Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Ярославль — Россия Май 2019

Здравствуйте, уважаемые жители и гости города Ярославля! Меня зовут Эна. И сегодня мы с вами совершим обзорную пешеходную экскурсию по Ярославлю «Ярославская классика». В ходе нее мы познакомимся с нашим старинным и красивым городом. Мы увидим панораму Стрелки — места слияния рек Волги и Которосли и прогуляемся по их набережным. Посмотрим уникальные храмы — памятники 17 века. Узнаем, что именно 17 век стал «золотым» для нашего города, а его архитектурное наследие признано классикой ярославской школы зодчества. Также мы узнаем о знаменитых ярославцах и увидим некоторые образцы классической архитектуры 19 века. Наша экскурсия будет продолжаться примерно 2,5 часа.

Ярославль — один из старейших русских городов, административный центр Ярославской области. Он расположен на берегах двух рек — Волги и Которосли. Площадь города составляет 200 квадратных километров, и здесь проживает чуть более 600 тысяч человек. Территория Ярославля делится на 6 районов. Мы с вами сейчас находимся в центральном Кировском районе — по сути, историческом центре, где находится большинство наиболее интересных достопримечательностей. Примечательно, что исторический центр Ярославля с 2005 года включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В декабре 2016 года Ярославль официально признан Столицей Золотого кольца России.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Нашу прогулку мы начинаем от Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря. Спасо-Преображенский монастырь — один из старейших на ярославской земле. Он был заложен в 1216 году ростовским князем Константином, сыном князя Всеволода Большое Гнездо. Тогда же была заложена его главная святыня — каменный Спасо-Преображенский собор. Примечательно, что ярославский монастырь, в отличие от других обителей, основанных монахами или же в честь чудотворных святынь, был княжим. Со времен своего основания он являлся важнейшим духовным и культурным центром Ярославля. Здесь было открыто первое в северо-восточной части Руси духовное училище. Уже в первой половине 13 века в монастыре была собрана большая библиотека, велась работа по переписке книг. Именно в Спасо-Преображенском монастыре в конце 18 века граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин среди старинных рукописей открыл рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В настоящее время в стенах Спасо-Преображенского монастыря находится главный музей города — Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, старейший и крупнейший в Ярославской области. Интересно, что именно в стенах Спасо-Преображенского монастыря сохранились самые древние постройки Ярославля 16 века, расположенные на главной монастырской площади. Без них не мог существовать ни один монастырь. Это: главный Спасо-Преображенский собор, звонница, трапезная и Святые ворота.

Святые ворота — главный вход в монастырь, расположены со стороны Которосли. Их постройка относится к 1516 году. Это первая каменная башня монастыря и единственные сохранившиеся ворота того времени. Святые ворота выстроены по образцу оборонных сооружений и представляют собой крепостную башню. В нижнем ярусе расположены 2 арочных проезда. Один — широкий, парадный, украшенный фресками, он предназначался для торжественных входов и праздников. Второй — маленький, для повседневного входа. Также наверху Святых ворот располагался крепостной ход и открытая площадка с бойницами. В 17 веке над Святыми воротами были надстроены маленькая надвратная церковь Введения Богородицы во храм и дозорная башня-колокольня с часами. Существовало еще одно дополнительное укрепление, так называемый захаб. Мы можем видеть, что часть Святых ворот выходит за линию монастырской стены. Захаб представлял собой замкнутое пространство без крыши. И при общей ориентации Святых ворот на юг, вход в захаб был с востока. Если противник прорывался в захаб, он оказывался в тесном коридоре под непрерывным огнем защитников крепости. Таким образом, Спасо-Преображенский монастырь был не только духовной обителью, но и одной из сильнейших крепостей Верхнего Поволжья. Так, например, Святые ворота — единственный свидетель трехнедельной осады поляков в 1609 году. Тогда, в темные для Русского государства времена — период Смуты, фактически, хаоса, безвластия, иностранной, в частности, польско-литовской интервенции многие города подвергались вражеским набегам и разорениям. Монастырь тогда выстоял, город был спасен.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Но, наверное, одно из самых известных исторических и значимых событий в истории Ярославля — это второе ополчение 1612 года под предводительством нижегородцев Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Тогда Ярославль на 4 месяца стал временной столицей Русского государства. Здесь собирались силы со всей русской земли для противостояния врагу. В Ярославле действовал Совет Всея Земли — такой Земский собор в миниатюре. Здесь же располагался монетный двор, чеканились монеты, ведь чеканка денег — это прерогатива государства. И именно от стен Спасо-Преображенского монастыря набравшее силу многотысячное ополчение со знаменами, освященными в Спасо-Преображенском монастыре, направилось на Москву, чтобы завершить на Русской земле темный период Смуты.

Этому событию посвящен памятный знак — часовня Казанской иконы Божией матери, которую вы можете видеть как раз напротив Святых ворот. Издавна Казанская икона считалась заступницей и помощницей нашего государства, именно она освящала путь воинов народного ополчения. Памятный знак установлен в годовщину ополчения в 1997 году по проекту архитектора Григория Дайнова. Под сводами часовни можно полюбоваться красочным витражом. Интересный момент: часовня Казанской иконы Божией матери и фрагмент стены со Святыми воротами и дозорной башней изображены на 1000-рублевой купюре.

И в продолжение рассказа о 17 веке давайте поближе познакомимся с ярославскими храмами. Ведь именно 17 век был «золотым» для храмового зодчества Ярославля. Это расцвет церковной архитектуры, формирование уникальной ярославской школы, как в зодчестве, так и в монументальной живописи. Это постепенный переход от простого к сложному, усложнение декора. Это всегда большие храмы — храмы соборного типа. Храмы богатые, нарядные, украшенные. Пожалуй, редко где можно встретить столько церквей 17 века. Это достояние, богатство Ярославля. Итак, пожалуйста, пройдемте за мной.

Первый храм 17 века, с которым мы с вами познакомимся, — это гарнизонный храм Михаила Архангела. Как и все храмы 17 века он был построен на месте деревянной церкви. По преданию, еще в начале 13 века ростовский князь Константин Всеволодович заложил на этом месте деревянный храм в честь Архистратига Михаила. Позднее он был перестроен княгиней Анной — дочерью ордынского хана и второй женой ярославского князя Федора Черного. Дошедший до нас храм Михаила Архангела был построен в 1657–1680 годах на средства прихожан. Долгий период строительства, безусловно, сказался и на облике храма — так, в нем сочетаются черты двух периодов ярославского культового зодчества 17 века. Церковь Михаила Архангела — крестово-купольная. Крестово-купольный храм — это архитектурный тип христианского храма, который представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Храм Михаила Архангела относится к четырехстолпным типам храмов. Четырехстолпный храм — это основной тип ярославского храма, представляет собой прямоугольное сооружение с четырьмя внутренними столбами, поддерживающими своды. Храм на высоком подклете, пятиглавый, с галереями и массивным крыльцом. Тяжелая квадратная колокольня, завершенная шатром, пристроена к основному объему храма. С более поздними культовыми сооружениями храм Михаила Архангела роднят крупные главы и барабаны, высокие окна, четырёхскатное покрытие над мелкими декоративными закомарами. Ярко-бордовая церковь очень богато декорирована. Обратите внимание на муравленые изразцы на фасадах крыльца — они являются одними из самых древних в Ярославле. В 18 веке интерьер церкви был расписан артелью ярославских художников во главе с известным мастером Фёдором Фёдоровым в несколько наивной манере, напоминающий народный лубок. После революции церковь Михаила Архангела была закрыта, возвращена Русской Православной Церкви в начале 90-х годов прошлого века, в настоящий момент является действующей. Храм Михаила Архангела носит статус гарнизонного. Михаил Архангел издавна считался небесным покровителем военных. В новое время храм получил статус гарнизонного в 1995 году, и с этого момента является центром активного сотрудничества Епархии и воинских подразделений города и области.

И, если мы с вами посмотрим на панораму Которосльной набережной, то помимо уже знакомого нам храма Михаила Архангела, увидим еще две церкви. Они образуют единый архитектурный ансамбль, красивый и гармоничный. Давайте же поближе рассмотрим их. Пойдемте, пожалуйста, дальше.

Итак, перед нами церковь Спаса на Городу. Это один из древнейших храмов в городе. Известно, что до масштабного пожара 1658 года здесь стояла деревянная церковь, которая тоже сгорела. Свое наименование на Городу Спасская церковь получила по ее местоположению — в Земляном городе, на границе с Рубленым. Неподалеку от храма начиналась городская рыночная площадь. На ней были устроены торговые ряды, постоялые избы, харчевные дворы, амбары и кузницы. До генеральной перестройки Ярославля по регулярному плану конца 18 века это было одно из важнейших мест города. Ныне существующая каменная церковь Спаса на Городу построена на средства прихожан в 1672 году. Храм крестово-купольный, четырехстолпный, пятиглавый, без подклета (последнее и отличает его от храма Михаила Архангела). Для церкви характерны большие главы на высоких барабанах, практически равные по высоте основному зданию. Из-за пристроенных к четверику объемов храм Спаса на Городу выглядит ассиметричным, монохромным — белый цвет стен и зеленый цвет куполов, скромным по декору. Но это не лишает его прелести. Пожалуй, Спасский храм — один из ярких примеров классической ярославской церкви второй половины 17 века, зрелого, уверенного стиля. К тому же, в настоящее время расположение церкви Спаса на Городу довольно выгодно. Согласитесь, практически со всех точек храм смотрится, как на ладони. Стенопись церкви Спаса на Городу была создана в 1693 году большой артелью ярославских и костромских мастеров. Также как и храм Михаила Архангела, церковь Спаса на Городу была закрыта в конце 20-х годов прошлого века, богослужения возобновились в 2003 году. Сейчас церковь действующая.

Как мы уже с вами говорили, церковь Спаса на Городу стоит у самой границы Кремля — Рубленого города, на пологом спуске к низкому берегу Которосли. А на высоком холме через часть Медведицкого оврага, где ныне располагается стадион «Спартаковец», на территории бывшего Ярославского Кремля расположен еще один храм 17 века. Давайте подойдем к нему поближе.

