Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была 11 марта 21:22
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Тёрёксентмиклош, Кишуйсаллаш, Карцаг, Дебрецен + 2 города — Венгрия Август 2019

А начнем с Москвы, неучтенной столицы: первый день поездки был месяц назад, когда мы с дочкой приехали туда утром и до вылета я успела встретиться с подругой и сходить с ней в музей. От Казанского вокзала до Сокольников пешком — меньше часа, хотелось посмотреть музей Сокольников. Честно скажу, тот нечастый случай, когда отзывы оказались куда лучше реальности… Парк старый, но не старинный, и мне кажется, собрать побольше интересных артефактов из его истории не так сложно, это ж не черепки и амфоры. Две комнаты мы обошли за полчаса (билет 50 руб., тут все справедливо — даже в нашем небольшом городе музеи дороже), однако сам парк показался куда интересней и приятней, чем его музейная история.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

А в 17 ч мы полетели в Дебрецен — одно из распространенных «окон в Европу» благодаря более чем привлекательным ценам WizzAir. Город хорош сам по себе — как-никак «восточная столица» Венгрии, но и дочь, и я в нем уже были, и в термах Акватикума купались, так что на Дебрецен отвели вечер пройтись, а утром пошли на вокзал.

И поехали в Карцаг (сразу скажу, все передвижения по Венгрии были на поезде. Цены повыше наших, но пониже обычных европейских. Переезды занимали от 15 минут до нескольких часов, билеты варьировались от 100 до 400 руб.).

Итак, Карцаг — хотела почитать о нем на Туристере перед поездкой, но увы! — «здесь еще никого не было». То есть сам бог велел рассказать о нем хотя бы в первом приближении. Городок на 20 тысяч человек, приятный, зеленый, полный цветов и слив. Сливы нас преследовали по всему маршруту до Будапешта)) Зрелые, падающие с веток от одного только взгляда на них, растущие и за изгородями, и просто вдоль пешеходных дорожек — ну как было не набрать сколько-то штучек, как говорила дочка, «вот и обед в купальнях»!))) С карцагского вокзала мы пошли сразу в термы, идти около 40 минут — и все время путь лежал по таким поселковым улочкам, мимо частных домиков, палисадников и слив)) Не самые новые тротуары, за тремя заборами из четырех на нас лают бдительные собачки… Городок старинный, однако эдаких достопримов здесь особо и нет. Думаю, сюда если и ездят, то именно как мы — ради купален.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

И вот мы у цели: заветное fürdő Akácliget на вывеске. fürdő — это купальня, слово чуть ли не первым в Венгрии выучила))), касса с милой, практически не говорящей по-английски девушкой, все на пальцах, «нам надо локер, и 1, а не 2», дивная цена — 1500 форинтов (+ 100 форинтов за локер на двоих) на весь день, красота! (Кто не помнит, сейчас, летом-осенью-2019, сумму в форинтах надо делить на 4, чтобы примерно получить рубли).

Термальный комплекс Akácliget, надо сказать, на очень хорошем уровне. Это относится ко всем, что мы находили в подобных городках. За пафосом — это в Сеченьи либо Геллерт, а здесь не столица, никаких витражей и скульптур, зато самые разные бассейны и термы, закрытые и открытые, 38 и 26 градусов, бесплатные лежаки и фонтанчики с той самой термальной водой. Туристов немного, судя по преобладанию вокруг венгерского языка, однако русских я увидела услышала, а еще в кафе разговорилась с интересной парой старичков: она — датчанка, он в молодости переехал из Венгрии в Данию, отлично помнит венгерский и даже русские слова «карандаш», «читать» и… «как там будет по-русски „teacher“? Да-да, учитель»))) (Прошу прощения, ушла от темы, просто такие вот встречи в поездках для меня — дополнительные орешки в шоколадке путешествий…).

Стоит ли говорить, что мы провели в купальнях целый день? Я — в основном у открытого 50-метрового бассейна с джакузи и струйными массажерами, затем, когда освободился небольшой Adventure Pool (не знаю, как перевести «бассейн приключений», в общем, там было подобие «ленивой речки», когда временами включается круговое течение, которое несет вас практически без ваших усилий), покружилась в нем от души. Раза два искупалась в открытых термах, но когда на воздухе +30, а в воде +37, хочется чего-то более бодрящего. А дочка — наоборот, любит теплую воду, она мокла в закрытом бассейне. Под крышей их три: большой для плавания, поменьше и вообще мелкий с джакузи и струями. Ну и просто погуляли по территории парка купален, там красиво: цветущие кусты, около детского бассейна фигуры зверушек, лавочки и стулья стоят… В кафе такие же приятные цены, вот только карты там не принимают. А если вспомнить, что мы еще и суток в Венгрии не провели, то ясно, что зря уважаемая буфетчица без оглядки сначала пробила мне чек, а потом стала ломать голову, что же делать: форинтов у меня практически не было, а евро в наших городских банках выдают крупными купюрами минимум от 50. Столько сдачи у нее не было)) Еле наскребла какую-то мелочь в евро от прежних поездок, последние центы мне как раз дедушка-датчанин и презентовал (было неловко, но утешила себя тем, что Дания — не Венгрия, для него эти центы что для нас копейки). Ладно, не будем о презренном металле, давайте лучше посмотрим на сам комплекс))

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

Работает комплекс Akácliget с 6 утра до 8 вечера. Мы покинули его, когда стало темнеть, то есть около 7 ч. — поехали в следующий город. Кстати, кто на машине — рекомендую, рядом отличный кемпинг, а есть и стандартный отель.

А мы отправились на поезде в следующий пункт — Кишуйсаллаш, городок, которого нет даже в Википедии. Ехать всего четверть часа. Он еще меньше, 10–15 тыс. населения — по нашим понятиям не город, а поселочек. Правда, архитектура здесь как-то побогаче, пока шли с вокзала до гостевого дома, увидели и мэрию, и собор, и два супермаркета — Lidl и Spar, единственные в городе и расположенные в 2 минутах ходьбы друг от друга.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

После площади с вышеназванными достопримечательностями потянулись совсем не туристические улицы: те же домики, палисадники, разве что собак побольше. В одном из этих домов мы и провели две ночи: очень приятное место Agi Fogado (первое слово — имя хозяйки), с просторной столовой-кухней (это комната, а не заведение общепита) с санузлом и спальней чуть поменьше: на двоих более чем достаточно. Никаких коридоров и лестниц, сразу из столовой выходишь в дивный дворик все с теми же сливами. Венгрия!..

Вечер мы провели, закупая продукты, готовя ужин, отдыхая от купального дня во дворике, а наутро бодро пошли в купальни. Термальный комплекс Kumánia произвел самое приятное впечатление! За 1900 форинтов на одного (и локер на двоих за 200) — целый день релакса. 500 форинтов доплаты — и можно посетить сауну. Что еще здесь есть? Большой открытый бассейн (25 градусов) с лежаками на очень чистом кафеле, неподалеку — детский бассейн с горочками. Внутри — приличный комплекс из пяти самых разных терм (от 29 до 38 градусов), в которых есть и большая винтовая горка, и неизменные джакузи в отдельной «ванне» на пятерых, и лежанки прямо в воде с массирующими струями и поручнями — очень удобно, всем хватает места. Есть и бар, и буфет. Русских и вообще иностранцев не видели, слишком уж невелик городок, хотя приличный отель рядом с Куманией предполагает возможность отдыха несколько дней. За открытым бассейном расположен пруд, большой и красивый. Но вряд ли такой же чистый. Прекрасная погода, вода прозрачная, вода термальная — что еще надо? Мы поблагодарили судьбу за то, что забронировали 2 ночи, никуда не надо ехать и можно наслаждаться релаксом до темноты.

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

Ну, а на следующее утро — снова в путь. Тут надо сделать небольшое отступление: маршрут по Венгрии мы планировали уже в августе, взяв билеты на самолет. И только в Кишуйсаллаше неожиданно прочли в свежих отзывах, что купальни следующего пункта — Сольнока — закрылись на ремонт буквально неделю-две назад. Отменять город и ехать сразу в Будапешт не хотелось — уже был забронирован ночлег, ехать и бродить в жару по не самому потрясающему городу Венгрии тоже как-то… Пришлось на ходу переигрывать и найти очередные купальни где-то между Кишуйсаллашем и Сольноком, чтобы провести день в них, а переночевать там, где и планировалось. Венгрия — поистине страна термальных вод! Мы без труда нашли нужное местечко — Тёрёксентмиклош, город (?), доселе отсутствующий в анналах Туристера, — и снова остались довольны.

Итак, Тёрёксентмиклош. 20 минут езды, около 20 тысяч населения, все те же улочки с частными домами, ну, а в центре — многоквартирные дома и реформатская церковь. Купальни с названием, которое ни написать, ни выговорить — Gyógyvízű — оказались совсем небольшими, даже локеров в них не было — переодеваешься в кабинке, все складываешь в сумку, вешаешь на плечики с номерком и отдаешь плечики с сумкой «гардеробщице». Ну и цена — 1100 форинтов (у нас в городе аналогичную сумму в рублях нужно отдать за час купания в бассейне с хлоркой). Целый день в нашем распоряжении были три открытых бассейна: справа большой с дорожками и прозрачной водой, до 2 м глубиной, посередке — тоже прозрачный, но мелкий, с массажерами, сиденьями, джакузи. И слева — термальный, теплый, тихий, сверху даже прикрытый навесом. Дочь там сидела минут по 40 (вдоль бортиков — удобные лавки прямо в воде, завернуть Е-бук в пленочку и читай — не хочу), я минут 20 выдерживала — жарко и не рекомендовано подолгу, все-таки воздействуют эти воды на организм всерьез. Зато в большом наплавалась вдоволь, мне вообще нравятся бассейны, где есть места глубже, чем по пояс)) Отдыхала на травке, разложив полотенце — лежаки здесь по 500 форинтов, и берет их мало кто, травы всем хватает. Когда одолевают мошки, можно взять бесплатно обычное пластиковое креслице — тоже вполне комфортно. Вокруг сплошная идиллия: цветы, кусты, питьевые фонтанчики. Кафе тоже здесь есть, цены порадовали, главное — это прочесть и понять, что тебе предлагают, но я уже наловчилась выделять с первого взгляда в венгерском меню сэндвич, салями и хот-дог)))

По традиции под самое закрытие мы оставили купальни Дьодьвизу (полагаю, я все-таки верно прочла) и поехали в Сольнок, где только переночевали, к тому же не в самом туристическом месте: достаточно сказать, что когда мы спросили хозяйку квартиры «А есть ли где-нибудь супермаркет, который работает после 8 вечера?» — она ответила: километрах в пяти, но и он скоро закроется. Кафе поблизости тоже не было, только какой-то бар — прямо совсем бар, в продаже одно жидкое… ну что делать, последовали мудрой мысли «Кто спит — тот сыт». А утром нас ждал переезд в Будапешт!..

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

И вот мы в столице Венгрии. Будапешт обе видели уже не раз, но в нем всегда найдется что-то интересное! Для начала мы прямо на вокзале купили проездные и решили прокатиться на не совсем банальном общественном транспорте. Зубчатый трамвай я встретила пока только здесь, и по наивности сочла его сначала лишь экзотическим старинным способом передвижения. Оказалось, в третьем, посередке, рельсе — с зубцами — есть технический смысл: трамвай цепляется за эти зубцы, что помогает ему взобраться в гору. Правда, цеплялся он как-то без особого усердия, а минут через 10 вообще встал. Водитель походил, поделал что-то непонятное. затем сказал что-то столь же непонятное, все местные вышли — и мы тоже. Трамвай укатил вниз. Но поскольку никто не волновался и ждал — то и мы тоже. Сказку Сутеева «Цыпленок и утенок» помните?))) Подошел другой трамвай, подхватил нас — и вот мы уже наверху, на горе Сеченьи. У зубчатого трамвая вагоны пошире обычных, и в нем ехало несколько человек с велосипедами. Добравшись до конца маршрута, они тут же укатили на своих великах в парк по соседству. А мы стали ждать обратного рейса и любоваться сверху этой частью Будапешта. Маршрут недолгий, около получаса, пролегает в основном среди зелени, густой высокой зелени, сесть на трамвай (внизу) можно рядом с отелем «Будапешт».

Еще один вид транспорта, тоже входящий в проездной, — правда, для Будапешта его не назовешь небанальным — это, конечно же, кораблик по Дунаю. Прокатились с огромным удовольствием, наверное, сколько буду в этом городе — столько буду пользоваться им. Прекрасные виды, один парламент чего стоит, плюс освежающая атмосфера: ветерок с Дуная, легкое покачивание… чудесный мини-маршрут, которому у нас в регионе нет подобных!..

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

После кораблика мы погуляли по Рыбацкому бастиону — известной всем гостям Будапешта площади, окруженной галереей. Арки, тоннели, башни — наверняка большинство согласится со мной, что это одно из красивейших мест и всей столицы, и уж тем более Буды. Прекрасные виды Пешта через Дунай, оригинальная и роскошная готика всегда привлекают сюда множество туристов.

Зашла я попутно и в Госпиталь в скале — бывший госпиталь, а ныне музей. О нем нужно рассказывать отдельно, тем более что самостоятельного осмотра там нет, только экскурсии группой, и рассказ гида был очень интересным. Каюсь, несмотря на запрет съемки, несколько фото я все-таки сделала…

Купально-музыкальная прогулка по Европе. Первая четверть

Однако от первой четверти путешествия остался один день, а о музыке речи до сих пор и не было, только о купании. Непорядок! Как раз по случаю, гуляя по Рыбацкому бастиону, мы увидели рояль в кустах, как группа молодых людей, напевая что-то, потихоньку собирается в группу, которая через несколько минут стала полноценным хором. И этот хор очень слаженно и с душой исполнил несколько песен — впрочем, описывать музыку занятие неблагодарное, лучше посмотреть видео)) Скажу только, что это выглядело так неожиданно и здорово, тут же собрался народ… видимо, ребята приехали на какой-нибудь фестиваль молодежных хоров, во всяком случае звучит весьма профессионально, правда?

MOV09190

август, Будапешт, Рыбацкий бастион.

И закончился день тоже музыкой. Мы пришли на остров Маргит, но обходить его в темноте уже не рвались — зато было самое время полюбоваться шоу музыкальных фонтанов. Не скажу, что это лучшие в моей жизни фонтаны, хоть видела я их и не так много)) Конечно, в Дубае — роскошнее, в Эйлате — интереснее и красочнее, однако удовольствие получили, хотя скорее визуальное)) Как-то не очень там с акустикой, да еще и зрителей многовато, и просто гуляющих вокруг немало…

MOV09219

Музыкальные фонтаны на острове Маргит, Будапешт, август-19.

Тем не менее приятное завершение дня, решили мы.
А на следующий день нас ждали купальни Геллерт. Знаменитый комплекс Геллерт, уступающий разве что Сеченьям. И те, и те — самые шикарные купальни Будапешта без сомнения. Цены, разумеется, тут несравнимы с предыдущими — минимум 5900 форинтов на одного взрослого (в будни) со шкафчиком; в выходные или с кабинкой еще дороже. Не буду отрицать, здесь есть что посмотреть кроме самих купален. Уже в огромном холле появляется ощущение, что ты попал во дворец. Мозаика, витражи, скульптуры, высоченные потолки… Этот стиль сохраняется и дальше, вплоть до выхода к открытым бассейнам. Купальни многоуровневые: внизу большой бассейн, но не для плавания, просто погружной. В нем нет дорожек, зато так много людей, что чуть-чуть проплыть удается только «на глубине». В нем регулярно включают искусственную волну, и многие торопятся в воду именно в это время. Волна серьезная)) кто стоит по колено, того едва ли не сбивает с ног. Я уходила туда, где поглубже, там уже можно просто покачиваться на воде, не пытаясь даже встать на ноги, интересно!)) Вокруг бассейна — лежаки, очень плотно, и свободных не так много. Выше — еще один бассейн, мелкий, с джакузи и массажерами. Там же «погружная бочка», мы не рискнули, да она и была занята почти всегда. Неподалеку — большое кафе, многие проводят в Геллерте целый день, так что оно не пустует. И внутри, внизу, тоже бассейны — плавательный, с обычной водой, и термы. Кроме того, здесь есть сауны, приватные ванны для двоих, можно заказать ароматический и термальный массаж, даже сделать педикюр. Сервис очень современный, тогда как интерьер и экстерьер — абсолютно в духе старины!

Подводя итоги, я бы сказала, что великолепие стен и потолков — это прекрасно, спору нет. Но что касается купания, тут для меня важнее «не шашечки, а ехать», поэтому все-таки предпочла бы — и не только из-за цен — замечательные в своей простоте купальни мелких городов. Гораздо меньше народу, простор, можно и поплавать вволю, и посидеть на лавках в воде, не пытаясь втиснуться на свободное местечко, и гидромассаж куда доступнее. Даже собственно термальные воды, которые коренным образом отличают эти места от наших городских бассейнов, там кажутся куда более натуральными (впрочем, я тут не специалист).

В общем-то, на этом и заканчивается 6-й день нашей поездки — 1-я ее четверть)) Спасибо всем, кто «проехался» вместе с нами, и приятных путешествий, друзья!