех замков, посещенных нами. Некоторые, впрочем, внутри совсем никакие, но в других интерьер бывает главнее внешнего вида.

— Упс, говорю я, читая сайт замка, — а понедельник то выходной, вход закрыт. Таким образом спор завершен, внутрь мы не попадаем в любом случае.

Утро, завтрак, сборы. Выселение решили отложить на потом, у нас есть часа три, если внутрь входить не будем, вполне успеваем. К замкам нужно идти в гору, в интернете полно советов на эту тему, сводящихся к тому, что идти утомительно и придется отдыхать. Странно, мы дошли минут за 12–15 и совсем не устали.

Путь лежит мимо монастыря Синая:

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Далее идем по тенистой прохладной пешеходной аллее, рядом слышен шум горной речки. Ближе к замку можно чуть ответвиться и вот она, речечка:

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Через пару шагов выходим к искомому месту, перед нами — королевский замок Пелеш.

Да, король знал толк в выборе места — здесь прекрасный чистый воздух, горные пейзажи радуют глаз, прохладно даже знойным летом. Замок очень приятно фотографировать, расположение таково, что он виден полностью почти отовсюду.

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Рядом построен отель, и, увы, он представляет собой проблему — проходя мимо, невозможно не уловить запах канализации, этот запашок портит впечатление полной экологичности. Возможно, мы просто попали на момент какой-либо технологической плановой очистки, не знаю. Запах присутствовал только в небольшой зоне отеля, уже метрах в пятидесяти от него все было прекрасно. Вот этот отель:

Хоть замок и закрыт для посещения, внутрь дворика войти можно. Выходной день имеет и плюсы — почти нет посетителей.

Фонтан, скульптурные группы, львы и урны, каменые балюстрады и в целом дизайн двора чем-то напоминает Дрезден.

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

И такая ассоциация возникает неспроста, если чуть углубиться в историю создания замка, то окажется, что король Кароль I, первый король Румынии, заложивший строительство, был родом из семейства Гогенцоллернов (его швабской ветви), а когда он впервые посетил эти места, они напомнили ему германские Альпы. Замок создавался в стиле альпийских богатых особняков, строительство вели сотни рабочих из разных стран мира, говоривших на 14 языках. Есть и уникальная примета — это был первый в мире электрифицированный замок с собственной электростанцией. Правильнее было бы называть Пелеш не замком, а дворцом, ведь здесь нет защитных стен с бойницами и прочих укреплений, но слово замок как-то прочно прилепилось и сохраняется. Здесь, кстати, родился будущий король Румынии Кароль 2, внучатый племянник Кароля 1. После 2-й мировой войны замок был открыт для туристов и стал музеем, но во времена Чаушеску по неведомой причине был закрыт.

В центре дворика стоит памятник Каролю 1.

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Окружающий пейзаж очень красив (ну, для тех, кто любит горы):

Наверху видно горнолыжную зону и верхние станции подъемников.

Прогулка по дворику не заняла более 15 минут, пора идти ко второму замку — Пелишор, до него метров 150–200. Он также сегодня закрыт для посещений, поэтому только осмотр снаружи. Когда замок появился в зоне видимости, на наших глазах прямо перед ним запарковался Рено с надписями «Охрана», и принялся портить вид. Я попробовал было переждать, надеясь, что это на минутку-другую, но водитель вышел, вынес коврики и начал мыть машину. Да уж… придется как-то лавировать…

Пелишор также построен Каролем 1, но не для себя, а для племянника, наследника престола, будущего короля Фердинанда 1. Интересно, что здесь прошло детство трех будущих правителей — короля Румынии (уже упоминавшийся Кароль 2), королевы Югославии Марии и королевы Греции Елизаветы, все они были детьми Фердинанда 1. Несмотря на такую богатую историю, Пелишор скромнее Пелеша (всего каких-то жалких 99 комнат), впрочем, он богат внутри, увы, мы этого не увидели.

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

(на верхнем фото видны коврики упомятого автомобиля, сам он чуть левее, ну не сволочь тот водила?).

В отличие от Пелеша, Пелишор расположен среди густых деревьев, возможности для съемки открываются только с пары узких зон, к тому же этот чертов Рено… Впрочем, двух фоток и достаточно. Все-таки очень жаль, что внутрь мы не попали, судя по описаниям, там есть что посмотреть…

Уходим той же дорожкой, которой шли сюда. И последний взгляд на Пелеш:

Две остановки на пути из Греции в Россию: Русе и Синая

Вся прогулка заняла часа полтора, с приличным запасом времени вернулись в отель, выселились и поехали дальше.

Да, еще по пути тормознул запечатлеть долину чуть дальше Синаи.

В городке Буштены, где сделан предыдущий снимок, как я позже выяснил, есть еще один замок — Кантакузино, названный фамилией хозяина, валлашского князя и премьера Румынии. Не уверен, что если б знал заранее, то мы б его посетили, но все же…

Следующая ночевка — в знакомой нам Сучаве, тот же отель, что и на пути в Грецию в июне. Далее еще одна ночевка в белорусском Кобрине и потом последний перегон до Москвы.