Турист Татьяна Толстоусова (Tatyana0506)
Татьяна Толстоусова
была 20 ноября 2022 11:05

Самара — Россия Август 2019

Самара оказалась для меня настоящим открытием! Конечно, я была в курсе, что город большой и в 2018 году стал одной из площадок проведения Чемпионата мира по футболу. Я даже к своему стыду забыла, что до 1991 года город назывался Куйбышев. Но, поездка на выходные ликвидировала некоторые пробелы в информационном поле моих познаний о Самаре. После совсем не впечатляющего, скорей разочаровывающего автовокзала «Центрального» мы направились в местный Ботанический сад Самарского университета, тем более идти до него минут 10. Вход бесплатный. Сад больше похож на парк, который разделён на несколько зон, в них представлены некоторые виды местной флоры. Многие растения подписаны, что значительно облегчает опознание вида. Из интересного: несколько видов яблонь (весной здесь, наверное, очень красиво), аккуратные клумбы с цветами, хостой и кустами барбариса, альпийская горка. Дольше всего мы задержались у пруда с кувшинками, лягушками и утками. Сюрпризом было увидеть белку в орешнике, вот только сфотографировать удалось лишь хвост, уж больно проворная оказалась. Дошли до оранжереи, но … Она открывалась в 13.00, ждать мы не стали (если что, стоимость посещения 70 руб.).

Ах, Самара городок...

Покинув Ботанический сад, прошлись по Московскому шоссе, там прекрасная пешеходная зона с местами отдыха и велодорожками. По дороге у Самарского государственного аэрокосмического университета наткнулись на макет космического челнока Буран. Как оказалось с освоением космоса в Самаре связанно много. По этому, мы направились в «ракету», т. е. музейно-выставочный цент «Самара космическая». Видно его издалека! Монумент ракеты «Союз» Р-7 высотой 68 метров трудно не заметить!!! Самое интересное, что монумент — это самая что ни наесть настоящая ракета, которая выработала свой ресурс и была установлена как памятник, открытие состоялось в 2001 году. Находясь рядом с ракетой, ощущаешь всю мощь советской — российской космонавтики. Что касается самого выставочного центра, то впечатление у меня осталось двоякое. С одной стороны вход в музей 250 руб. — основная экспозиция и 250 руб. — экспозиция «Ожидание космоса» — творческий дизайнерский проект художников музея — итого — 500. А с другой — основной зал не большой, в центре вращается кресло с костюмом космонавта, а по периметру огромные космические фотокамеры, двигатели, часть солнечной батареи, макеты ракет и мультимедийное оборудование с информаций об освоении космоса. Сходить для ознакомления… возможно да, но что бы «АХ!!! Космос!!!» — нет. Больше даже впечатлил вид снаружи, нежели внутри.

Ах, Самара городок...

После заселения в гостиницу и небольшого отдыха, вышли на вечерний променад по набережной Самары. Погода была тёплая, и прогулка удалась на славу! Вечернее небо с оранжево-малиновой полоской заката, уютные скамеечки, так и приглашают присесть и полюбоваться вечерним видом, постепенно зажигающиеся фонари, отделяют день от ночи. Набережная очень длинная, более 4 км, всю мы её вечером не прошли. Дошли до поющих фонтанов, а потом направились к монументу Славы. У подножия горы, на которой возвышается 53 -х метровый монумент, огромная площадка с фонтанами и каскадом, и всё это монументальное великолепие подсвечивается. Впечатлило! Надо сказать, что весь вышеописанный маршрут проделали пешком, поэтому усталые и вдоволь нагулявшиеся вернулись в номер и… «выключились»!

Ах, Самара городок...

Проснулись рано, заправились кофе и — Вперёд на поиск новых впечатлений! Первой целью нашего второго дня стал Музей Пожарной охраны Самары. Находится он на Хлебной площади, отправились мы туда по обыкновению пешком, о чём я несколько не пожалела. Улицы Самары полны удивительных зданий: деревянные, каменные, деревенские с резными наличниками и карнизами, похожие на пряничные домики, модерн, немного мавританского стиля, барокко. В общем, куда не глянь — «лепота». И так, что нам встретилось на пути и удивило: дом, в котором какое-то время жила Марина Цветаева, сквер Владимира Высоцкого, пешеходная улица Ленинградская с фонтанами и памятником дяде Стёпе. В фонтанчиках местные голуби принимали утренний душ, а памятник дяде Стёпе — просто прелесть, я даже присоединилась группе ребятишек обступивших этого великана.

Ах, Самара городок...

Следующей достопримечательностью стала — Площадь революции с памятником Ленину. Интереснейшая история: до революции на этом месте стоял памятник Александру II Освободителю, после 17-го года, скульптуру императора сняли, с постамента убрали «лишние» барельефы и водрузили фигуру вождя мирового пролетариата, а вот статую Александра II так и не нашли… Видимо, в вихре революции и Гражданской войны канула влету, или лежит себе тихонечко в укромном месте…

Ах, Самара городок...

И вот, мы таки добрались до хлебной площади! Здание пожарного обоза красного кирпича с каланчёй 1904 года постройки. Сейчас в нём размещён Самарский учебный центр федеральной противопожарной службы и ведомственный музей пожарной охраны. Хоть на сайте была информация, что музей работает по будням с 10.00, мы оказались перед закрытой дверью… Увы, музей ведомственный, как оказалось, сотрудник отвечающий за музей в отпуске. Но, мы просто так не сдались и дозвонились до руководства, сославшись на долгий путь и огромное желание увидеть музей, нас приняли. Зашли мы через КПП и поднялись в кабинет заместителя учебного цента — Кичайкина Николая Михайловича. Спасибо ему огромное, что не отказал и, несмотря на занятость, в этот день была какая-то проверка из комитета образования, открыл залы музея и даже провел небольшую экскурсию. Только вот жаль не включили макеты и диорамы. Экспозиция в основном посвящена XX веку: оборудование, костюмы, техника пожарной и спасательной службы. Если вы решите посетить этот музей, то лучше предварительно позвонить и договориться, иначе рискуете не попасть!

