Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Мурманск — Россия Январь 2019

Мурманск — самый крупный северный город, расположенный за Полярным кругом, не только России, но и всего мира. Суровый климат отчасти смягчается близостью моря и теплого Гольфстрима, но всё равно зимы здесь долгие и очень холодные, а полярные ночь и день не спешат сменять друг друга. В конце января световой день все еще был очень короткий, поэтому большинство фотографий мне пришлось делать в темное время суток.

В порту Мурманска
Мурманск - город-герой!

Мурманск мне сразу понравился, показался очень уютным, словно пропитанным духом морской славы. Одни только названия улиц говорили о многом: проспект Героев-североморцев, улица Челюскинцев, улица Адмирала флота Лобова, улицы Капитана Буркова, Егорова Пономарева, Тарана и др., Полярные Зори.

В городе много парковых зон, в которых деревья в снежно-серебристых покрывалах всем своим видом демонстрировали эталонную русскую зиму.

Дополняла общую картинку новогодняя иллюминация, оставшаяся после праздников.

Новогоднее оформление

Остановилась я в мини-отеле «R&B», что в 10-минутах ходьбы от центра, недалеко от Рябиновой аллеи и главной мурманской пешеходной лестницы со 117-ю ступенями, соединяющей улицы Воровского и Буркова. Полностью название отеля расшифровывается как «Rooms & Breakfast», но я для себя стала называть его «Rhythm & Blues». Не смотря на скромные размеры и крошечные номера, отель оказался уютным с завтраками выше всяких похвал. Очень приятно было возвращаться в «R&B» после прогулок по настоящему северному морозцу в -30С.

Отель «Rooms & Breakfast»

До революции город назывался Романовым-на-Мурмане. Интересно, что заложенный 04 октября 1916 года он стал последним городом, основанным в царской России.

Мурманская филармония — одна из самых молодых в России, основана в 1975 году. Осенью 2016 года облик Филармонии изменился, теперь это одно из самых красивых зданий культуры в Мурманской области.
Мурманск: Пять Углов и два вокзала

Центром города является площадь Пять Углов, названная так, потому что раньше на нее выходило пять дорог, хотя до нашего времени сохранилось только четыре.

Мурманск: Пять Углов и два вокзала

В советское время площадь носила имя Советской Конституции, но после развала Союза за ней закрепилось название, данное в народе. На площади Пять углов находятся здание областной Думы, Дворец культуры, Главпочтамт, гостиница «Меридиан», универмаг «Волна», единственная мурманская высотка в 18 этажей — гостиница «Арктика».

Площадь Пять Углов
Мурманск: Пять Углов и два вокзала

Как магнит меня притягивал конкретный объект — атомный ледокол «Ленин», который нашел свою вечную стоянку в порту на Кольском заливе. Путь к ледоколу «Ленин» лежит через железнодорожный вокзал Мурманска.

Советую всем путешественникам задержаться в районе вокзала подольше. Интересно как само здание вокзала, так и виды, которые открываются с высокого моста, перекинутого через железнодорожные пути.

Мурманск: Пять Углов и два вокзала

Рассказывают, что долгое время вокзал был для горожан основным источником информации: сюда шли за новостями, так как почта поступала нерегулярно, радиоточки были не у всех, а телефоны были, в основном, служебные. Особенно много мурманчан приходило к вокзалу, когда прибывал вагон — «синематограф», представляющий собой передвижной кинотеатр.

В годы Великой Отечественной войны под массированными бомбардировками было уничтожено три четверти городских построек, и Мурманск вошел в число 15 городов Союза, нуждавшихся в первоочередном восстановлении. Сгорел полностью и железнодорожный вокзал. Центральный корпус нового вокзала ввели в строй в 1954 году, а в 1959 году с помощью вертолета на куполе вокзала установили пятнадцатиметровый шпиль со звездой, начали благоустраивать Привокзальную площадь.

