Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Смоленск, Смоленская область — Россия Июнь 2018
Смоленский вокзал.

Маршрут: Великий Новгород-Смоленск-Мемориальный комплекс «Катынь» (Смоленская область) — Великий Новгород.

Продолжительность поездки — 3 дня.

Флаг Смоленска и Герб Смоленска.

1 ДЕНЬ. 10.06.2018. Воскресенье — Смоленск, Ольшанское озеро.

Инициатива поехать в Смоленск (863 год основания) исходила от моего мужа: «В Смоленск хочется съездить», — «Почему?», — «Там находится самая большая крепость в России». Итак, было решено — Смоленск обязательно надо будет посетить. Выбрав подходящее время для поездки — трехдневные выходные, мы отправились в наше долгое, немного утомительное путешествие. Ехать до Смоленска с Великого Новгорода ≈ 580 км. В целом, протяженность нашей поездки составила 1 300 км. И это того стоило.

Выезжали мы около девяти утра в воскресенье, 10 июня. Погода была солнечная и тёплая. Это нас, конечно, радовало. Кстати, на заметку — с 8 по 12 июня в Великом Новгороде проходили дни города — нашему городу исполнилось 1159 лет! Дорога в Смоленск шла через Шимск, Сольцы, Порхов по трассе Р-56, дальше мы свернули на трассу Порхов — Великие Луки, после Великих Лук, минуя платную дорогу поехали по альтернативной — Великие Луки — Усвяты — Велиж — Смоленск (состояние дороги — удовлетворительное).

Великие Луки (1166 год основания) — город воинской славы, был разрушен почти полностью в годы Великой Отечественной Войны. Тоже хотим с мужем посетить этот город, но пока только мимо проездом.

Первую нормальную остановку сделали уже перед Смоленской областью. Перекусили и отправились дальше в путь.

Смоленск — щит России! 1 часть

Смоленская область — является западной границей России, и следовательно название «Щит России» не случайно. Много нападений было с запада на Россию. Через эти края прошло много войн.

Ближе подъезжая к Смоленску, местность становилась неровной и холмистой. Вокруг мы любовались потрясающим видом цветущих люпиновых полей с приятным запахом.

Ура, мы приехали. Время уже 17 часов. То есть, ехать с Великого Новгорода до Смоленска примерно 8 часов.

Смоленск нас встретил теплой погодой, можно было бы устроить вечернюю прогулку, но усталость давала о себе знать, 8 часов в пути — это не просто.

В первый день мы только обзорно посмотрели город. Смоленск имеет холмистую местность, откуда открывается захватывающий вид на Кремль и храмы Соборной горы (основные достопримечательности).

* Кремль — название городских укреплений в средневековой Руси; город-крепость, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.

Мы закупились в ближайшем магазине («Лента», ул. 25 сентября, 35А) и поехали на Ольшанское озеро (заброшенный карьер) организовывать себе еду и ночлег. Почему Ольшанское озеро? Есть три причины — недалеко от города (≈20 км), там можно купаться и разводить костры («дрова» есть).

Смоленск — щит России! 1 часть

Ночлег: палатка на Ольшанском озере (карьер).

2 ДЕНЬ. 11.06.2018. Понедельник — Смоленск, Ольшанское озеро.

Утром следующего дня искупались в озере — открыли купальный сезон 2018:). Водичка была теплая.

Смоленск — щит России! 1 часть

Освежившись, мы собрались и поехали осматривать древний город Смоленск, почти ровесник нашего Новгорода. В «Повести временных лет» Смоленск упоминается под 863 годом, как центр племени кривичей, позже входит в состав Киевской Руси.

В Устюжском летописном своде сказано, что в этот год, отряд варягов во главе с Аскольдом и Диром совершили поход из Новгорода на юг, увидев на реке Днепр город Смоленск они не решились взять его, так как город был велик и многолюден и пошли дальше, к Киеву. Дословно: «Асколд же и Дир испроситася у Рюрика ко Царюграду итьти с родом своим и поидоша из Новаграда на Днепр реку и по Днепру вниз мимо Смоленьск и не явистася в Смоленьску, зане град велик и мног людьми, и приплыста под горы Киевския и узреста на горе град мал и вопросиста ту сущих людеи: «чии есть градок сеи?»

