Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был сегодня 12:25

Онега — Россия Август 2019

Большой минус, который, возможно, остужает горячее желание многих посетить Кенозеро — это отсутствие заправок после Каргополя. Залив там полный бак, я не переживал по этому вопросу. Хотя возить полную канистру в багажнике при поездках в такие глухие уголки давно вошло в привычку. Но Каргополь южнее, нам же из Вершинино надо на север. А следующая заправка только в Плесецке, это почти 170 километров! Хорошо, что бензобак большой вместимости. Каково тем, у кого не больше 30 литров? Наверное, нервничают, если нет в запасе…

Плесецк, как известно — единственный космодром в России. Байконур давно арендуем у Казахстана, Восточный не беру в расчет — слишком все «мутно» с ним. Есть еще полигоны, но они сугубо для военных пусков — воздушно-космические силы, РВСН. Естественно, что город Мирный, как называется гарнизон при космодроме, закрытая территория. Ехать до КПП, чтобы потусоваться у закрытых ворот и сделать парочку селфи, никакого желания не было. Поэтому, заправившись, мы с отличной трассы вновь ушли «в поля». На качественном грейдере, впервые в этой поездке, столкнулся с таким покрытием. Дорога идет вдоль Онеги, места болотистые, и когда-то путь представлял из себя бревенчатую гать. Со временем бревна засыпались щебнем, песком, но болота с радостью принимают в себя этот материал, а вот бревна почему-то отторгают. Потому и встречаются то тут, то там вылезшие почти на самую поверхность остатки той гати.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Да и леса вдоль дороги навевают угрюмые мысли о медведях, лосях, бродящих по округе. Река Онега где-то рядом, но за бортом только глухая стена деревьев, да лесовозные колеи, уходящие с грейдера вглубь леса. Наконец начался затяжной спуск и впереди заблестела водная гладь. Ярнемский спуск. Одно из самых живописных мест на этом участке дороги. Здесь после затянувшихся километров тайги перед взором впервые открывается Онега. Широкая, лениво катящая свои воды к Белому морю.

Главки на куполах этой церкви, стоящей на другом берегу Онеги, видно за много километров. Турчасовский Погост. С конца 18 века здесь стоял классический «тройник» — шатровая летняя Благовещенская церковь, кубоватая зимняя Преображенская и колокольня. «Колоколов — семь и самый большой весит 87 пудов.» Пожар от молнии в 1964 году уничтожил Благовещенский храм.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Было желание по возможности попасть внутрь Преображенской церкви, где сохранилась одна грань уникального «неба». В этом храме они были написаны на холсте. Этакие натяжные потолки 18 века. Но… Турчасово отрезано от Большой земли Онегой — ни моста, ни парома. Все перевозки, включая доставку продуктов в деревенскую лавку, только на лодке. Много их стояло на том берегу, а перевозчиков — ни одного. Оставалось только издалека посмотреть на остатки былого величия ансамбля Турчасовского Погоста и ехать дальше.

Дорога вновь ушла от реки в леса. У одного моста через небольшую речушку остановился. Заинтересовала не только полноводная после дождей речка, несущая свои черно-красные от торфа воды в гуще лесов, но и удивительный по форме валун у дороги. Будто путник-великан, устав, бросил свой мешок с добром на обочине.

Храмовый ансамбль в Пияле до 60-х годов прошлого века тоже представлял из себя классический «тройник». с середины 17 века возвышались над округой шатровая Вознесенская церковь, кубоватая Клементовская и колокольня, стоявшие на высоком берегу Онеги. В 1960-х при пожаре от удара молнии Клементовская церковь сгорела.

Фото из экспозиции в Вознесенской церкви.
Видать, сильно грозовыми были 60-е — многих храмов лишилось Поонежье в те годы… Но и оставшаяся Вознесенская впечатляет! 45 метров — самая высокая из сохранившихся деревянных и вторая по высоте из существовавших ранее.
Колокольня недавно отреставрирована.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам
После недолгих поисков, по подсказке местных жителей, нашли смотрительницу, которая открыла двери. Церковь недействующая и внутри очень скромно. Иконостас смотрит пустыми глазницами рам и только в нескольких висят иконы не по размеру. В «небесах», составленных из 8 граней, не хватает одной. Грань была похищена. Грабители, не сумев продать, распилили доски, сделав что-то типа иконы. Видимо, и эта «переделка» не принесла им навара, тогда доски были подброшены к одной из церквей в Архангельске. Сейчас — на реставрации. По бокам от центрального круга «небес» — двенадцать образов с ликами ангелов и святых.