Перед нами церковь Никола Рубленый город. По преданию, деревянный Никольский храм был построен на берегу Которосли в Рубленом городе еще князем Ярославом Мудрым. Что еще раз подтверждает, что все ярославские храмы 17 века строились на месте деревянных церквей. Дошедшая до нас церковь Николы Рубленого была построена в 1695 году на средства посадских людей — судостроителей. В названии храма, как мы видим, сохранилось воспоминание о Ярославском Кремле — Рубленом городе. Посвящение же Николе — Николаю Чудотворцу объясняется тем, что этот почитаемый святой был покровителем всех, кто связан с водой и торговлей. Николай Угодник считался верным помощником во всякой беде, был спасителем во время бедствий на воде, защитником путешественников, а также покровительствовал купечеству. Недалеко отсюда была лодочная пристань, посадский люд занимался судостроительством. И вполне возможно, что жители посада молились Николаю Чудотворцу, чтобы их суда были непотопляемыми, а торговля — успешной. А теперь давайте немного поговорим об архитектуре церкви Николы Рубленого. Главное ее отличие от уже виденных нами церквей Михаила Архангела и Спаса на Городу в том, что этот храм бесстолпный, с единым сомкнутым сводом и декоративным глухим пятиглавием. Это новый для Ярославля храм «корабельного» типа с трапезной. Три основных объема — собственно храм, трапезная, колокольня — объединены в единую архитектурную композицию. Побеленные стены церкви Николы Рубленого практически совсем лишены декора. Но скромная шатровая колокольня, открытое крыльцо на восьмигранных столбиках под двускатной крышей, миниатюрные зеленые главки-луковички на тонких шейках-барабанах создают впечатление провинциальной очаровательности. Храм пострадал в 1918 году во время белогвардейского мятежа, а вскоре был закрыт. С 1980 года в церкви находится реставрационный отдел Ярославского художественного музея.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Храм Никола Рубленый город напоминает нам о существовании здесь Ярославского Кремля — Рубленого города, который не сохранился. Что же представлял из себя Ярославский Кремль, какие постройки в нём располагались и почему он не дошёл до наших дней, какова ранняя история Ярославля, мы с вами узнаем, прогулявшись по территории бывшего Ярославского Кремля.

Итак, перед нами кафедральный собор Ярославля — Успенский собор. Главный ярославский храм во имя Успения Богоматери был заложен ростовским князем Константином Всеволодовичем в 1215 году. Это была первая каменная постройка древнего Ярославля. После опустошительного пожара 1501 года собор был восстановлен в 1501–1504 годах. При расчистке фундамента от завалов произошло знаменательное событие — были обнаружены нетленные мощи святых князей-братьев Василия и Константина Всеволодовичей. В третий раз Успенский собор на Стрелке был построен в 1646 году. На этот раз он был возведен не на месте прежнего, разобранного, а немного в стороне. В 17 веке Успенский собор перестраивался еще раз. Так, он сильно пострадал при пожаре 1658 года и был заново отстроен к началу 1660-х годов. Успенский собор 17 века был единственным шестистолпным храмом Ярославля. Это был монументальный пятиглавый храм. Позднее Успенский собор неоднократно подвергался перестройкам и переделкам. В 19 веке вместо старой шатровой колокольни была возведена новая четырехъярусная высотой 55 метров. Как выглядел Успенский собор к началу 20 века можно увидеть на этой фотографии. После революции главный ярославский храм был закрыт, а в 1937 году уничтожен.

Идея о восстановлении Успенского собора на Стрелке впервые появилась в середине 90-х годов прошлого века. Перед строительством храма на Стрелке были произведены археологические раскопки, в ходе которых было найдено множество уникальных находок, позволивших уточнить ряд эпизодов в истории Ярославля. Восстановление собора стало возможным благодаря главе московской строительной корпорации «ВИТ», меценату Виктору Ивановичу Тырышкину. Именно на его средства были произведены все работы. Новый Успенский собор начали строить в 2006 году, освящение храма состоялось 12 сентября 2010 года в рамках торжественных мероприятий, посвященных 1000-летию Ярославля. Собор построен по проекту московского архитектора Алексея Денисова. Это совершенно новый храм, не повторяющий древние формы первоначального собора. Он значительно превышает размеры уничтоженного храма 17 века, выстроен не в ярославской традиции. Площадь храма составляет около 2000 кв.м, вместимость — более 4000 человек, он является архитектурной доминантой исторической части Ярославля. Интересно, что для покрытия куполов собора были использованы новые технологии — нитрит титана вместо золота. Обратите, пожалуйста, внимание на богатые изразцы, похожие на яркий цветочный ковер. Они стилизованы под 17 век. Очень красива композиция «Успение Богоматери» над главным входом. Примечательно, что изразцы сделаны в мастерской Евгения Тарабина, ярославского реставратора-керамиста. Главные святыни Успенского собора — мощи святых благоверных князей Феодора и его сыновей Давида и Константина, а также частицы мощей святых благоверных князей Василия и Константина. Сегодня Успенский кафедральный собор является центром православной жизни Ярославля. Теперь здесь проходят архиерейские службы в главные религиозные праздники. Сюда привозят православные святыни и чудотворные иконы.

Первоначально проектом предусматривалось восстановление колокольни. Вот так мог бы выглядеть храмовый комплекс после завершения всех работ. Но пока не решен вопрос с колокольней, при Успенском соборе действует временная звонница. В августе 2009 года из московского Свято-Данилова монастыря в Ярославль вернули 5 колоколов, вывезенных в Москву ещё в советское время из закрытых ярославских храмов. Эти колокола сразу были установлены возле строящегося собора на специальные металлические конструкции. Летом 2010 года на тутаевском заводе Николая Шувалова был отлит еще один колокол — колокол 1000-летия весом около 16 тонн.

В память о разрушенном Успенском соборе, еще до его восстановления, в современное время была установлена скульптурная композиция «Троица». С этим памятником мы с вами познакомимся дальше.

Скульптурная композиция «Троица» была создана в 1995 году по проекту архитектора И. Б. Трейвуса в соавторстве с художником Н. А. Мухиным, при участии Е. В. Пасхиной. Данная композиция отсылает нас к иконе Андрея Рублева и выглядит довольно смелой попыткой соединить черты древнерусского искусства и современного воплощения. Действительно, скульптура в свое время вызвала множество довольно неоднозначных откликов. Хотя бы потому, что в православии не приняты объемные изображения святых. Но открытие памятника благословил сам патриарх Алексий II, он был освящен и через некоторое время стал одним из привычных символов города. Ещё один современный памятный знак, напоминающий об основании города, мы увидим с вами дальше. Пойдемте, пожалуйста.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Перед вами Памятный камень в честь основания Ярославля. Мемориальная табличка на нем гласит: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль». Этот знак был установлен в 1985 году в честь празднования 975-летия Ярославля. Дата и место основания Ярославля условны. Однако именно 1010 год признан официальной датой основания Ярославля. Это связано с княжением в этот период Ярослава Мудрого в Ростове Великом. Также массовые археологические раскопки, произведенные на Стрелке уже в новом веке, подтвердили, что Ярославль был основан не ранее 11 века. Впервые в летописи наш город упомянут в 1071 году в связи с так называемым восстанием волхвов — языческих предводителей, которые пришли в земли ростовские с призывом протестовать против княжеской власти.

А мы с вами переходим к смотровой площадке на Стрелке, где полюбуемся прекрасными видами и узнаем об истории Ярославля более подробно.

Итак, мы с вами находимся на Стрелке — месте слияния двух рек: Волги и Которосли, которая берет свое начало от озера Неро в Ростове Великом. Именно такое удачное расположение: слияние двух рек, высокие от природы берега, по всей вероятности предопределили возникновение здесь города.

Как мы уже говорили, наш город был основан князем Ярославом Мудрым. Ярослав — сын Владимира Крестителя, родился в 978 году, 9 лет от роду был посажен на княжение в город Ростов. Об основании Ярославля мы знаем из легенды, которую записал ярославский архиепископ Самуил Миславский в своем «Сказании о построении града Ярославля» (1781 год). Согласно легенде, недалеко от Ростова в дремучих лесах было мерянское селище Медвежий угол. Его жители были язычниками, поклонялись божеству Велесу, а еще грабили проходившие по Волге торговые суда. Ярослав, проплывавший мимо, решил усмирить разбойников и даже предложил им креститься. Язычники креститься отказались, но пообещали вести себя смирно и даже платить князю дань. Однако когда Ярослав во второй раз приехал в мерянское селище, язычники выпустили на него «лютого зверя». Вероятно, это был медведь, так как он был тотемным, священным для мерян зверем. Ярослав не испугался грозного медведя, зарубил его секирою, тем самым показал свою силу и покорил языческое племя. На этом месте он повелел основать город и населить его христианами. Эта легенда нашла отражение в гербе Ярославля — медведь с секирой.

В 1218 году ростовский князь Константин, заложивший в Ярославле 2 первые каменные постройки — Успенский и Спасо-Преображенский соборы, раздал своим сыновьям уделы. Ярославль достался Всеволоду. Так, в 1218 году Ярославль стал самостоятельным удельным княжеством. Давайте попробуем представить, как мог выглядеть Рубленый город — Ярославский Кремль. На высоком мысу была деревянная крепость с башнями, внутри на мощеной бревнами центральной площади располагался Успенский собор и княжий терем, а также избы дружины и челяди. Подступы к городу охраняли 2 монастыря: Спасо-Преображенский, где сейчас располагается Ярославский музей-заповедник, и Петровский (он не сохранился). Рубленый город неоднократно горел, отстраивался вновь. Однако сильнейший пожар 1658 года навсегда уничтожил Ярославский Кремль. Более его не восстанавливали, так как больше не было необходимости в укреплении Рубленого города, который давно перерос размеры первоначального Кремля.

За свою историю Ярославль пережил немало событий — как радостных, так и печальных. Например, один из самых тяжелых периодов для Руси — период татаро-монгольского ига. Так, в 1238 году Ярославль был взят татаро-монголами, разорен и сожжен, практически полностью уничтожен. Но, и восстановившись, город неоднократно подвергался жестоким набегам. Посмотрите, пожалуйста, на небольшую белую церковь, находящуюся на возвышении, за рекой Которослью. Это церковь Параскевы Пятницы 17 века. А возвышение называется Тугова гора. Тугова — от слова «тужить», «печалиться». Это место связано с легендарной битвой на Туговой горе 1257 года. Тогда, во времена ига все население было обложено данью. Помимо сбора дани, захватчики устраивали и перепись населения. Однажды ярославцы не захотели подчиниться и изгнали переписчиков. Тогда, по преданию, на Ярославль были направлены ордынские карательные отряды. Князь Константин Всеволодович собрал дружину и вышел навстречу вражескому войску. Завязалась жестокая битва. Князь и многие ярославцы полегли тогда в неравном бою, и долго еще над горой стоял горький плач по погибшим.

