Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 1:19

Неаполь, Помпеи — Италия Сентябрь 2018

Наше путешествие по Средиземноморью, начатое на хорватском полуострове Истрия, продолжается. После десятидневного отдыха мы оставили полуостров Истрия с его комфортными и теплыми пляжами, заглянули на денек в Венецию и прогулялись по старинному итальянскому городку Римини, который многие из россиян выбирают в качестве хорошего места для комфортного пляжного отдыха.

Утром выехали к нашей главной цели — острову Корсика, знаменитому не только тем, что является родиной Наполеона, но и как местом хорошего активного отдыха на море.

Итак, выехав из Римини, взяли курс на Неаполь. Но по дороге решили еще посетить маленькое государство Сан-Марино, которое находится в 23 километрах от города.

Свернув с трассы Е55, которая вела на юг Италии и проехав около 20 километров, увидели на стоящей перед нами горе какие-то крепостные строения. Это и было мини-государство Сан-Марино. Поднявшись по единственной, ведущей наверх в гору, улице и, проехав через символический погранпост (никто даже и не подумал нас останавливать!), въехали на автостоянку этого мини-государства.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

К сожалению, когда вошли в дворцовый парк, вдруг хлынул сильный ливень, который отбил всякое желание пережидать его — ведь впереди нас ждала дальняя дорога в Неаполь. Так что мы не посмотрели ни Палаццо Публико, ни Базилику Сан-Марино. А знаменитые Три бышни тоже скрылись за водной пеленой.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Вырулив вновь на трассу Е55, направились на Юг — сегодня нам предстоит проехать около 540 км до Неаполя. И, словно вспомнив, что мы же в Италии, а не в каком-то там заштатном и высокогорном Сан-Марино, вновь вышло горячее итальянское солнышко и жизнь наладилась. Все стоянки для автомобилей на заправках и придорожных кафе были оборудованы вот такими крышами с солнечными панелями. А чего зря пропадать такой дармовой энергии?

После полудня около 16 часов приехали в Неаполь и еще немного поблудили по городу в поисках места нашей ночевки.

Автомобильный маршрут Римини - Неаполь

Остановились в отеле, который действовал в небольшом женском монастыре на ул. Casa Umberto. Нас окружили тишина и спокойствие. Утром после прекрасного завтрака, поданного монашками, вырулили на Помпеи и, припарковавшись на какой-то частной платной стоянке, подошли к кассам памятника старины. Билет стоил 15 евро, но Сеньорам (лицам старше 60 лет) была скидка 50%.

Вообще-то лучше было бы построить наш неаполитанский план по другому — сначала посетить Везувий (горы с утра всегда без облаков), а потом — сколько душе влезет — бродить по развалинам Помпеи. Но, хотя мы и сделали все наоборот, вышло все замечательно и погода везде была великолепной.

Итак, взяв входные билеты, направились ко входу в город-музей. Проходим за его внешними стенами и видим все сооружения на нашем пути. И они впечатляют!

Помпеи — город, восставший из пепла

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Город Помпеи был построен в период 7–6 века до Н. Э. и вскоре стал довольно процветающим местом. Около 290 г. до н. э. римляне взяли город под свой контроль и, благодаря появившемуся винному и масляному производствам, он прямо расцвел и стал одним из крупнейших культурно-экономических центров Римской империи. Здесь возводились новые общественные здания (храмы, бани, театры) и жилые дома. В Помпеях процветала наука и искусство, сюда приезжали лучшие политики и ораторы того времени.

Но никто не мог и предположить, что главное его украшение, стоявшее на горизонте — гора Везувий, вдруг в один «прекрасный» момент превратится в вулкан и сотрет город с лица земли.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Эта катастрофа случилась 24—25 августа 79 года н. э. И, к сожалению, город Помпеи был неодинок в этом несчастии — вместе с ним были засыпаны пеплом и горячей лавой соседние города Геркуланум, Оплонтис, Стабии и Боскореале. Считается, что из 20 000 жителей Помпеи в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей успело покинуть город до катастрофы, однако останки погибших позже находили и далеко за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Вот как, например, описывал эту катастрофу Плиний Младший: «Из жерла вулкана с бешеной скоростью выносилась струя из газа, пепла и раскаленных обломков породы. На следующий день утром началась вторая серия извержения, только более мощная. С Везувия сходили потоки лавы, на город спустилась едкая газовая туча, от которой задохнулись множество жителей. Помпеи и Стабия были погребены под толстым слоем пыли и пемзы. Горячие потоки грязи накрыли Геркуланум. Толпы людей, спасаясь бегством в полной темноте, затаптывали друг друга.»

