Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 9:31

Великолепная Майорка. Часть 4. По "Цитрусовому пути" ко "Вратам рая"

Сольер, Пуэрто-де-Соллер — Испания Июнь 2019

Начало рассказов о путешествии на Майорку:

Великолепная Майорка. Часть 1. Курортный Пальманова: пляжно-тусовочные радости и не только

Великолепная Майорка. Часть 2. «С ЮГА на СЕВЕР, С ЗАПАДА на ВОСТОК. Организованные экскурсии»

Великолепная Майорка. Часть 3. Развлекалочки майоркинские или куда отправиться на Майорке с детьми

Это было самое грандиозное путешествие за время пребывания на острове! И даже хмурое, готовое разразиться дождем утро не стало помехой к его осуществлению!

Кто бы мог подумать, что вместо ярких красных автобусов, курсирующих по Майорке в XXI веке, в начале века XX добраться из столицы острова до северного побережья можно было одним единственным способом — на старинном деревянном поезде, мерно ползущим, словно черепаха, сквозь горный массив Сьерра-де-Трамунтана (Sierra-de-Tramuntana). Бурно развивающаяся на заре XX века экономика Майорки нуждалась в хорошей связи с северной частью острова. Весьма своевременно у сойерского купца Джеронима Эстадеса возникла идея соединить Пальму-де-Майорка и городок Сойер, разделенные горной грядой. Земля в Сойерской долине давала хороший урожай, но большинство жителей Сойера, лишенные какого-либо способа транспортировки продукции в центральную часть острова, были бедны.

Предпринимаемые пешие переходы через гряду Сьера-де-Трамунтана, длившиеся около двух дней, грозили опасностью. У изолированного городка Сойер не оставалось иного выхода, как торговать в основном с Францией. Однако финансовое положение местных жителей подобная торговля не спасала. Изначально Эстадес планировал искать выходы к Пальме с севера, но по факту его проекты оказались слишком дорогостоящими даже для положения самого богатого жителя Сойера.

Неожиданно планы Эстадеса поддержал еще один предприниматель, Хуан Морелл, предложивший проложить дорогу до Пальмы через горный хребет, вырубив в нем сеть тоннелей. А чего разбазаривать нужный товар на сторону:) Ведь в Сойере, окруженном со всех сторон апельсиновыми рощами, прослеживалась и внутренняя экономическая заинтересованность.

Идея Морелла, оказавшаяся менее затратной, увенчалась успехом. Долгих восемь лет велась прокладка узкоколейной дороги и, наконец, 16 апреля 1912 года произошел торжественный запуск поезда в Сойер, получившего символическое наименование «Апельсиновый экспресс». Для острова Майорка это без преувеличения стало событием века, способствовавшим началу развития внутренней торговли, а цитрусовые из Сойера стали заполнять исключительно майоркинские прилавки.

В настоящее время старая железная дорога до Сойера принадлежит частной фирме и является одной из популярных достопримечательностей на Майорке. Поэтому перенестись на век назад и ощутить на себе особенности подобного транспортного сообщения можно и сейчас! Предупреждаю сразу, удовольствие не из дешевых, но ведь интерес дороже денег. А туристическое любопытство дороже всего вместе взятого:)

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Как найти место посадки на старинный поезд? Никаких сложностей, если хорошо ориентируетесь в Пальма-де-Майорка. Но поскольку мы оказались в городе впервые, умудрились заблудиться «в трёх соснах». На самом деле всё проще простого. Конечной точкой автобусного маршрута Пальманова — Пальма-де-Майорка является подземная станция Estacio Intermodal. Поднявшись на поверхность земли со станции на эскалаторе, нужно пройти чуть вперед до широкой улицы Эусебио Эстада, примыкающей к площади Испании (её идентифицируете без труда по приметному памятнику королю Хайме I), и повернуть направо. Буквально через 150–200 метров и обнаружите станцию на старинной железнодорожной ветке, соединяющей Пальму и Сойер.