На период татаро-монгольского ига приходится время правления в Ярославле князя Федора Черного, уникального человека, которому удалось побывать и русским князем, и «ордынским ханом». Он получил Ярославль в 1260 году в качестве приданого, когда женился на Марии, дочери ярославского князя Василия (кстати, возможно, он погиб именно в битве на Туговой горе). Но ярославцы долго не желали признавать Федора своим правителем. Зато Федор был желанным гостем в Орде, участвовал вместе с войсками хана в боевых походах. После смерти своей первой жены и сына Федор Черный женился на дочери хана, вернулся вместе с новой женой и детьми в Ярославль. Вместе они внесли весомый вклад в развитие Ярославля, строили храмы, а добрые отношения с Ордой помогли городу избежать разорительных набегов и расправ. Князь Федор Черный и его сыновья Давид и Константин впоследствии были причислены к лику святых, а на иконах изображаются всегда вместе.

Еще одно напоминание о 13 веке — слобода Коровники, панораму которой мы можем видеть на противоположном берегу. Коровницкая слобода — одна из древнейших слобод. Она возникла во второй половине 13 века в устье реки Которосли на ее правом берегу. Свое название слобода получила по основному занятию жителей — разведению крупного рогатого скота. Также жители слободы занимались кожевенным ремеслом, рыбной ловлей, гончарными промыслами, делали кирпич и изразцы.

Но, пожалуй, самое главное достояние слободы Коровники — это ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Владимирской Богоматери с колокольней. Красивый, удивительно гармоничный комплекс, рассчитанный как раз на восприятие с воды. Именно церковь Иоанна Златоуста стала эталоном симметричных храмов. Кроме того, с нее начинается новый этап в ярославском зодчестве, связанный с отказом от подклетов, ранее служивших для складирования купеческих товаров. Отныне приходы конкурируют друг с другом в высоте барабанов и величине луковичных глав, которые постепенно начинают превосходить высотой сам четверик. Также этот этап характеризуется богатейшим декоративным убранством. Храмовый ансамбль в Коровниках был построен по заказу богатых посадских людей братьев Федора и Ивана Неждановских. Первой была построена церковь Иоанна Златоуста — в 1649–1654 годах. Храм — крестово-купольный, четырехстолпный. Он выстроен без подклета, на фундаменте — это новая тенденция в ярославском зодчестве. Отличительная особенность — мощное пятиглавие. Ведь для того, чтобы из-за отсутствия подклета не лишиться высоты здания, зодчие добавили высоту барабанов и, собственно, глав. Боковые приделы тесно прижаты к общему объему храма, по бокам пристроены 3 крыльца. Вообще, как вы можете видеть, это очень симметричный, гармоничный храм. Даже зимняя Владимирская церковь 1669 года была построена для симметрии. Посмотрите, пожалуйста, внешне она очень похожа на церковь Иоанна Златоуста — такой же высоты, пятиглавая. А, между тем, внутри она — маленькая, перекрыта на уровне алтаря, внешнее завершение — декоративное, так сказать, для красоты. И, опять же, для симметрии, чтобы придать этому и без того идеальному, пропорциональному комплексу логическое завершение между двумя храмами строится колокольня. Колокольня вынесена за пределы храма, отдельно стоящая. И, кстати, самая тонкая из всех ярославских колоколен. Так называемая «ярославская свеча». Храмовый комплекс удивительно красив. Церкви богато украшены изразцами, особенно эффектно выглядят наличники. В настоящий момент храмовый комплекс в Коровниках принадлежит старообрядцам. Силуэт храма Иоана Златоуста отображен на эмблеме Фрунзенского района.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Фрунзенский район — один из районов города Ярославля. Как и другие современные районы города, он возник на основе торгово-ремесленных слобод, в частности, слободы Коровники. Сегодня Фрунзенский район — один из самых перспективных, активно развивающихся. Здесь ведется высотное строительство, строятся жилые комплексы и торговые центры. Здесь же находится Московский железнодорожный вокзал, Автовокзал. Среди предприятий можно отметить такие, как Пивоваренная компания «Балтика», Ярославский электровозоремонтный завод имени Бещева, Ярославский радиозавод, Ярославский судостроительный завод. Работают иностранные производства: завод Японского концерна «Комацу», первый в России завод по производству металлоконструкций компании «АстронБилдингс» (Швеция), предприятие по производству готовых лекарственных форм японской группы компаний «Такеда» (филиал «Никомед»), фармацевтический завод компании «TEVA» (Израиль). Во Фрунзенском районе находится Ярославский речной порт — один из крупнейших на Волге. Как раз его краны вы можете видеть на горизонте.

В настоящее время большое внимание Правительство Ярославской области и мэрия города Ярославля уделяют не только развитию промышленности, но и благоустройству зон отдыха для горожан и гостей города. Вот перед вами замечательный пример благоустройства, наверное, одного из самых любимых городских парков Ярославля. Это нижний партер Стрелки. Когда-то на этом месте, на берегу Которосли располагались старенькие рыбацкие лачуги, это место считалось неблагополучным — здесь обитали зимогоры (так называли бродяг без определенного места жительства), пасся скот. Вот так раньше выглядел берег Которосли. В советское время (в 1956 году) была сделана насыпная дамба — своеобразное продолжение высокого берега Стрелки. Как мы видим, место было благоустроено: был устроен городской пляж, а в старом самолете работало кафе. В 1983 году на День города открыли торжественный каскад фонтанов, состоящий из 5 малых и 1 большой чаш. Посмотрите, пожалуйста, как интересно и красиво выглядел нижний партер. При входе на Стрелку была разбита большая клумба с изображением цветочного герба Ярославля. Причем, год на клумбе ежегодно менялся. Сейчас мы с вами видим 1009 год — столько лет прошло со времени основания Ярославля. Следующую реконструкцию Стрелка пережила накануне 1000-летия Ярославля. Тогда было произведено берегоукрепление, территория парка была расширена, проложены дополнительные дорожки, установлены парапеты, каскад фонтанов сменился новой группой фонтанов «Трио» — все это было сделано при поддержке компании «Газпром». Новый парк очень нравится туристам. Днем здесь звучит красивая музыка. А с наступлением темноты начинается светомузыкальное представление: подсвеченные разноцветными огоньками фонтаны танцуют под разные мелодии. Фонтаны работают в теплое время года ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Завершает панораму Стрелки еще один памятный знак, подаренный городу на юбилей. Это «Памятник 1000-летия Ярославля». Он был открыт 10 сентября 2010 года, авторы — скульптор А. Н. Ковальчук и архитектор М. Корси. Памятник представляет собой стелу высотой более 20 метров на постаменте, которая увенчана бронзовой скульптурой двуглавого орла. На самом постаменте размещены пять бронзовых фигур: князя-основателя города — Ярослава Мудрого, а также фигуры-образы самых главных в истории города персонажей: ярославны с младенцем, воина, священника и торговца. Также постамент украшают барельефы со сценами из исторического прошлого города.

Таким образом, как мы с вами убедились, Стрелка — и хорошая смотровая площадка, и привлекательное место для прогулок. Здесь можно увидеть и современное лицо города, и вспомнить о его славном историческом прошлом. Давайте и мы с вами снова обратимся к «золотому» веку Ярославля — 17 веку и посмотрим еще одну интересную постройку того времени. Пойдемте, пожалуйста, за мной.

Перед вами бывшие Митрополичьи палаты — редкий памятник гражданской архитектуры 17 века. Это одна из старейших гражданских построек в Ярославле, прекрасный образец древнерусской каменной архитектуры. Митрополичьи палаты были построены ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в качестве ярославской резиденции. В то время это была территория Рубленого города. Митрополичьи палаты были возведены около Успенского кафедрального собора и усадьбы воеводы, рядом поставили каменную церковь во имя святого Леонтия Ростовского (она не сохранилась). На подворье также находились деревянные кельи, хозяйственные постройки, со стороны Волги был разбит сад, вокруг усадьбы поставлена каменная ограда. Палаты были каменными, двухэтажными, с крыльцами, довольно сдержанным, но выразительным декором. Интерьер здания на втором этаже был разделен сенями на две половины. В одной из них находились личные покои митрополита, в другой — помещения для приемов, там же была одностолпная палата-трапезная. Помещения на первом этаже с кирпичными полами были использованы для хозяйственных нужд. Оба этажа имели сводчатое перекрытие, стены оштукатурены, а на втором этаже они были расписаны. Здание имело внутристенные лестницы, коридоры и каналы для горячего воздуха, обогревавшего верхние помещения. Интересно, что во время посещений Екатериной II Ярославля архиерейский дом являлся её резиденцией. За свою историю Митрополичьи палаты неоднократно переделывались, реставрировались. В 1977 году палаты переданы в пользование Ярославскому художественному музею. Тогда же здесь произошло удивительное событие. Во время ремонта здания сотрудники музея поднялись на чердак и обнаружили там иконы, лежавшие на полу перекрытия. 81 икону кто-то тщательно спрятал, а через 50 лет забвения они вернулись к людям. Все иконы удалось спасти. После окончания ремонтно-восстановительных работ в Митрополичьих палатах был открыт отдел древнерусской живописи.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

А мы с вами завершаем знакомство с территорией бывшего Ярославского Кремля, который занимал площадь, ограниченную Волгой, Которослью и Медведицким оврагом. Впереди нас ждет встреча с не менее интересными местами и памятниками. Пройдемте, пожалуйста, дальше.

Итак, перед нами монумент Славы — памятник в честь боевой и трудовой славы ярославцев в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Он представляет собой две рельефные гранитные стены и расположенный между ними Вечный огонь. Барельефы представляют собой обобщенные образы воина и женщины-труженицы, тех, кто внес неоценимый вклад в дело великой Победы. Это символ единства фронта и тыла. Есть еще одна интересная трактовка этой композиции: всмотритесь, эти два барельефа напоминают разорванную пополам семейную фотографию — как символ разлуки, изломанных судеб, как горечь потерь кровопролитной войны. Авторы монумента — архитектор Г. А. Захаров и скульптор Л. Е. Кербель. Монумент был открыт в 1968 году. А факел со священным пламенем был зажжен от Вечного огня на могиле Неизвестного солдата в Москве. Монумент Славы завершил начатое еще в последние годы войны благоустройство этой территории — места, где некогда размещался древний Ярославский Кремль. Тогда, в 1944 году, в ожидании возвращения бойцов с Победой ярославцы методом народной стройки провели благоустройство Волжской и Которосльной набережных, были высажены кусты и декоративные деревья, разбиты газоны.

Сегодня в Дни воинской славы к Вечному огню официальные делегации и общественность возлагают цветы в знак благодарности нашим предкам за мирное небо над головой. В теплое время года у монумента Славы несет вахту Пост № 1, и лучшие ученики ярославских школ несут Почётный наряд у Вечного огня. А еще с советских времен и по сей день существует трогательная традиция — в день бракосочетания сюда приезжают молодожены и также возлагают цветы к Вечному огню.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Стоит отметить, что в Ярославле не велось боевых действий. Это была прифронтовая зона. Но Ярославль неоднократно подвергался налетам немецкой авиации. Усиленной бомбардировке подвергались промышленная зона и железные дороги, горела деревянная жилая застройка. В июле 1943 года был полностью разрушен Ярославский шинный завод, но уже в конце сентября силами рабочих его восстановили. Первоочередной задачей нашего города было надежное обеспечение тыла. Так, на благо фронта трудились все ярославские предприятия, с первых месяцев войны перешедшие на выпуск военной продукции. Ярославский автомобильный завод выпускал тягачи, снаряды и мины, знаменитый пистолет-пулемет Шпагина — ППШ. Ярославский шинный завод поставлял шины для танковых и авиационных полков, а Судостроительный завод — боевые катера и суда. Завод «Красный маяк» изготавливал снаряды и авиабомбы. Ярославский ликероводочный завод производил «коктейли Молотова». Немало наших земляков принимали непосредственное участие в сражениях. В Ярославле была сформирована 234-я коммунистическая дивизия, состоящая из ярославцев-добровольцев. Она влилась в ряды действующей армии и прошла в течение войны боевой путь от Волги до Эльбы. За годы войны Ярославль принял многочисленных раненых, беженцев и эвакуированных, в том числе 162 эшелона из блокадного Ленинграда. Ярославль называли городом-госпиталем. А на базе эвакуированного из Минска медицинского института был образован Ярославский медицинский институт. Сейчас это Ярославский медицинский университет — один из ведущих вузов города. Он расположен в этом нарядном желтом здании с балконом, построенном в 18 веке.

Ранее в этом здании находилась Мужская гимназия, в стенах которой учились многие ярославцы, некоторые из них — известные люди. Например, здесь получил образование наш земляк Леонид Витальевич Собинов — классик и выдающийся русский оперный певец. Леонид Витальевич родился в Ярославле в семье торгового служащего. Поступив в Ярославскую мужскую гимназию, начал учиться пению. Но поначалу Собинов не проявлял сколько-нибудь заметной одаренности. Лишь к 17 годам детский голос сменился тенором «альтино» необычайно красивого тембра. С этим было связано первое успешное выступление, когда на благотворительном гимназическом вечере Леонид Собинов заменил заболевшего товарища и исполнил сольную партию — фрагменты оперы Вильбоа «Наташа, или Волжские разбойники». Позднее Леонид Собинов обучался на юридическом факультете Московского университета и в Музыкально-драматическом училище. В 1897 году Собинов стал солистом Большого театра. Леонида Витальевича называют величайшим тенором своего поколения. Он исполнял партии в таких операх, как «Евгений Онегин» (непревзойденный Ленский), «Снегурочка» (Берендей), «Русалка» и многих других. Собинова знали не только в России, но и за рубежом. Он с блеском солировал в миланском театре «Ла Скала», где пел партии из традиционного итальянского репертуара, выступал в Монте-Карло, Мадриде, Лондоне, Берлине, Париже, много ездил по России. Костюмы Собинова были сделаны по рисункам лучших художников того времени. А каждое его выступление было грандиозным событием в каждом городе любой страны. Не случайно с именем Собинова связано мировое признание русского оперного искусства. Ярославцы чтят память своего земляка. Имя Леонида Витальевича Собинова носят улица, концертный зал, музыкальное училище, школа искусств. В доме, где он жил, открыт мемориальный музей. Регулярно в Ярославле проходит фестиваль оперного искусства имени Л. В. Собинова.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Как мы видим, Ярославль — город умных, талантливых и образованных людей. Начало высшему образованию в городе Ярославле положил Павел Григорьевич Демидов. Он происходил из известной династии Демидовых. Был потомком Никиты Демидова — основателя прославленной династии, промышленника, тульского оружейника. Приходился внуком Акинфию Демидову — основателю горнозаводской промышленности на Урале и в Сибири. Сам Павел Григорьевич Демидов был ученым-натуралистом, действительным статским советником, известным меценатом. Именно на его пожертвования в 1803 году было открыто Высших наук училище, позднее ставшее Демидовским лицеем, а теперь Ярославским государственным университетом имени Павла Григорьевича Демидова. Имя Демидова носит и этот замечательный сквер, куда мы с вами и направляемся.

В 19 веке на этом месте была пустынная Плацпарадная площадь. В 1885 году Иван Александрович Вахрамеев, городской голова, предприниматель, историк и коллекционер, на собственные средства устроил здесь сквер, названный по его имени Вахрамеевским. За время службы Вахрамеева на должности городского главы Ярославль был значительно благоустроен: сооружен водопровод, проведен трамвай, устроено электроосвещение, вымощены улицы. Сейчас вы можете видеть главный усадебный дом Вахрамеева — двухэтажный, ярко-красный особняк. Он был построен в конце 18 века и неоднократно менял владельцев. В настоящее время здесь размещается Духовная семинария Ярославской Епархии.

Центром Вахрамеевского (а ныне — Демидовского) сквера был Демидовский столп — памятник Павлу Григорьевичу Демидову. Давайте посмотрим на табличку: «Построен — 1829 год. Разрушен — 1931 год. Восстановлен — 2005 год». Действительно, у этого памятного знака непростая судьба. Демидовский столп был построен в 1829 году на добровольные пожертвования горожан. После революции новые власти в борьбе с монархическими пережитками сняли с колонны двуглавого орла. А в 1931 году и вовсе решили переплавить бронзовую стелу — советским заводам нужен был металл. Правда, к разочарованию городских властей колонна внутри оказалась полой, бронзовой была лишь оболочка. Демидовский столп был восстановлен на прежнем месте в 2005 году по инициативе Музея истории города Ярославля и при поддержке мэра Виктора Владимировича Волончунаса по первоначальным чертежам и эскизам. Демидовский столп представляет собой бронзовую колонну на гранитном пьедестале с двуглавым орлом наверху.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Демидовский сквер всегда был одним из любимых мест отдыха горожан. Здесь были аллеи и дорожки, в центре работал фонтан. И по изменению его облика можно судить о вкусах и предпочтениях того или иного времени. Посмотрите, пожалуйста, на фотографии. Сначала фонтан был украшен фигурой аиста. В советское время здесь был Буратино. После — сфера с шипами, за что в народе его прозвали «Ёжик». Потом — чаши, неплохая стилизация под 19 век, на мой взгляд, очень подходящая старинному скверу. Совсем недавно, в 2017 году произошла очередная реконструкция Демидовского сквера. Так, появились новые цветники, кустарники и тропинки, уютные уголки отдыха с лавочками и бесплатным wi-fi, уникальная система освещения дорожек и зеленых насаждений. А также новый фонтан, выполненный по типовому проекту, с подсветкой струй в вечернее время.

Как мы видим, Демидовский сквер — это сосредоточие разных эпох, здесь есть место и славному прошлому, и модному настоящему. И, конечно же, не обойден вниманием период советской власти.

Посмотрите, пожалуйста, на эту гранитную стелу — это «Памятник борцам за Советскую власть». В июле 1918 года в Ярославле произошел белогвардейский мятеж, или как сейчас трактуют это событие — первое народное выступление против советской власти. Организаторами восстания стало местное отделение Союза защиты родины и свободы — антибольшевистской организации. Руководил мятежом полковник Александр Петрович Перхуров при поддержке белых офицеров. Восстание длилось с 6 по 21 июля, было подавлено силами Красной Армии. На этом месте были похоронены 6 советских деятелей, убитых в ходе восстания. Первый памятник появился в первую же годовщину июльского мятежа. В 1958 году, на 40-ю годовщину белогвардейского восстания по проекту архитекторов М. Ф. Егоренкова и А. К. Козловой был установлен четырехгранный обелиск из черного гранита, увенчанный звездой в лавровом венке. Рядом расположена плита, где перечислены имена погибших.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Ну, а мы с вами направляемся в самое значимое, важное место нашего города, сердце Ярославля — на Советскую площадь.

Итак, перед нами Советская площадь — главная площадь Ярославля, его административный центр. А все здания, обрамляющие центральную городскую площадь, во все времена были призваны служить своеобразной оправой, фоном прелестной ярославской жемчужине — храму Ильи Пророка. Наверное, это самый известный храм в городе, его визитная карточка. Но и еще один из самых красивых храмов 17 века — «золотого» века Ярославля.

Церковь Ильи Пророка была построена в 1647–1650 годах. До строительства каменного храма здесь были две деревянные церкви — Ильинская и Покровская. Заказчиками выступали богатые и именитые ярославские купцы братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Они занимались торговлей пушниной, а также церковной утварью, жемчугом. Скрипины являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора, свои товары продавали в России и в Западной Европе. Они были не только очень богаты, но и знали толк в антиквариате и искусстве. Поэтому, обладая безупречным вкусом, для строительства своего храма выбирали только самое лучшее, самое дорогое. В городе купцы пользовались большим авторитетом, а Иоанникий Скрипин даже был земским старостой, и ему был пожалован высокий чин государева гостя. К сожалению, род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках богатейших ярославских купцов. Но осталось, пожалуй, одно из главных наследий богатых братьев — это построенный ими храм Ильи Пророка, который по праву считается настоящей жемчужиной ярославского храмового зодчества 17 века. Примечательно, что Ильинская церковь — практически единственная, которая дошла до нашего времени без переделок. Это «золотая середина» 17 века, стиля, ярославской школы. Самый гармоничный храм. Совершенный в своей асимметричности. Храм — сказка, похожий на Изумрудный город. Или, точнее сказать, на легендарный и таинственный древнерусский град Китеж.

