Турист Елена Ковалева (elena_kov)
Елена Ковалева
была 17 октября 2019 16:05

Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд — Узбекистан Сентябрь 2019

Деньги

В сети очень мало информации о том, как и где лучше менять валюту. Почти везде информация старая, советуют везти с собой доллары и менять их на черном рынке. Сегодняшняя ситуация такова: прилетев с международной картой с рублевым счетом, вы сможете в Ташкенте без труда снять доллары в любом банкомате. А если не спешить и уехать подальше от аэропорта, вокзала и центра, то можно снять сразу сумы. Первую партию я снимала в аэропорту — 100 долларов. Затем меняли их в какой-то гостинице, в официальном обменнике — за них дали 935 000 сум. Вторую часть я сразу снимала сумами где-то на улице Юсуфа Ходжиба. Бакоматов в целом в Ташкенте достаточно. Если Вы с долларами, менять валюту на черном рынке смысла сегодня нет — власти уравняли курс.
Мы примерно прикидывали, что 1000 сум это 8 руб, чтобы с ценой сориентироваться.

Связь

Лучше всего решить эту проблему сразу же, по приезду в Ташкент. Узбекский оператор связи UMS предлагает туристический тариф — на один загранпаспорт можно купить 3 симкарты. Доступно 3 Gb интернета (если не ошибаюсь), минуты не помню, на месяц. Через месяц симкарты автоматически блокируются. Цена симкарты с тарифом в пересчете на наши — менее 200 рублей. Вещь оказалась просто необходимая! Например, для установки приложения по вызову такси и постоянного нахождения на связи. Действует по всему Узбекистану, где мы были, связь отличная!

Передвижение

По Ташкенту удобнее всего передвигаться на такси — работает приложение ЯндексТакси, стоит совсем немного. За 20 километров в пересчете на наши рубли — менее 200 руб. Цену показывает сразу от точки до точки. Очень удобно и недорого. Водят страшно, сигналят часто и по любому поводу, впрочем, как и везде по стране… Пристегиваться ен принято, но я все равно пристегивалась, ну его, такое вождение.
Кстати, машин кроме Дэу Матиз и Шевроле в городе практически свосмем нет.) По-началу непривычно.

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

ПДД в стране носят, скорее, рекомендательный характер) Практически никто не уступает пешеходам на переходе, зеленый свет для пешехода горит так мало, что успеть перейти дорогу можно только бегом, причем с хорошей скоростью) Пешеходный переход на 4х полосной трассе, где никто не уступает — норма).

По Ташкенту также удобно передвигаться на метро. Оно здесь по жетонам - 1400 сум за вход.

В Самарканде ЯндексТакси не работает, зато работает приложение Taxi Ok. Такси по счетчику. Вызываешь машину, садишься, включают счетчик. Начинается от 6 000 сум, в эту сумму включено 2 километра, далее за каждый километр 1000 сум. Недорого, но в Ташкенте дешевле. В Самарканде будьте осторожны — обманывают почти все и во всем. Так, однажды на вызов приехал таксист с уже накрученным счетчиком. На нашу просьбу обнулить, сказал, что приложение зависло. Повез нас кругом, вместо прямого пути для увеличения километража, врал и грубил, когда мы открыли навигатор и указали ему, что он делает что-то не то. Неприятно, но придется потерпеть. Самарканд он такой.

В Бухаре нормальных приложений такси нет. Уствновили какое-то местное, вызвали на ж/д вокзал Кагон, прождали минут 20, таксист нас так и не нашел. Прошли несколько шагов и сели в автобус. Цена проезда 1000 сум.

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

Остальные такси в Бухаре ловили и договаривались на месте. Километров 20 за 20 000 — 25 000 сум могут отвезти. Торгуйтесь! Ниже на вокзале не скинули даже местным.

В Хиве все рядом с вокзалом, такси и другой транспорт не понадобился.

Между городами мы передвигались поездом. Необычным показалось только то, что из Ташкента в Самарканд билетов в последние дни не было, а поезд был почти пустой.

Язык

Практически все говорят на русском: кто-то лучше, кто-то хуже. Даже дети, чьи родители заняты в сфере обслуживания, прекрасно понимают русскую речь. С этим проблем не возникло.

На территории Узбекистана в разных ханствах говорят на разных языках: в Ташкенте и Самарканде в основном на Узбекском, а в Бухаре и Хиве - в основном на таджикском.

Как одеваются женщины и отношение к женщинам

Пожалуй, одна из самых важных тем для девушек и женщин, желающих посетить Узбекистан.

В Ташкенте одеваются по-разному, в основном по-европейски: юбки чуть выше колена и по колено, юбка-карандаш, джинсы в обтяжку, непокрытая голова — все это есть, и приехав из России, чувствуешь себя нормально в той одежде, которая у тебя есть.

