Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Грозный — Россия Июнь 2019

Поездкой в Чеченскую республику завершался наш большой двухнедельный тур по Северному Кавказу. Встреча именно с этой республикой, по слухам наиболее консервативной, если сравнивать с Северной Осетией и Ингушетией, почему-то представлялась самой экзотичной и волнительной.

Будучи в Ингушетии, мы поинтересовались у местных:

— Что ждет нас в Чечне?

— То же самое, что и у нас только с понтами!

Получив столь прямолинейный ответ, женская половина нашей группы облачилась в платья в пол, мужчины убрали в чемоданы шорты, в которых в Чечне ходить не рекомендуется, загрузились в микроавтобус, поехали в Грозный.

В предыдущем рассказе, я позволила себе окунуться в детские воспоминания и поведала читателям о том, что в бывшей Чечено-Ингушской ССР жила моя бабушка, и почти каждое лето я гостила у нее во время летних каникул. Грозный находится всего в 45 километрах от станицы Слепцовская, поэтому несколько раз мы приезжали в город по каким-то делам. Только самые обрывочные воспоминания о Грозном сохранились в моей памяти: широкий проспект Ленина с типовыми советскими зданиями по обе стороны (никогда раньше не видела я улиц шире) и нотный магазин, в котором мне разрешили выбрать любые ноты. У нас на Севере ноты были страшным дефицитом, их можно было только выписать по почте, поэтому целый магазин на меня произвел огромное впечатление! Помню, что выбрала сборник Эдварда Грига «Лирические пьесы», он до сих пор у меня сохранился. Вот и все воспоминания…

Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

На самом деле с Грозным история моей семьи связана гораздо больше. Папа и мама учились в Грозном, а после их свадьбы, в Грозном родилась моя старшая сестра. Потом мои родители уехали в Сибирь, ехали, как все за северной романтикой, думали что ненадолго, но остались навсегда. Я родилась уже в Югре и знаю историю семьи «кавказского периода» только по рассказам.

Помню, как бойкие на язык бабушкины соседки задавали ей каверзный вопрос:

— Катерина, а Катерина, почему у тебя одна внучка черненькая, а вторая беленькая?

Бабушка, не задумываясь, парировала:

— Потому что одна на Кавказе родилась, а вторая — в Сибири!

Надо ли говорить, что я с трепетом и ответственностью готовилась к встрече с Грозным, и фотографии с пометкой «ваша чеченская родина» летели к сестре и маме с неотвратимой регулярностью.

Многочисленные баннеры с цитатами из Корана, с благодарностями отцу и сыну Кадыровым, президенту В. В. Путину говорили нам о том, что мы пересекли границу Чеченской Республики. Мужчины хором ахнули, когда увидели на заправке вывеску о продаже 100 бензина.

Многочисленные портреты политических лидеров - норма

Остановились мы в очень комфортной гостинице «Dona Hotel» в самом центре Грозного на проспекте Хусейна Исаева. После скитания по горам, она показалась нам настоящим дворцом. В моем номере огромное окно выходило на мечеть «Сердце Чечни».

На рецепшен Dona Hotel
На рецепшен "Dona Hotel"

В первую очередь в Грозном удивляешься тому, как город за относительно короткий период смог «восстать из пепла» и превратиться в заново отстроенный и ухоженный образец новой Чечни.

Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

Очень жаль, что в городе с 200-летней историей, основанном как крепость в то время, когда окружающая территория являлась самой горячей и напряженной точкой на Северном Кавказе, не осталось исторических памятников. Нам уже не удастся посетить крепость Грозную, в которой проходил военную службу М. Ю. Лермонтов (1840 г.), где побывали Л. Н. Толстой (1851–54 гг.), И. А. Бестужев и И. И. Пущин. В 1870 году крепость утратила стратегическое значение, была упразднена и преобразована в окружной город Терской области.