Итак, храм Ильи Пророка — крестово-купольный. Он относится к традиционному соборному типу храмов. Церковь большая, четырехстолпная, увенчанная пятью главами на световых барабанах, на высоком подклете. Подклет в ярославских храмах первой половины 17 века служил еще и утилитарной цели: в нем купцы хранили свои товары и устраивали семейные усыпальницы. К основному объему храма пристроены дополнительные объемы, тоже довольно большие. Это: закрытые двухъярусные галереи, 2 домообразных крыльца, а также восьмигранная шатровая колокольня, чуть выступающая за пределы основной композиции. Ее уравновешивает шатровый Ризоположенский придел (пристроен позднее, когда церковь уже была возведена). Его построили специально для ценной святыни — частицы Ризы Господней, которая была пожалована Скрипиным царем Алексеем Михайловичем. Кроме того, в сложный ансамбль храма входит теплая церковь во имя Покрова Богородицы, придел новгородского чудотворца Варлаама Хутынского. А также украшенный кокошниками придел во имя мучеников Гурия, Самона и Авива — они были покровителями купеческого семейства. Примечательно, что в этом приделе была домовая церковь Скрипиных, а под ним захоронена вся их семья — уникальный случай, когда старинная усыпальница сохранилась до нашего времени. Первоначально храм был краснокирпичным и расписанным, позднее — побеленным. В декоре использован тесаный кирпич, количество элементов декора увеличивается по сравнению с первыми посадскими храмами, которые мы с вами еще увидим. При этом основной объем — практически гладкий. Зато декором изобилуют все выступающие части: галереи, крыльца — они все резные, украшены профилированными ширинками со вставками из белого резного раскрашенного камня (это, кстати, впервые встречается в Ярославле). Окна имеют наличники. Каждый фасад храма имеет индивидуальный облик.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Росписи в храме сделаны по заказу вдовы Вонифатия Скрипина Улиты Макарьевны в 1680 году. Для этих работ были приглашены самые лучшие мастера во главе с костромским мастером Гурием Никитиным, самым дорогим художником того времени. Росписи и сейчас создают впечатление праздника своими яркими, живыми оттенками. Мастера использовали очень дорогие краски: красно-розовую киноварь, «голубцы», дающие лазоревый цвет, охру, по оттенку схожую с золотом. Росписи детальны, многолюдны. Впервые в Ярославле росписи пишутся по мотивам западноевропейской иконографии — гравюрам лицевой библии Пискатора. Также впервые есть фреска, изображающая работу, — «Жатва». Фреска «Страшный суд» перенесена из основного объема храма в галерею, в ней грешниками выступают, в том числе и иноверцы. Характер росписей — поучительный, как нужно правильно жить. И, вместе с тем, позитивный, так, чаша весов на фреске «Страшный суд» перевешивает на сторону добра. Помимо монументальной живописи, храм Ильи Пророка был богато украшен большим количеством икон.

Нарядная ограда, без которой сегодня уже трудно представить храм Ильи Пророка, появилась намного позднее — в 19 веке, она украшена чудесными изразцами с диковинными птицами, животными и цветами. В настоящее время церковь находится в совместном ведении Епархии и Ярославского музея-заповедника. Ее интерьеры можно (и обязательно нужно!) осмотреть в теплое время года и при благоприятной погоде.

Но вернемся к Советской площади. Сейчас ансамбль этой площади считается одним из лучших архитектурных ансамблей Ярославля. Но так было не всегда. До конца 18 века Ярославль оставался типичным провинциальным городом с узкими и кривыми улицами, хаотичной застройкой, преимущественно деревянной. Вокруг церкви Ильи Пророка был неприглядный пустырь.

В 1777 году Ярославль становится центром наместничества и соответствующей ему губернии. Первым ярославским губернатором был Алексей Петрович Мельгунов — человек неординарный, умный, образованный. Приехав на новое место службы, Мельгунов объезжает все земли будущего ярославского наместничества, составляет описание экономических и природных ресурсов, территориальных границ, списки городов и карты уездов. За время пребывания на посту Мельгунов внес большой вклад в развитие Ярославля: при нем были открыты богадельня и больница, детский приют — Дом призрения ближнего и психиатрическая клиника. Также начала работу типография, выпускался первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец».

Но, наверное, одно из самых значимых событий — это план регулярной застройки Ярославля. Он был утвержден Екатериной II 19 марта 1778 года. К сожалению, автор плана остался не известным, им может быть губернский архитектор Левенгаген или архитектор Старов. А, возможно, они оба. По новому регулярному плану назначалось 86 улиц. Большинство улиц пролегали по местам уже существующих, лишь расширяя или спрямляя их. Примечательно, что для нового регулярного плана было характерно бережное отношение к многочисленным храмам города, их постарались наиболее выгодно вписать в новый проект. Центральной была выбрана Советская площадь, тогда она носила имя Ильинской, по названию располагавшегося здесь храма — церкви Ильи Пророка. Именно Ильинский храм и был выбран центром всей композиции. План также включал старинные храмы и башни 17 века в качестве опорных точек композиции. От центральной Ильинской площади лучами отходили улицы, каждая из которых заканчивалась храмом или башней и упиралась в площадь. Интересно, что такая планировка сохранилась и сейчас. Давайте вместе в этом убедимся.

Итак, в одну сторону от Ильинской площади отходила длинная и узкая Плацпарадная площадь, по бывшей территории которой мы с вами недавно шли. Сейчас она называется площадью Челюскинцев. Она выходила к Успенскому собору и заканчивалась, соответственно, Соборной площадью.

Далее от центральной площади отходила улица-луч — улица Рождественская (ныне — улица Нахимсона). Она выходила к Угличской башне Спасо-Преображенского монастыря (ее вы сейчас можете хорошо видеть). Заканчивалась, соответственно, площадью Рождественской (сейчас — Богоявленской) с Богоявленской церковью.

Затем шла улица-луч Угличская (сейчас — улица Кирова). Она вела к Знаменской башне с церковью Знамения. И заканчивалась Власьевской площадью с несохранившимися храмами Власьевского прихода. Сейчас это площадь Волкова, а до середины 19 века площадь делилась на две части: Власьевскую и Театральную.

И, наконец, улица Пробойная, а ныне — Советская. Она выходила к Семеновской башне и церкви Семеона Столпника, заканчивалась Семеновской площадью. К сожалению, старинные постройки были утрачены, а вот площадь сохранилась, сегодня она носит название Красной.

Регулярным планом также был сформирован ансамбль Ильинской площади. Ее обрамляли 2 трехэтажных здания губернских присутственных мест. Они были построены по проекту архитектора Левенгагена в стиле раннего русского классицизма. Между симметричными корпусами присутственных мест, напротив церкви Ильи Пророка, располагался Дворец наместника. Правда, Дворец наместника просуществовал не долго, вскоре начал разрушаться, и при императоре Павле I его разобрали на кирпич для казарм. Некоторое время здесь стояло небольшое здание полицейского управления. В 1820 году по проекту архитектора Петра Яковлевича Панькова это место был застроено комплексом зданий Мытного рынка. Посмотрите, пожалуйста, на эту уникальную фотографию, сделанную с высоты птичьего полета, — так выглядела некогда Ильинская площадь с несохранившимся до наших дней Мытным рынком. В 1981 году на месте Мытного рынка было построено здание в стиле конструктивизма для администрации города — Обкома КПСС. Как ни странно, оно довольно гармонично вписалось в ансамбль Советской площади. Сейчас здесь также располагается Правительство Ярославской области.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Таким образом, ансамбль Советской площади считается одним из лучших в русском градостроительстве, а храм Ильи Пророка, безусловно, один из наиболее интересных памятников 17 века в Ярославле. Но не менее яркий след в истории города оставили и люди. Например, Ярославль тесно связан с именем Федора Волкова — основателя первого русского национального театра.

Обратите, пожалуйста, внимание на желтое четырехэтажное здание с балконом. Это дом, где жил Федор Волков. Правда, от первоначального дома остался лишь первый, самый нижний этаж, частично ушедший под землю. Остальное — более поздние надстройки.

Федор Волков родился в Костроме в 1729 году. Затем его овдовевшая мать повторно вышла замуж за ярославского купца Федора Полушкина, владевшего серо-купоросными заводами, и переехала в Ярославль. Таким образом, Волков воспитывался в богатой купеческой семье, получил хорошее образование, в совершенстве знал немецкий язык. Отчим желал видеть Федора продолжателем своего дела, и Волков даже учился в Москве и Санкт-Петербурге на промышленника, но в итоге вернулся в Ярославль. С семейным делом отношения у него не сложилось, победила тяга к театральному искусству. В детстве в его доме устраивались детские представления, он многократно бывал на ярмарочных выступлениях. Будучи в Москве и Санкт-Петербурге, также с большим удовольствием посещал представления. Поэтому, вернувшись в родной город, Волков собрал вокруг себя труппу единомышленников и начал устраивать представления. Первые лицедейства проходили в доме отчима, актеров также приглашали на домашние спектакли. Однако была необходимость в специально оборудованном зале. Для здания театра Волков решил использовать кожевенный амбар своего отчима, купца Полушкина. Труппа Волкова состояла из различных актеров: среди них были люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, посадские люди. Волков сам делал декорации, в том числе подвижные. В этом ему помогали знания по химии, физике, механике. 29 июня 1750 года в торжественной обстановке состоялось первое представление — драма «Эсфирь». Театр вмешал до 1000 зрителей. В нем были специальные места для сидения, декорации, музыкальное сопровождение, а на актерах были надеты нарядные костюмы. На представление пускали за плату, правда, весьма символическую. Таким образом, это был фактически уже не любительский, не домашний, не иностранный, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий. Это был первый русский национальный театр. При этом театр был общедоступным. Волков горячо отстаивал самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской театральной игры, создавал новые театральные формы. Вскоре труппа Волкова была приглашена в Санкт-Петербург, где он был назначен «первым русским актером», а затем и директором «Русского для представлений трагедий и комедий театра». Волков являлся постановщиком грандиозного маскарада «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II, которая покровительствовала людям искусства. К сожалению, именно в ходе этого действа Федор Волков простудился и вскоре умер.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Недалеко от дома, где жил Федор Волков, сохранился храм 17 века, прихожанами которого были Волков и его семья. Давайте поближе осмотрим его.

