Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Дартло, Омало — Грузия Сентябрь 2019

О первом незабываемом путешествии (ознакомительном) я рассказывала ранее. И с тех пор каждый год хотела снова пойти в эту тихую прекрасную местность. Но, увы, Тушети закрыта для туристов много-много месяцев в году. Закрыта снегом, да и делать там нечего без жителей, когда дороги занесены снегом, гестхаусы закрыты… Попасть туда (пешком, на велосипеде, на машине или на лошади) можно только начиная со второй половины июня до первой половины сентября (если быть оптимистами).

В этом году моя мечта должна была осуществиться и, быстро собравшись в короткий отпуск в последних числах августа, я решила никуда не сворачивать, а прямо ехать в Тушети, пока не выпал снег.

Так что приключения блондинки, у которой башню снесло, продолжаются! В край башен и тишины, вдоль границы Дагестана и Чечни, только по ту сторону, по грузинскую.

Еще дома я написала хозяйке в деревне Пшавели, Тамаре. (Это стартовая точка моего похода.) Она ответила, что ее дома не будет, но там сейчас ее сестра, дала ее телефон (надо, чтоб всегда был кто-то в доме и следил за хозяйством).

Итак, купив билет на поезд до Владикавказа, я собрала вещички, палатку, ботинки, теплые вещи и уехала. В Беслане меня ждали таксисты. И сразу, набрав людей, один из них помчал нас в Грузию.

Вечер в Тбилиси я провела со своими попутчиками, которых привезла в Старый город, они там и остались на несколько дней. А я следующим утром в полдень уехала на маршрутке Тбилиси-Телави — в Телави. Там на автовокзале купила «Боржоми» и стала ждать маршрутку в Пшавели — она отправлялась в 16–30. Заодно пыталась дозвониться сестре хозяйки — Марине.

Монастырь Алаверди. Вид из маршрутки

Кстати, Пшавели — не последняя деревня перед штурмом перевала Абано (за которым начинается Тушети). В деревне Лечури есть гестхаус. Я познакомилась с его хозяйкой, когда та приезжала за мёдом в Пшавели к Марине.

Наконец я дозвонилась и сказала, во сколько примерно я приеду.

Маршрутка доехала до начала села, и меня высадили. Далее я шла пешком, думая, как же я буду идти в горку с рюкзаком, если сейчас еле-еле передвигаю ноги, дыша тяжело и обливаясь потом (было жарко). Но утешала мысль, что наверху точно холоднее, особенно по утрам и вечерам. Я позвонила Марине и сказала, что иду, и скоро дойду до конца села, где был дом ее сестры. Далее, как и в первый визит. Хорошая комната, душ, ужин, чача… Решила я идти пешком. Докуда дойду — там и палатку ставь, сплю, потом снова иду. Еду я купила в супермаркете в Тбилиси. Вода течёт везде. Если кто подвезет — хорошо. А если нет — то иду медленно, не загоняя себя.

Марина сказала, что утром рабочие едут на объект стройки и меня подвезут. Так утром и сделали. А дальше меня посадили на проезжающую мимо машину с молодыми грузинами и грузинками, которые почти вес ехали в Тушети первый раз.

Кто не знает, внимание! Дорога в Тушети через перевал Абано (2900 м) входит в десятку самых опасных дорог мира! Еще недавно там упал грузовик и люди погибли. Водитель ехал медленно, на опасных участках останавливаясь, чтобы уточнить траекторию движения машины. Хорошо, что дождь только накрапывал, было не скользко. Грузинки крестились и молились. Грузины тоже.

Вчера за ужином на вопрос: почему я иду пешком, а не еду на машине, спрашивающий сам же и отвечал: боишься? Я отвечала: да, боюсь, мол, пешком безопаснее. И это правда!

Итак, меня укачало. Я ехала и думала: когда же, когда же доедем. Может попросить остановить и пойти дальше пешком? Не люблю я машины, потому что на них по горным дорогам укачивает. Трясло невероятно! Но вот остановка. Все вышли на свежий воздух, я ступила на твердую горную грузинскую землю. Огляделась. Это перевал Абано в облаках! Видимости мало, только внизу, в Тушети, проглядывало солнце. Я пошла за камень отдышаться и перевести дух, а также набраться силы воли. Обычно на перевале останавливаются выпить рюмочку. Но сейчас здесь только пустые столики и скамейки — и ни души. Ну, не сезон. В июле желающих гораздо больше.

Далее мы погрузились в машину и поехали дальше. Общались с грузинами в основном на английском, но один прекрасно знал русский. Вообще, молодые грузины часто понимают нас, только не говорят на русском.