Кстати, в этой катастрофе погиб и его дядя - Плиний Старший, который подошел на корабле к городу Стабии, чтобы посмотреть на извержение вулкана и спасти кого-то из жителей этого города ...

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Во время извержения город был завален многометровым слоем пепла, высота которого достигала 5–7 метров — высоты трехэтажного дома. Проходя мимо наружных стен, можно только представлять себе, какое великолепие здесь было еще задолго до Нашей Эры. А что было у нас тогда? В районе Киева — Трипольская культура с ее горшочками, кочевавшие из стороны в сторону скифы, готы, сарматы, пришедшие на Черное море греки, а севернее — пустота…

Раскопки Помпеи начались в 1748 году, но они были эпизодическими и не носили систематический характер. В основном, люди пытались найти какие-то ценности. И только в период 1760–1804 раскопки приобрели иной характер — город стал потихоньку очищаться от вулканических завалов и общественности открылось чудо. Так весь мир к 30-м годам 19 века узнал о колоссальной трагедии, которая случилась на итальянской земле в 79 году нашей эры.

Трагедия Помпеи и ее новое воскрешение из пепла не оставила тогда равнодушными и наших поэтов и художников. Кто не слыхал слов Пушкина, написанные им в 1834 г.:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

А чего только стоят полотна Брюллова, Айвазовского и других художников, написанных на эту же тему!

Карл Брюллов - Последний день Помпеи.  1833 г.
Карл Брюллов - "Последний день Помпеи". 1833 г.
Иван Айвазовский - Гибель Помпеи.  1889 г.
Иван Айвазовский - "Гибель Помпеи". 1889 г.

Помпеи — музей под открытым небом

Зайдя внутрь территории города-музея, сразу попадаем к четырехугольному театру Quadriportico dei Teatro. Он был построен в Первом веке до нашей Эры и служил местом подготовки гладиаторов.

Неподалеку находится и строение Teatro Piccolo (Маленький театр). Он считается одним из лучших сохранившихся образцов римского театра и датируется примерно 75 годом до нашей эры. Театр использовался в основном для музыкальных представлений.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

На краях рядов для зрителей стояли интересные, высеченные из камня, скульптуры каких-то древних мифологических существ или Богов…

Дальше сворачиваем вправо и идем по городским улицам, которые, в зависимости от их значимости, были широкими или узкими. Все улицы, без исключения, вымощены камнями. Везде сделаны ливнестоки. А камни, выступающие на дороге на углах улиц служили своеобразным мостиком для удобства перехода улицы с одной ее стороны на другую. Особенно удобно это было во времена ливней, когда по улицам неслись дождевые потоки …

Проходя по улицам, видим внутренние дворики домов помпейцев, стоящих — стенка к стенке и вплотную друг к другу. Многие дома неплохо сохранились и в них даже можно зайти внутрь и посмотреть — как оно тогда было и представить себе, каково в них жилось жителям города.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

В Помпеи была построена система канализации и вот мы видим перед собой это чудо инженерной мысли тех времен — сток городской канализации. Все улицы и дома имели каналы, по которым все стекало в одно место и как-то утилизировалось. Впрочем, никакой химии, пластика или бумаги в этих стоках тогда не было. Вот на этом снимке видны выходы таких канализационных каналов от разных улиц …

В городе каждый дом имел свой адрес. На современной карте Помпей они все обозначены. Площади большинства домов небольшие, но в них было все необходимое для жизни — подведенная по акведукам вода, которая была в специальных колодцах, канализация и плиты, на которых готовили еду.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

В домах более зажиточных граждан и кухни были побогаче. Например, в этой кухне стол выложен цветными каменными плитками. А печка на заднем фоне имеет нагревающиеся каменные полочки, на которых пища могла долго не остывать.

Ну, а мозаичный пол в одном из домов вообще поразил воображение! Такая тонкая работа и сделана она была во всех комнатах этого дома.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Некоторые дома были большими и явно принадлежали непростым людям. Например, в этом доме был небольшой дворик. И даже — с фонтаном. А позади дома — зеленый участок с засаженными на нем деревьями или цветами.

