Турист Анна (scross84)
Анна
была 1 апреля 19:38

Вршац — Сербия Август 2019

Вршац. Как вы произнесете это нзвание? Как привычно русскому уху, с ударением на гласную «а»? А вот и не правильно. Ударение в слове «Вршац» ставится на долгую раскатистую согласную «р». А что удивляться, в сербском языке встречаются и слова, в которых вообще нет гласных.

Город расположен в 84 километрах от Белграда, недалеко от границы с Румынией. Население составляет около 35 тысяч человек.

История Вршаца

Согласно сербским историкам Вршац был основан в 1425 году, но находился под управлением Венгерского королевства. Изначальное название города не сохранилось. Сейчас есть несколько теорий происхождения названия «Вршац», но ни одна из них не нашла подтверждения. Впервые название города упоминается в 1427 году как Подвршан.

В XVI веке город был разрушен османами, но перешел под протекторат Османской империи и вскоре был восстановлен. В 1594 году сербы из Банатской области подняли большое восстание против османского правления, и Вршац оказался в самом его центре. Восстание было подавлено, многие сербы бежали в Трансильванию, дабы избежать османского возмездия. Тем не менее, это восстание стало первым из трех крупнейших сербских восстаний в истории.

Старый, добрый, милый Вршац

В 1716 году Вршац перешел под власть Габсбургов, мусульманское население покинуло город и он снова стал привлекательным для сербов. Но вскоре рядом с городом возникло немецкое поселение, известное в истории как Вершец (Werschetz). Сербский Вршац управлялся князем, немецкий Вершец — мэром.

В период 1787–1788 годов, во время Русско-Турецкой войны местность снова была оккупирована османами.

В 1795 году сербский Вршац и немецкий Вершец официально объединились в один населенный пункт, власть в котором была поделена между сербами и немцами.

Старый, добрый, милый Вршац

Революция 1848–1849 годов разрушила хорошие отношения между сербами и немцами, когда сербы в городе примкнули к австрийским революционерам, а немцы поддержали венгров. В указанные годы город был частью автономии Сербская Воеводина, а с 1849 по 1860 входил в состав обособленной австрийской провинции Воеводство Сербии и Баната Темешвара.

После ликвидации Воеводства Вршац вошел в состав округа Темеш королевства Венгрия, которое в 1867 году стало одной из обособленных частей Австро-Венгрии. В 1918 году Вршац вошел в состав новообразованного Королевства сербов, хорватов и словенцев, позже переименованного в Королевство Югославия.

С 1941 по 1944 годы Вршац находился под немецкой оккупацией. После освобождения Вршаца войсками Красной Армии многие коренные немцы ушли из города. Те, кто остался, были посажены в тюрьму или убиты партизанами за содействие фашистам во время оккупации.

Старый, добрый, милый Вршац

Как добраться до Вршаца на автобусе

Поскольку ездила в Сербию я одна, брать на прокат машину обошлось бы мне весьма дорого. Помимо стоимости проката пришлось бы оплачивать паркову, а она в центре города как правило платная, и бензин, цена которого раза в два выше, чем в России. Взвесив все «за» и «против» я решила путешествовать по стране на автобусах.

Автобусное междугороднее сообщение в Сербии развито хорошо. Даже в маленькие городки автобусы ходят достаточно регулярно, с интервалом не более двух часов. В крупные города и вовсе по несколько рейсов в час.

Старый, добрый, милый Вршац

Совет: при покупке билета на автобус гораздо выгоднее покупать сразу обратный билет. В таком случае билет «туда» оплачивается по полной стоимости плюс 120 динар за услугу (в августе 2019 года 1 динар был равен 62 копейкам), а билет «обратно» оплачивается со скидкой до 40% и за услугу уже не взимается. Дата и время на обратном билете не ставятся. Их поставит от руки кондуктор в автобусе или водитель. На самом билете написано, что он действителен в течении 30 дней. Я данный факт не проверяла. Однако обратите внимание, что билеты «туда» и «обратно» продаются на одного и того же перевозчика, и при посадке в автобус это будут проверять. Если в нужном вам направлении ездят несколько перевозчиков, то лучше заранее знать расписание или же покупать обратный билет на месте, чтобы не подстраиваться под конкретного перевозчика по времени.

Расписание автобусов из Белграда и информацию о перевозчиках можно посмотреть на сайте белградского автовокзала: www.bas.rs. Онлайн билеты купить, к сожалению, нельзя, но они всегда в наличии в кассах. В Белграде все кассиры на автовокзале, к которым я обращалась, без проблем говорили по-английски. В других городах уже нет.

Впрочем, в Вршац возит единственный перевозчик — «Ступ Вршац». Время в пути около 1 часа 45 минут.

Старый, добрый, милый Вршац

Туристический информационный офис находится на улице Дворска, 7. Пишу об этом, потому что навигатор в моем смартфоне выдал мне неправильный адрес.

Совет: автовокзал Вршаца находится на окраине города, но по дороге автобус проезжает через центр и делает несколько остановок. Можно выйти заранее и съекономить тем самым время. На обратном пути, если у вас уже есть билет, можно сесть на автобус на остановке на улице Милоша Обилича между перекрестками с улицами Брегалничка и Радакова.