Происхождение названия города Смоленск имеет несколько версий. По одной из них, название идёт от реки Смольня (старославянское «смоль» — чернозём). По другой версии название идёт от смолы, так как жители города занимались смолокурением. Смола использовалась для лодок, чтобы придать им большую прочность, сохранить от рассыхания и гниения.

Итак, мы в городе. В первую очередь мы посмотрели вокзал. По-моему, он очень красивый и похож на маленький замок. Был построен в современном виде в 1949–52 гг. по проекту архитекторов Б. С. Мезенцева и М. А. Шпотова в стиле неоклассицизма.

Недалеко от вокзала находится прекрасный памятник архитектуры — церковь апостолам Петру и Павлу. Построен в 12 веке. Относится к киево-черниговской архитектурной школе.

Рядом находится храм великомученицы Варвары, построенный в 18 веке.

Древняя церковь апостолам Петру и Павлу (XII век).

Затем мы вернулись обратно к машине и поехали в центр.

Погода была прекрасная. На фото ниже изображена — башня Волкова (Семёновская). С этого места мы начали нашу долгую прогулку по Смоленску. Муж предложил идти вдоль стены по пути захватывая и другие достопримечательности.

Башня Волкова (Семёновская).

Смоленская крепостная стена имеет протяженность 6,5 км. Главным архитектором выступил Федор Савельевич Конь. Строилась крепость при царях — Федоре I Ивановиче, а затем при Борисе Фёдоровиче Годунове. Масштабы строения объясняются тем, что Смоленская крепость являлась фортпостом западной границы.

Карта смоленской крепостной стены.

Смоленск расположен на обоих берегах реки Днепр — одной из самых длинных рек в Европе. Своё начало Днепр берёт в Смоленской области. В древности, Смоленск находился на пути «из варяг в греки». Он рос и процветал. И в XII веке отделился от Руси, и смоленский князь стал называться великим. Независимость продолжалась до 1404 года, когда Смоленск был захвачен Литвой. В 1514 году вошёл в состав Московского государства.

Красным пунктиром на карте показан путь из варяг в греки и из греков в варяги.

Итак, далее мы идём через мост, в Заднепровский район Смоленска.

Смоленск — щит России! 1 часть

С моста хорошо видна одна из башен крепости под названием — Днепровские (Фроловские) ворота.

Мы перешли через мост, специально, чтобы подойти к следующим церковным зданиям. Нижне-Никольская церковь построена в 1743–1748 годах на пожертвования купца Федора Щедрина. Верхний храм был освящен во имя святителя и чудотворца Николая, внизу приделы — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святого мученика Меркурия.

Часовня при церкви Николая Чудотворца (Нижне-Никольской). Построена в 1901 году.

Мы вернулись обратно, через мост, и идем к возвышающемуся Успенскому собору 1677 года постройки, который находится на Соборной горе. По пути видим памятник великому военному деятелю — полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову. Рядом с Успенским собором, находится каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1779 году (на фотографии — церковь жёлтого цвета).

К собору ведёт лестница.

Смоленск — щит России! 1 часть

Перед нами открывается прекрасный Свято-Успенский Кафедральный собор (годы строительства — 1677—1772 гг.) с колокольней (1766–1772 — годы строительства) . Он был возведен в память об обороне Смоленска в 1609 — 1611 гг. во время войны Руси с Речью Посполитой, на месте древнего собора XII века (1101 г.), заложенного по распоряжению князя Владимира Мономаха.

