Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Клодзко, Лёндек-Здруй — Польша Май 2019

Клодзко (Klodzko) — город древний, в исторических хрониках впервые упоминается 981 годом. Нынешний облик старого города сформировался в начале XIV века. В Средневековье город был неплохо укреплен по периметру, но в 1878 году все наружные укрепления были снесены, и остались только две крепости, одна из них сохранилась до наших дней и является украшением города.

Клодзкий замок-крепость.

Первые сведения о замке датированы 1076 годом, но от старого, деревянного замка, ничего не осталось. В течении последующих столетий Клодзкая твердыня неоднократно разрушалась и перестраивалась хозяевами владений: Габсбургами, австрийцами, германцами. Последние в конце 18 века возвели прекрасно оборудованный форт с неприступными бастионами, который мы и видим сейчас.

Макет крепости в парке миниатюр.

В 1807 году здесь успешно были отбиты атаки наполеоновских войск, крепость продержалась несколько месяцев и только отравленная вода в колодцах вынудило гарнизон сдаться.

Крепость интересна многоэтажными подземельями, которые простираются более чем на 100 км. Открыт туристический маршрут по подземным туннелям организованными группами в определённое время. Мы провели в крепости около трёх часов, погуляв по бастионам, залам и музеям. Подземные туннели не посетили, поджимало время, да и групповые экскурсии скучны для нас.

Крепость расположена на Взгорье, высотой 396 метров. Со смотровой площадки бастиона открывается красивый вид на город и его окрестности.

Мост Святого Иоанна,

которым гордятся жители города, считая и рекламируя его как копию Карлова моста в Праге, всего лишь небольшой готический мост четырнадцатого века через реку Млыновка. Мост великолепен, но всё же далеко не копия знаменитого Карлова моста в Праге.

Древний Клодзко, Большая сова, часовня черепов и радоновый курорт

Мост, длиной 40 метров, украшают три пары готических фигур. Деревянный мост на этом месте был построен еще в XIV веке, но в конце 19 века заменён каменным. На постаменты поставили фигуры святых, а под ними разместили множество гербов.

Величественная Ратуша

возвышается на Рыночной площади. Дата постройки неизвестна, то есть известно, что первая ратуша сгорела в 1366 году, потом ее отстроили в начале 15 века, затем отстраивали и перестраивали ещё много раз. А так здание выглядит со второй половины 19-го века. Рыночная площадь с фонтаном, часами, фигурой покровителя города, всё как обычно на центральной площади в старинных городках.

Макет Ратуши в парке миниатюр.
Ратуша с бастиона крепости.

Погуляли по улицам старого города Клодзко с разноцветными домиками и готическими костёлами, сравнивая увиденное с макетами в парке миниатюр.

Древний Клодзко, Большая сова, часовня черепов и радоновый курорт

Макет в парке миниатюр костёла Божьей Матери с монастырём сестер кларисок-францисканок, основан в 1270 году.
Костёл Божьей Матери, основан в 1270 году.

Макет готического костёла св. Панны Марии в парке миниатюр.
Центральный готический костёл св. Панны Марии с двумя башнями, сияющий золотом внутри.

Макет в парке миниатюр Старого города Клодзко.

Улочки Старого города.

Проголодавшись, не могли найти открытый пищеблок, так как у поляков в воскресенье всё закрыто. Сидевшие бухарики местного «разлива» долго объясняли, как пройти к работающей столовой, увидев, что мы ничего не поняли, один взялся провести до столовки, которая оказалась просто находкой по цене и качеству питания. На обратном пути купили пиво и подарили этому мужичку, вся компашка от изумления потеряла дар речи. К слову, в Польше пока можно недорого и очень вкусно поесть, особенно хороши вареники с разной начинкой (в Польше называются пиро́ги) и блинчики (налистники).

Большая Сова (Wielka Sowa 1015 м.).

Судеты состоят из нескольких горных массивов, в этот приезд посетили средние Судеты, состоящие из гор Столовых и Совиных. Остановились в кемпинге, расположенном в горах Совиных, с наивысшей вершиной Большая Сова.

Естественно, не упустили шанс подняться на гору. Самонадеянно решили, что пару часов хватит на эту горку, с небольшим перепадом высоты и не сложной тропой 4 километра в одну сторону. Отправились в 17.30, после целого дня лазания в Адршпахских скалах. К авто возвратились через 3,5 часа, пройдя последние пару километров в полной темноте.

Древний Клодзко, Большая сова, часовня черепов и радоновый курорт

На вершине Большой Совы в 1906 году была возведена башня Бисмарка высотой 30 метров, после Второй мировой войны переименованная на Смотровую башню. При ясной погоде с башни открывается великолепный панорамный вид для поднявшихся в первую половину дня, когда солнце светит «как надо». Нам же заходящее солнце слепило глаза, да и башня была уже закрыта.

Проехали немало городков земли Клодзской, все они практически однотипны: Рыночная площадь с разноцветными домиками; старинная ратуша, готический костёл…, ну, с небольшими отклонениями.

Нова Руда (Nowa Ruda), кроме старинной ратуши, интересна огромной церковью на столь маленький городок.

Древний Клодзко, Большая сова, часовня черепов и радоновый курорт

В чешском городке Броумов понравился Бенедиктинский монастырь с красивым парком.

Лендек Здруй (Lądek Zdroj).

В последний день с мужем разделились, он полез в свои любимые горы, оставив меня в курортном городке Лендек Здруй. Сам городок не особо примечателен, всё как обычно: Ратуша; Рыночная площадь и парочка древностей.

Древний Клодзко, Большая сова, часовня черепов и радоновый курорт

А привлекает город своим огромным и давно известным санаторным комплексом Войцеха, где проводится лечение радоном и сероводородом. Курорт Лендек-Здруй (Ládek Zdroj) является самым старым курортом в Польше.

Древний Клодзко, Большая сова, часовня черепов и радоновый курорт

Обнаруженные остатки купален и деревянных ванн свидетельствуют об использовании минеральных вод с лечебными целями уже в 13 веке. В конце 15 века было построено первое ванное здание. Интенсивное курортное строительство относятся к 18 веку. Здесь лечились Гёте, Тургенев и другие известные личности.

До 1742 Лендек Здруй входил в состав Чехии, затем принадлежал Пруссии, с 1945 входит в составе Польши.

На курорте осуществляется лечение больных с заболеваниями органов движения, нервной системы, кожи, кровообращения и гинекологическими болезнями. Понежилась в купальне полтора часа, любуясь красиво отделанным залом.

В путешествии не весь план реализовали, не учли горные дороги и часы/дни работы некоторых достопримечательностей. Из всего пропущенного, жаль лишь уникальную часовню черепов в Чермне, недалеко от городка Кудов Здруй.

Небольшая часовня в стиле барокко расположена между церковью Варфоломея и отдельно стоящей колокольней.

Часовня была построена в 1776–1804 году местным приходским священником из Чехии Вацлавом Томашеком. Однажды священник случайно наткнулся на человеческий череп с костями, позвал гробовщиков, которые откопали огромное количество человеческих костей. Это было массовое захоронение жертв Тридцатилетней войны (1618–1648), жертв трех силезских войн (1740–1763), а также людей, умерших во время вспышки холеры в 17 веке.

Отец Вацлав Томашек решил собрать все кости, очистить, отбелить и положить в часовне. Так родилась идея создания часовни черепов. Поскольку мы не попали в часовню, демонстрирую фото с интернета.

Кости собирались на протяжении еще 20 лет по всей местности. Работа над интерьером часовни продолжалась до 1804 года. Стены этой маленькой церкви заполнены тремя тысячами черепов, а также костями 21 тыс. человек, похороненных в подвале здания. Сам Вацлав Томашек умер сразу же после завершения строительных работ. Его череп расположен в центре здания на алтаре.

Тем, кто решил посетить Нижнюю Силезию и хочет примерно знать, где можно побывать и что посетить одним днём, прилагаю наш шестидневный, очень насыщенный план путешествия по земле Клодзкой. Здесь только то, что посетили:

день 1.

Столовые горы: Большой Щелинец; Блендне Скалы;

Курортный Кудов Здруй с капеллой черепов.

день 2.

Город Клодзко — парк миниатюр; крепость; знакомство с городом.

Замок в Божкув.

день 3.

Вамбежице — Базилика и скальные «грибы».

день 4.

Едлинский замок;

Свидница — прогулка по городу и фахверковая церковь Мира.

Валбжих — замок Ксёнж.

день 5.

Городки Нова Руда и чешский Броумов.

Скалы Адршпах в Чехии.

Подъём на наивысшую вершину гор Совиных — Большая Сова.

день 6.

Курортный городок Лендек Здруй и посещение старинных терм.

Всё наше путешествие в Средние Судеты:

Чудеса Столовых гор.

Muss sehen Земли Клодзкой в парке МиниЕвроЛанд и их оригиналы.

- Свидница и уникальная фахверковая церковь.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия