Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Тверь, Городня — Россия Сентябрь 2019

Клинчанин никогда не сможет быть равнодушным к Твери. Нелюбить или восторгаться — выбор каждого, но вот чтобы всё равно — не получается. Сказывается соседство и историческая привязанность. Клин в прошлые века был форпостом то княжества Московского, то Тверского. Стоило Новгороду воспротивиться воле царя, как опричники и войско отправлялись усмирять, по пути проводя политику устрашения — первым попадал Клин, а там по принуждённой солидарности Тверь, Торжок.… В начале века противостояние двух хоккейных клубов ТХК из Твери и клинского Титана искрилось и бушевало страстями на льду, вокруг арен, по дороге к матчу. Словом, хватало точек соприкосновения.

Я, больше из любви к дремучей и могучей Тверской Губернии, тепло отношусь и к Твери. Но чаще на расстоянии и прогулки по городу скорее из детских воспоминаний, когда мы приезжали купаться на пляж реки Волги, а потом ходили в летнее кафе и там, в тенистой аллее, уплетали фруктовые салаты с взбитыми сливками. Мои родители, кстати, познакомились в техническом ВУЗе Твери. Думаю, много родителей познакомилось на учёбе в Твери — город обладает сильными учебными заведениями, а индусов-студентов так много, что на улицах плодятся ресторанчики и кафе с привычным для азиатских гостей меню.

Сознание близости и воспоминаний витает внутри головы постоянно и нет ничего удивительного, что провести семейный выходной было решено гуляя по улочкам столицы Верхневолжья. Будучи основанным в самом начале второго тысячелетия, город впитал в себя множество культурных пластов, соперничал за главенство в государстве и воспитал немало великих людей России. Тверь это спрятанные в тени столики кафе и целые улочки прошлых веков. В центре Твери барельефы как декор встречаются повсеместно и на дороге может остановится дорогая иномарка, чтобы молодежь с южным акцентом что-то порешала прямо на пешеходном переходе. В Твери муравьиными цепочками на много метров передвигаются кадеты Суворовского училища и рядом пустынная набережная, где гуляет одинокая дама. Тверь только привыкает к направляющей раскраске дорог, но непривычная манера вождения местных автолюбителей уже доброжелательная. Тверь это серые блеклые спальные районы и шумная Трёхсвятская улица — местный Арбат. Тверь это знаменитое здание рюмка, католическая церковь в тени парка и привычно-непривычные индусы. Настоящая русская столица.

По обыкновению, мы оставляем нашу машину у кинотеатра «Звезда». Это старейший кинотеатр города, включённый как достопримечательность Твери. Здание кинотеатра стоит на самом берегу Волги в центре города. Внутри лоск дореволюционной России смешивается с хайтеком и неоном — в старинное фойе с люстрами и рестораном встроены меню, экраны, направляющие по зданию указатели. Залы кинотеатра — отдельное произведение искусства и уже скорее современного. Летом мы ездили в Звезду на фильм «Лето» о Викторе Цое и смотрели кино в маленьком протянутом зале на 15 человек с индивидуальными креслами. Другие залы имеют мягкие кресла, нынче такие модные или просторны в угоду атмосфере созерцания, теряя человекоместа. В Твери, ясное дело, не один кинотеатр, а «Звезда» исправно заполняется, имея статус скорее места притяжения нежели досуга.

Кинотеатр расположился по следованию туристического маршрута, не отходя далеко от здания можно оценить весь размах прогулок в старинном городе. Это и христиане, следующие по святым местам — их автобус остановился недалеко, и стоило выпустить христианских детей на набережную, как те разогнали отдыхающих уток. Недалеко вырисовывается плотный моб, идущий неспешно и очень организованно — тем удивительнее видеть там студентов. Откуда такая дисциплина? Кадеты протянулись живой стеной по всему мосту. Когда направляющий спускался на левом берегу Волги, отстающие курсанты с жёлтыми флагами регулировщика только-только поднялись на мост с правого берега. Необычный курлыкающий язык весело поёт знакомый мотив песенки на день рождения — небольшая компания шумит и веселится. Это тверские карелы выбрались погреться под осеннее солнышко. Я узнал некоторых из них по поездке в Осташков на Селигерские рюхи.