Перед вами церковь Николы Надеина. Она была построена в 1620–1621 годах на месте деревянной церкви Благовещения. Существует предание, согласно которому при строительстве каменного храма к берегу Волги прибило икону Николая Чудотворца — как раз около этого места. Как мы с вами помним, святитель Николай — защитник не только мореплавателей, но и торговых людей. Возможно, именно поэтому заказчик храма и решил освятить церковь во имя Николая Чудотворца. Еще один интересный момент — это, пожалуй, единственная церковь, в названии которой отражено имя, а точнее, прозвище заказчика. Что же это был за человек? Заказчика Никольской церкви звали Епифаний Андреевич Светешников, по прозвищу Надея. Это был крупный русский купец и промышленник первой половины 17 века, один из лидеров Ярославского посада времен Смуты, финансовый спонсор ополчения Минина и Пожарского. После окончания польско-литовской интервенции в числе восьми купцов получил от царя Михаила Федоровича Романова жалованную грамоту «на гостиное имя», то есть был государевым гостем. Также выступал торговым царским агентом: закупал для государева двора на свои средства предметы обихода, в частности заморские ткани на платье и сахар, получая затем из казны компенсацию. Надея Светешников занимался государственной добычей и выплавкой меди, пушниной, организовывал соляные промыслы, вел торговлю не только внутри страны, но и с иностранными государствами: Англией, Персией. Состояние его было огромно. А вот жизнь свою Надея Светешников закончил «на правеже» — был забит плетьми за невозвращенные царской казне долги. Но память о нем живет и поныне, тем более что имя его увековечено в названии храма. Причем, этот храм — уникальный. Это первый посадский каменный храм 17 века в Ярославле. Первый городской храм, который построил на свои деньги единолично торговый человек. В своем роде, это памятник победе над Смутой. Ведь во многом благодаря ярославским купцам, делавшим щедрые пожертвования на правое дело ополчения, наша страна преодолела хаос безвластия и интервенции. За это царь Михаил Романов предоставлял им щедрые льготы и преференции. В результате чего стало возможным дорогое по тем временам каменное строительство. И еще это своеобразный памятник самому храмоздателю — Надее Светешникову. Именно 17 век сформировал уникальную ярославскую школу храмовой архитектуры. И церковь Николы Надеина была в своем роде «пробой пера», первой ступенькой. Этот храм, за образец которого хотя и был взят Спасо-Преображенский собор 16 века, уже был началом эпохи нового зодчества.

К большому сожалению, церковь Николы Надеина дошла до нас в очень сильно измененном виде. Представить, каким был первый посадский храм 17 века можно, посмотрев на рисунок-реконструкцию Эллы Дмитриевны Добровольской (рис. 12). Строили его московские, костромские и ярославские мастера. Итак, это был крестово-купольный, асимметричный, довольно большой храм соборного типа. Четырехстолпный, пятиглавый, на высоком подклете, окруженный открытой двухъярусной галереей, с большим домообразным крыльцом. Впервые в ярославском зодчестве колокольня была в составе храма. На колокольне также были часы немецкой работы. О первоначальной деревянной церкви напоминал Благовещенский придел с маленькой главкой — это была домовая церковь Светешниковых, в его подклете и был захоронен Надея. Также были приделы во имя Михаила Малеина и Александра Свирского. Открытая галерея вскоре была заложена — и с этого момента начинается история ярославских храмов с такими вот просторными закрытыми галереями, внутри которых были каменные лавки. Храм неоднократно подвергался перестройкам, так, например, в 19 веке он лишился боковых глав, до наших дней дошел с одной шлемовидной главой. Декоративное убранство храма очень лаконично, аккуратно. Здесь нет избыточной роскоши, все в меру, но с достоинством. Если принять, что архитектура — это музыка, застывшая в камне, то храм Николы Надеина будет сдержанным, но торжественным гимном. В отделке использован тесаный кирпич, по кромке апсид и барабанов пущен поребрик — кирпич, поставленный на ребро. В качестве украшений использованы профилированные ширинки — заглубленные квадраты, арочки, на закомарах — полукруглых завершениях наружного участка стены видны круглые декоративные окошечки. Интересный момент: на восточном фасаде (где апсиды — алтарные объемы) виден катушечно-столбчатый пояс, опоясывающий храм по всему периметру. Это свидетельствует о том, что церковь строили московские мастера, такой же элемент декора есть на внутренней стороне Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря.

Что касается живописи, то и здесь храм Николы Надеина — в своем роде первый. И это единственный пример живописи начала 17 века. Церковь расписывали в 40-е годы 17 века. И живопись эта была эталонной. В артель входили москвичи, ярославцы, нижегородцы, костромичи. Впервые в этом храме фреска, изображающая «Страшный суд», выносится за пределы основного объема храма — на галерею. Одной из ярких достопримечательностей интерьера храма Николы Надеина можно назвать резной позолоченный иконостас в стиле елизаветинского барокко. Есть предположение, что иконостас создан по эскизам Федора Волкова, и сам актер со своей труппой принимал участие в его оформлении и написании икон. Иконостас действительно прекрасен, он похож на театральный занавес, богато декорирован, в том числе и объемными фигурами (рис. 13). В настоящее время храм Николы Надеина находится в ведении Ярославского музея-заповедника. С мая по октябрь можно осмотреть храмовые интерьеры, поверьте, они того стоят!

Как мы с вами видим, в настоящее время храм Николы Надеина скрыт жилой застройкой прошлого века, так сказать, «убран в музейный показ». Это было сделано, чтобы сохраненный памятник 17 века, как символ религии, не «искажал» вид набережной советского города. Позднее мы увидим, что так поступили с еще одним храмом. А когда-то панораму Волжской набережной формировали и многочисленные церкви, и гражданские здания. Одно из таких, наиболее ярких и красивых, мы сейчас с вами и увидим.

Итак, перед вами Губернаторский дом. Это очень красивый трехэтажный особняк желтого цвета в классическом стиле. Он был построен в 1819–1820 годах по проекту знаменитого губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова. Здание строили в качестве резиденции для губернатора А. М. Безобразова. И, начиная с него и до революции, здесь жили и работали все ярославские губернаторы. Это был целый архитектурный ансамбль: помимо главного дома в его состав входили 2 флигеля (которые не сохранились), ограда с воротами, конюшенный корпус. Напротив усадебного дома была устроена романтичная беседка-грот, вниз шел спуск к лодочной станции. Рядом с домом был разбит Губернаторский сад. В настоящее время в Губернаторском доме находится Ярославский художественный музей, в коллекции которого есть произведения известных художников: и классические полотна, и современная живопись. Также здесь устраиваются тематические выставки, раз в год проходит фестиваль современного искусства «Art non-stop». В теплое время года в Губернаторском саду работает экспозиция «Скульптура в пленэре». А еще в особо торжественных случаях проводятся губернаторские приемы и выездные торжественные бракосочетания.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

А теперь давайте немного прогуляемся по Волжской набережной, полюбуемся обрамляющими ее зданиями и волжской панорамой. Мы, ярославцы, очень любим и свой город, и величественную Волгу. Ее воспевали классики, ей посвящали картины и стихи. Когда я вижу волжскую панораму, всегда вспоминаю строки нашего земляка, классика русской поэзии Николая Алексеевича Некрасова: «О, Волга!.. Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?». Наверное, для каждого человека, рожденного и выросшего на волжских берегах, Волга всегда будет любимой и родной колыбелью.

А вы обратили внимание, какая у нас нарядная набережная? Но так было не всегда. До начала 19 века волжский берег был не благоустроенным. И, когда в Ярославль приехал император Александр I, он сразу же отметил печальное состояние волжского берега. Тогда по просьбе губернатора А. М. Безобразова из государственной казны были выделены средства на укрепление подмываемого волжскими разливами берега и устройство набережной. Основные работы начались в мае 1825 года по проекту архитектора Гермеса. Они велись на протяжении 10 лет. Согласно проекту выравнивались и покрывались дерном береговые откосы, нижняя часть которых укреплялась бутовым камнем. Для этого завозили землю с левого берега Волги и Нижнего острова. Бутовый камень в объеме 4 кубометров должно было доставлять бесплатно каждое торговое судно, которое проплывало через Ярославль. Некоторые из тех старинных камней мы и сейчас можем видеть на нижнем ярусе набережной. Вдоль набережной посадили липовую аллею. Также были сделаны спуски к берегу и мосты через эти овраги-спуски. В 1840 году ярославский предприниматель Николай Петрович Пастухов, владевший железоделательными заводами на Урале, на свои средства установил на набережной чугунную решетку. Ее, конечно, неоднократно подновляли, но рисунок и сейчас сохранился таким, каким был изначально. В 1940-х годах набережную заасфальтировали. В связи с пуском Рыбинской ГЭС и подъемом уровня воды сделали второй укрепленный ярус набережной. А в 2010 году, к 1000-летию Ярославля на набережной была проведена масштабная реконструкция. Были сделаны работы по берегоукреплению, положена плитка, установлены лавочки и фонари. А набережная получила дополнительный 3-й ярус со спусками к самой воде.

Обратите, пожалуйста, внимание на прелестную Волжскую беседку, украшающую этот живописный Волжский спуск. Беседка была построена в 1840 году. В народе ее называют Беседкой Любви, и это своеобразный романтический символ Ярославля. Все молодожены в день свадьбы обязательно приезжают сюда, чтобы сделать памятное фото на фоне неспешно несущей свои воды реки. Ведь Волга — как символ течения жизни — спокойной и долгой, она соединяет 2 берега города, как 2 любящих сердца.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

А мы с вами сейчас отправимся к еще одному храму 17 века, колокольню которого в народе ласково называют «невестушка».

Итак, перед вами церковь Рождества Христова. Она была построена в 1644 году на месте деревянной церкви. Заказчиками выступали братья Гурий и Анкиндин (Дружина) Назарьевы. Это были купцы, меценаты, одни из ведущих деятелей Смутного времени. Царь Михаил Федорович пожаловал братьям Назарьевым звание гостей. Торговые дела Гурьевых-Назарьевых имели широкую географию: Казань, Астрахань, Нижний Новгород, Сибирь, Бухара, индийские земли. Они специализировались на восточной торговле. В 1640 году братья Гурьевы основали на реке Яик рыбные икряные промыслы. Для охраны промыслов купцы построили деревянный острог «Гурьев», позднее ставший каменной крепостью и городом Гурьевым. Сейчас это территория Казахстана.