Если планируете обширную программу с посещением не только Сойера, но и Порт-де-Сойера, а также бухты Са Калобра (подобный маршрут был на повестке дня у нас), советую уезжать из Пальмы до Сойера на первом утреннем поезде. Иначе сбыться вашему плану будет не суждено.

Желающих прокатиться на старинном поезде много, посему занять место у окна будет не просто. А какая поездка обойдется без фотофиксации живописного пути? И сделать собственные памятные фото на подножке удивительного поезда, выполненного из дерева, стали и латуни, тоже необходимо:) Чтобы не остаться без фотохронометража, постарайтесь оказаться на перроне в числе первых. Несмотря на то, что курсирующие между Пальмой и Сойером поезда неоднократно обновлялись и ремонтировались, они по-прежнему остаются теми же самыми поездами, какими были много лет назад.

Ну что, прокатимся?!

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Первые минуты пути не примечательны ничем. В сомнительном активе спальный район Пальмы, перетекающий в склады. Как раз успеете доесть бутерброд, если не удалось позавтракать. Но очень скоро потребуется полная фотомобилизация! Пейзаж начинает стремительно меняться примерно с пятнадцатой минуты от начала поездки. Идеально «причесанные» виноградники чередуются с оливковыми рощами, левады с гнедыми лошадками подпираются горными участками, а до обильно плодоносящих цитрусовых деревьев, взявших в плотное кольцо многочисленные участки узкоколейки, можно дотянуться рукой.

Сменяющегося пейзажа будет не так уж и много, но и тем, что есть, успеете насладиться по маршруту движения поезда в перерывах между нырянием в вырубленные в скальных участках тоннели на подъезде к Сойеру. В местечке Буньола поезд делает остановку на смотровой площадке с панорамными видами на массивный скальный участок, поросший хвойными, и населенный пункт, проживающий свой век в горной гряде.

И всё было бы хорошо тем майоркинским утром, сподвигнувшим на сложносочиненный вояж, если бы не мрачная, навевающая тоску погода. То, что так старалась расписать выше, на фото получилось смазанным и непрезентабельным…

Учитывая сложные погодные условия утром пришлось продублировать фото по пути обратно.

В тот день погода вдоволь наигралась нашими зрительными чувствами. То заставляла усомниться в красочности пути из Пальмы до Сойера (местами из-за плотного тумана на отдельных участках не было видно ни зги), то расщедрилась в середине дня и, удалив все до единого облака с небосвода, позволила оценить прелести выбранного маршрута. В итоге, с благодарностью к проказнице, удалось сравнить две ипостаси пути. И обе пришлись по душе!

Небольшому, провинциально-скромному, ни о чем не подозревающему Сойеру, расположившемуся в долине Валь-де-Солье (Vall de Sóller) и окружённому пиками гряды Сьерра-де-Трамунтана, изначально была уготована роль жертвы. Не особенно сомневаясь, отказались от прогулки по городу в пользу бухты Са Калобра и ни на йоту об этом не пожалели. Минутная слабость сомнения зашевелилась при взгляде на барочный облик церкви Святого Варфоломея, окруженной плодоносящими апельсинами, но подошедший огненно-рыжий трамвай напомнил о заданном курсе.

Поезд до Сойера — не единственный способ оказаться в прошлом. Тот самый оранжевый трамвай, готовый домчать с ветерком от Сойера до побережья, запустили на острове годом позже «Апельсинового экспресса». И до сих пор, также, как и поезд, ретро-трамвай служит звеном старинного «цитрусового» пути. Каких-то пять километров пути разделяют Сойер с побережьем, но трамвай никуда не торопится, закладывая на прогулку около 20 минут. В прохладную погоду советую занимать места в закрытых вагончиках, в открытых (есть и такие) гуляет ветер и путешествовать при таких условиях некомфортно.