В Самарканде же все по-другому. В первый день мы имели неосторожность выйти в платьях, в которых видны коленки. Головы буквально сворачивали все мимо проходившие мужчины и даже женщины! И это был не взгляд осуждения, и не взгляд зависти. Сложно объяснить, но к концу дня я завязала поверх платья платок, так было куда спокойнее. Если вы в брюках или шортах — эффект тот же, все откровенно смотрят на твои перелести. Поэтому закрываемся! И для себя так приятнее и спокойнее, и для граждан Узбекистана правильнее.
Женщины в Самарканде, Бухаре и Хиве ходят в традиционной одежде. Специально наделала фото.

К Женщинам-туристкам относятся хорошо, торговаться легко, т. к. почти везде работают мужчины))) Но говорят, что в одиночку и вечерами ходить небезопасно (могу зажать и потрогать, прочто дотронуться, ограбить, особенно если мужчин 2 и более), поэтомы мы избегали безлюдных мест по вечерам.
Вся страна, даже Ташкент все еще живет по традициям, женщина труднодоступна для мужчин, поэтому лучше не рисковать.

Также не стоит садиться в неизвестные машины, без шашек такси и проч. Машина должна или приехать по приложению, или быть желтой с шашками и названием (у них есть лицензии).

Мужчины делают комплименты, зовут на ужин. Советую для поднятия самооценки. В общем, не как в России)
П.С. идеальная одежда для туристки — свободные штаны и блузка, или закрытое свободное платье в пол. Я ходила так

Ну и что, что принимали за мусульманку. Местные женщины все хотели меня замуж выдать (а я уже там).

Девушки! В Бухаре и Хиве почти как в пустыне, солце печет очень сильно. Надевайте головные уборы и не забывайте солнцезащитные очки. Проходив почти все время в платке, я все равно сожгла волосы(
Хостелы

В Ташкенте хостелы хорошие. Обычно это отдельные дома, оборудованные полностью под номера с общим санузлом и кухней.

В Самарканде хостелы — это семейные гостевые дома. Как правило, это двор, в котором живет большая местная семья и сдают пару-тройку комнат. По тем же ценам, что и везде, условия очень сильно хуже. Забронированный через букинг хостел шокировал количеством молодых мужчин, полным отсутствием женщин и тем, что ключа от номера просто не существовало! Место было выбрано в 10 шагах от Регистана. Мы сбежали с этого хостела и пошли искать другой, обойдя несколько мест выбрали один, где показалось более-менее безопасно. Однако, условия были по российским меркам плохие: матрасы на кроватях скидывали человека на пол (не знаю как так), можно было спать на курпачах (местные на них и спят, это матрасы, набитые ватой), что нам и пришлось сделать. Однако, они, простите, очень сильно пахли мочой. Из постельного белья выдали только по одной простынке. Полотенец и ничего больше не было! Мыло жалели, и когда оно закончилось в общем туалете, новое не положили. Вместо чая принесли просто кипяток… В туалете бочок не работал, слив из душа в унитаз.

Тут выяснили следующие особенности: постельным бельем в Узбекистане многие не пользуются, спят как есть на курпачах, а когда они засалятся, шьют новые. Достают вату из старых, а остальное выбрасывают. Честно говорят, был страх, что можно обзавестись вшами или клопами… Но все обошлось!
Женщины местные, кстати, душ ежедневно не принимают, возможно поэтому пользуются очень сильными ароматами. А вот мужчины душевые посещали.

В Бухаре и Хиве проблем с хостелами не было. Хостели были семейными, но хозяева были очень гостеприимными. Туалет и душ были прямо в номерах.

Регистрация

Один из самых волнующих русского туриста моментов — регистрация по месту пребывания. В Узбекситане обязательна и должна быть за каждый день, проведенный в стране. Иначе на границе ждут неприятности и штраф. Все хостелы с букинга в курсе, и без напоминаний ее делают и отдают при выезде. Если вы ищете хостел на месте — удостоверьтесь, что они на самом деле смогут ее сделать. Как мы поняли, делает ее только глава махали, и если они с ним не договорятся, то беда.

Наши регистрации, правда, на границе никто не спросил и не проверил.