Тверь на день

Набережная Михаила Ярославовича находится на правом берегу Волги и органично продолжается после нововолжского моста в набережную Степана Разина. На ней и расположился кинотеатр «Звезда», а от него вглубь города историческая часть города. Внизу от кинотеатра небольшой пирс и вечный рыбак, потому что памятник. Рыбак застыл в ожидании поклёвки на свой бронзовый поплавок. Рыбак очень добрый и милый, но глупый — всем известно что именно здесь рыбу не поймаешь.

Это почти самое начало набережной и самое живописное место. К городскому саду вверх уходят ступени смотровой площадки. Над ними в небе (если смотреть с набережной конечно) кружится колесо обозрения. Набережная делится на верхнюю и нижнюю части. Внизу кроме пирса, возможности покормить уток и уединиться с рекой, нет ничего. Наверху кинотеатры и бурная жизнь Твери. Там и вход в сад Путевого дворца и памятник Пушкину, установленный в 1974 году к 175-летию со дня рождения поэта. Набережная Михаила Ярославовича сразу под нововолжским мостом перетекает в набережную Степана Разина. И если первая как место отдыха, всегда людная, то Степана Разина — тихая, живописная, тенистая и будто неприметная. Там можно встретить молодого папку, толкающего перед собой коляску с сопящим чадом, или пробегающего спортсмена, или женщину, томно прикрывшую веки и перебирающую губами слова. Наверное, в поисках рифмы. На набережной наверху идут работы во дворах, а старые дома хвастаются пузатыми балконами с витыми решётками. Кто-то держит на таком балконе мангал, под стать дому — с коваными листочками на стенках.

Тверь на день

В самом конце тихой набережной открывается чудесный вид на стрелку реки Тверцы и Волги. Там же находится некогда красивый речной вокзал. Теперь сохранившиеся стены обнесены тканью, колонны и само здание не видно из-за деревьев. Как много лет назад, так и сейчас, словно по привычке, к пристани вокзала причаливают круизные лайнеры и громко играет музыка.

У «Звезды» под боком раскрывается Городской Сад Твери — живописное место для активного отдыха. Посаженный на месте старинного тверского кремля, ГорСад собран из существовавших нескольких садов. Центральная аллея украшена яркими цветными клумбами и античными статуями из разряда купленных в ИКЕЕ. Впрочем, это не «фи», скульптуры отлично вписаны в композицию аллеи и точно соответствуют духу воссозданного времени.

Тверь на день

По разным берегам аллеи раскинулись аттракционы. С одной стороны — детские, где зависала наша дочурка, с другой — взрослые, шашлыки и летняя сцена. Аттракционы стандартные, частично на реконструкции, частично работающие. Осень уже вносит своё настроение — детей ещё привозят кататься на гусенице и паровозике, но выражение лиц маленьких посетителей выражает такое безудержное веселье, что скулы сводит от тоски. Чтобы нагнать красок, все дети катаются преимущественно в одиночестве, грустно лепится к ветру мелодия аттракционов…

Между тропинками сада ещё цветасто от клумб, прячутся кони в колеснице, бьющей огоньками и есть целая полянка сказочных героев, выполненных с ошеломляющей точностью и красотой. К сожалению, был закрыт уголок, видимо часть императорского сада. Он наверное особенно живописен в солнечную погоду. У входа в сад, прямо напротив памятнику Михаилу Тверскому мы сфотографировали карту достопримечательностей Твери — удобно и понятно для пешей прогулки по историческому центру. Карты вполне хватит. Если вдруг не сфотографировать карту для собственного пользования — она будет попадаться вам на всём туристическом маршруте.

Тверь на день

Выходя из ГорСада прямо на туриста смотрит фасад драматического театра. Высокие колонны и тёплый цвет соответствуют как будто общему впечатлению от сада 17 века. Правда огромная пустая стена на таком здании выбивается большой заплаткой в городском пейзаже центрального района.