Дальновидно как придумали когда-то майоркинцы! Оборудовали портовое поселение на побережье, а городок, в котором можно спрятаться от непогоды, пиратов и прочих незванных «гостей», отнесли вглубь острова. Правда, больше мудрить не стали, и обоим городкам присвоили наименование Сойер. Только тот, который портовый, с приставкой «Порт». Так и живут до сих пор неподалеку друг от друга два Сойера. Как вы поняли, живописный Порт-де-Сойер — конечная точка «цитрусового» маршрута. Городок, надо отметить, премилый! Возможно, в данном случае буду необъективной, но для меня городки, имеющие выход к морю, априори симпатиШнее:)

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Для чего, собственно, ехать в Порт-де-Сойер? Чтобы прогуляться по набережной небольшого в прошлом рыбацкого поселка, превратившегося в изысканный курорт в настоящем, заглядывая в многочисленные сувенирные магазинчики, окунуться в белоснежную гущу яхт, пришвартованных в марине, вдыхая пропитанный йодом морской воздух, вступить в диалог с громогласными чайками, без которых не обходится ни одна портовая жизнь. И обязательно заглянуть в один из ресторанчиков с полноценным sea-view! Время обеда, если будете следовать по нашему маршруту, как раз застанет в Порт-де-Сойере.

Нам нужно было разобраться с ещё одной важной задачей — отыскать точку отправления до бухты Са Калобра и купить билеты на катер. Заблаговременные поиски расписания корабликов до бухты Са Калобра положительным итогом не увенчались. Поэтому, едва взглянув на своеобразный монумент «Апельсиновому экспрессу», установленный на набережной, направились к марине на поиски информационного бюро. Темно-коричневый объект, возвышающийся в центре яхтенного причала — то, что нам было нужно.

Небо над мариной Порт-де-Сойера сомкнулось плотным серым полотном изредка клубящихся и вырывающихся под напором ветра из общей гнетущей массы густых неприветливых облаков. Волны, разбивающиеся на мириады крошечных частиц, намекали на беспокойное море. Но ни один из перечисленных компонентов не заставил свернуть с намеченного пути.

Получив заветные билеты на катер, оставшееся до отплытия в бухту время провели за посиделками в ресторане «MAR Y SOL». В данном случае при выборе руководствовались эстетической составляющей — просто понравился. К тому же в ресторане помимо террасы имеется закрытый зал. Стоит признаться, что из-за резкого свежего бриза к моменту обеда я немного продрогла. Чем следует полакомиться в «золотой долине»? Ну конечно свежевыжатым апельсиновым соком! А поскольку Майорка — остров испанский, национальный специалитет в виде паэльи с морепродуктами тоже придётся кстати. Определенные переживания присутствовали из-за ограниченности по времени до отплытия. Но обслужили достаточно быстро, блюда по вкусу претензий не вызвали, да и в целом обед с превосходным видом прошел на «Ура!».

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Ну, а дальше легкий тремор ног и рук при посадке на катер, поиск выгодных view-pointe и вот мы уже плавно выходим из бухты Порт-де-Сойера в открытое море, оставляя позади и портовый городок, и возвышающийся на входе в гавань маяк.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Устремляющийся за катером водный поток, напоминающий китовий хвост, фырчал и плевался, а мелкие буруны, смахивающие на завитушки молодого барашка, прыгали и резвились по обе стороны бортов. Качка была нешуточной…

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Вынужденная тренировка проявляющего слабость на воде вестибюлярного аппарата, накачанного Драминой, не должна была дать сбой, но минут за десять до окончания навигации организм все же почувствовал дискомфорт. И если большую часть пути наслаждалась глыбами фактурных скал, испещренных гротами,

повисшими на утесах облаками,

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

свинцовыми тучами, готовыми в любой момент выплеснуть сверху тонны воды и сосновым полотном, устилающим склоны мелькающих перед глазами горных массивов,

незадолго до прибытия в бухту Са Калобра пыл мой поугас.

Высадившись на берег на какое-то время пришлось задержаться у причала, чтобы дать организму возможность прийти в себя, и только потом осмотреться и начать движение вверх по направлению к пляжу, спрятавшемуся в скалах.