Дорога звала дальше, но ехать пришлось недолго, и через пару десятков километров свернули по одному из многочисленных указателей архитектурных памятников. При подъезде к деревне Поле открывается шикарный вид. Старинная церквушка с колокольней и огромный господский дом на вершине холма.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Судьба церкви Богоявления Господня незавидна. В середине 19 века, с перерывом в 5 лет, дважды сгорали дотла церкви, стоявшие на этом месте. Нынешняя была построена в 1853 году, но сейчас она недействующая и сохранена лишь усилиями местных жителей, хоть как-то поддерживающих ее от окончательного разрушения. Когда у охраняющего памятник архитектуры государства найдутся средства на восстановление…

Рядом с храмом, на церковном погосте, сохранилось несколько старинных надгробий. Среди них и памятник на могиле Ивана Максимовича Попова, чей дом расположен неподалеку от церкви.
На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Огромный двухэтажный деревянный особняк, когда-то выкрашенный красной краской, поражает резьбой, которой украшены и фронтоны, и стены, и наличники.
А ажурная беседка рядом с домом достойна аплодисментов!

Еще в процессе подготовки маршрута город Онега был определен как обязательный к посещению — как-никак, устье Онеги, Онежская губа, издревне место проживания и морского промысла поморов. С достопримечательностями поначалу были затруднения. Сам город был построен и до сих пор специализируется, как центр лесопереработки и транспортировки леса. Лесопромышленный комплекс как-то мало интересен, а что еще? Ага! Кий-остров с Крестным монастырем. Построил его патриарх Никон по обету о спасении от утопления на берегу этого острова. Говорят, по масштабности не уступает Соловкам. Только посещение бывшего монастыря, на территории которого ныне находится база отдыха, практически монополизировано курортным отделом и включает недельное пребывание, на одну ночь здесь не приютят. Таким запасом времени мы не располагали. Преодолев широкую Онегу, окажешься на Поморском берегу. Здесь испокон веков жили русские мореходы. Мало сохранилось поморских поселений, но Ворзогоры живет. И сохранился в селе церковный ансамбль-«тройник», один из оставшихся шести на Севере. С логистикой проезда туда все было очень сложно. В устье Онеги, как и на всем побережье Белого моря, очень высокие приливы-отливы. Моста в Онеге на тот берег нет, местные туда-сюда ездят на пассажирском катере. Для транспорта есть частный паром, расписание которого зависит от большой воды. Путем поиска в интернете и последующих переговоров нашел приемлемый вариант.

В Онегу, после неоднократных отклонений от трассы к той или иной деревянной церкви, мы приехали уже под вечер. Остановились в гостевом доме «Аленушка», с хозяйкой которого, Леной, были переговоры. Итак, завтра ранним утром мы с пристани на пассажирском «Буревестнике» отчаливаем до Лешуконской запани, где нас будет ждать водитель-гид на «Буханке», который и покажет все красоты Ворзогор. Днем возвращаемся, и нас ждет бонус. Но об этом позже.

Где находится Морвокзал, или как у них это называется, я так и не определил. Мимо здания ДК, мимо Памятника капитанам, какими-то проулками-закоулками вышли сразу на причал, где в ожидании пассажиров качался на волнах Теплоход «Буревестник».

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Отчалили, за кормой остались два мыса, словно граница река Онега — Белое море, и впереди по курсу Легашевская запань, один из районов Онеги, где раньше был крупный лесозавод. На причале дожидаются встречающие, чтобы развезти прибывших. Где-то среди них и «наш» УАЗик.

Сергей, так зовут водителя-экскурсовода, как и многие здесь, подрабатывает, проводя экскурсии для туристов. На начавшийся за поселком лес мы никак не отреагировали, насмотрелись уже. А вот появившееся редколесье взбодрило. Сразу и не скажешь, что дорога проходит через болота, которые тянутся до самой Карелии. А это километров 200, если не больше.
Прямо на обочине — кусты голубики, морошки и греющаяся на кочке черная гадюка, которая не захотела фотографироваться и показала любопытным туристам только хвост.
Вот вдали показались купола церквей в Ворзогорах,

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

но Сергей повез нас сначала не в село, а на самый крутой берег. Высоченный, местами до 70 метров, обрыв из красной глины впечатлял. А вот темная вода, низкие облака отбили напрочь желание «помыть сапоги» в прибрежном море Северного Ледовитого океана. При большом увеличении вдали можно было разглядеть Кий-остров с монастырем.