В 1611 году после 20 месяцев обороны Смоленска от войск Речи Посполитой, защитники города заперлись в Успенском соборе, в погребах которого был устроен пороховой склад, и взорвали себя вместе с храмом. Погибло много женщин и детей. Речь Посполитая завоевала Смоленск. Потом, в течение нескольких десятков лет, было несколько попыток вернуть обратно Смоленск в состав Российского государства, но окончательно это свершилось только 23 сентября в 1654 году. Юридически это присоединение закрепило «Андрусовское перемирие» 1667 года и подтвердил «Вечный мир» 1686 года между Россией и Речью Посполитой. В течение XVII–XVIII веков, храм начали возводить заново.

В Соборе находятся святыни: икона Смоленской Божией Матери Одигитрии (XVII в.), которая была с нашими войсками во время битвы на Бородинском поле, сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.).

Нам понравились большие окна собора.

Соборная гора имеет свой ансамбль. Кроме Успенского собора здесь расположены церковные постройки и другие церкви — церковь Иоанна Предтечи (1703 г.), Богоявленский собор (1785—1787 гг., находится рядом, с правой стороны от Успенского собора по отношению к главному входу в собор), Архиерейский дом (ныне Смоленское межъепархиальное православное духовное училище), консистория (учреждение по церковным делам при епархиальном архиерее), хлебный корпус. Рядом с собором находится смотровая площадка.

Со смотровой площадки видна Церковь Георгия Победоносца, которая была построена в 1782 году в архитектурном стиле — барокко. В 1826 году рядом с Георгиевской церковью была построена небольшая колокольня. Церковь Георгия Победоносца имеет приделы Владимирской иконы Божьей Матери и великомученика Димитрия Солунского.

Далее, мы спускаемся с Соборной горы и идём на набережную.

Смоленская трёхуровневая набережная.

На набережной мы видим Пятницкие (Воскресенские) водяные ворота — это была проезжая башня с воротами, которая находилась на берегу реки Днепр. Во время осады Речи Посполитой 1609—1611 гг., через эту башню доставлялась вода из реки Днепр нашим людям, также в подземелье Пятницкой башни был «тайник-слух», через который в осажденный город доставлялось продовольствие. «Тайник-слух» это такой секретный ход, который заканчивался «слуховым» оконцем. Если возникала угроза вражеского подкопа, то в ходы «Тайника-слуха» защитники башни закладывали порох и взрывали их. Со временем, сначала на верхнем ярусе была построена надвратная церковь, затем вместо этой церкви был построен каменный храм с колокольней, перед главным входом была часовня. Во время отечественной войны 1812 года, войска Наполеона I Бонапарта взорвали Пятницкую башню. Спустя несколько лет была построена новая каменная церковь, освященная в 1865 году во имя святого Тихона Задонского (цифры — 1865 — есть на башне).

Набережная трёхуровневая. Уровни соединены между собой переходами. На её благоустройство было потрачено огромное количество денег.

На набережной находится памятник Святому равноапостольному князю Владимиру — крестителю Руси.

Недалеко от набережной находится церковь Иоанна Богослова (1773 год постройки). Храм Иоанна Богослова «на Варяжках» (во Вражке; я так понимаю, что название «на Варяжках» идёт от слова вр’ажек, -жка, что значит овр’аг, овр’ажек (устар.)) возведен на средства смоленского князя Романа Ростиславича. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.

В Смоленске, помимо древних церквей — Святым апостолам Петру и Павлу (действующая) и церкви Иоанну Богослову (действующая), есть ещё одна древняя действующая в наше время церковь Михаилу Архангелу (Свирская). Находится она на улице Парковой, дом 2а. К сожалению, мы до нее не дошли. Церковь Михаила Архангела (Свирская) основана в 1197 году. Название церкви Свирская связано с тем, что церковь стояла на пересечении путей из Северских или Свирских земель.

Церковь Иоанна Богослова.

Продолжаем наш путь около крепостной стены, ширина стен которой достигает до 6 метров, высота сейчас — 10–12 метров, раньше крепостные стены были высотой до 18 м. Раньше крепость имела 38 башен высотой от 22 до 33 м (в основном трехярусные). До сегодняшнего дня сохранились 19 башен и 9 фрагментов стены, общей протяженностью почти 3,5 км.