Еда

Отправляяся на гастрономический тур, я совсем не ожидала, что вернусь худее на пару килограмм) Еда здесь, правда, очень вкусная. Ароматная дыня и лепешки, вкуснейшее мясо и плов, фрукты. Но оказалось, что все блюда в каждой чайхоне и кафе — с мясом и жиром, а мой желудок не привык к такой тяжелой еде. На третий день поедания местных мясных блюд мне стало совсем тяжко, и пришлось перейти на фрукты, салат и лепешки. Так и жила)

Основные блюда, которые стоит попробовать:

1. Плов (в некоторых заведениях называется ош-комплект: приносят плов, лепешку, салат ачучук — огурцы и помидоры с луком, чай). Иногда могут положить полпорции. Цена за порцию плова около 20 — 25 000 сум

2. Шашлык — «жеваный» и кусковой, конечно, очень вкусный, цена за палку от 6 до 10 000 сум. Но жирный: мясо-сало-мясо-сало-мясо

3. Шурпа — просите, чтобы дополнительно жир в тарелку не наливали.

4. Лагман

5. Манты

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

Почти везде кладут кинзу, поэтому если вы ее не любите, говорите сразу при приеме заказа.

Сидеть в кафе обычно можно или за обычным столом, или на топчане. Последний нам очень понравился. Но не забывайте, что женщины в Узбекситане не разваливаются за столом.

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

Самые вкусные блюда там, где кушают местные. Там не всегда идеальная чистота. Кафе именно для туристов очень сильно отличаются.

6. Лепешки в каждом городе свои. Мне больше всего понравились ташкентские и самаркандские. Пробуйте! Толкьо покупайте в пекарне, именно горячие! Не удивляйтесь, их берут голыми руками. Да. после денег. Это нормально.

7. Кукуруза на улице продается вкуснейшая.

8. Фрукты и овощи. Конечно же дыня! За ними нужно ходить на рынок, в супермаркете свосем не то. Причем идти рано, когда на ранок приезжают местные продавать свою продукцию, позже к обеду и далее остаются только перекупщики. В Самапрканде рынок начинает работу в 5 утра, в Ташкенте около 9 утра.

Торгуйтесь! Как правило, иностранцам называют цену в 2 раза выше. Покупая гранаты, просите надрезать каждый и попробовать. Виноград, персики — все пробуйте!

Дыню торпеду в сентябре среднего размра можно купить за 10–12 000 сум.

Килограм винограда — 6–8 000 сум

Килограм гранатов — 8 000 сум

9. Мороженое — самое вкусное в Самарканде недалеко от Регистана. Пирожные везде — объедение, главное, чтобы свежие.

10. Сомса: с бараниной, тыквой, картошкой, курицей - вкууусная, но продается в первой половине дня, в основном. Плов, кстати, тоже, мало где бывает вечером.

Угощения за столом — отдельная тема. Почти во всех хостелах завтрак у нас был включен, и мы забирали со своего стола все, что нам приносили. Однажды в Хиве я обратила внимание на вазу с кофетами, которая все время стоит на столе, а поскольку сладкого кроме фруктов мы там не ели, то очень захотелось. Выбрала самую вкусную — типа рафаелло, и хорошо, что меня предупредили, что конфетке этой может быть 100 лет в обед… Так и вышло. Есть ее оказалось невозможно) Оказалось, что в Узбекистане не принято брать все со стола. Орехи, виноград, конфеты обычно ставятся как украшение. На свадьбы даже берут их напрокат, все это знают. Ну, кроме нас)) Было, конечно, стыдненько.

Цена на достопримечательности и отношение к туристам

Это, пожалуй, основное, что расстроило.

В Ташкенте обманули в аптеке в пересчете на наши деньги на 900 руб., продав копеечное лекарство за баснословные деньги. Вот где не ожидали, на самом деле. С тысячами поначалу неудобно, но пересчитвать в рубли нужно...

Узбекистан — это красивые мечети и медрессе, в основном. Так вот теперь вход в них, на их территорию почти везде платный. А там, где пока бесплатно, уже над этим работают. Прайса, как правило, 3: местные (обычно около 1000 сум), граждане дружественных стран (Казахстан, Киргизия, Туркменистан и т. п., обычно около 5–10 000 сум) и иностранцы, к коим отнесли Россию. Цены немаленькие — за один объект от 15 до 40 000 сум. Объектов немало, что бьет по кошельку. Посмотрев парочку понимаешь, что этих денег вход не стоит, но прийти и постоять у ворот — тоже совсем не то. На входе в один объект нам бабушка подсказала, что можно говорить, что мы из Казахстана, будет дешевле. Так мы прошли на один объект, на другом нам без паспортов отказали. В пару мест можно было пройти затерявшись с толпой туристов. В общем, приходилось хитрить.

Больше всего расстроила теперь платная и закрытая площадь Регистан. Все равно что Красную площадь закрыть и брать деньги за вход...

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

В Самарканде был инцидент, когда мы прошли на территорию мечети бесплатно, т. к. в прайсе было написано, что вход в мечеть платный, а про территорию ни слова. Но нас догнал какой-то мужчина и попросил заплатить ему в карман, сумму меньше, чем на кассе.