Машина остановилась где-то в лесу. Я увидела знакомый инфоцентр. Омало было совсем недалеко. Я сбегала на смотровую площадку, попрощалась с грузинами и грузинками и пошла пешком с рюкзаком в сторону Омало.

Второе путешествие в Тушети, переход через перевал Ацунта в Хевсурети. Часть 1
Тушети. Вид со смотровой площадки около инфоцентра

Решила заселиться в тот же гестхаус, вернее, отель «Кесело», как и в прошлый раз. Для этого нужно было пересечь Нижнее Омало и подняться в горку. Отель «Кесело» расположен очень удобно — как раз наверху Нижнего Омало, недалеко от дороги, ведущей в Верхнее Омало к башням и в сторону Дартло.

Нижнее Омало

Ну и вид на село, конечно, потрясающий открывается прям из окна или со двора гостиницы. Еле доползла. И увидела, что-то не так с отелем. Потом хозяйка объяснила мне, что одного из домов не было. его построили в последние годы, для расширения гостиницы. Новый дом готов будет принять туристов в следующем, 2020 году. Горячая вода была всегда. а не только по вечерам. когда нагреется за день, и даже был вай-фай! Что меня очень приятно удивило. Еда была такой же вкусной, как и в прошлый раз, и к ужину даже был подан бокал Киндзмараули! Но об этом чуть позже.

Заселившись, я решила, пока хорошая погода, прогуляться в Верхнее Омало к башням. В прошлый раз я отложила это занятие на потом, и пожалела, потому что начался дождь. И сейчас, помня о дожде (который остался там, за перевалом, в Пшавели, я отдохнула минут 15, и вышла из отеля.

Башни в Верхнем Омало

У меня был gps, поэтому заблудится я не боялась — при непонятной дороге всегда ориентировалась на карту и спутник. Но дорога, всегда ведущая вверх, неизменно приводит к Верхнему Омало. И вот показались башни, дома, гостиницы. Чем я люблю Тушети, что люди, живущие там, совершенно спокойно относятся к туристам — как будто и нет людей, как будто ходишь везде и наслаждаешься единением с природой, и прочее и прочее… Хотя иногда останавливаются машины — и предлагают подвезти до какого-нибудь села (но в этом году совсем редко).

И пришла в Верхнее Омало, отметила изменения: поселок разросся, среди руин и покосившихся домов появились новые гостиницы, фундаменты будущих отелей, винный бар (многие, живущие здесь летом, 8 месяцев в году живут в Кахети)… Дороги в поселке — это то, что проходит между домов, не перегороженное забором. Вот тут и можно ходить и выйти к тропинке, ведущей к башням. Хотя можно просто по прямой подъехать на машине.

Крепость Кесело в Верхнем Омало

Прошла к башням. Прогулялась. Есть табличка, благодарности тем, кто помог восстановить разрушенные башни.

Надпись на одной из башен крепости Кесело о реставрации

Кто говорит, что башни без цемента строили и до сих пор стоят — да, стоят, только разрушаются. А которые целые — те восстановлены, даже если так же, без цемента, но восстанавливают башни для туризма. для туристов — знак Тушети. Иначе Тушети будет таким же горным краем, как и остальные на Кавказе.

Я у башни
Обьявление о музее в Омало. Фото, характерное для Грузии.

Вдруг слышу — гром. Смотрю — а вдали видна черная туча. Явно гроза и дождь приближается. Не зря я сомтрела погоду и там после обеда обещали дождь в Омало. Я скорей ноги в руки (то есть фотик в ноги… вернее в руки и — бежать!!!

Вниз!

Пока дождь не намочил фотик.

Второе путешествие в Тушети, переход через перевал Ацунта в Хевсурети. Часть 1
Я у башни в Верхнем Омало наблюдаю за движением грозовых туч и вычисляю их траекторию, скорость и время прибытия дождя в Омало.
Прощальный взгляд на башни Омало

Спустилась я снова в свой отель «Кесело». И через минут 20 пошел дождь. Гром и молния!

Я приняла душ, легла в постель и уснула.

Проснулась, когда дождь уже кончился. Под моим окном на завалинке сидели люди и разговаривали по-английски. Я вышла к ним, поздоровалась. Потом девушки куда-то направились — в сторону нового дома. Я спросила, куда они пошли — кушать или еще что. Девушки сначала удивились и сказали, что думали, что я местная женщина (на ужин я одела черную куртку, черную юбку, босоножки, потому что после горячего душа оделась в чистое, ну, а вообще да, я очень похожа на грузинку).

Но я сказала, что я такая же туристка, как и они.

В итоге мы в новом доме, где была кухня и столовая, пообщались на темы путешествия. Потом пришли и мои соседи-россияне, с ними поговорили о Тушети, как они сегодня попали под дождь, как их подвезли на попутной машине.