Многие туристы, прибывшие в бухту, ограничиваются пятнадцатиминутным осмотром (ровно столько длится посадка-высадка пассажиров с катера) и возвращаются обратно в Порт-де-Сойер. Но на мой взгляд в бухте Са Калобра стоит задержаться.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Как минимум для того, чтобы, поднявшись до променада и обозрев бухту сверху, утонуть в насыщенной бирюзе в точках ее соприкосновения с причалом.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Или проводить взглядом доставивший в бухту кораблик, погружаясь в переливы глубокого кобальта, оттенённого тяжелым небесным свинцом.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

А как максимум — прогуляться по променаду до тоннелей, выбитых в горной породе. Разве не интересно, что ожидает по ту сторону?

Ровно в тот момент, когда подобно слепым кротам, миновавшим два тёмных тоннеля, мы выползли на свет Божий, словно по мановению волшебной палочки выглянуло солнышко, осветив пространство, в котором оказались. Необычное, спрятавшееся от посторонних глаз место — не что иное, как начало протяженного ущелья с громким названием «Врата рая» (Сanyon Gates Of Paradise).

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

До сей поры в моей туристической копилке хранились всего два критских ущелья — Куртальотское (или Поющее) и Котцифу, поэтому сложно загонять то, что увидели в бухте Са Калобра, в какие-то рамки и рейтинги. Могу лишь сказать, что данное ущелье показалось очень и очень живописным.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Но не только ущелье завладевает вниманием в этой затерянной части бухты. Крошечный, но невероятно притягательный пляж, зажатый скалами, то место, куда спешат туристы знойным майоркинским летом. Пожалуй впервые, не ожидая от себя подобного реверанса, обратила в первую очередь внимание не на морскую ипостась данного участка пути, а на ущелье, и направилась не к пляжу, а в таинственное царство каменных исполинов.

Массивные каменные образования, выделяющиеся не только формами, в которых, дав волю фантазии, можно усмотреть что угодно, но и цветом, удачно дополняют островки какой-то немыслимой растительности.

Знания ботаники оказались скудными для того, чтобы идентифицировать то и дело встречающиеся по пути пушистые шарики, представляющие видовое многообразие флоры.

Живописности ущелью, скрадывая ощущение каменной пустоты, добавляют также многочисленные деревья и кустарники, многие из которых, не стесняясь, облюбовали привелегированные VIP-места в полостях горной породы на южных склонах каменных гигантов.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

А на одном из участков пути под ноги «бросается» Torrent de Pareis (Двойной поток). Поток, конечно, слабоват и название свое не оправдывает. В летнее время водная артерия больше похожа на пересохшее русло реки, но возможно в другое время года Torrent de Pareis более полноводен.

Пройдя по ущелью около километра, пришлось остановиться.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Чуть впереди высокие скалы смыкались над головой, образуя монолитное каменное пространство. Казалось бы, дальше двигаться некуда. Но нет, ущелье тянется вглубь острова ещё на два километра.

Рискуя опоздать на последний кораблик, не стала проверять, что там, за очередным поворотом, а вернулась к бухте. Настало время поближе познакомиться с крошечным пляжем.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Несмотря на бушующую волну, с треском разбивающуюся о скалы, желающих охладиться было не мало. Но все же больше было отчаянных сэлфистов, готовых ради эффектного кадра повернуться к волне спиной, принимая пинки по мягкой точке с оглушительными визгами.

В воду мы не полезли. Пляж хоть и крошечный, и с вполне удобным заходом (некрупная галька), но глубина в 10 метров наступает практически сразу. Плавающих в море и выходящих на берег не спешила выпускать из своих объятий мощная волна. Мужчина с травмированным о камни коленом своим примером остановил дальнейшие попытки кого бы то ни было посостязаться с пучиной.

Несколько слов о променаде, обустроенном над бухтой. Здесь все есть для созерцателей.

Виды роскошные!

Особенно согретые ласковым солнышком.

Уютные кафе со столиками, выставленными под зонтиками прямо на краю скального обрыва. Небольшой минус — цены завышены, но ведь, как правило, за возможность любоваться красотой сдирают двойную оплату:)

Обратный путь доставил массу удовольствия!

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Не скажу, что море успокоилось.

Некоторым крошечным суденышкам, рискнувшим выйти в море в этот день, приходилось сражаться с волной.

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Но все же качка ощущалась не так сильно, как это было поутру. Да и выровнявшаяся под солнечными лучами погода презентовала майоркинское побережье совершенно с другой стороны.

Очертания скал, гротов и бухт, указанных в путеводителе, местами скрытых пеленой тумана, словно «гюльчатай», явили личико свое.

Скала Черепа (Skull rock), Лицо королевы Виктории (Queen Viсtoria,s face), Лошадиная голова (Horse,s heard), Грот трех леди (Grotto of the 3 ladies), Орлиные гнезда (Eagle,s nests), бухта Cala Tuent — впечатляющая подборка природных образований, сделавшая морскую прогулку незабываемой!

Великолепная Майорка. Часть 4. По Цитрусовому пути ко Вратам рая

Под рассеявшимися тучами и марина Порт-де-Сойера заискрилась на солнышке белоснежным перламутром!

Городок в любом случае приятный. В какую бы погоду вы здесь не оказались!

Традиционные туристические полезности в завершении повествования:

Расстояние между Пальмой и Сойером — 27 км. Старинный поезд преодолевает это расстояние примерно за час. — Расписание поезда Пальма-Сойер, Сойер-Пальма и цены на билеты можно посмотреть здесь:

Билеты до Сойера бывают следующих видов:

• Поезд Пальма-Сойер (в одну сторону),
  • Поезд Пальма-Сойер-Пальма (в обе стороны),
  • Поезд Пальма-Сойер + Трамвай до Порт-де-Сойер (в одну сторону),
  • Поезд Пальма-Сойер-Пальма + трамвай Сольер-Порт-де-Сойер (в обе стороны).

Самым выгодным является комбинированный билет «поезд+трамвай в обе стороны» за 32 евро с человека. Вместе с билетом дадут расписание движения поезда и трамвая. Стоимость билетов из Порт-де-Сойер до бухты Са Калобра (туда-обратно): 30 евро взрослый, 23 евро подростки (12–22), 15 евро детский (6–11).

Расписание движения катеров до бухты Са Калобра (при покупке билетов в кассе дадут брошюру):

• Порт-де-Сойер — Са Калобра 10.00, 11.15, 13.00, 15.00;
  • Са Калобра — Порт-де-Сойер 13.45, 16.30.

В бухту Са Калобра можно отправиться не только по морю, но и по суше. От Сойера до Са Калобры 38 км, от Пальмы 70 км. Последние 15 км дороги, ведущей к бухте, проходят по извилистому серпантину, тянущемуся по краю обрыва. Посему, для страдающих вестибюлярными нарушениями Драмина в помощь, какой бы путь ни избрали.

Расклад путешествия по времени:

10.10–11.10 дорога на поезде Пальма-де-Майорка — Сойер

11.30–12.00 дорога на трамвае Сойер — Порт-де-Сойер

12.00–13.00 прогулка в Порт-де-Сойер, обед

13.00–13.55 дорога на катере из Порт-де-Сойер до бухты Са Калобра

13.55–16.30 бухта Са Калобра, ущелье «Врата рая»

16.30–17.20 обратная дорога из бухты до Порт-де-Сойер

18.00–18.30 обратная дорога из Порт-де-Сойер до Сойера

18.30–19.30 Сойер — Пальма-де-Майорка. Будьте внимательны! Это последнее время, когда можно уехать из Сойера до Пальмы.

Финансовые затраты: билеты на автобус Пальманова-Пальма и обратно (3,15×4=12,6 евро), поезд+трамвай Пальма-Сойер-Порт-де-Сойер и обратно (32×2=64 евро), катер до бухты Са Калобра и обратно (30+23=53 евро), чек в ресторане — по вашему вкусу и предпочтениям (у нас получился на 45 евро с копейками), вода и мороженое в кафе в бухте Са Калобра (8 евро). ИТОГО: 182,6 евро.

Удешевить поездку можно отправившись из Пальмы до Сойера на автобусе (№ 210, 211. Расписание здесь.

Продолжение здесь: Великолепная Майорка. Часть 5. Сельские мотивы. Эспорлес и усадьба Ла-Гранха.