И вот весь исторический центра такой — как ГорСад и театр. Он насыщен историческими зданиями и декором до привкуса реалистичной обыденности. В Твери чувствуется столичность губернского масштаба. Лоск в одной связке с нафталином и умиротворением.

ГорСад, хоть и считается что дворцовый сад его часть, отгорожены между собой забором. Попасть в дворцовый сад можно за небольшую плату и строго в часы работы Императорского Путевого Дворца. Мы же отделались лишь внешним созерцанием дворца из его двора. Спасо-Преображенский Собор и фасад одного из красивейших зданий Твери образуют между собой удивительное пространство, где кружится голова от красоты и мощи истории. Совершенно недорого можно не просто пройти транзитом через дворец в сад, но и остановится внутри в картинной галерее. Мы заходить не стали — самый маленький туристер в тот момент был абсолютно равнодушен к полотнам и золоту дворца, поглощая горячую кукурузу в своей колеснице. А мы подчинялись её настроению.

Город Тверь образовался на изгибе реки Тьмака. Историческое место расположено чуть в стороне от всех известных достопримечательностей, рядом центральный рынок с развалом и покровский храм. Купель Твери теперь Ландшафтный парк Тьмака с лабиринтом, беседками и тропинками. Мы заглянули в парк исключительно потому, что именно в наш визит там проходил фестиваль исторической реконструкции «Княжество Тверское». Фестиваль рассчитан на местного жителя, поэтому искушенному зрителю подобных погружений в прошлые века покажется поверхностным. Но он свой, родной, тем более, что организаторы из числа КИР «Дружина» умеют подавать события смешно, с толком и расстановкой. Фестиваль оказался событием выходного дня для горожан.

Тверь на день

Пора уже подходить к неизменным во многих маршрутах точках. Недалеко от Тьмаки к центру располагается бульвар Радищева. Там лавочки для отдыха, сувенирные палатки, через дорогу располагается старя гостиница своей клетчатой архитектурой балконов будто привезённая из Италии.

А ближе к трёхсвятской улице сидит Он. Маэстро кабаков и больших залов, человек ни разу не сидевший, но покоривший мир застенок. Легенда, в память которой в Твери проходит огромный фестиваль Шансона, собирающий сотни исполнителей со всей России (просто Русский Шансон — это особый слой культуры, имеющий мало сходства с мировым термином шансона). Михаил Владимирович Круг, подаривший всем «Владимирский централ» и такую милую «Девочку-пай». Михаил Круг сидит в тени, рядом шляпа и место на скамейке, затёртое до блеска. Что может притягательного в русском блатном шансоне, что тысячи россиян, не зависимо от пристрастий не проходят мимо и точно слышали хотя бы одну его песню?

Тверь на день

Ранним вечером оживает Трёхсвятская улица. Это местный Арбат, своей туристической частью являющийся пешеходной. На этой улице пахнет кофе даже осенью, когда редкий, но настырный дождик, то и дело прибивает запахи к плитке. Летние столики ещё работают, хотя посетителей немного, да и с пивом уже не посидишь на ветру. Стены улицы расписаны граффити, пожухлые двери сменяются модными вывесками баров крафтого пива, сувениры чередуются с кафешками и магазинами. Памятников немного — Лемешову, часы, да и всё навскидку. Зато доигрывает свой дневной сет старичок с гармошкой, чуть дальше разогревается на вечерний сет длинноволосый гитарист в кожаной куртке. Он не один — дальше музыканты новой волны, одеты в стиле кажуал, их песни не каверы на Король и Шут и Арию, скорее будут Битлз и Сплин. Но какими бы разными не были музыканты — масти тяжёлой роковой или наглой юности, все они разминаются пивом из пластиковых баклашек. Это не прихоть или необходимость — это стиль свободного художника, продуваемого на всех улицах городов, легко вливающегося в шумную компанию на лавочках и загадочно улыбающегося, только сунут в руки гитару. Романтика спальных дворов не для них — нужны проспекты, площади, площадки, или на худой конец местный Арбат. Там, где вывески модных баров соседствуют за распечаткой из листов, мозаикой заполняющей окна.

