Турист Ольга Mabuta (Mabuta)
Ольга Mabuta
была 18 апреля 10:37

Игарка — Россия Август 2019

Игарское зимовье было отмечено на карте Российской империи, и впервые описано в 1740 году исследователями Севера, в том числе, Харитоном Лаптевым. Город Игарка находится на Енисее в 163 км севернее Полярного круга. На север до поселка Диксон (Енисейский залив Карского моря) — 708 км, на юг до Красноярска — 1743 км.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Бурное развитие Игарки началось с 1929 года. Сюда, в суровый район Крайнего Севера по Енисею и Севморпути везли заключенных и спецпереселенцев. Здесь, на вечной мерзлоте за Полярным кругом началось строительство лесопильноперевалочного комбината (Игарский ЛПК) для переработки древесины, сплавляемой по Енисею. Продукция Игарского ЛПК шла главным образом на экспорт. Глубоководный порт в Игарке мог принимать суда, ходившие по Северному морскому пути. Одновременно строился город для работников завода с развитой социальной инфраструктурой. Сначала Игарка была деревянной, не раз горела. Позднее было освоено строительство девятиэтажных каменных зданий на вечной мерзлоте.

В 70-е годы прошлого века население Игарки составляло 25 тыс.жителей. Процветающий город не пережил невидимой руки рынка. ЛПК остался без сырьевой базы, которую перехватили лесоперерабатывающие предприятия Лесосибирска, расположенного недалеко от устья Ангары и имеющие выход на Транссиб. Порт Дудинка, отошедший к «Норильскому никелю», принял на себя обработку грузов. Градообразующее предприятие Игарский ЛПК перестал существовать. Люди стали покидать город. На сегодняшний день в Игарке проживает чуть более 4 тыс. человек.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Сейчас гордость жителей Игарки — не имеющий аналогов в мире Музей вечной мерзлоты. Появлению этого музея предшествовала многолетняя работа наших ученых, которые еще с 1930-х годов на базе Игарской мерзлотной станции изучали свойства вечной мерзлоты. Полученные в ходе исследования вечномерзлых грунтов данные использовались при проектировании и строительстве в Заполярье жилых зданий, заводских корпусов, нефте- и газопроводов, подземных сооружений, в том числе используемых для хранения продуктов.

Нам посчастливилось побывать в этом музее в августе 2019 года во время речного круиза при следовании из Дудинки в Енисейск. Собираясь в круиз по Енисею на рейсовом теплоходе «В.Чкалов», мы даже не мечтали, что сможем побывать в Музее вечной мерзлоты, так как стоянка по расписанию приходилась на 01:00 ночи и составляла всего 30 мин. Но у представителя красноярской турфирмы, которая нас сопровождала, был заготовлен сюрприз! Организационно он напоминал спецоперацию! Теплоход подошел к месту стоянки на 15 минут раньше расписания. На берегу нас уже ожидал автобус, через считанные минуты мы были в музее. Там нас в 01:00 ночи встретили экскурсоводы, которые за 20 минут в ускоренном темпе провели группу по трем уровням подземной экспозиции.

Игарский краеведческий комплекс был открыт 1 июля 1991 года. В его состав вошла уникальная подземная часть, площадью около 300 кв.метров, которая демонстрируется посетителям с 19 марта 1965 года. Внутри основного здания расположены отделы, в которых представлена флора и фауна тундры, история города.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Уже на первом этаже можно было встретить очень любопытные экспонаты: кости мамонта с частично сохранившимися мягкими тканями, возрастом 47 400 лет, найденные на реке Екаряуряха в 1987 г.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

В соседнем здании экспозиция истории строительства силами заключенных железной дороги Салехард-Игарка (Стройка № 503). Это одна из мрачных страниц истории Игарки 1947-1953 гг.

В связи со смертью Сталина в 1953 году заключенных освободили. Недостроенную железную дорогу в лесотундре забросили в связи с ее бесперспективностью и недолговечностью. Рельсы вывезли на Норильский никелевый комбинат. Ж/д насыпь размыта и ушла в болото. Деревянные мосты, шпалы, паровозы, бараки, смотровые вышки догнивают в глуши.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Но основной целью осмотра, ввиду ограниченного времени, было мерзлотное подземелье. Мы спустились вниз для осмотра подземной части экспозиции. Здесь рабочая температура природного холодильника -5 градусов Цельсия. Стены, потолок коридоров и залов окутаны переливающимися ледяными кристаллами. Начинаются владения Вечной мерзлоты!

Гостей музея встречают красивые круглые панно из растений Севера, вмороженных в лед.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Уже на глубине 4,5 метра можно увидеть разрез вечномерзлого грунта.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Минуем подземный каток, заложенный основателем подземной части музея — А. М. Пчелинцевым. Интересен тот факт, что на данную глубину проникает поток летнего тепла. Температура грунтов то увеличивается, то понижается, но всегда остается отрицательной.

Основная экспозиция музея находится на глубине 7 метров. Здесь представлено оборудование, которое использовали мерзлотоведы, приборы для проведения опытов с грунтами, реликтовый лед возрастом более 50 000 лет.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

После осмотра экспозиции, спускаемся под землю еще ниже на глубину 10 метров. На нижних уровнях под землей среди слоев грунта можно увидеть сегрегационный слой льда. Глыбы льда прозрачные, со стеклянным блеском. Содержание льда в грунтах в районе Игарки составляет 38%.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Теперь становится понятным, почему первые каменные дома, поставленные на вечной мерзлоте, рушились: грунт под ними подтаивал и проседал (образовывалась, так называемая, чаша подтаивания). В том, что многоэтажные блочные жилые дома в Заполярье стоят не вплотную на вечной мерзлоте, а на сваях (свайное фундирование) и имеют продуваемое подполье, не нарушающее температурный режим мерзлотного грунта, мы убедились во время экскурсии по Норильску.

Вечная мерзлота в районе Игарки насчитывает 40 000–98 000 лет. Один из удивительнейших экспонатов — захоронение реликтовой лиственницы в русле водотока, размывшего слои ленточных глин. Возраст 49 000 лет. Возраст дерева определен радиоуглеродным методом и методом оптически стимулированной люминесценции.

Игарка. В ночных объятиях вечной мерзлоты.

Не все коридоры музея доступны для посещения. В некоторых из них до сих пор ведется научная работа.

О Музее вечной мерзлоты в Игарке знают и у нас в стране, и за рубежом. На стене краеведческого музея красуется диплом от 11 мая 2002 г., врученный музейным работникам королевой Бельгии Фабиолой «За выдающиеся достижения».