Название башни Позднякова связано со смоленским купеческим родом Поздняковых. В XVI веке купец Василий Поздняков, занимающийся торговыми делами в Москве, был отправлен в Царьград (город Константинополь, сейчас — Стамбул) в числе посольской делегации с деньгами и дарами для патриарха Александрийского Иоакима, написав о своих путешествиях «Хождения».

Авраамиевская башня Смоленской крепостной стены находится на улице Тимирязева, на восточном участке стены. Четырехугольная Авраамиевская башня расположена между башнями Орёл и Заалтарной. Раньше эта башня Смоленской крепостной стены была проезжей. Свое название эта башня получила в честь Спасо-Преображенского Авраамиевского монастыря, который находится поблизости.

Мы идём дальше и перед нами открывается вид на Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей Смоленска. Основан в XIII веке. Находится в исторической части города на улице Жукова с внутренней стороны восточного участка Смоленской крепостной стены. Первым настоятелем монастыря стал святой преподобный Авраамий Смоленский. Раньше в монастыре хранились нетленные мощи преподобного Авраамия Смоленского, но к сожалению, во время нападения на Смоленск Речи Посполитой (1609—1611 гг.) мощи были утеряны.

В Спасо-Преображенском Авраамиевском храме (1755 г.) имеется два престола: на первом этаже во имя преподобного Авраамия, на втором — во имя Преображения. Раньше на территории монастыря была ещё церковь-трапезная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, но к сожалению, во время Великой Отечественной Войны она была разрушена.

Спасо-преображенская Авраамиевская церковь с колокольней (1755 год).

Идём дальше. Перед нами башня Воронина. Свое название башня Воронина получила во второй половине XIX века по фамилии местного землевладельца.

Башня Воронина.

Башня Долгочевская имеет своё название, возможно от слова «долгая», то есть «высокая». Название Шембелева исходит от фамилии одного из защитников города.

В интернете один источник пишет, что название «Зимбулка» исходит от прозвища «Зимбули» — одного из жителей Вяземского уезда.

Никольская башня получила своё название от храма святого Николая, который был построен напротив башни, но сгорел по время Отечественной войны 1812 года. Раньше эти ворота и башня назывались Еленевскими, Еленскими, потому-что через них начиналась дорога на Ельню. Ворота и башня были защищены земляной насыпью и рвом, как и другие башни крепости.

Восточная часть Смоленской крепостной стены. На фото - Долгочевская или Шембелева (самая близкая к нам), Зимбулка и Никольские ворота (самая дальняя от нас на фото).

Башня Заалтарная получила своё название по месту постройки — в заалтарной части старинной деревянной церкви Авраамиевского монастыря (сейчас этой церкви не существует). в XVI веке Заалтарную башню называли «Белуха», потому-что изначально стены Смоленской крепости были покрыты белой известью.

В Никольской башне, над воротами, которые были закрыты в конце XIX века, мы видим, вставлен в нишу образ Святого Николая Чудотворца. Слева от башни (на фотографии) мы видим проезжую арку, которая была пробита в стене в 1898—1900 гг. для прокладки трамвайных путей. В последствии рельсы были убраны, из-за вибрации, которая отрицательно воздействовала на стену. В Никольской башне сейчас работает музей «Смоленский лён».

Башни: Долгочевская (Шембелева) (ближе к нам), Воронина, Заалтарная (Белуха) (дальше от нас).

Около Никольских ворот находится часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца в Сквере памяти воинов-интернационалистов.

