Турист Елена (sonnenschein)
Елена — была 26 марта 17:01
Отпуск закончился, начались суровые будни.

Блуа — Франция Май 2019

Попасть в замок Шомон было моей навязчивой идеей, после увиденного детектива «Что сказал покойник» по роману Иоанны Хмелевской. Именно этот замок стал логовом главаря банды, а я как страстная поклонница детективов не могла его пропустить.

Царство замков или долина Луары, ч.5

Замок неприступно и величаво нависает над Луарой. Он был основан в тысячном году Эдом I, графом Блуа, для охраны границы, разделявшей графства Блуа и Анжу.

Следующие пятисот лет крепость достраивалась, перестраивалась, даже сжигалась и вновь восстанавливалась графом де Амбуаз и его потомками.

Вход в замок из парковой зоны. Отсюда он выглядит небольшим, но это обман зрения. Стоит подойти поближе и видна мощь крепостных башен.

В 1550 году замок приобретает Екатерина Медичи и использует его в качестве пристанища между замками в Амбуазе и Блуа, а также для охоты. На протяжении всей жизни Екатерина Медичи окружала себя астрологами. Про Нострадамуса знают все, а про второго астролога Медичи знают немногие, Козимо Руджиери жил в замке Шомон, для него была построена обсерватория в одной из башен. Именно он предсказал Екатерине Медичи смерть её сыновей и закат династии Валуа. Нострадамус предсказал Екатерине смерть Генриха II от раны полученной на турнире. Екатерина Медичи, ставшая регентшей выставляет свою главную соперницу Диану де Пуатье из замка Шенонсо.

Бывшая фаворитка короля пребывает в Шомоне недолго, предпочитая жить в замке Ане, но заботится о состоянии своих резиденций до самой смерти. Эпоха Просвещения и эпоха романтизма не обошли стороной шато Шомон-сюр-Луар благодаря двум выдающимся личностям того времени: Жаку Ле Рею, интенданту Дома инвалидов при Людовике XVI и Жермен де Сталь, знаменитой французской писательнице. Жак Ле Рей успешный торговец приобретает имение Шомон и основывает здесь две мануфактуры (гончарную и хрустальную).

Царство замков или долина Луары, ч.5

Жак Ле Рей реставрирует южное крыло и сносит обветшалое северное крыло. Так получается просторная терраса, отсюда открывается один из прекраснейших видов на Луару.

Сочувствующий американским повстанцам в войне за независимость Ле Рей выступает в качестве посредника между королём и представителями Америки. Из своих средств финансирует армию Бенджамина Франклина. Его сын остаётся жить в Америке, женившись на американке. Своё шато Шомон он отдаёт в распоряжение своей подруги Жермене де Сталь, во время её ссылки из Парижа Наполеоном. За знаменитой писательницей потянулись из столицы немецкий поэт и писатель Адельберт Шамиссо, граф де Сабран, писатель Бенжамин Констана.

Царство замков или долина Луары, ч.5

Уныние и меланхолия-главные черты романтизма. Шомон идеально подходит для романтически настроенных поэтов и писателей того времени. «В этой старой крепости ютятся благородные духи»,- писал Адельберт Шамиссо о Шомоне.

В 1833 году замок покупает граф де Арамон и занимается обустройством парка, которого так не хватало этому необыкновенно красивому имению. Про парк я расскажу чуть позже. Вдова графа пытается реализовать проект реставрации замка со своим вторым мужем, но нехватка средств вынуждает их продать замок.

Царство замков или долина Луары, ч.5

В замке пахло чайными розами. Последней хозяйкой замка (1875—1938 гг.) является наследница сахарных заводов Мари-Шарлотт-Констанс Сей. Молодая, энергичная и эксцентричная девица владеет одним из самых значительных состояний Франции. В возрасте 17 лет приобретает замок Шомон и выходит замуж за принца Анри де Брольи. Молодая семья значительно преобразует замок и владения. Сюда стекаются все сливки европейского общества на пышные и торжественные приёмы. Их посещают большинство европейских и восточных правителей: Эдуард VII Английский, Дон Карлос Португальский, Карл I Румынский, магараджи Капуртхалы, а также представители мира искусств, среди которых и знаменитая Сара Бернар. Это славная эра «Бель-Эпок». Замок снабдили такими удобствами, которые в высших слоях общества стали известны десятилетия спустя. Даже лошадям были построены комфортабельные конюшни.