Не увидим мы и более поздние объекты советского периода. В 1994 году началась Первая чеченская война, в ходе штурма Грозного, продлившегося до марта 1995 г., центр города был полностью уничтожен, остальные части также очень сильно пострадали. Бомбардировки повторились в 1999 году во время Второй чеченской войны. Переживший две гражданские войны, Грозный был практически стерт с лица Земли, здесь царили хаос, смерть, разрушения. А ведь до начала гражданских войн, Грозный считался самым красивым и цветущим городом на Северном Кавказе, а позже возглавил «рейтинг самых разрушенных городов». Страшно смотреть на фото города военного периода.

Разрушенный Грозный во время войны (фото из Интернета)

С начала XXI века Грозный активно восстанавливался. Сейчас здесь появились современные жилые кварталы, мечети, музеи, торговые центры, спортивные сооружения. Многие из них по размерам претендуют на европейские и российские рекорды. Фирменный знак современного Грозного — отремонтированные старые типовые дома. Панельные стены закрыты аккуратными плиточными фасадами, так что опознать привычные, да еще столько пережившие хрущевки очень сложно.

В качестве гида мы пригласили местного молодого человека по имени Умар. Конечно, центр города совсем небольшой и все достопримечательности легко можно было обойти самостоятельно, но нам хотелось именно общения, чтобы лучше проникнуться атмосферой города-феникса, услышать какие-то истории, что называется «из первых уст». Общение действительно получилось интересным. Не обошлось без рассказов о судьбах людей, физически и нравственно травмированных опытом участия в войне.

С гидом по имени Умар

Во время нашей экскурсии мы успели посетить Мемориальный комплекс Славы имени Ахмата Кадырова.

Аллея Славы

На площади Аллеи Славы установлен танк Т-34 в честь «Прометея в танковом шлеме» капитана Маташа Мазаева и машина ГАЗ-АА — «Полуторка».

Полуторка на Аллее Славы

Здание музейного комплекса украшено ретроспективой батальных сцен, повествующих о ключевых эпизодах Великой Отечественной войны, начиная с Брестской крепости и заканчивая парадом Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Здесь же размещены барельефы с именами сорока Героев Советского Союза — выходцев из Чеченской Республики. В мемориальном комплексе действует постоянная выставка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне «Этот день мы приближали, как могли».

Современный Национальный музей Чеченской Республики — это прямой наследник возникшего здесь в 1924-м музея краеведческого. Всего в музее открыто несколько постоянных экспозиций: зал, посвященный первому президенту республики А. Кадырову, «Этнография», «Археология», «Кавказская туземная конная дивизия 1914—1917 гг.», «Великая Отечественная война», несколько помещений, посвященных изобразительному искусству. Посмотрели на древние доспехи и оружие, нарядные национальные одежды, характерные предметы сурового, но столь интересного быта местного народа.

Национальный музей Чеченской Республики
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

На берегу реки Сунжа в центре Грозного находится мечеть «Сердце Чечни» — одна из самых больших мечетей мира. Мечеть была открыта в 2008 году и названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова, муфтия непризнанной Чеченской Республики Ичкерия и первого президента Чеченской Республики, погибшего в результате теракта в 2004 году.

Фонтан у мечети Сердце Чечни
Фонтан у мечети "Сердце Чечни"

Трудно не заметить в главной грозненской мечети и в ее архитектурных элементах переклички с традиционным для Турции османским стилем. И это не удивительно, ведь «Сердце Чечни» возводилась по образцу Голубой мечети в Стамбуле.

Мечеть Сердце Чечни
Мечеть "Сердце Чечни"

В пяти минутах ходьбы от мечети «Сердце Чечни» находится «Грозный-Сити» — это комплекс высотных зданий, расположенный в центре города по проспекту имени Ахмат-Хаджи Кадырова.

Грозный-Сити перед закатом
"Грозный-Сити" перед закатом
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

40-этажная 145-метровая башня «Феникс» комплекса является третьим самым высотным жилым зданием в России за пределами Москвы и Екатеринбурга. Общая площадь комплекса составляет — 4,5 гектаров. Здесь построено семь высотных зданий (жилые дома, гостиница, деловой центр).