Дальше, по пути нашего маршрута мы заходим в парк Пионеров. Здесь мы видим часть крепостной стены и башню Маховую (Моховую). Существует несколько версий названия башни. По одной из версий, своё название она получила по фамилии Ивана Маховцева, которой руководил обороной этого участка стены в Смоленске во время осады города войсками Речи Посполитой в 1609–1611 годах. По другой версии, название башни исходит от слова «махать». Раньше эта башня использовалась, как наблюдательный пункт, откуда подавали сигналы. Другой вариант названия башни «Моховая» объясняется тем, что рядом с башней были заболоченные места, и поэтому в округе росло много мха.

Здесь, в парке Пионеров находится волнующий грустью душу памятник «Опаленный цветок», посвященный детям-узникам фашистских концентрационных лагерей. Автор проекта — Александр Семёнович Парфёнов.

В парке пионеров также находится памятник героям-пионерам — Павлику Морозову, Лёне Голикову, Зине Портновой, Марату Казею, Вове Дубинину.

Смоленск — щит России! 1 часть

На площади Победы расположен памятник воинам, защитникам и освободителям Смоленска (2015 год). На памятнике установлены фигуры трех воинов-защитников Смоленска периода войны с Речью Посполитой 1609—1611 гг., Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Здесь, также в Сквере памяти героев мы видим прекрасный памятник «Благодарная Россия героям 1812 года», посвященный смелости и отваге русских воинов. Памятник изображает скалу — символ неприступности России, по которой взбирается наверх воин-галл (олицетворяет образ армии Наполеона I), наверху гнездо — символ Смоленска, которое охраняют орлы — русские армии.

* Га́ллы — племена кельтской группы, жившие в древние времена на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии).

Памятник открыт в 1913 году. Автор проекта — Николай Сергеевич Шуцман.

Напротив памятника «Благодарная Россия героям 1812 года» расположена башня Смоленской крепостной стены «Кассандаловская», которая была взорвана отступающей армией Наполеона I в. ноябре 1812 года. На ее месте, в Сквере памяти героев, в 1912 году было построено здание для «Городского начального училища памяти 1812 года», в последствии здесь был открыт музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».

Кассандаловская башня также имеет и другие названия — Козадоловская или Козодавлевская, что связано с местом пастбищ рогатого скота.

Памятник Благодарная Россия героям 1812 года.

В Сквере памяти героев, 5 августа 2012 года высажен дуб в честь 200-ия победы России в Отечественной Войне. Саженец выращен из желудя с места захоронения фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова в городе Болеславец (Республика Польша).

Здесь же находится бюст М. И. Кутузову (16 сентября 1745 г. — 28 апреля 1813 г.) и письмо Кутузова смолянам: " Достойные смоленские жители — любезные соотечественники! С живейшим восторгом извещаюсь я отовсюду о беспримерных опытах и верности и преданности вашей любезнейшему отечеству. В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимость духа своего… Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжелые оковы. Но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне.»

Напротив бюста Кутузову установлены бюсты полководцев, генералов Отечественной войны 1812 года: М. Б. Барклая-де-Толли, П. И. Багратиона, Д. С. Дохтурова, Д. П. Неверовского, Н. Н. Раевского, Е. И. Оленина.

Аллея с бюстами полководцев, генералов Отечественной войны 1812 года: М.Б.Барклая-де-Толли, П.И.Багратиона, Д.С.Дохтурова, Д.П.Неверовского, Н.Н.Раевского,  Е.И.Оленина.
Аллея с бюстами полководцев, генералов Отечественной войны 1812 года: М.Б.Барклая-де-Толли, П.И.Багратиона, Д.С.Дохтурова, Д.П.Неверовского, Н.Н.Раевского, Е.И.Оленина.

В Сквере Памяти Героев в 2006 году была открыта «Аллея городов-героев», в память о подвиге защитников Отечества городов СНГ («Содружество независимых государств») — России, Украины, Белоруссии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Города-герои СНГ: Волгоград, Минск, Санкт-Петербург, Одесса, Севастополь, Мурманск, Киев, Москва, Керчь, Тула, Смоленск, Новороссийск, Брестская крепость.

Аллея городов-героев.