Мурманский вокзал
Мурманск: Пять Углов и два вокзала

Насмотревшись на поезда, есть все-таки в них какая-то романтика, я продолжила путь к ледоколу «Ленин». Первое, что бросилось в глаза это монументальность ледокола, он был создан поражать и до сих пор отлично справляется с этой ролью.

Ледокол Ленин на вечном причале
Ледокол "Ленин" на вечном причале

Наравне с космосом СССР покорял и все остальные рубежи, в частности Арктику. Для неё в 1953 году было решено построить первый атомоход. Этот проект по важности, размаху и освещению почти соответствовал покорению космоса. И здесь тоже была гонка с американцами. Ледокол должен был продемонстрировать мощь советского судостроения. Неудивительно, что на строящийся атомоход приглашали многочисленные делегации из Великобритании, США, Китая. Побывали на борту будущий президент США Ричард Никсон, кубинский лидер Фидель Кастро и еще много важных персон от космонавтов до музыкантов, от политиков до людей творческих.

На этапе проектирования ледокол получил название «Проект 92», в честь источника ядерной энергии урана, стоящего в таблице Менделеева под 92-м номером. Благодаря ледоколу, все узнали о возможностях «мирного атома».

При строительстве гиганта возникало немало сложностей. Например, ни один из существующих цехов не подходил для судна такого масштаба, поэтому строительство велось под открытым небом. Макет машинного отделения сначала был сконструирован из дерева, чтобы эксперименты конструкторов могли проходить предварительную проверку. Лучшие решения затем переносились на строящееся судно. Только на этапах проектирования и строительства судна было внедрено около 500 рационализаторских предложений, разработано 76 типов новых механизмов и опробовано свыше 150 новых образцов судового оборудования.

Атомный ледокол Ленин
Атомный ледокол "Ленин"
Мурманск: Пять Углов и два вокзала

Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени — на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, стоматологический кабинет, зал приемов, комфортные каюты для экипажа. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

За 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» осуществил проводку 3741 судна. Количество морских миль, пройденных ледоколом, по расстоянию соответствует тридцати кругосветным плаваниям по экватору. С 1990 года ледокол стал музеем покорения Арктики и информационным центром Росатома. Попасть в музей можно только с организованной группой. Экскурсия оказалась очень познавательной, было реально страшно отстать от группы и заблудиться в бесконечных лабиринтах ледокола.

Интересно было узнать и о том, как, собственно, ледокол помогает проходить судам через лёд. Многие заблуждаются, представляя, что ледоколы оснащены некими винтами, разрезающими лед. На самом деле носовая часть сделана так, чтобы ледокол мог «заползать» на лед, а потом скалывать его своей массой. У ледокола форма корпуса не приспособлена для обычной навигации.

В этом году ледокол отметит своё 60-летие, но он до сих пор выглядит очень внушительно и давно стал одним из символов заполярного города. Налюбоваться ледоколом и тем, как в морозную погоду пар поднимается от залива, я никак не могла, поэтому еще много раз возвращалась в порт.

В порту Мурманска
На порт опустился туман

Через места, где расположен Мурманск, прошло три ледника, которые оставили после себя следы в виде многочисленных озер и родников, вокруг города много лесных массивов. Влажный морской климат зимой помогает укутать деревья в снежные шубы, создавая живописные пейзажи.

В окрестностях Мурманска
Мурманск: Пять Углов и два вокзала

Многие приезжают в Мурманск на охоту за северным сиянием, я тоже не была исключением. О том, как проходила охота я уже рассказывала в заметке «В Мурманск и Териберку за сиянием Севера», не буду повторяться.

Полярное сияние в Мурманске

Но в Мурманске нередко можно наблюдать и другое достаточно редкое природное явление — гало.

Гало
Мурманск: Пять Углов и два вокзала

Мурманск один из таких городов, в который хочется вернуться снова и снова. Самые веские аргументы в пользу Мурманска, конечно же, северное сияние и ледокол «Ленин». После таких путешествий начинаешь точно осознавать, что Севером можно «заболеть» всерьёз и надолго…