Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была 24 апреля 15:22

Баня-Лука — Босния и Герцеговина Август 2019

В своем первом рассказе про Баня-Луку я сравнила этот город с дачей. Что мы делаем на даче? Только не надо, пожалуйста, говорить про садово-огородные работы. Я сейчас не об этом. На даче мы дышим свежим воздухом, гуляем в лесу и купаемся в речке.

Свежего воздуха в Баня-Луке достаточно. Небольшой город окружен лесами и лугами, а автомобилей довольно мало. Уж точно намного меньше, чем в Москве.

Окрестности Баня-Луки

Прогулку в лес можно совместить с осмотром достопримечательностей и занятиями спортом. Для этого пойдем на Бань Брдо.

Бань Брдо — это поросший лесом холм высотой 431 м. с южной стороны от Баня-Луки в пяти километрах от центра города. Холм этот не простой, а исторический. С ним связаны важные страницы жизни не только самого города, но и всей Югославии.

Июль 1941 года. Нацистская Германия находится на пике своего могущества. Захвачена уже вся Европа и фашисты победно маршируют по советской территории. Баня-Лука тоже оккупирована. В городе хозяйничают немцы и их приспешники — усташи. В этих условиях югославские коммунисты решают поднять восстание. Для этого в лесах на холме Бань Брдо формируются партизанские отряды и размещаются склады с оружием. Восстание начато 27 июля 1941 года и быстро распространяется. Партизаны захватывают села и уничтожают несколько отрядов усташей. Увы, в 41 году фашисты еще очень сильны. Восстание подавлено, а его лидеры схвачены и расстреляны. Но партизаны не прекращают борьбу, пока, наконец, не приходит долгожданное освобождение: в апреле 1945 года в Баня-Луку входят части Народно-Освободительной Армии Югославии.

Подвиг партизан не забыт. На холме Бань Брдо поставлен памятник павшим в борьбе с фашизмом, а тропа, по которой ходили партизаны, теперь называется «Пут банялучког одреда», что, понятно, означает «Путь банялучского отряда».

Сегодня эта тропа выглядит совсем не так, как 75 лет назад. Ее расширили и заасфальтировали. По бокам поставили фонари и лавочки. Сейчас здесь излюбленное место отдыха горожан.

Окрестности Баня-Луки

«Путь банялучского отряда» хорош не только для прогулок, но и для занятий спортом. По бокам от дороги установлены тренажеры: перекладины, брусья, шведские стенки, скамеечки для упражнений на брюшной пресс. Жители Баня-Луки — люди спортивные.

Весь путь пешком до вершины холма Бань Брдо занимает не больше часа. Если устал, можно передохнуть на лавочке.

Ближе к вершине есть родничок с питьевой водой. Футбольные болельщики раскрасили стоящую рядом будку в цвета своей любимой команды.

Окрестности Баня-Луки

Ну вот мы и добрались до вершины! Здесь есть маленькое кафе, где можно отдохнуть и подкрепиться после крутого подъема и спортивных упражнений.

Ну, а если нет сил или желания забираться вверх на своих двоих, можно воспользоваться специальным автобусом Banj Bus. Этот симпатичный цветной автобусик ходит на Бань Брдо из городского района Обиличево (другое название — Мейдан). До конечной остановки Banj Bus’а можно доехать городским маршрутом номер 13. Banj Bus до конца сентября ходит каждый час в будни с 15 до 19, а в выходные с 9.30 до 19, стоит поездка 1 марку (пол-евро), детям до пяти лет — бесплатно.

По пути Banj Bus делает остановки. Так что, если ты пошел вверх пешком, но не рассчитал силы, всегда можно проехать оставшееся расстояние на автобусе.

Окрестности Баня-Луки

А вот воспользоваться своим автомобилем или такси для подъема на Бань Брдо не получится. Холм является парковой зоной и проезд частного транспорта запрещен. На входе в парк стоит шлагбаум и дежурит охранник.

Главная достопримечательность холма Бань Брдо — памятник павшим борцам с фашизмом. Он стоит на самой вершине. Монумент был открыт 27 июля 1961 года, в двадцатую годовщину восстания. Его форму сравнивают с пулей. Мне не кажется, что он похож на пулю. Впрочем, судите сами.

Изготовлен монумент из белого камня. В Баня-Луке высокая влажность воздуха, а зимы бывают довольно холодными. Сорт камня, из которого сделан памятник, не выдерживает таких климатических условий, темнеет и крошится. Приходится проводить частые реставрации. Последняя была совсем недавно и сейчас монумент выглядит вполне достойно.

Окрестности Баня-Луки

Барельефы по бокам монумента изображают сцены народной борьбы с захватчиками. А в центре композиции — фигура молодого героя со знаменем в руке. Меня очень удивило полное отсутствие на нем одежды. В Советском Союзе увидеть такое было невозможно. Все же югославский социализм сильно отличался от советского.

День восстания 27 июля во времена СФРЮ был объявлен праздником. В местной прессе я читала о том, как проходил этот праздник в 70-е годы. Колонны трудящихся, студентов и школьников поднимались из города по «Пути банялучского отряда» на вершину холма Бань Брдо и выстраивались возле памятника. Здесь проходил митинг. Все также, как и на наших праздниках в те времена. А дальше было совсем по-другому. Участники митинга шли на большую поляну неподалеку. Там городские власти устраивали шашлыки (вернее чевапы на гриле, с учетом местной специфики) и ярмарку, где местные предприятия предлагали свои товары. Ну и, конечно, играла музыка. Не припомню, чтобы в Союзе участников демонстраций кормили шашлыками и приглашали на ярмарки.

Поляна, где проходили гуляния, и по сей день является любимым местом пикников. Называется она «Трешник», то есть черешневый сад. «Трешня» — это черешня по-сербски. Никаких черешневых деревьев я на поляне не заметила. Зато там имеются беседки, лавочки, столики, а также всевозможные тренажеры. Чуть ниже по склону есть и родник.

Окрестности Баня-Луки

От Трешника отходит множество тропинок. Они петляют по лесистым склонам Бань Брдо, уводят на соседний холм Старчевицу и еще дальше в горы. Гулять и наслаждаться природой можно целый день. За релаксацией надо не забывать смотреть по сторонам: местная молодежь активно катается на горных велосипедах и важно не попасть под колеса. Смотреть под ноги тоже не помешает: иногда здесь ездят верхом и лошади «удобряют» тропинки.

По одной из лесных тропок от Трешника удобно вернуться в город.

Тропинка широкая, хорошо натоптана и оборудована мостиками.

Окрестности Баня-Луки

Можно передохнуть на лавочке.

И полюбоваться лиственным лесом, необычным для нас, привыкших к елкам и соснам.

Возле тропинки есть родник под названием «Райнерово врело». Он назван по имени ученого из Словении Франца Райнера, который работал в Баня-Луке и занимался лесным хозяйством. Именно он и открыл этот родник. Надпись рядом с источником предупреждает, что вода непригодна для питья. Видимо, местные граждане с этим не согласны. Предупреждение пытались перечеркивать. Да и людей, пьющих тут воду, я тоже видела. Но сама пить не стала. На всякий случай.

Окрестности Баня-Луки

Меньше часа неспешного хода от Трешника — и мы снова оказываемся в начале «Пути банялучского отряда». Если остались силы — можно напоследок поподтягиваться.

С горными прогулками, кажется, все ясно. Пришло время искупаться в речке. Река Врбас, протекающая по Баня-Луке, вполне подходит для купания. Она чистая и довольно мелкая. Правда, не стоит забывать, что у Врбаса быстрое течение. В городе есть несколько пляжей. Но самое любимое место купания горожан — Српске Топлице. Это горячие источники, которые бьют из земли прямо возле реки, на ее правом берегу, в нескольких километрах от центра города. Дойти до горячих источников можно даже пешком, двигаясь по берегу Врбаса. А можно предпочесть более сложный маршрут: залезть на Бань Брдо и уже оттуда спуститься по тропинке. На «Партизанском пути», ближе к вершине, есть указатель.

Вода в источниках имеет температуру от 24 до 34 градусов и богата различными минералами. Считается, что она помогает от ревматизма мышц и суставов и от невралгии. Об этих целебных свойствах знали еще древние римляне, о чем свидетельствует множество римских монет, найденных археологами в этом районе. Возле источников оборудованы маленькие бассейны.

Окрестности Баня-Луки

Летом, в жаркую погоду, от желающих полечиться нет отбоя.

От Српске Топлице начинается одноименный район города. Если идти вдоль Врбаса по направлению к центру, то можно снова подлечиться. Но уже не целебной водой от ревматизма, а мясом-гриль и местным пивом от голода. По пути попадаются довольно колоритные заведения. Туша барана, изображенная на вывеске одного из них, никак не гармонирует с нежным названием кафе.

Погуляли по природе, посмотрели памятник, искупались и поели. Довольные возвращаемся в Баня-Луку и готовимся к следующим экскурсиям.