Ах, Самара городок...

Далее по плану были: площади Куйбышева, Самарский театр драмы им. Максима Горького и Жигулёвский завод. Для этого надо было вернуться в центр, что мы и сделали. Дорога опять оказалась с «сюрпризами». Задорный памятник бравому солдату Швейку — Почему тут? Да, потому, что биография Ярослава Гашека тесно связанна с Самарой. Лютеранская церковь, здание филармонии, вот то, что нам довелось увидеть.

Ах, Самара городок...

И ещё один неожиданный подарок — музей Эльдара Рязанова. Как выяснилось, Эльдар Александрович родился в Самаре и жил в годы эвакуации. В доме, где проживала родная сестра его матери, создали музей режиссёра. А рядом разбили очень уютный сквер и поставили очаровательную тумбу со старыми рисованными афишами к любимым фильмам. Обнаружили мы этот музей случайно, просто увидели любопытную табличку в виде телевизора, где и было написано, что в этом доме родился и жил Эльдар Александрович Рязанов.

Ах, Самара городок...

Музей не большой — три комнаты. Один из залов посвящён Самаре в годы Великой Отечественной войны, в нём собраны предметы быта людей, которые оказались в Самаре в эвакуации, каждый предмет — история жизни конкретного человека. Детские игрушки, продуктовые карточки, утюжок для кружевных манжет и воротничков, деревянные чемоданы создают ощущение присутствия владельцев этих предметов и как нельзя лучше рассказывают о войне, не на фронте. Рядом комната и общий коридор коммуналки, в которой жил Эльдар Рязанов. Часть коридора переоборудовали в кабинет. Стол, диван и другие личные вещи были переданы женой Эльдара Александровича. Ели вдруг, зазвонит телефон, снимите трубку, и вы услышите стихи в исполнении автора, очень пронзительные и настоящие. Открытая дверь приглашает пройти в комнату с милыми занавесками на окошках и геранью на подоконнике. Этажерка, фикус в кадке, фотографии в рамочках — ощущение, что мы зашли в гости к Эльдару Александровичу, только не в 2019, а 1941 году. Живое тепло личных вещей и атмосфера ностальгии по тому времени и настоящему русскому кино, растрогали до слёз!!! Будите в Самаре, обязательно зайдите в гости по адресу ул. Фрунзе дом 120.

Ах, Самара городок...

Кроме того, на этой улице разместился первый в Самаре дом, построенный в стиле модерн в 1903 году, принадлежавший купчихе Александре Курлиной. Дом № 155 по этой же улице — усадьба «Красного графа» Алексея Николаевича Толстого, ошибиться не возможно рядом с домом вы увидите озорного мальчишку из бронзы с длинным носом, азбукой и ключиком. Прямо со двора усадьбы открывается вид на шпили польского костёла Пресвятого сердца Иисуса (1906 г.), построенного в стили неоготики. Я скромненько зашла внутрь и сделала одно фото с молчаливого согласия присутствующих в нём.

Ах, Самара городок...

Как вы уже заметили по рассказу в Самаре масса интересных построек, они буквально на каждом шагу! Но, есть те, которые просто обязательно надо увидеть, если вы приехали в этот город. Самарский театр драмы им. М. Горького — нарядный, русский «теремок» в псевдорусском стиле 1888 г. Только как-то диссонирует памятник Чапаеву (1932 г.) перед фасадом театра. Сам памятник потрясающе фактурный и динамичный, устремлён в «светлое будущее», тому подтверждение слова на монументе: «Бейтесь до последней капли крови, товарищи! Держитесь за каждую пядь земли! Будьте стойки до конца! Победа недалека, — победа будет за нами!» (В. И. Ленин). И это первая в советском искусстве конная многофигурная скульптурная композиция.

Ах, Самара городок...

В число обязательных к осмотру мест я бы отнесла ещё Куйбышевскую площадь. Вот где кожей ощущаешь масштабность советской эпохи!!! Перед зданием театра оперы и балета (к слову в годы войны сюда эвакуировали труппу Большого театра, а в фойе театра впервые исполнили 7-ю симфонию Шостаковича), раскинулась площадь в 17,4 га — и это самая большая площадь в Европе!

Ах, Самара городок...

После такой «прогулки» мы решили подкрепиться и где это сделать? Конечно в ресторане «У Вакано» при Жигулёвском пивоваренном заводе. И поели вкусненько и Жигулёвское пиво продегустировали. Завод, построенный Альфредом Филипповичем фон Вакано в 1881 году, активно работает и сейчас. Потрясающий вид на завод и Иверский самарский женский монастырь открывается с Пушкинского сквера.

Ах, Самара городок...

После того, как у нас открылось второе дыхание, мы спустились через Самарскую или площадь Славы к набережной — той её части, по которой мы ещё не гуляли. День выдался жарким. Поедая мороженое, и мило беседуя, мы подошли к памятнику основателю города — князю Григорию Засекину. Волга с плывущими по ней баржами, теплоходами и парусными лодочками, не такая широкая, но очень приветливая и спокойная, располагает к неспешным прогулкам и созерцанию. Конечным пунктом нашего путешествия стал ещё один символ Самары — монумент «Ладья».

Ах, Самара городок...

За день мы прошли 18 километров, но никакой усталости!!! За два дня я открыла для себя Самару, теперь это не просто название на карте, а город с удивительной атмосферой, историей и моими воспоминаниями.