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

В целом, в Самарканде отношение к туристу как к кошельку — проходишь мимо такси — чуть ли не силой запихивают в машину, на вокзале вяжутся так, что убегаешь, мимо проходящие дети дергают за рукав и просят денег, цены везде задирают. Жаль, город красивый. Но менталитет здесь такой.

Вечером в Самарканде на площади Регистан устраивают лазерное шоу — первый раз видели на английском языке, второй раз на узбекском. Начало в 20:30 примерно, точно не помню. Посмотреть стоит, зрелищно. Но чтобы было видно, нужно прийти раньше и постоять в ожидании, заняв лучшие места. Обратили внимание на тот момент, что из истории Узбекистана совсем убрали СССР, хотя он сыграл немалую роль в становлении государства.

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

В Бухаре просто здорово. Очень спокойно, гостеприимно, красиво. Безумное солце и закаты. Это было то место, откуда совершенно не хотелось уезжать.

В Бухаре очень много медрессе и музеев. и основная их часть сдана в аренду ремесленникам. Таким образом, вход бесплатный и за объектом ухаживают. Некоторые недобросовестные продавцы, правда просят плату за вход в медрессе, чтобы вы еще и за деньги полюбовались их товаром. Обращайте внимание на кассу и прайс. Если этого нет, вас дурят.

За все время отдыха расстроил только инцидент в кафе, когда нас попытались обсчитать на 50 000 сум, но мы после Самарканда уже стреляные воробьи)

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

Ну, и началась акклиматизация, т. к. это все-таки пустыня. По дороге из Бухары в Хиву любовались пустыней Куракум.

Чисто случайно за компанию с другими совершили малый хадж.

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

Повторять без надобности не советуем — дорога очень плохая! Укачало.

Не пейте нигде святую воду! Ее не пьют! Только полощут рот! Отравились…

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

Хива — активно строится и скоро все будет платным, эх… Наш хостел находился практически на территории закрытого города, вход в который платный. Первый раз нас пропустили, в дальнейшем проход без оплаты возможен через найденные лазейки, а также через ворота с 8 вечера до 7 утра. Погулять по хивинской стене мы успели бесплатно, чему очень рады.

Очень советую заплатить и подняться на минарет в Хиве, но не советую идти туда людям с клаустрофобией. Реально страшно и небезопасно, не дай бог оступиться.

Реставрация

Честно говоря, расстроила. В этих городах почти совсем не осталось действительно старинных объектов, к котрым можно прикоснуться. Почти все — новодел, который называется реставрацией. Стены в Хиве чинят глина + навоз + еще что-то, замазывают… Плитка голубая везде уже новая. Минареты в Самарканде почти все под углом, есть трещины огромные.

Сколько времени нужно на каждый город

Ташкент идеально 4 дня город и 5й день поездка в горы.
Самарканд достаточно одного полного дня, максимум 2, все рядом, по пути.

Бухара - мы были 3 дня, все посмотрели, но атмосфера не отпускала, я бы минимум 5 дней провела тут.

Хива - 1 дня хватит на все.

Чимган и чарвак

Обязательно к посещению!

Ехали из Тошкента на маршрутке до Газалкента минут 40, а там на остановке договаривались с таксистом. Менее 100 000 сум на все потратили.

На Чимгане прошли пешком до скалы погибшим альпинистам, затем вернулись и поехали на канатке. Очень страшно, но очень красиво!

Ехать от горы до водохранилища минут 10, виды сумасшедшие!

Что купить

Самое главное, за этот отпуск мы научились торговаться. В Бухаре торговались даже за туалет, т. к. везде 1000 сум, а там был 2000)))

Каждый сам решает, что ему важно привезти домой. Почти все лучше покупать на рынке в Ташкенте. Если местные сувениры, то в Хиве некоторые продавцы очень хорошо скидывают цену, берите там.

Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива и 3 девушки

Что точно не стоит брать, так это отрезы ткани хлопковые с традиционным узором шириной 50 см. Я взяла 1 метр за 15 00 сум, оказалось, что он садится, мало того, краска сходит даже в прохладной воде. Боюсь, придется выбросить…

Я везла платье, платок, нават, гранаты, исирык, магниты, орехи.

Что касается вывоза фруктов и орехов, то в ручной клади разрешено вывозить 5 кг, в багаже 40. Мы везли дыню свыше 5 кг в дамском рюкзаке, никто ничего не сказал, рюкзак не взвешивали вообще.

Бюджет

На все ушло ровно 20 000 руб. + билеты на самолет из Москвы и обратно 19 200 руб. Итого 39 200 руб. бюджет на 14 дней в сентябре.