Турист Андрей Нарчук (Andrejj_Narchuk)
Андрей Нарчук
был 24 июня 2021 14:08

Ист-Лондон, Кейптаун — ЮАР Июнь 2019

Про такое удивительное событие как ход сардин я услышал впервые более 10 лет назад. Примерно в то же время увидел фотографии, которые сделали из него мечту. С тех пор каждый год в июне я следил по фотографиям и рассказам счастливчиков как это происходит.

История двух океанов

Что же такое ход сардин? Хотя я привык писать и называть его в английском варианте Sardine Run, и обязательно с большой буквы. Ведь это одна из самых массовых и богатых на события миграций диких животных на нашей планете. По сравнению с которой, миграция антилоп гну, может показаться незначительной пробежкой.

Бесчисленное количество сардин, к которым присоединяются еще анчоусы, начинает двигаться из одного океана в другой. Все это занимает несколько недель. Поток рыб растягивается на сотни километров вдоль побережья Южной Африки. Это самая большая концентрация рыбы в одном месте, и на нее естественно собираются все «охотники». Дельфины, акулы, птицы, и конечно киты. От них стараются не отстать и многие другие. Таким образом, в воде получается аншлаг. Но и это еще не все.

История двух океанов

Дело в том, что сардины двигаются сплошным потоком на достаточно большой глубине. Наверное, это могло бы показаться легендарным морским змеем опоясывающим землю. И большинство охотников не воспринимают их как добычу. Но тут в дело вступают дельфины.

Недаром они одни из самых сообразительных живых существ. Они, собираются в гигантские стаи, которые могут насчитывать от нескольких сотен до многих тысяч особей, отбивают от потока сардин части. Отделив стаю сардин, дельфины поднимают ее к поверхности, где на рыб легче охотится. Этих сардин(или анчоусов) сбивают в плотный шар, который называется бейт-болл. Вот тут уже вступают в дело и все остальные.

История двух океанов

Особенно следят за дельфинами птицы. В первую очередь капские олуши. Ведь сами они не могут нырнуть на пол-сотни метров за рыбой. А вот десяток метров для них вполне приемлемая глубина. Поэтому птицы следят с воздуха за передвижением полчищ дельфинов, и следуют за ними вдоль побережья. Они ждут когда к обеденному столу подадут рыбу. И тогда в воде начинается настоящий ураган из тел, после которого морская вода будет походить на газировку, в которой повсюду мерцает в лучах солнца чешуя незадачливых сардин.

Весь процесс может занимать от нескольких минут до часа. После чего на время воцаряется тишина, и даже олуши подкрепившись, вальяжно плавают по поверхности. Вот именно ради этих минут каждый год из самых разных уголков земного шара в ЮАР прилетают люди, в надежде успеть к бейт-болу и увидеть все своими глазами. Людей этих не так много в глобальном масштабе. Даже сейчас в год на ход сардин приезжает порядка тысячи человек. И вот спустя десяток лет, одним из них смог стать и я…

История двух океанов

Несколько дней в пригороде Кейптауна стали разогревом перед сардинами. Как и большая часть побережья ЮАР это более чем интересное место. Бесконечные песчаные пляжи, чередующиеся с впечатляющими скалистыми массивами на берегу, и подводные леса из гигантских водорослей — келп, в воде. Там можно увидеть и морских котиков, и акул, и тех же китов. Водятся там и пингвины.

Кажется, что нескольких дней там совсем не достаточно. Хочется увидеть и это и то. И нырять гораздо больше, даже не смотря на более чем прохладную воду, и африканскую зиму на поверхности. Температура и там и там может варьироваться в диапазоне от 10 до 15 градусов, временами разогреваясь на солнце до 20. Кроме общения с подводными обитателями согревает мысль о том, что в Ист-Лондоне, где мы будем гоняться за сардинами, температура куда выше. Всё-таки это несколько сотен километров по побережью на северо-восток. Днем там и правда было и 25 и даже 27 градусов. Да и вода в 17–18 это куда лучше чем 10–12.

История двух океанов

Как я уже говорил, на ход сардин приезжают не так много людей. Да и те довольно сильно распределены по побережью. Это делает все действо достаточно камерным. На большом участке берега всего несколько лодок, в каждой из которых не больше десятка человек. В нашем случае их было всего две. Да и то пересекались мы за день немногим больше двух обязательных раз, когда лодки должны преодолеть полосу прибоя утром и по возвращении.