Грозный-Сити
"Грозный-Сити"
Комплекс Грозный-Сити на берегу реки Сунжа
Комплекс "Грозный-Сити" на берегу реки Сунжа
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

Со смотровой площадки небоскреба «Грозный-Сити» открывается красивый вид на город и его окрестности. Конечно, фотосъёмка в направлении резиденции Рамзана Кадырова запрещена.

Вид со смотровой площадки Грозный-Сити
Вид со смотровой площадки "Грозный-Сити"
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

Вечером комплекс «Грозный-Сити» необычайно красив.

Грозный-Сити вечером
"Грозный-Сити" вечером
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

Наверное, как и другие туристы, налюбовавшись отстроенным заново городом, мы спросили Умара: а осталось ли все-таки что-нибудь от довоенного Грозного?

Как оказалось, следы исторического Грозного в этом царстве новостроек отыскать нелегко, но они есть. И мы увидели нечто совершенно иное — руины Нефтяного НИИ в разрушенной промзоне Заводского района.

Трехэтажное здание с зубчатыми стенами, украшенное башенкой-минаретом, не потеряло своего очарования, несмотря на зияющие дыры от бомб. Местные краеведы считают, что здание было построено по заказу английских нефтепромышленников, возможно компании «Shell», она имела в Грозном крупное представительство. В Грозном это кирпичное здание с огромными зияющими окнами, арками и осыпающимися башнями называют Английским замком и тоже «старят» почти на полвека, хотя его построили в 1928 году. При виде этих «графских развалин» понимаешь, сколько пережил город, сколько труда, сил и средств стоит его возрождение. Сейчас территория института заброшена и, по словам местных, очень напоминает послевоенный Грозный.

Английский замок
"Английский замок"

Вечером первого дня в Грозном мы посетили знаменитую улицу шашлыков, где с удовольствием отведали кавказские деликатесы.

На улице шашлыков
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

Одно из красивейших культовых сооружений — первая ультрасовременная мечеть в стране, выполненная в стиле хай-тек, находится в Аргуне, совсем близко от Грозного. Мечеть названа именем матери главы республики Аймани Кадыровой и известна, как «Сердце матери».

Мечеть «Сердце Матери» очень хорошо видна с дороги, так как она располагается на развилке: одна дорога ведет из Грозного в Гудермес и далее в Дагестан, другая — на юг, в сторону Шали. Так что проехать мимо мечети сложно.

Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

Снаружи она действительно очень необычна. Основной купол напоминает инопланетную летающую тарелку, затерявшуюся в космических просторах и случайно оказавшуюся на Земле. Особенно красива мечеть вечером, к этому времени мы и подгадали свой приезд в Аргун.

Мечеть Сердце матери в Аргуне
Мечеть "Сердце матери" в Аргуне
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

До сих пор многие не воспринимают Чеченскую Республику и её столицу город Грозный, как реалистичный и безопасный туристический маршрут. А между тем, Грозный — замечательный город, которому столько пришлось пережить на своем веку, но он, точно птица-феникс, восстал из пепла, став еще краше. И люди здесь доброжелательные, вежливые и гостеприимные, с большим чувством собственного достоинства. Воспоминания о трагедии войны сильны в их памяти, поэтому главной ценностью они считают мирную жизнь.

Не все мечети в Грозном грандиозных размеров...

Визитной карточкой чеченской столицы считаются небоскребы «Грозный-Сити» и мечеть «Сердце Чечни». Но если честно, в своем сердце я сохранила и увезла другой образ Грозного, вот такой — простой и естественный, не нуждающийся в красивой обертке, как эта машина, доверху груженая тыквами.

Самая запоминающаяся встреча в Грозном
Грозный — словно Феникс, восставший из пепла

Не очень удивлюсь, если через десяток лет каждая из тыкв превратится в карету для Золушки…

Это же Чечня, здесь умеют творить чудеса!