Трёхсвятская улица поднимается до площади Ленина. Это своеобразный административный пятачок Твери. Круговое движение на перекрестке Трёхсвятской и Советской улиц образует круг зданий, куда входят администрация и прочие управленческие конторы. В центре гордо стоит неувядающий Ленин и весь пятачок богат только двумя табличками — в честь, естественно, Михаила Тверского и Салтыкова-Щедрина. Михаил Евграфович родился в Тверской Губернии, теперь тот уголок относят к Московской Области (село называется Спас-Угол), в Тверской Губернии он проводил реформы по облегчению жизни крестьян. Будучи мастером сатиры над чиновниками и господами, сам Салтыков-Щедрин успел проработать вице-губернатором Твери два года. Говорят, если угадать с моментом взросления детей (период старших классов) и вовремя подсунуть «Историю одного города», книга пройдёт с человеком через всю жизнь…

Тверь на день

Наверное, из-за того, что эта два моста находятся в центре рядом со всеми достопримечательностями, они попали в список интересных объектов. Речь идет о староволжском и нововолжском мостах. Разница в постройке мостов — чуть более полувека, мосты не отличаются оригинальностью, разве что старый мост (старый и новый — городское простонародное название мостов) имеет консольные фермы, да открывает отличный вид на главный стадион города. А так — оба моста с хрустящими листами железа на стыках, с погрызанными краями перил и черной от времени и бесконечных речных ветров кладкой.

По другую сторону реки от всех описываемых ранее мест, находится набережная Афанасия Никитина и умиротворение. Второе потому, что, на левом берегу Волги нет пронизывающего ветра. Там прямо на берегу, в тени деревьев набережной играют свадьбу, а аллея прячет отдыхающих тверичан. Символ города — Афанасий Никитин, по-хозяйски смотрит на речную дорогу — ту, с которой в его времена начинались все походы и свершались открытия. Словно мушка на стволе пистолета, собирает мысли к путешествию голова коня на носу ладьи, венчающей памятник путешественнику.

Чуть дальше, под боком ресторана располагается памятник подводникам. Мне понравилось, как остро и точно бьёт по впечатлению чайка, пикирующая у воды. Именно она — львиная доля драматизма памятника.

Тверь на день

Тем более, что в этом уголке интерес у нас вызвал вовсе не мемориал войнам-подводникам СССР и России, а скромная каменная фигура мечтателям. Или в простонародии — бомжам. Один спит, другая смотрит в небо и свободная площадочка манит для завершения композиции. Так все и делают. Чуть дальше до конца набережной пляж, где мы с братом в детстве купались и ели фруктовые салаты со сливками.

А мы помчались домой в погоне за закатом. Хотя лишний часок стоило погулять, если бы не осенняя температура и страх заморозить двухгодовалую путешественницу. Мы перегнали закат, припарковавшись в Городне за сорок минут до его наступления. Тяжелые дождевые тучи кружили неподалёку, а леса и волжская гладь только-только приобрели пока ещё ненасыщенный акварельный вечерний оттенок.

Тверь на день

Городня находится недалеко от Твери по Ленинградскому шоссе в сторону Москвы. Или наоборот, не принципиально. Там, на высоком берегу стоит Церковь Рождества Богородицы. Церковь небольшая, с виду ветхая и поизносившаяся временем, что удивительно — для местных не секрет, что президент России любит бывать в ней. Но главное для нас не церковь, а берег, с которого открывается настоящий Русский Волжский Простор. Волга могучая и необъятная расстилается перед глазами. Едва слышно гремит баржа и проносится катер, медленно растворяясь в пространстве реки. Ветер, зудящий в городе, здесь словно небольшое дополнение к тому сознанию, как величественна и велика наша страна.

Тверь — чудесный город, а его расположение между двумя столицами выгодно открывает возможность познакомится с верхневолжьем. Сейчас от Москвы или Новгорода ласточка или платная дорога за два с небольшим часа решат проблему путешествия. Великая и необъятная Россия становится всё ближе и ближе. Не сидите дома — путешествуйте!