Церковь Рождества Христова, как и храм Николы Надеина дошла до нас в измененном виде. И она тоже убрана «в музейный показ» советской застройкой. О первоначальном замысле можно судить по иллюстрации-реконструкции Эллы Дмитриевны Добровольской (рис. 14). Церковь строилась длительное время, ее завершали уже сыновья Гурия Назарьева. По сути, это был семейный храм. И это одно из первых творений именно ярославских мастеров, храм также расписывали ярославцы. В то время, в начале 17 века уже началось своеобразное соперничество между купцами-заказчиками храмов. Каждый из них желал превзойти своего предшественника, построить храм еще более красивый, богатый, впечатляющий. И хотя Рождественская церковь напоминает уже виденный нами храм Николы Надеина, в ней есть свои неповторимые особенности. Итак, церковь Рождества Христова — крестово-купольная, соборного типа, большая. Четырехстолпный храм на высоком подклете, с домообразным крыльцом со ступенями, с открытой галереей (позднее она была заложена), с 3 несимметричными апсидами (так как изначально строился как двухапсидный). К основному объему храма пристроено много дополнительных объемов — приделов. Этот храм имеет довольно сложный архитектурный образ, он очень рукодельный, гармоничный в своей асимметричности. По преданию, первым был освящен теплый (зимний) придел Николая Чудотворца в нижнем ярусе храма. Мы с вами снова прослеживаем значимость культа святителя Николая в средневековом Ярославле. Что логично — купцы были людьми торговыми, были заинтересованы в покровительстве именно этого святого. Также есть придел в честь 7 эфесских мучеников. Казанский придел — четверик, завершенный главкой, украшенный самым красивым крестом в Ярославле — изящным, узорчатым, так называемым «процветшим». Перед нами уникальный образец высокого мастерства ярославских кузнецов и медников 18 века. Интересно, что Казанский придел был устроен в память о событиях Смутного времени: в 1609 году именно чтимая икона Казанской Богоматери помогла ярославцам выдержать осаду польско-литовских войск. Примечательно, что первоначально храм был пятиглавым, главы были покрыты разноцветной поливной черепицей. Опять же, если сравнивать с церковью Николы Надеина, легко прослеживается нарастание декора. В оформлении используется тесаный кирпич, ширинки со вставками, сложнопрофилированные карнизы. Это первый ярославский храм, в котором используются наличники на окнах (до этого были лишь профилированные ниши). И самое главное отличие от предшественников и самая важная особенность церкви Рождества Христова — появление в декоре поливных муравленых изразцов круглой и квадратной формы: разнообразных вставок, поясов с изображением льва и семилепестковой розетки. Они в полной мере демонстрируют богатые декоративные возможности поливной керамики. Обратите, пожалуйста, внимание еще на одну необычную деталь. Это изразцовая храмозданная надпись, опоясывающая четверик под арками закомар. Она повествует о том, кто и когда заложил этот храм. Сама по себе эта надпись — крайне редкое явление в древнерусском зодчестве. Имена заказчиков, простых купцов, вынесенные на всеобщее обозрение, на фасад, свидетельствовали о своеобразном вольнодумстве и духовной независимости ярославских посадских людей. Как мы уже говорили, в настоящий момент облик храма значительно искажен позднейшими переделками, так, например, сейчас он — одноглавый. В 1960-е годы ярославские реставраторы частично восстановили первоначальный вид храма. И все-таки, стоит отметить, что ансамбль церкви, складывающийся в течение нескольких десятилетий, запечатлел в своем облике лучшие достижения художественного творчества ярославских мастеров.

Церковь Рождества Христова расписывали в 80-х годах 17 века ярославские мастера. Колорит росписей здесь скромный, с преобладанием охры. Отличие от уже знакомых нам храмов Ильи Пророка и Николы Надеина — сцена «Страшного суда» вновь перенесена в основной объем храма. Во фресках прослеживается многосюжетность, подробность, в сценах присутствует множество персонажей, а на заднем плане появляется архитектура. Каждый сюжет сопровождается длинными и подробными надписями.

В настоящее время церковь Рождества Христова находится в ведении Ярославского музея-заповедника, в нее можно попасть в теплое время года, только по предварительной записи и в составе организованных экскурсионных групп. Сюда непременно стоит зайти, чтобы по достоинству оценить храмовые интерьеры.

А теперь давайте осмотрим колокольню храма Рождества Христова. Согласитесь, она — изумительная! Одна из самых красивых в Ярославле. Вот за этот белоснежный, ажурный, словно кружевной наряд ее и называют «невестушкой». Колокольня уникальна, не имеет аналогов во всей русской архитектуре и, безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Как мы с вами видим, колокольня — отдельно стоящая, исполнена в виде стены. Некогда она соединялась через открытый переход с храмом. Колокольня Рождественского храма представляет собой оригинальный по замыслу комплекс, который включает в себя Святые ворота — проезд, надвратную церковь «под звонами» Гурия, Самона и Авива и, собственно, арки звонов. Правда, проезд был практически сразу заложен для большей устойчивости конструкции. Колокольня украшена галереями, ее завершает большой богато декорированный восьмигранный шатер с двумя боковыми шатровыми башенками. Шатер украшен большим количеством слухов разных форм и с разной отделкой. Слухи — это проемы в шатре колокольни для улучшения акустики и декора. Но, наверное, самый диковинный элемент, на который сразу обращаешь внимание, это необычные завершения парных полуколонок на западном фасаде в виде «шапок», так называемые, «мавританские шапки». Присмотритесь, они отдаленно напоминают минареты восточных мечетей. Это своеобразное напоминание о дальних путешествиях купцов Гурьевых-Назарьевых, из которых они привозили интересные архитектурные идеи. Как мы с вами видим, декоративное убранство колокольни богаче и разнообразнее основного храма, а вместе они создают смелый по композиции, интересный и уникальный ансамбль храмовой архитектуры Ярославля.

До 1931 года на этой небольшой улице располагались ещё две церкви Варваринского прихода. В настоящее время на их месте расположен большой жилой дом, построенный в 1937 году. Улица, на которой мы сейчас находимся, до революции называлась Варваринской (по наименованию церковного прихода). «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский…« — писал Леонид Николаевич Трефолев. По улице, носящей его имя, мы и продолжим наше путешествие.

Вот, обратите, пожалуйста, внимание на этот трехэтажный желтый дом с балконом. Как гласит мемориальная табличка, в этом доме жил Леонид Николаевич Трефолев, ярославский поэт и краевед. Трефолев родился в городе Любиме в Ярославской губернии в небогатой помещичьей семье, потом всю жизнь прожил в Ярославле. Он учился в ярославской гимназии, а затем и в Демидовском юридическом лицее. Леонид Николаевич служил в Ярославском губернском правлении, был редактором неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», «Вестника Ярославского земства». В этих изданиях публиковались статьи по истории, экономике, культуре Ярославского края. Трефолев много внимания уделял краеведению, писал различные очерки, в некоторых из них он подробно описал личности многих земляков-ярославцев, в том числе, уже знакомых нам — Федора Волкова и Алексея Петровича Мельгунова. Также Леонид Николаевич участвовал в создании воскресных школ. Как поэт Трефолев сформировался на некрасовской школе. Для его поэзии характерны мотивы любви к простому народу, горячее сочувствие к его нуждам. Некоторые стихи поэта приобрели широкую известность в качестве народных песен, например, «Дубинушка», «Камаринская». Кроме того, Трефолев интересовался зарубежной литературой, переводил произведения иностранных поэтов. Пожалуй, наиболее известен его перевод с польского стихотворения «Ямщик». Наверное, всем известна любимая народная песня «Когда я на почте служил ямщиком». Трефолев похоронен на Леонтьевском кладбище в Ярославле. Его имя носит улица, на которой есть маленький сквер, где установлен бюст Леонида Николаевича.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Современный облик улицы Трефолева сложился, в основном, в эпоху классицизма. Здания, оформляющие эту улицу, выстроены в классическом стиле. В этом стиле сохранились и постройки Казанского монастыря, с которым мы познакомимся дальше.

Итак, перед нами Казанский монастырь. Он был основан в 1610 году в память об освобождении Ярославля от польско-литовских интервентов. При осаде города в 1609 году было чудесное явление Пресвятой Богородицы, по которому было велено построить храм в честь Казанской иконы Богоматери. Ярославцы выполнили это веление, и враг чудесным образом отступил. Первоначально храм и монастырь были деревянными, потом их возвели в камне. К началу 19 века постройки монастыря постепенно приходили в ветхость. Тогда были построены каменные кельи и настоятельские покои, новая монастырская стена с 4 башнями по углам и тремя воротами. В 1820–1828 годах был построен теплый одноглавый храм Покрова Богородицы с четырехъярусной колокольней. Затем в 1835–1845 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова был построен соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Собор был решен в позднеклассических формах, его украшали стройные колонны, росписи выполнены в 1840 году артелью Т. Медведева. В 1878–1881 годах при покоях игуменьи была сооружена одноглавая домовая церковь во имя Сретения Господня. Монастырь занимал квартал, образованный улицами Казанской (ныне Первомайской), Варваринской (ныне Трефолева) и Театральной площадью (ныне Волкова). После событий белогвардейского мятежа 1918 года Казанский монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В годы советской власти Казанский собор был отдан под областной архив, а в Покровском храме размещался планетарий. Сейчас Казанский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Его восстановление и реставрация проводились при поддержке одного из крупных ярославских предприятий — ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора Вадима Юрьевича Орлова (кстати, музей его имени недавно открылся в Ярославле). Сегодня Казанский монастырь — действующий. При нем открыты первая православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии, работает музей. Главные святыни обители — чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной золотошвейной мастерской монастыря еще до революции, и мощи святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Таким образом, возрождённый Казанский монастырь стал одним из центров духовной жизни горожан. Сердцем культурной жизни города по праву считается площадь Волкова, к которой мы с вами и направляемся.