На фотографии ниже мы видим бюст Герою Совесткого Союза Михаилу Алексеевичу Егорову, сержанту Красной Армии, который 1 мая 1945 года водрузил знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага.

Бюст  Герою Советского Союза Михаилу Алексеевичу Егорову (годы жизни - 1923-1975 гг). Здесь находится и его могила.
Бюст Герою Советского Союза Михаилу Алексеевичу Егорову (годы жизни - 1923-1975 гг). Здесь находится и его могила.

В Сквере Памяти Героев находится Некрополь, с захоронениями особо отличившихся военных. Захоронения здесь начались после освобождения Смоленска и части области от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году, в ходе Смоленской наступательной стратегической операции (операция «Суворов») в период с 7 августа по 2 октября 1943 года. Вдоль крепостной стены установлены гранитные плиты, над ними установлены мемориальные доски с указанием звания, фамилии, имени, отчества, дат рождения и смерти. В Сквере Памяти Героев есть также мемориал «Вечный огонь», зажжённый в Смоленске 28 сентября 1968 года. Он был привезен из Москвы на бронетранспортёре. Рядом с «Вечным огнём» расположена башня крепостной стены — Донец. Название башни происходит от места размещения стрельцов — выходцев из донских казаков — во время осады Смоленска Речью Посполитой в 1609—1611 гг.

Далее, мы идём в сторону парка «Лопатинский сад». По пути, перед нами открывается Громовая башня (Круглая, Топинская, Тупинская), в которой находится музей «Смоленск-щит России» — его мы посетили на следующий день. Название «Громовая» она получила, потому-что в крышу башни иногда попадали молнии. Название «Круглая» связано с формой башни, «Тупинская» потому-что, крепостная стена в этом месте образовывала тупой угол, «Топинская» потому-что, перед башней было топкое заболоченное место.

В 1985 году Смоленску было присвоено звание города-героя. Город награждён орденом Ленина, орденом Отечественной Войны I степени, медалью «Золотая звезда».

Рядом с Громовой башней находится памятник зодчему Фёдору Коню — главному архитектору Смоленской крепостной стены.

Громовая башня.

Недалеко от Громовой башни, в городском парке имени Михаила Ивановича Глинки (старое название — сад «Блонье») находится одноименный парку памятник русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке (годы жизни — 1 июня 1804 год — 15 февраля 1857 год), который был рождён в Смоленской губернии. Памятник был открыт в 1885 году.

В парке находится скульптура оленя. Она была сделана по указу последнего германского короля и императора Вильгельма II и находилась в его резиденции под Кенингсбергом (сейчас Калининград). Привезена в Смоленск после победы России в Великой Отечественной Войне, как военный трофей. Установлена в парке на радость детям, и в взрослым.

Выходим из парка им. М. И. Глинки и идём на главную площадь Смоленска — площадь Ленина.

На площади Ленина, на которой установлен памятник советскому политическому деятелю, главе советского государства, революционеру — Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову). За памятником стоит здание администрации Смоленской области (годы постройки 1931–32 гг.)

Смоленск — щит России! 1 часть

Приближаемся к парку «Лопатинский сад».После входа в парк «Лопатинский сад» нас встречает скульптура Александра Григорьевича Лопатина — смоленского губернатора в 1871–1880 годах, почётного гражданина Смоленска, чьим попечением был устроен этот сад.

На фото ниже мы видим памятник «Защитникам Смоленска 4—5 августа 1812 года» («Лопатинский сад»). По обе стороны от памятника установлены две французские пушки с вензелями императора Наполеона.

С восточной стороны памятника между колоннами помещен смоленский образ Божьей Матери Одигитрии.

Памятник Защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года.

На территории Лопатинского сада находится Королевский бастион — это земляное укрепление в форме звезды, возведенное во время правления в Смоленске Речи Посполитой в 1611—1613 гг. на месте пролома крепостной стены. В 1654 году при освобождении Смоленска от владычества Речи Посполитой был местом ожесточенных боев. В 1812 году бригада генерала Ивана Фёдоровича Паскевича на этом бастионе успешно отразила атаки французского корпуса маршала Мишеля Нея. Помещения внутри земляных валов использовались как казематы и оружейные склады.

На фрагменте гравюры Вильгельма Гондиуса «План осады Смоленска» (1636 г.) хорошо виден Королевский бастион в форме звезды (с правой стороны).

Высота бастионов сейчас достигает 8–12 м, ширина основания — до 80 м.

Фрагмент гравюры Вильгельма Гондиуса План осады Смоленска (1636 г.).

На фотографии ниже мы видим грот со львом, есть ещё грот со львицей.

В Лопатинском парке есть пруд (ров).

В Лопатинском саду есть могила с памятником генералу-майору Антону Антоновичу Скалону, погибшему во время Отечественной Войны с Наполеоном I под Смоленском. Наполеон I со своей армией лично похоронил генерала со всеми почестями.

Мы подошли к памятнику Софийскому полку, посвященному событиям 5 августа 1812 года во время войны с Наполеоном I. Памятник установлен в память о смоленских защитниках, которые отважно сражались с врагами. Памятник Софийскому полку был открыт 5 августа 1912 года.

Уже вечер, пора идти обратно, к машине. Обратный путь не близкий, и интересный. Начинаем выходить из парка «Лопатинский сад». Сейчас мы проходим башню, которая называется «Копытенские ворота», потому-что когда-то она была проезжей. Название происходит от слова «копыта», потому-что в давние времена люди прогоняли через ворота скот на пастбище. Рядом с башней «Копытенские ворота» находится башня «Бублейка». Её название связано с сигнальными функциями: при приближении врага с нее подавались громкие звуковые сигналы — били в бубны или барабанили.

Башни - Копытенские ворота (ближе к нам на фото), Бублейка, Громовая (дальше от нас).

Около крепостной стены идёт пруд (ров).

Рядом с башней «Копытенские ворота» находится сквер, где расположен бюст великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

На улице Тенишевой находится памятник известному русскому художнику и скульптору Михаилу Осиповичу Микешину, автору знаменитого памятника «Тысячелетие России», который находится в Великом Новгороде. Рядом с памятником находится историко-этнографический музей «Русская старина». Музей находится в здании, построенном в 1905 году.

*Тенишева Мария Клавдиевна (годы жизни — 1 июня 1858 год — 14 апреля 1928 год) — русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер. Вместе с Васнецовым Виктором Михайловичем (русский художник-живописец и архитектор) основали музей «Русская старина» в Смоленске.

Мы гуляем целый день и, конечно, проголодались. Пирожки купили на остановке рядом с площадью Победы, перекусили и пошли дальше, в обратный путь около крепостной стены.

Башня Веселуха (Лучинская) своё название «Веселуха» получила, потому-что с башни открывается «весёлая панорама» — живописный вид. Название Лучинская связано с расположением башни на высокой луке (луг). Под фундаментом башни раньше были сделаны «тайники — слухи», чтобы помогать горожанам продовольствием и другим при осаде города.

На фотографии башни - Воронина (ближе к нам) и Заалтарная (Белуха). С правой стороны видны палатки - это военная реконструкция.

Наша прогулка по Смоленску продолжалась с 9 до 21 ч. Вечером — варёная картошка, жареные сардельки, чай и спать. Завтра нам предстоит посмотреть ещё некоторые достопримечательности в городе и памятное место Смоленщины.

Ночлег: палатка на Ольшанском озере (карьер). Сегодня в первой половине ночи было шумно. Ольшанский карьер — место отдыха, популярное у смолян. Как вариант, можно остановиться на территории национального парка «Смоленское поозерье». Здесь есть специально оборудованные места для туристических стоянок, и другие места для размещения туристов. Место хорошее, но мы посчитали, что далековато от Смоленска — 100 с лишним км примерно.

Продолжение читайте во второй части.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия