Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 17:02

Финикс — США Май 2019

До этой поездки я знал о Национальном Монументе Чирикахуа ровно столько же сколько и вы уважаемые граждане. Все дело в том что в Штатах Национальных Парков шестьдесят штук и я объехал далеко не все, а Национальных Монументов, а также Национальных Лесов, Озер, Зон Отдыха, Гор, Рек и т. д. — чертова уйма и большинство из них я никогда не видел и не увижу. Но на этот раз звезды сошлись в сложную комбинацию и указали нам путь на Национальный Монумент Чирикахуа.

Маленькие люди и большие худу

Добраться было легко, монумент (давайте я его дальше парком буду называть, будем считать, что Monument переводится на русский как парк) находится километрах в пятидесяти по нормальной асфальтированной дороге от интерстейта (очень хорошей дороги) I-10, Флорида — Калифорния. Мы подъехали часам к двенадцати проконсультировались в визитор центре на счет рационального маршрута на пару часов и совсем было собрались отправиться в путь по бетонной дорожке для инвалидов, но девчонка-объясняльщица сделала верное допущение.

Внимательно посмотрев на наши вылинявшие до белизны на техасском солнце наряды, она сказала, что если мы хотим, завтра ровно в девять утра, она отвезет нас в горы на минибасе, а потом мы можем пройти шестнадцать километров вниз по тропинке, увидев по дороге самое-самое в парке. Идея нам показалась блестящей, хотя девчонка сразу предупредила, что маршрут тяжелый и занимает у нее шесть часов, ну девчонка, что с нее возьмешь.

Маленькие люди и большие худу

Остаток дня мы потратили на то что поднялись в верхнюю часть парка на своей машине до обзорной точки Массаи Поинт и прошли нетрудный пятикилометровый маршрут по Каньону Эхо. Пофотографировали, покормили бурундучков, полюбовались на роскошные скалы и абсолютно укрепились в желании сделать завтра полный маршрут и дойти до Балансирующих Скал, которые так хвалила девчонка-объясняльщица.

Это не балансирующие скалы, на второй день похода мы не фотографировали, все фотографии сделаны в первый день в Каньоне Эхо.

Парк Чирикахуа оборудован для жилья на уровне примитивный кемпинг. Есть туалеты, можно поставить или арендовать палатку, можно переночевать в своем или съемном кемпере, душа нет. Мы не прельстились и вечером вернулись на десятую дорогу, благо ехать меньше часа. В городишке Виллкокс поели в нормальном ресторане и переночевали там в гостинице, а с утра с лицами белыми от крема, как у индейцев на тропе войны, погрузились с еще шестью горемыками в девчонкин вэн. Да к вопросу о креме от загара, я и многие другие участники экспедиции действительно намазались кремом, супруга пользует противозагарную пудру. Пудра эта от обычной отличается ценой и тем что полностью исключает загар. В Техасе это важно, там часто гости на улице или у бассейна, поэтому такая пудра для бледнолицых скво — спасение.

Маленькие люди и большие худу

В своих рассказах про американские парки я много раз упоминал, что это не парки. В большинстве своем это абсолютно дикие территории, которые пересекаются размеченными тропинками. Тропа всегда очень уверенная, если она идет по каменистой почве и ее трудно различить, егеря ставят вешки из камней или хвороста. Тропа размеченная вешками очень опасна для фотографов. Когда фотографируешь нужно все время держать ближайшую вешку в поле зрения. Они стоят так чтобы от одной вешки было видно другую, то что ее должно быть видно с места где ты фотографируешь, ни кто не предусматривал. Если вешку потерял не следует надеяться, что ты увидишь тропу когда будешь ее пересекать, нужно подняться повыше и попытаться разглядеть цепочку вешек. Недавно на американских туристических сайтах писали про девушку, которая «гуляла по парку» семнадцать дней, отличный способ сбросить лишний вес. На тропинке периодически встречаются знаки с указанием ее названия и километража. На входе в любой парк выдают карту.

Предполагается, что выходя на маршрут вы трезво осознаете свои силы и в состоянии пройти его до конца самостоятельно. В самой критической ситуации можно позвонить в визитор центр и вас конечно вытащат, но желательно хотя бы приблизительно знать пикет, на котором вы находитесь. Пикеты периодически указываются на тропе, для всех будет лучше если вы сначала доберетесь до номера пикета или значительного ориентира, а потом позвоните.

Маленькие люди и большие худу

Прямо с самого начало нашего похода стало понятно, что состав группы совершенно не равен по уровню физической подготовки. Трое молодых ребят и крепенькая девчонка сразу пошли почти бегом. То есть они просто пошли, а для меня это было бы бегом. Пара, лет пятидесяти, спускалась очень медленно и осторожно (мы их встретили в ресторане поздно вечером, выяснилось, что через час спуска они решили вернуться назад и их кто то из туристов довез на своей машине до парковки). Минут через двадцать после начала маршрута мы перестали слышать обе группы и в дальнейшем спускались одни.

Парк Чирикахуа находится в районе Континетал Дивайда (Разделителя Континента), горной гряды, которая является водоразделом между бассейнами Тихого и Атлантического океана. Верхняя точка парка где то на отметке три тысячи метров. Мы спускались с двух тысяч до тысячи пятисот. Климат летом, несмотря на приличную высоту, жаркий. В середине дня, в начале мая, было в районе тридцати пяти, при очень ярком солнце. Это южная часть Штатов, до границы с Мексикой километров сто.

Маленькие люди и большие худу

Самая большая проблема для путешественников — это очень низкая влажность. Кругом скалы вулканического происхождения с практически нулевой открытой пористостью. Такие породы, в отличии от более привычных для нас песчанников и известняков, воду не накапливают и не испаряют.

Мы рассчитывали пройти шестнадцать километров, по обычной своей норме, за пять часов, плюс две остановки минут по пятнадцать. Взяли по литру воды, четыре клифбара (плитки меда с орехами) и по яблоку. Из снаряжения нож, фонарь и зажигалка. Огнестрельное оружие на территорию национальных парков и зон отдыха проносить запрещено. Запрещение это чисто формальное, размахивать перед носом у егеря не надо, а так нормально. Желательно брать револьвер приличного калибра, стрельбу из дамских пистолетов медведь может не заметить.

Маленькие люди и большие худу

Места, в которые мы попали, оказались совершенно волшебные. Я уверенный в себе человек, но ощущение того что ты гном среди великанов не покидает тебя ни на секунду, пока ты находишься в этом лесу из каменных башен. Они очень большие. Видимо психологически эффект «огромности» достигается соотношением высоты и площади опоры. Ведь мы не чувствуем себя маленькими среди холмов или барханов, а здесь «небоскребы, небоскребы, а я маленький такой). Удивительное впечатление оставляет неожиданный переход от почти замкнутых пространств среди каменных башен

к бесконечным перспективам дальних видов.

Маленькие люди и большие худу

В туристической литературе Чирикачуа получила очень лирическое название — Небесный Остров. Физически это три тысячи квадратных километров покрытые слоем спрессованного вулканического пепла, высотой несколько десятков метров. Здесь двадцать пять миллионов лет назад лютовал вулкан Индюк, он и выбросил этот пепел. В результате размыва и выветривания вулканических отложений образовались все эти затейливые пещеры и башни.

Башни-останцы на английском называются худу. Слово заимствованное у индейцев. У тех было много времени смотреть на скалы и придумывать им правильное название. Когда ты находишься внутри леса из этих скал очень хочется поухать как сова. Скалы с радостью откликаются, типичные худу.

Маленькие люди и большие худу

То что идти тяжелее, чем мы ожидали, стало понятно почти сразу. Склоны, окружающие тропинку, сложены неустойчивыми материалами и на тропу постоянно сыпется мелкая щебенка, под ногой нет жесткой опоры. Ботинок соскальзывает, что отнимает много сил. Все трудности многократно компенсировались великолепными видами.

После первых четырех часов спуска, телефон показал что пройдено десять километров. При этом, по километражу на тропе, мы прошли семь километров и девять осталось. Это нормально, так всегда бывает. В начале маршрута, пока много сил, часто уходишь с тропы, посмотреть цветочки или зверье.

Маленькие люди и большие худу

Хуже было то что воды осталось меньше половины, а жара только начиналась. Места южные, май, солнце поднялось очень высоко и тени почти не было. Еще через час хода, недалеко от тропы, нашли глубокую прохладную пещеру. Решили в ней переждать жару. Я завалился спать, а Ириша на камнях спать боится, потому что скорпионы и змеи. Посидела на рюкзаке, музыку послушала, благо температура в пещере была всего семнадцать градусов.

Хорошо отдохнули. Съели яблоки, огрызки скормили бурундукам, причем ушлые звери нарисовались в ту же секунду как мы вытащили еду. Клифбары есть не стали, побоялись, что еще сильнее пить захочется. К сожалению, почти всю туристическую еду делают скорее для северных широт. Чтобы повысить калорийность добавляют много сладкого, а это провоцирует жажду.

Маленькие люди и большие худу

Часа в четыре, солнце перестало попадать в пространство между худу и идти стало значительно легче, кроме этого выровнялся уклон тропы, пошли в нормальном для себя темпе четыре километра в час. Через час вышли в зону посещаемую туристами, которые идут по короткому кругу снизу от Визитор Центра. Народ мой повеселел, его сильно ломало в горах ночевать.

Уже на подходе к парковке свершилось знаменательное событие. За столиком в зоне для пикников сидели добрые дети, с которыми мы начали сегодня этот маршрут и пили пиво. Пива у них было много и они поделились, причем один умный и ловкий мальчик успел открыть вторую бутылку пока я пил первую. Путешествие явно удалось, правда на следующее утро «на лицо» оказались последствия тяжелого перехода.

Маленькие люди и большие худу

Не смотря на трудности, путешествие нам очень понравилось. Чирикахуа официально не входит в первый ряд американских природных достопримечательностей, но часто мне тяжело понять почему одно прекрасное место отнесли в разряд национальных парков, а другое нет. Вообще то, какая разница как место назвали, главное, что это очень красиво.