Итак, мы находимся на площади Волкова. В настоящее время эта площадь носит имя основателя первого русского театра Федора Волкова. Как мы уже с вами говорили, Ярославль считается родиной русского национального театра. Ведь именно Волковский театр впервые отвечал всем характеристикам, заложенным в определении — русский публичный профессиональный театр. А эта площадь — не только одна из центральных. Это еще и центр современной культурной жизни города. Интересно посмотреть, как же она выглядела раньше, когда называлась Театральной, и сравнить с настоящим моментом.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Во Власьевском сквере вы можете видеть памятник Федору Волкову — основателю первого русского национального театра. Авторы монумента — архитектор В. Маров и скульптор А. Соловьев. Памятник был открыт в 1973 году. Актер изображен в полный рост, он стоит на высоком гранитном постаменте. Федор Волков одет в сценический костюм и, вероятно, произносит монолог.

Здание первого театра на этом месте было построено в 1819 году по проекту уже знакомого нам архитектора Петра Яковлевича Панькова. Позднее оно дважды перестраивалось. Когда же прежнее здание окончательно обветшало, был объявлен конкурс на лучший проект нового здания театра. Конкурс выиграл проект «Танцующие в круге» архитектора Николая Спирина. Здание было построено в 1911 году в стиле московского ампира, тогда же театру было присвоено имя Федора Волкова. Само здание, его дворцовый облик и масштаб подчеркивали значимость статуса первого русского театра. Его фасад и его боковые стены украшены скульптурными композициями. Например, на портике — скульптурная группа, в центре которой покровитель искусств Аполлон, муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия. По бокам — композиции по мотивам греческой трагедии. Здание театра действительно украшает площадь. В его стенах выступают местные и приезжие труппы. Ежегодно проводятся 2 форума: Международный Волковский фестиваль и молодежный фестиваль «Будущее театральной России». На сцене театра ставят как классические, так и современные постановки.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Недалеко от площади Волкова, на улице Максимова, находятся еще 2 значимых для города учреждения культуры: Ярославская государственная филармония и «Союз Художников России». Также именно в Ярославле была основана первая в стране Народная любительская киностудия «Юность», которая до 2009 года располагалась в Знаменской башне.

Итак, перед нами Знаменская (Власьевская) башня. Она была построена в 1658–1659 годах на месте деревянной, которая была утрачена при пожаре. Это одна из трех сохранившихся башен укреплений Земляного города, которая в свое время входила в состав средневековых укреплений Ярославля. Одновременно с постройкой на стене башни была написана икона Знамения Богоматери, считавшаяся чудотворной. Это и объясняет название башни. Второе же ее наименование — Власьевская, дано по находившемуся недалеко отсюда Власьевскому приходу (он не сохранился). Башня была квадратная, с мостом и отводной стрельницей, со звонницей с набатным колоколом. В первом ярусе Знаменской башни были проездные ворота, они вели на город Углич. В петровские времена при проезде через её ворота взимали налог на ношение бороды и старинной одежды. Во втором ярусе располагалась часовня, позднее перестроенная в церковь, которая называлась Знаменской. Также в течение времени к Знаменской башне пристраивались различные помещения, например банк (ныне — Экономический факультет Государственного университета имени Демидова), гостиница купца Кокуева и магазин Лобанова «Босфор» (они, к сожалению, не сохранились). В 1883 году над башней установили водонапорный бак — так было положено начало ярославскому водопроводу. Сейчас под сводами Знаменской башни любят собираться уличные музыканты. А Знаменская церковь с маленькой позолоченной главкой — действующая, в ней проводятся службы.

А сейчас от Знаменской башни, входившей в состав укреплений Земляного города, мы пройдем по его бывшей границе. Она представляла собой земляной вал, с внешней стороны вала шел глубокий ров, в некоторых местах его глубина достигала более 24 метров. На линии рва стояла бревенчатая стена с башнями. Со временем город разросся за пределы Земляного города, укрепления стали не нужны, и в 19 веке валы были срыты.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

В 1813–1818 годах на месте срытых земляных укреплений по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был построен ансамбль нового Гостиного двора. Гостиный двор — это одноэтажное желтое здание с изящной белой колоннадой, построено в классическом стиле. Пожалуй, это один из лучших образцов классической провинциальной архитектуры. Он занимал несколько кварталов. Первоначально новый Гостиный двор состоял из двух корпусов и ротонды. Сейчас — сохранился только один корпус, по галерее которого мы с вами и идем, и ротонда — излюбленное место ярославских художников. В Гостином дворе в прежние времена располагались различные торговые лавки. Ведь и название «Гостиный» происходит от слова «гость», то есть купец. В настоящий момент Гостиный двор сохранил свое назначение — здесь также располагаются различные магазины.

Ансамбль нового Гостиного двора тянулся вплоть до современной Богоявленской площади (бывшей Рождественской). Давайте и мы с вами пройдем на нее.

Итак, мы с вами находимся на Богоявленской площади. Ее история уходит вглубь веков, когда на этом месте строились Земляной город и Спасо-Преображенский монастырь, стены и башни которого и сейчас украшают площадь. 18 век дал ей имя Рождественской площади, а советская революция нарекла именем Подбельского — в честь советского партийного и государственного деятеля, первого народного комиссара почты и телеграфа. В начале 90-х годов площадь решили переименовать в Богоявленскую — по названию расположенной здесь церкви.

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Церковь Богоявления была построена в 1684–1693 годах. Заказчиком был богатый ярославский купец Алексей Зубчанинов, который занимался торговлей кожей, особенно ее дорогими сортами, например, юфтью. Храм, как и все храмы 17 века, был сооружен на месте деревянного. Церковь Богоявления — первый храм, построенный по московским образцам. И она действительно отличалась от традиционных ярославских церквей того периода. Это бесстолпный храм с сомкнутым сводом, без подклета, с декоративным пятиглавием, с трех сторон окружен приделами, декорирован рядами кокошников, с невысокой восьмигранной шатровой колокольней. Церковь Богоявления богато декорирована изразцами 2-х типов. Это изразцы в виде узоров — опоясывающих лент, которыми обведены все основные объемы. И квадратные изразцы по вертикали — по лопаткам, между окнами, так называемые изразцы-розетки. Интересно, что двух одинаковых розеток нет. Пожалуй, такого богатства изразцов нет ни на одном храме города! Точная дата создания росписи неизвестна, но скорей всего храм расписывали сразу же после его строительства, работали над фресками ярославцы. Колорит росписей сдержанный, оставляет впечатление трехцветного: охряный, черный, с вкраплениями белого. Это единственная церковь в Ярославле, в которой читается программа росписи (ее философская идея) — торжество новозаветной церкви. Во фресках нет ветхозаветных сюжетов, повествование начинается со сцены крещения Христа. Живопись очень подробна, многолюдна, сюжеты подписаны так называемыми «стихами». Еще одна особенность — только в церкви Богоявления детально изображены «страсти Христовы», в ярославских храмах этот сюжет больше не встречается. Сегодня церковь Богоявления находится в совместном ведении Русской Православной Церкви и Ярославского музея-заповедника.

Как мы видим, ярославские купцы были щедрыми меценатами и благотворителями. Они подарили Ярославлю не только прекрасные храмы, но и уникальные особняки и усадьбы, которые и в настоящее время украшают наш старинный город.

Например, здание бывшего доходного дома Пастухова, больше известное, как Ярославский Главпочтамт или «Центртелеком». Этот монументальный трехэтажный особняк был построен в классическом стиле в 1848 году на средства ярославского купца и мецената Николая Петровича Пастухова. Пастухов был известным миллионером, владельцем железоделательных заводов на Урале. Поэтому его особняк украшает чугунное крыльцо и витой балкончик, а внутри здания сохранилась очень красивая ажурная лестница. Среди небольших двухэтажных домиков ярославских купцов новое здание выделялось своими масштабами на зависть и удивление жителей и гостей города. По оценкам современников огромный особняк занимал целый квартал. И пораженные ярославцы даже сложили шуточное стихотворение: «На две улицы угольный Пастуховых здесь есть дом, сто торговых заведений помещается в одном». Здание было построено в качестве одного из первых доходных домов. Здесь располагались винные погреба, магазины, гостиничные номера и жилые квартиры. А еще с доходным домом Пастухова связана одна городская легенда — одновременно романтическая и мистическая. Говорят, что в сына хозяина — купца Пастухова была влюблена молоденькая гувернантка. Но молодой человек хоть и отвечал ей взаимностью, но социальное неравенство между ними было слишком велико. Юношу отправили учиться в далекие края, откуда он вернулся с молодой женой. А обманутая гувернантка от неразделенной любви кинулась вниз головой с черных литых ступеней прекрасной пастуховской лестницы. С тех пор ее призрак блуждает лунными ночами по пустым лабиринтам огромного дома…

Обзорная пешеходная экскурсия по городу Ярославлю «Ярославская классика»

Ярославль испокон веков славится своими легендами, преданиями и былями. Давайте в заключение нашей экскурсии еще раз вспомним, наверное, самого легендарного человека, чье имя неразрывно связано с Ярославлем, имя которого носит наш город. Итак, перед вами в центре Богоявленской площади — памятник Ярославу Мудрому. Памятник установлен в 1993 году, его автор — известный скульптор Олег Комов. По замыслу автора князь — основатель города стоит на высоком постаменте и держит в руках символический город — Ярославль. Примечательно, что монумент обращен лицом к Москве, словно великий князь лично встречает всех прибывших гостей. Кстати, памятник Ярославу Мудрому изображен на 1000-рублевой купюре, которую мы с вами рассматривали в начале нашей прогулки. А на торжественное открытие монумента приезжал первый президент России Борис Ельцин.

На этом наша пешеходная экскурсия по историческому центру Ярославля заканчивается. Мы с вами увидели лишь небольшую часть городских достопримечательностей и немного узнали историю нашего древнего города. Вообще же, хочется отметить, что Ярославль — это город, гармонично сочетающий в себе старину и современность. Город не только по-своему уникальный, самобытный, интересный, но и разноплановый. И каждый раз, приезжая в Ярославль или гуляя по уже, казалось бы, знакомым маршрутам, мы будем открывать для себя что-то новое. Ярославль открывает множество разнообразных тем для экскурсий. Это может быть Ярославль классический, с которым мы с вами уже познакомились. А, может, Ярославль купеческий, литературный, музыкальный, театральный, героический, кинематографический. Город древний или современный. Ярославль романтический и даже мистический или неформальный. Обязательно приезжайте еще, узнавайте наш замечательный город, любите его. Всего вам самого доброго и до новых встреч!