В 1917 году принцессу де Брольи постигают финансовые неурядицы, а крах на бирже 1929 году окончательно добивают Шомон. В 1930 году эксцентричная мадам, в возрасте 73 лет снова выходит замуж за испанского инфанта Луи Бурбон-Орлеанского, жениху на тот момент исполнилось 42 года. Принцесса начинает распродавать сначала земли, а потом и сам замок. В 1938 году власти Франции выкупили замок Шомон по причине его государственной значимости. Принцесса переселилась в отели Ритц и Георг V, где она и скончалась в возрасте 86 лет.

Царство замков или долина Луары, ч.5

Замок интересный, но такое чувство, что всю коллекцию засунули в пару комнат. Было ощущение, что экспозиции Бель Эпок тесно на маленьком пространстве. В этой комнате я насчитала 8 столов, к ним куча кресел, диванчиков, стульев и скамеечек для ног.

Капелла замка произвела странное впечатление. Чудесные витражи вперемешку с инсталляциями из колосьев пшеницы в пыли и паутине. Попахивает язычеством. Не знаю, как отнеслась к этому ярая католичка Медичи, а мне совсем не понравилось. Хотелось взять тряпку и все вымыть. Замок приятный, но вот сады с парком-это настоящее пиршество для глаз.

В отличие от замка пейзажный парк появился здесь сравнительно недавно, в 1880 году. Система изогнутых аллей позволяет прогуливаться и наслаждаться великолепными видами. Вокруг замка были посажены роскошные кедры, отлично сочетающиеся со светлым камнем стен.

С апреля по ноябрь в парке проходит фестиваль ландшафтных дизайнов. Современное искусство умело переплетено с ландшафтным парком и садом. На мой взгляд выглядит просто потрясающе. Погода в этот день нас очень порадовала солнышком, хотя было прохладно.

На первые 400 метров сада мы потратили 1,5 часа времени, а на этот момент мы не посетили ещё замок. Пришлось ускоряться. Посмотрели часть сада, а после замка, вернулись опять сюда.

Теперь уже смотрели не спеша. Территория настолько огромная, что охватить все нереально. Муж давно сдался, и пошёл выпить кофе в кафешке, а я все бродила вокруг инсталляций.

Царство замков или долина Луары, ч.5

Экспериментальные сады меняются из года в год. Вся атмосфера парка удивляет, восхищает. Ежегодно около тридцати новых интересных работ погружают в нас в праздник садового искусства под названием: Festival des Jardine de Chaumont.

Разнообразие, качество и креативность дизайнерских работ не переставали меня удивлять. От сезона к сезону композиции меняются. Тема фестиваля 2019 года: «Райские сады». Каждый год на территории замка ландшафтные мастера, архитекторы, художники, садоводы создают около 30 садов на заданную тему, которое оценивает специальное жюри.

Новые цветовые гаммы, необычные материалы, новаторские идеи-мои глаза разбегались от такого великолепия. Сады Шомон-это волшебное место! Из экспериментального сада тропа ведёт меня в другой уголок, сада из дикого железа. К сожалению все работы не вмещаются в формат рассказа.

Царство замков или долина Луары, ч.5

Дальше тропинка ведёт в туманную долину. В этой таинственной дымке гулять можно долго.

Искусственный водопад, озерцо, густая зелень и этот волшебный туман создаёт ощущение заколдованного леса.

Заглянула я и в исторические мастерские, здесь современные художники и фотографы создают композиции с природными и искусственными компонентами. Работы выглядят масштабно и интересно, но все же в садах парка красоты больше.

Экспозиции в садах погружают в непривычную и захватывающую атмосферу современного творчества.

С большим трудом уговорили себя закончить прогулку и поехать в кемпинг.

Царство замков или долина Луары, ч.5

После обеда всё-таки не усидела и пошла гулять по деревушке Мюид-сюр-Луар к реке. Глядя на сегодняшнюю Луару в памяти всплыли картины из замков. Полноводная Луара по которой двигаются караваны судов в Нант, с высокими прямоугольными парусами, трепещущими от малейшего ветра.

Луара-самая длинная река Франции. Замки и монастыри встречаются по всему течению реки. Стояла на мосту и представляла, как я проплываю на кораблике мимо знаменитых замков Луары.

Любуюсь суровыми стенами башен и кружевной резьбой на многочисленных шпилях церквей, виноградными полями и лесными угодьями. Всю неделю я мечтала прокатиться на кораблике, но видимо сезон еще не открылся. Нам предлагали прокатиться на каяках, мужа и меня это предложение не заинтересовало, уж больно холодно было.