Утро. Вид на Нижнее Омало

К сожалению, рано утром я планировала выйти до восхода в Дартло (дорогу я уже знала с первой поездки в Тушети) — и распрощалась с россиянами. Я сократила свое пребывание в Тушети на один день (и уже не попадала в Дикло), так как боялась не успеть к сбору винограда в Кахети. И что меня ждало впереди — я не знала.

Собираясь в такой поход, я прочла в Интернете, что есть много предложений для туристов по маршруту Хевсурети-Тушети. А я решила идти в обратном направлении — не знаю, проще ли так. Но на своем пути я встретила несколько туристов, а вот идущих в обратном направлении — только двух. Я долго сомневалась в правильности выбора маршрута для летнего похода, помня о своей боязни утонуть в горной реке. Однако всё же решилась, чтобы спать спокойно дома и не жалеть о том, что не сделала этого.

В Грузии много интересных маршрутов — в Тушети, в Хевсурети, в Сванети, и все они известны, но не каждый решится на один из них. Так как я в последние годы почувствовала в себе силы поднимать на высоту не только свое тело, но еще и рюкзак с палаткой, то, пока эти силы не иссякли, надо делать то, что хочется, о чем мечтаешь. Я так думаю.

Утро в Тушети

ДЕНЬ 1. Итак, проснулась я утром, когда за окном чуток посветлело. Выглянула (а вид из окна на долину и деревню прекраснейший) — и увидела что внизу всё заволокло туманом (или облаком). Решила по туману не ходить и чуток еще потупить. Для этого выпила кофе, припасенное с вечера. (Хозяйка, разливая прекрасный традиционный тушетский чай, спросила меня, буду ли я чай или кофе. Я решила выпить кофе. она сказала: ну тогда вот насыпайте. сколько вам надо. Но у меня был свой кофе, смолотый еще дома, я его взяла с собой, но конечно же не взяла ни горелки, ни котелка… Поэтому сбегала за своей термокружкой и кофе, приготовила себе кофе на утро.)

Разворот в Тушети
Дорога из Омало в Дартло

А выходить надо было — иначе не дойти к закату до места стоянки, запланированной в последнем населенном селе. Ставить палатку в безлюдной местности мне не впервой, но всё же около деревень безопаснее (вдруг волки — не сказки, и при запахе туриста с перепугу нападут на палатку, и, так как животные эти редкие и охраняются в национальном парке, убивать нельзя… в общем безвыходная ситуация получается…).

Второе путешествие в Тушети, переход через перевал Ацунта в Хевсурети. Часть 1
Дорога в Тушети и лошади утром

Я собрала вещички и стала подниматьья по дороге над Омало. Далее дорога поворачивает в Дартло — огибая холм с Верхнем Омало. Дорога ведет по лесу до полянки, с которой вдали видны башни крепости Кесело, в которой я была вчера.

На поляне можно поставить палатки, но путь мой лежал дальше. Налево пойдешь — в другое ущелье попадешь (туда я тоже хочу дойти до конца как-нибудь), направо пойдешь — в Дартло попадешь.

Полянка для кемпинга. Вдали видны башни крепости Кесело в Омало

Шла я медленно, дыша глубоко, наслаждаясь лечебным воздухом, пением птиц, бабочками и шарахаясь от встречных машин. На повороте отдохнула, попила воды, позавтракала припасенными яйцами и картофельными чипсами. Далее дорога через лес вдоль реки совершенно неинтересна. А справа, на противоположном берегу, тянулась тропа (и видны были деревни) — этот маршрут альтернативный, более длинный, проходит от Омало до Дикло и далее по берегу до Дартло. Он не был обозначен на моем телефоне на карте, поэтому я с рюкзаком не решилась его исследовать (в следующий раз — обязательно).

Дорогу пересекают ручьи и речки (иногда реки под дорогой спрятаны в трубы). Скажу, что вышла я в ботинках, но через несколько часов поняла, что мои ноги начали болеть. И я переобулась в босоножки. Так я делала каждый день — выходила в ботинках, но почти весь путь шла в босоножках. Были опасные участки с осыпающимся гравием, но в основном тропа хорошая, даже вырезанная в почве (в безлюдных местах) — не собьешься, а там, где путь проходит вдоль рек, по камням, там ориентиром служит продолжение тропы через несколько десятков метров — его видно. На крайняк есть gps — без него никак…

Тушети после дождя утром

Меня догоняют первые пешие туристы! И вот видно уже Дартло. И над ним село Квавло, куда я поднималась в прошлый раз. На этот раз я быстро прошла сквозь село. Но сначала зашла в тот же ресторанчик — сразу за пешеходным мостиком. Пообедала — силы мне понадобятся.

Дартло

Дартло. Характерная архитектура Тушети

Погрузив рюкзак на себя, отправилась дальше, в отдаленные деревни. Там автомобильная дорога продолжается. До деревни Парсма. Так что этот участок можно проделать и на машине. А вот последняя деревня Гиреви — условно доступна — только на горной машине-вездеходе, потому что там довольно глубокая река, которую надо пересекать на машине (пешие туристы идут вдоль скалы по камням). В Гиреви есть и гестхаус.

Второе путешествие в Тушети, переход через перевал Ацунта в Хевсурети. Часть 1
Река около Дартло и дорога дальше, вглубь региона

Итак, далее я шла вдоль реки — пока я еще не включала gps (экономя заряд моего телефона, хотя внешний источник питания, пауэр банк, я взяла с собой). Сначала мне был известен путь, потом — просто вдоль реки идти до пограничников. А они покажут дальнейший путь. Шла я, шла… Шла и шла…. Иногда меня обгоняли машины с туристами… Они весело махали мне, я им…

Наконец я дочесала до деревни Чешо. Там тоже есть гестхаус, и башня недалеко от села.

Деревня Чешо

Отдохнув немного (плечи болели от рюкзака, ибо я опять взяла много ненужных вещей с собой), пошла дальше вдоль реки. По дороге попадалось много ручьёв, когда я воду выпивала, доливала полбутылки свежей водой. К вечеру наполняла бутылку полностью — чтобы и ночью, и утром можно было пить.

На повороте поднялся сильный ветер. На другом повороте ветер пропал. Наконец показалась другая деревня — Парсма. Кафе, вайфай, бар. Башни вверху и дома внизу. И гестхаус. Но я отдохнула на полянке и решила пойти дальше. По плану было — дойти до Гиреви. А до нее рукой подать.

Деревня Парсма

Башни над деревней Парсма

Вечерело. За деревней, проходя по мостику, увидела, что какой-то человек остановился и хотел мне помочь перейти. Девушка же, вдруг трудности возникнут в переходе по мостику. Вот такому:

Второе путешествие в Тушети, переход через перевал Ацунта в Хевсурети. Часть 1
Мостик через речку в деревне Парсма

Познакомились. Это был фермер, который летом тут наслаждается тишиной и одиночеством. Овцы, коровы, кони. Печет хлеб, делает сыр, масло, продает это или просто дарит туристам.

Я попросила разрешения поставить палатку на его ферме — с людьми безопаснее. Но на самом деле силы мои уже были на исходе. Плечи болели не по-человечески, а в позвоночнике что-то пошло не так.

Он показывал мне ферму и рассказывал, было интересно узнать о жизни фермеров больше.

Масло у фермера

Он угостил меня супом, кофе, сыром и хлебом. Потом чачей. После чачи ноги перестали болеть, позвоночник тоже встал на место.

Фермер загнал коров, подоил их вместе с помощником. А я пока поставила палатку — на том месте, где недавно ставил палатку его племянник, приехавший в гости. Потом еще поужинали, и я отправилась спать.

Ночью (вернее под утро, в шестом часу) я проснулась от совершенно сумасшедшего лая собак. Кто то визжал, а среди лая был слышен бас, очевидно, вожака: гав-гав, гав-гав… Стало страшно. Пришла мысль: «Хорошо, что я палатку поставила среди обитаемых мест». Здесь у людей есть огнестрельное оружие, на случай нападения диких зверей, для самозащиты и защиты своих стад — своей собственности. Лай начал затихать где-то вдали, собаки побежали в сторону Дартло (бедные туристы!).

Светало.

Как сказал мне фермер, это была стая диких собак из 12 особей, которые хотели утащить овцу, даже укусили помощника, в итоге хозяин их отогнал лопатой. Вот настоящая опасность туриста в Тушети, а вовсе не волки и медведи, которые человека боятся.

В Интернете пишут про опасность быть растерзанным пастушьей собакой, охраняющей стадо, когда человека нет рядом. Вероятность такого весьма мала. Собаки эти знают, что если турист поднял камень, то может и покалечить. Да и собака, как правило, одна. А не стая.

После вчерашней чачи штормило… Я, конечно, могла бы сдаться, плюнуть на перевал и уйти обратно в Омало, усомнившись в своих силах. Но стая диких злых страшных псов убежала в сторону Омало. Встречаться со зверями совершенно не хотелось. Поэтому путь назад был отрезан. И я твердо решила идти дальше. Несмотря на то, что фермер уговаривал меня день отдохнуть, пофоткать Парсму, а завтра рано утром продолжить путь… (Продолжение здесь.)