Океанские волны могут быть весьма серьезным препятствием на пути к сардинам. Если ветер слишком сильный, лодки и вовсе не рискуют выходить. Так как при неудачном раскладе, волна может перевернуть ее. Так что все действия при выходе в океан, происходят по строгому плану. А вторая лодка всегда идет сразу после первой. Дальше пути лодок расходятся, и пересекаются, только если начинает происходить что-то действительно захватывающее. Да и то не всегда, ведь расстояние между ними может быть несколько десятков километров. И дойти вовремя вторая лодка просто не имеет никаких шансов.

История двух океанов

Все пребывание подчинено одной цели — увидеть, успеть, оказаться частью этого события. Начиная с самого раннего утра, а вставать надо еще до восхода солнца, и до возвращения обратно на берег. Ну, а вечер по большому счету это всего лишь время отдохнуть от дневной гонки, обсудить и еще раз пережить события. Втиснуть в него хотя бы немного времени на то, чтобы увидеть мир вокруг, стоит реальных усилий.

Добежать от побережья до номера, выпрыгнуть из гидрокомтюма и бегом с фотоаппаратом обратно на пляж, чтобы успеть до заката. Но эти усилия стоят того. Может быть не каждый день, но…

История двух океанов

Ибо океанский пляж потрясает воображения человека родившегося недалеко от середины евразийской тектонической плиты. Где до ближайшего моря пару тысяч километров. Точно так же я завидовал людям в Кейптауне. Тем, кто может после рабочего дня пойти выгуливать свою собаку к океану. Слушать его, видеть его, ощущать его.

За те дни что я ходил по песку, я смотрел по сторонам и под ноги. Я читал на песке удивительные истории, оставленные там. Замечал как день ото дня песок менялся. Ветер и волны создавали удивительные рисунки, и прятали вчерашние следы, превращая их в часть прибрежной линии. И все-таки как не прекрасен был бы пляж, он уступал океану.

История двух океанов

Восемь часов на лодке, смотря во все стороны, чтобы не пропустить ни одного мгновения. Ведь кто знает, когда еще будет в нашей жизни возможность увидеть взмывающего над водной гладью кита? Или проносящихся дельфинов. А что уж говорить о настоящих смерчах из птиц. Закручивающаяся воронка из сотен и тысяч олушей. И потом момент апогея — они рушатся вниз. Вода вскипает сотнями маленькими взрывами. Закрывая глаза я и сейчас это вижу. Это невозможно развидеть.

И это не может надоесть. Тем более что каждый день будет новый сценарий. И новый повод для радости и грусти. Радость от встреч и увиденного. Грусть от того, что не смотря на все усилия время в воде совсем не большой. И даже когда находишься рядом, прыгаешь и со всех сил плывешь туда, в гущу событий, не факт, что удастся все это увидеть… и тем более снять. Скорости движения в воде на много превышают возможность передвижения человека. Даже тренированного, в длинных ластах.

История двух океанов

Но и это еще не все. Как всегда в подводной фотографии все решает вода. И здесь на ходе сардин это утверждение верно на все 200%. Все происходит в считанных метрах от тебя, а этого… не видно. Это игра, это лотерея. Когда я ехал в ЮАР, то прекрасно понимал каковы шансы. Благодаря этому каждодневная гонка не давала повода разочарования, а наоборот приносила больше радости.

Вода может меняться день ото дня, и даже в течении одно дня. Вчера было 5–7 метров? Не нравится? Завтра может быть 2. И ты смотришь на части дельфинов растворяющиеся в зеленоватой мгле, так же быстро, как и появляющиеся.

История двух океанов

И когда, наконец, ты попадаешь в прозрачную воду (надо понимать что это не 30, и даже не 20 метров), и видно кипящую вокруг жизнь, то испытываешь просто невообразимые эмоции. Мгновения растягиваются и ты как в замедленной съемке видишь пронзающие воду белые стрелы. А темная синева начинает жить своей жизнью, проносясь мимо десятками и сотнями дельфиньих тел. Единственное, о чем можно пожалеть, так это о том, что нельзя смотреть сразу во все стороны. Ибо даже крутясь даже максимально быстро, ты пропускаешь как минимум половину всего веселья. Знал бы, прикрепил себе на затылок экшн камеру.

Ведь никак нельзя пропустить момент, когда остатки сардин исчезают внутри появившегося, будто из ниоткуда, кита. Как сказал один из членов нашей команды, я поворачиваюсь, а рядом двигается полосатая стена. Это все, что, на мой взгляд, нужно знать о ходе сардин. Это история об нереальных событиях, сумасшедших встречах, больших эмоциях, удачах и промахах. Это история двух океанов, в которой нашлось немного места и для меня.

Может найтись и для вас…?