Отмечу, что в туристическом информационном центре в Вршаце я встретила самый теплый прием за всю мою поездку в Сербию. Женщина не говорила ни по-русски, ни по-английски, но это не помешало ей понять меня и сделать максимум для моего комфортного пребывания в городе. Она снабдила меня картой, кучей материалов о городе на разных языках, подсказала ресторан (только я всё равно пошла в другой) и вызвала мне такси до крепости.

Достопримечательности

Вршацкая крепость, или Вршацкая башня, расположена на Вршацком холме, возвышающимся над городом на 399 метров. По прямой до неё от города 3 километра. Рекомендую вверх ехать на такси (мне обошлось в 450 динар), а обратно прогуляться.

Такси не довезет вас до крепости каких-то метров двести. На дороге стоит шлагбаум, дальше которого проезд транспортным средствам запрещен. Последние метры придется преодолеть пешком. Подъем крутой, но не долгий. Сама башня в день моего приезда оказалась закрыта. Она открыта для посещения только по выходным дням. Но я не расстроилась, не попав в башню: на спуске с холма открывались такие впечатляющие виды, что прогулка однозначно того стоила.

Старый, добрый, милый Вршац

Вршацкая крепость вероятнее всего была построена в 1439 году по приказу правителя Сербии Георгия Бранковича. Помимо сохранившейся оборонительной башни была ещё и более маленькая, полукруглая, от которой сейчас остались лишь руины. С 1701 первого года, выполняя условия Карловичцкого договора, крепость начали разрушать, чтобы её нельзя было больше использовать в военных целях.

Спускаемся вниз. Около шлагбаума, за который нельзя заезжать транспорту, пожилой серб торгует сувенирами. Дедушка неплохо говорит по-русски и без проблем покажет вам путь до города. Если же вдруг на момент вашего приезда дедушка решит устроить себе выходной, ничего не бойтесь. От шлагбаума резко влево и назад уходит через лес тропка. Вот она вам и нужна. Не идите по асфальтированной дороге, она для автомобилей и даст большой крюк. Идите по тропке через лес, никуда не сворачивая, пока не дойдете до асфальта.

Старый, добрый, милый Вршац

На фото вдалеке видна церковь Святого Теодора Вршацкого, покровителя города.

В лесу будут встречаться огромные валуны, напомнившие мне, как ни странно, Камбоджу.

Старый, добрый, милый Вршац

Тропинка рано или поздно уткнется в асфальтированную дорогу. По ней совсем немного надо пройти вправо, пока не дойдете до церкви (а точнее — до Часовни Святого Креста).

От церкви начинаются ступеньки, которые ведут прямо до города. Ближе к городу они будут переекаться автомобильными дорогами. Держитесь ступенек и идите всё время прямо, не сворачивая. Виды по дороге шикарные.

Старый, добрый, милый Вршац

Дорога приводит к римскому католическому собору, посвященному Святому Герхарду. Собор построен в 1863 году в неоготическом стиле архитектором Йованом Библем.

Собор — отнюдь не единственная городская достопримечательность.

В центре города нас встречает Винко Лозич — литературный герой известного драматурга Стерии, ставший в народе фольклорным персонажем, покровителем виноделов и выпивохой.

Старый, добрый, милый Вршац

Недалеко от него расположилась известная в Вршаце аптека «на ступенях», первая аптека в городе, открытая в 1784 году. Я неоднократно после этого встречала в разных городах Сербии мемориальные доски на домах, в которых были открыты первые в городе аптеки. Видимо, для сербов это ценно.

С 1971 года в здании аптеки функционирует городской музей, но на момент моего приезда он был закрыт.

Близость к Румынии наложила свой отпечаток. Так, в городе есть румынская православная церковь, построенная в 1913 году, благодаря стараниям священника Трайана Опреа и директора Национального Банка Румынии Петара Цепеньяга.

Старый, добрый, милый Вршац

Выделяется на фоне остальных зданий Вршаца здание резиденции Банатской Епархии, построенное в 1757–1763 годах в стиле барокко.

Прямо напротив здания Епархии расположена Соборная церковь, построенная в 1785 году.

Старый, добрый, милый Вршац

Отдельно хочется отметить удивительно уютный исторический центр Вршаца. Я во многих городках Сербии видела подобные одно- и двухэтажные жилые домики, но в Вршаце они были удивительно красивые, чистые, яркие и светлые. Заблудиться меж них и погулять по тихим улочкам — одно удовольствие.

На этом достопримечательности Вршаца не исчерпаны. Местность издавна славится виноделием. От Вршаца начинается так называемая «Винная дорога». Плантации виноградников занимают более 2000 гектар, саженцы виноградной лозы занимают значительную часть подножья Вршацких гор. Недалеко от города есть Вршацкое озеро, монастыри Месич и Средиште, но я до них не доехала.

За свою поездку по Сербии я посетила крупных города (Белград и Нови Сад) и 6 маленьких городков. В моем личном рейтинге маленьких сербских городков Вршац занял первое место, оставив о себе самые теплые воспоминания.