Все дома имели крыши. А некоторые из них были и двухэтажными. Вот на этом снимке видны отверстия в стенах, предназначенные для потолочных балок. Сверху видна надстройка второго этажа. Все это было сделано в 4–6 веках до нашей Эры.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Вот мы подошли к хорошо сохранившимся руинам храма Асклепия (Эскулапа) и Иджеи с найденными в нем терракотовыми статуями. Фасадом самого храма служили четыре коринфские колонны. Внутри сохранились фрагменты статуй Юноны и Юпитера.

Проходя по одной из главных улиц города — Вие дел Аббонданза, мы увидели дом, который пропустить было нельзя. Это т.н. «Дом Венеры в Раковине» (Casa della Venere in conchiglia).

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Археологи открыли это здание в 1933–35 годах и полностью восстановили его в 50-годах. Его название происходит от красивой фрески, изображающей богиню любви Венеру, плывущей в морской ракушке. По всему дому очень много фресок, в том числе и портретов членов семьи его хозяина. Считается, что он принадлежал некоей, канувшей в Лету, Лукреции Сатрии.

На центральных панелях мы видим фигуры Гермеса и Диониса, а по всем другим стенам сильно выцветшие фрески из других мифологий. Сейчас идет их реставрация.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Этот дом даже по Тем временам был довольно большим — его площадь 667 кв.метров и в нем 15 комнат. Видно, что мадам Лукреция была не из бедных…

На стенах когда-то были всякие фресковые картины и орнаменты, которые сейчас пытаются восстановить.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Во многих домах в вестибюлях всегда были небольшие фонтаны.

Проходя по крайней улице, видно, что за стенами сохранившихся руин, справа стоят высокие холмы, поросшие кустарником. Это еще части засыпанного пеплом города, до которого еще «не дошли руки» археологов. Мы видим, что их высота около 7–8 метров. Это показывает, что в настоящее время раскопана только часть города, а остальные находки решено оставить следующим поколениям.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Завершив наш путь, выходим по центральной улице к главной площади Помпеи.

По дороге видим остатки Храма Фортуны Аугусты (Tempio della Fortuna de Augusto). Считается, что он был построен за счет одного выдающегося политика Помпеи, который хотел таким образом задобрить Цицерона. О! Вот, оказывается, откуда пошло наше «кумовство» и коррупция …

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Храм небольшой по размеру и похож на соседний Храм Юпитера. Когда-то он был полностью покрыт мраморными плитами, от которых остались только следы.

На центральной площади города стоит музей, в котором собраны различные артефакты жизни и деятельности помпейцев. Есть там и гипсовые скульптуры людей в позах, в которых их застала Смерть. И их здесь немало. Автором сохранения этих останков в таком виде, был Джузеппе Фиорелли, который в 1870 обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребённых под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая эти пустоты гипсом, удалось реконструировать предсмертные позы жертв извержения. При нём раскопки впервые приобрели систематический и научный характер.

О! А вот и Святилище Общественных Ларесов — Santuario dei Lari Pubblici — римский храм с находившимися внутри опекунскими божествами города.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

А вот и еще один из самых знаменитых памятников Помпеи — бронзовый Кентавр. Но — это не древний памятник, а просто современное напоминание нам о возможной опасности. Как известно, согласно древнегреческой мифологии, Кентавр — дикое смертное существо с головой и торсом человека на теле лошади, обитатель гор и лесных чащ. Кентавры сопровождают бога вина Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. А вот теперь его ассоциируют и с извержением Везувия…

Наша четырехчасовая прогулка по городу-музею завершилась на Форуме — центре жизни Помпеи. Здесь всегда собирались жители города и демократично решали все свои вопросы и проблемы. Отсюда открывается и хороший вид на наделавший им столько бед, красавец Везувий.

Автопутешествие на Средиземноморье. Ч.4 - Помпеи — город, восставший из пепла

Забрав машину с парковки (2 евро/час), направляемся к этому вулкану. До него всего каких-то 25 километров и, надеюсь, с погодой нам повезет и там, хотя облака над вулканом висят. Постараемся на него подняться, заглянуть в его жерло и увидеть своими глазами - кипит или не кипит сейчас на вулкане Везувий жизнь?