Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Белоградчик — Болгария Июнь 2019

Девять лет подряд мы ездим из Москвы в Грецию (и обратно) на своем авто. Все маршруты старались прокладывать так, чтоб не повторяться. Были поездки и через Италию, и через Швейцарию, и через Турцию, даже через Бельгию. Но иногда приоритетом становится скорость, тогда я прокладываю максимально короткий путь. В этом году была как раз такая ситуация — выехали поздновато, поэтому поездку можно охарактеризовать «из точки, А в точку Б». Однако, несмотря на исключительно практичный подход, удалось таки посетить одно местечко, слегка отклонившись от прямого пути. Местечко это лежит далеко от основных дорог, рекламой и пиаром не испорчено, знают о нем немногие. Такая особенность является одновременно и плюсом и минусом, плюс падает в карман путешественннику (низкие цены, отсутствие толп туристов), а минус ложится бременем на местных жителей — недозарабатывают на турпотоке.

Итак, Белоградчик, Болгария. Городок затерян в северо-западном уголке страны, недалеко от границ с Сербией и Румынией. Ближайшие известные города — Монтана и Видин. Мы въехали сюда из Румынии, переехав Дунай по новому мосту в Видине, от которого до Белоградчика 53 км. Ехать предстоит по горной дороге, узкой, но с неплохим покрытием, окруженной густым красивым лесом. Мы забронировали заранее апарт за очень малые деньги, найти его оказалось не так просто, как предположил навигатор, но все же нашли.

Дом оказался пуст, я минут пять напрасно стучал в закрытую дверь и давил на бесполезную кнопку звонка. Увы, таков встроенный баг небольших апартов. Наконец, меня заметили из дома напротив и позвонили хозяйке. Вскоре она прибежала, дружелюбная женщина с прической «еще не все потеряно», впустила нас внутрь. Там была стоянка и приличный дворик. Апарт представлял собой большую и уютную однокомнатную квартиру в двухэтажном доме. Время неумолимо приближалось к девяти вечера, интуиция, которая, как известно, является неформализованым следствием опыта, подсказывает, что местные рестораны вот-вот закроются. Спросил у хозяйки, где тут можно поесть в это время, она быстренько куда-то позвонила и предупредила ресторан, чтоб дождались, мол, вот-вот придут клиенты. Рассказала нам, куда идти. Болгарский язык, вопреки беспечно обнадеживающей кириллице, на слух воспринимается с трудом, честно говоря, почти не воспримается. Но мы люди бывалые, смесь жестов и международных слов помогает всегда. Без промедлений отправляемся в путь.

Городок в меркнущем вечернем свете производит не очень позитивное впечатление — облупленные дома, частично нежилые, то там, то тут встречаются символы ушедшей социалистической эпохи, в общем, царит дух упадка (хотел употребить слово декаданс, но упадок тут подходит больше). Ресторанчик, куда мы успели, полностью соответствовал этому духу. Впрочем, еда была очень вкусной, цены низкими, пиво свежим, а что еще надо усталому путешественнику?

Утром городок показался менее запущенным, стали заметны многочисленные реставрационные работы, некоторые здания, казавшиеся вечером заброшенными, днем воспринимались совсем по-другому. Но главное здесь, как можно догадаться, совсем не город, а связанная с ним достопримечательность — Белоградчишка крепост, или Калето. Посещение этого места — цель нашего приезда. Позавтракав в пиццерии неподалеку, выселяемся из апарта, садимся в машину и едем туда. Можно дойти пешком, это совсем недалеко, но неумолимая логистика заставила ехать (чтоб не возвращаться в апарт).

Сегодня с утра негативным фактором выступает моросящий дождик, начавшийся еще ночью (которого не было в прогнозах). Впрочем, вдалеке синеет чистое небо, даря робкую надежду. И, чудо, как только подъехали, дождик прекратился. Возле входа в крепость есть стоянка, оплачиваем, покупаем входной билет (и стоянка, и билет стоят дешево, но требуются наличные левы). Итак, идем в Калето.

Маленькое болгарское чудо

Дождика нет, но воздух насыщен влагой, а солнце, как часто бывает в поездках, оказалось ровно за самыми козырными видами. Наверное, лучшее время для посещения — вторая половина дня. Ну да ладно. Крепость сама по себе не стоила бы особого внимания, не будь она причудливо вписана в окружающий ландшафт. Первое оборонительное сооружение было здесь создано еще во времена Рима, уже тогда стратеги и строители уловили свойство местных скал — служить естественной преградой, позволяя сократить бюджет строительства. В XIV веке болгарский царь Иван с загадочной фамилией Срацимир значительно модифицировал имеющиеся постройки, придав им строго крепостные формы с башнями и толстыми стенами. Однако на исходе 14-го века эти места оккупировали турки, которые оставались здесь несколько веков. Они несколько раз перестраивали крепость, в последнюю перестройку (начало 19-го века) были привлечены итальянские и французские дизайнеры и инженеры. Во время 2-й Мировой войны здесь был очаг партизанского движения. Главная фишка этого места, повторюсь, не сама крепость, а окружающий рельеф. Он напоминает немецкую «Саксонскую Швейцарию» в районе Ратена (Бастай). Или «Чешский Рай». Метеоры? Каппадокия? Да, если угодно, но с прибавкой «лайт». Некоторое время назад в мире проходило голосование о выборе новых семи чудес света, Белоградчикские Скалы принимали там участие, получив после этого некоторую мировую известность.

Так выглядит город Белоградчик из крепости, совсем рядом идет дождь:

Маленькое болгарское чудо

Входим в первые крепостные ворота, эта, нижняя часть, более молодая, римское укрепление находится на «втором этаже» среди скал.

Взбираемся на римскую часть, виды отсюда уже не всегда портит противостоящее солнце.

Маленькое болгарское чудо

Большинство скальных образований имеют собственные названия — Замок, Конник, Мадонна, Адам и Ева и т. п. Но я не стал разбираться в этих тонкостях.

Маленькое болгарское чудо

Местами проступают следы работы древнеримских каменотесов, впрочем, скорей всего были они рабами, захваченными в этих краях.

Маленькое болгарское чудо

Бродить здесь весьма приятно, воздух чистейший, не так жарко, как внизу, виды радуют.

Маленькое болгарское чудо

Железной решеткой прикрыты два колодца, в которых видна вода (возможно, дождевая). Попытка поснимать дальние пейзажи длиннофокусником наталкиваются на сопротивление среды в виде водяного пара, он сильно забивает атмосферу. Но что-то все же видно.

Маленькое болгарское чудо

Причудливый рельеф простирается вдаль на пару километров, дальше идет обычный холмистый лес. Вообще, размеры местности, названной Белоградчикские Скалы, определяют как 30×7 км.

Чем не Метеоры?

Маленькое болгарское чудо

Местная ящерица, выползшая поглазеть на русских туристов, обладает неожиданно яркой тропической раскраской:

Маленькое болгарское чудо

Обойти весь крепостной комплекс можно минут за 30, но уходить не тянет, хочется побольше впитать в себя окружающую панораму.

Маленькое болгарское чудо

Некоторые поверхности скал покрыты ковром из мха. Можно предположить, что это северная сторона, но положение солнца этого не подтверждает. Видимо, деревья — одно, скалы — другое.

Обследовали почти каждый уголок рельефа, пора спускаться.

Крепостная стена из финальной переделки:

Последний взгляд…

…и уходим. Ехать предстоит долго, следующая ночевка уже дома в Греции. Если зависнуть тут более чем на полдня, то заняться есть чем. Во первых, местность располагает к активному трекингу. Во вторых, тут рай для любительской спелеологии — в окрестности находится примерно 100 пещер. В третьих, недалеко от Белоградчика располагается весьма приличная обсерватория, куда пускают экскурсии, чистейший воздух способствует качественному наблюдению за небом. Так что несколько дней тут можно провести с полной занятостью. Но нам надо ехать. После выезда из городка дорога поначалу идет по широкой долине. Здесь не мог не тормознуть, заметив такие виды белоградчиковых скал:

Маленькое болгарское чудо

Все, теперь уже окончательно покидаем эти благословенные и явно недооцененные места.