На море был отлив, стали видны рыбацкие сети, выставленные вдоль берега. Одинокий рыбак проверял их. А похожий на аристократа-британца пес породы джек-рассел терьер с исконно русской кличкой Васька охранял небольшой улов от незваных гостей.
Море — это хорошо, но мы вообще-то не за тем сюда приехали. По дороге в село Сергей показал нам внушительное строение, стоящее на отшибе. Магазея. Нет, это не магазин. Это общественный склад, чтобы уберечь запас от дождей. Строили всем миром и хранили, в-основном, НЗ муки, соли, зерна, чтобы воспользоваться им в годину невзгод. Солидное сооружение, прям крепость.
В Ворзогоры входят два села — Кондратьевское и Яковлевское, названные по именам братьев, основавших их. В Кондратьевском, в центре села (а может, и окраины, потому что за храмом лес и болота) стоит с 16 века «тройник» — летняя церковь Николая Чудотворца, зимняя Введенская и колокольня.
Закрытые на заре Советской власти, храмы потеряли свой первоначальный вид. Сейчас идет процесс восстановления. Не так давно на Никольской были установлены все пять главок на куполах. А мы приехали, когда вовсю шел процесс покрытия лемехами главки Введенской церкви. Это событие настолько важно и для духовенства, и для прихожан, что на освящение должен был приехать Патриарх. В Введенской церкви, пока недействующей, внутри лежат заготовки для остальных главок.
В Никольскую мы не попали, только снаружи осмотрели. В том числе и автографы начала прошлого века, вырезанные на стенах.
А на колокольню поднялись. Все село, как на ладони!
Рядом с храмовым ансамблем сельская библиотека, в одной из комнат которой расположен небольшой музей поморской культуры. Некоторые экспонаты я видел «вживую» впервые. Например, самокат на коньках. Может, это прадед современных буеров, под парусом режущих лед на крупных водоемах? Или пороховницы из моржовых клыков — никакая влага не страшна. Но самое большое впечатление произвели на меня подлинные фотографии поморов — мужчин и женщин начала прошлого века.
Рыбачка на фото — родная бабушка хранителя музея.

А за библиотекой, с мостков у пожарного водоема, получал первые навыки в ловле рыбы будущий помор — труженик моря.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Времени до катера в Онегу было более, чем достаточно, и Сергей отпустил нас погулять по берегу — там, где стоит поклонный крест поморским мореходам. Недалеко от креста мы обнаружили целые плантации брусники, хоть и мелковатой, но уже спелой для того, чтобы полакомиться дарами северной природы.

На обратном пути заехали в Яковлевское. На окраине, на приходском кладбище, стоит церковь Зосимы и Савватия Соловецких. Церковь эта за последние годы силами волонтеров «Общего дела» подремонтирована, приведена в порядок. И сейчас бригада «общедельцев» вырубала поросль кустарника вокруг, наводя лоск к приезду Патриарха.

Был очищен и памятник — генеалогическое древо жителей Ворзогор, установленный потомками.
Пока ждали теплоход на пристани в Лешуконской, воочию убедились в мощи приливной волны, идущей с моря вверх по течению Онеги. Таким был берег реки при отливе. Эти лодки заякорились на воде.
На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

И вот начался прилив. Через полчаса эти припричальные сваи скроются под толщей воды.

Вернулись в Онегу с дневным рейсом «Буревестника», заскочили в сувенирный магазин неподалеку от пристани. На более полное знакомство с городом уже времени не было. Вот теперь о бонусе от «Аленушки». Копаясь в интернете перед поездкой, изучая достопримечательности по нитке маршрута на карте, я встречал упоминание о церкви Владимирской иконы Божьей Матери в деревне Подпорожье в 16 километрах от Онеги. Но даже не рассматривал ее посещение. Стоит на другом берегу реки, ни мостов, ни переправ, да и деревни фактически не существует. При переговорах с Леной она что-то проговаривала про Подпорожье, я не придал этому значения. По приезду нам выдают такой план — после Ворзогор мы едем до Каменихи, там нас ждет лодочник, который отвозит к церкви, где ждет смотрительница с ключами. Класс! Нежданно — негаданно мы попадаем в одну из красивейших церквей в Поонежье с сохранившимися «небесами», стоящую в живописном месте. Быстро пообедав, получаем пароли-явки номера телефонов перевозчика, написанный от руки «маршрутный лист» с названиями деревень, чтобы не блудить и поехали. Здесь и ждала меня засада с двойной бухгалтерией топонимикой в Архангельской области. Едем мы, добросовестно, в 4 глаза, высматривая на указателях деревню Камениха (в навигаторе, что должно было напрячь сраза, ее нет). Какие 16 километров? Проехали все 30, останавливаюсь в какой-то деревне. Группа мужиков дружно показывает назад — Проехали! В-общем, только с третьего раза выясняется, что Камениха — это Амосовская, мимо которой мы мотались туда-сюда. Лодочник на берегу то ли ворчал, то ли усмехался. " За это время я в молодые годы пешком бы с Онеги пришел." Вся эта нервотрепка закончилась, когда перед нами предстал стоящий на противоположном берегу многоглавый храм. Величественный, в гордом одиночестве вознесшийся над округой.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Уже в середине 17 века на этом месте стоял деревянный Троицкий храм с тремя приделами. В 1724 году он сгорел, по указу Священного Синода была построена новая Троицкая церковь, а вместо Никольского и Параскевинского придела выстроена Владимирская церковь. В середине 19 века была построена колокольня, и над селом, насчитывающем чуть более 1000 душ, вознесся ансамбль — «тройник». Простоял он до 1940 года, когда колокольню и Троицкий храм разобрали, Владимирскую церковь переделали в клуб. В начале нынешнего века силами энтузиастов, в числе которых были и Лена с Алексеем, владельцы «Аленушки», храм начали спасать. Всеми правдами и неправдами (церковь-то «под охраной государства», значит — не моги сам) заменены прогнившие балки, столбы, подлатана кровля, расчищен старый церковный погост с надгробиями.

Как итог — результаты волонтерства заинтересовали и высшее духовенство. После Ворзогор Патриарх должен был посетить и Жеребцову Гору с ее Владимирской церковью. Пока ждали смотрительницу с ключами, осмотрели все окрест. Конечно, церковь требует основательного ремонта. Где-то покосились стены, нет досок на тесовой обшиве.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Пришла смотрительница. Уроженка этих мест, всю жизнь прожившая в Абакане, а выйдя на пенсию, вернувшаяся в родное село. Живут в деревне вдвоем круглый год, летом немногочисленные дачники помогают по хозяйству. С ней прибежал Савелий — шустрый 10-летний внук «нашего» лодочника, живущий на каникулах с дедом на даче. И пока Алевтина рассказывала о своей судьбе и судьбе храма, Савка с упоением трещал о том, как он каждое лето помогает в церкви волонтерам. А работа, действительно, проделана огромная. Заменены многие столбы, пол, зачищены от похабных надписей стены.

Главное — очищено от вековой пыли «небо».

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Лена рассказывала, что им поступали предложения от музеев отреставрировать роспись, но они не идут на это, боясь, что в лучшем случае вернутся копии.

Время неумолимо двигалось к вечеру, надо было возвращаться в Онегу. Савелий вызвался показать деревню, которая летом, благодаря таким «дачникам», еще живет. Добротные 150-летние дома.

И пусть вокруг них буйно разрослась трава, за клумбами-цветниками бережно ухаживают.
У импровизированного причала пришвартованы лодки.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

А с высоты Жеребцовой Горы на деревеньку смотрит Храм.

Когда возвращались обратно, и за кормой лодки церковь будто прощалась с нами, у меня возникла уверенность — и храм возродится, и деревня будет жить, пока есть такие люди, как Алевтина, Лена с мужем и их друзья, мальчуган Савелий с дедом…

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам

Вернулись в Онегу вечером. Увы, полноценного знакомства с этим городом не состоялось. Все урывками и только внешне. И Троицкий собор,

и старинные улочки,

и музеи,

и Мемориал памяти.

На Русский Север! Часть 4. К Белому морю, к поморам
Только время неумолимо — орбита нашего кругового маршрута достигла апогея, и завтра дорога повернет в сторону дома. Впереди еще будут Северодвинск, Холмогоры, Сийский монастырь и другие «интересности». Но об этом в заключительной части.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия