Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была 15 апреля 13:45

Баня-Лука — Босния и Герцеговина Август 2019

Мало кто из россиян слышал про город Баня Лука. А жаль. Это милый балканский городок, жители которого очень хорошо к нам относятся. В последнее время я часто бываю здесь и успела полюбить эти места.

Государство Босния и Герцеговина поделено на две части. Одну часть на Балканах принято называть просто «Федерация». Там живут преимущественно бошняки-мусульмане и хорваты-католики. Столицей является известное нашим туристам Сараево. Вторая часть страны называется «Република Српска». Большинство жителей составляют православные сербы, а столица — город Баня Лука.

Баня Лука — зеленый город на берегу реки Врбас, окруженный лесистыми холмами. Никаких бань я здесь не видела. Может, во времена османского владычества и были турецкие хамамы, но до наших дней они не дожили. С луком тоже не очень хорошо. В магазинах, конечно, продается репчатый лук. А вот зеленого лука, как и петрушки с укропом мало даже на рынке. Балканская кухня, как ни странно, использует эту зелень реже, чем русская. Что же касается названия города, то местный путеводитель выводит его от аварского слова «bajan», то есть богатый и слова «luka», что значит возвышенное место, луг у реки. Лично у меня такая трактовка вызывает сомнения. «Баня» в сербском языке означает целебный источник, а «лука» — это пристань, порт. То есть «баня лука» — пристань возле целебных источников. Звучит логично, тем более, что на окраине города есть горячие источники Српске Топлице.

Экскурсию по городу начнем с крепости. Банялучская крепость носит название Кастел. А вообще крепости на Балканах называют «тврджавами». Словосочетание «Тврджава Кастел» — что-то типа «крепость Крепость». Укрепления на этом месте существовали еще с древнеримских времен. Стены и башни, которые мы видим сейчас, построены при турках в XVI веке. Особенно красивый вид на Кастел открывается с противоположного берега реки.

Баня-Лука

Войти в крепость можно со стороны улицы.

Кастел — место проведения всевозможных мероприятий. Тут можно увидеть байкерский слет и послушать популярных исполнителей. Впрочем, концерты прекрасно слышны из близлежащих кварталов города. А еще внутри крепости можно просто погулять или пообедать в ресторане с видом на Врбас.

Ну что за центр города без рынка! Прямо напротив крепости расположен крытый торговый комплекс Тржница. Тут и одежда, и предметы быта и, конечно, свежие овощи и фрукты.

Баня-Лука

Сразу за рынком попадаем на площадь Трг Крайны. Прямо из решеток под ногами бьют фонтанчики. Струи воды то пропадают, то вдруг выстреливают, как гейзеры. Дети в восторге.

Фонтанчики полезны еще и тем, что в них можно помыть руки после того, как поешь мороженое. А поесть его стоит обязательно. Сладкоежкам предлагаются самые различные вкусы. Порции огромные, а цена всего полевро.

Баня-Лука

Продается мороженое здесь же, на площади, вот в таких палатках.

От Трга Крайны начинается главная пешеходная улица города, здешний Арбат. Сто пятьдесят лет назад местный купец решил сделать из провинциальной Бани Луки, как бы сейчас сказали, «современный европейский город» и с этой целью построил два двухэтажных магазина. Местные жители до этого такой роскоши и не видывали, а все необходимое покупали на базаре. Магазины произвели фурор, даже крестьяне из соседних деревень приезжали специально на них поглазеть. Заходили, толпились, пачкали полы и, конечно, ничего не покупали. Купцу это надоело и он повесил табличку «Улица Господская», чтобы не ходили тут всякие. Австрийцы, захватившие город, табличку прочитали, удивились, но название добросовестно перевели на немецкий и улица получила неблагозвучное название «Херрен гассе». После австрийцев она стала улицей Короля Альфонса ХIII, но ненадолго. Товарищ Тито прогнал всех господ, заодно с королями и херрами, а улицу переименовали в честь революционера Веселина Маслеше. Так она и называется до сих пор, но местные жители все равно называют ее Господской.

Баня-Лука

Мне понравился банялучский Арбат: чистый, веселый со множеством магазинов и кафе. По своей привычке заглянула в подворотню. Темная подворотня неожиданно вывела в эдакий гибрид двора и торгового центра: магазинчики, киоски, кафешки.

Кафе-гриль, обмен валюты, ювелирные изделия — все что душе угодно на небольшом пятачке.

Господская улица довольно короткая и вот мы уже на большой площади. В центре возвышается величественный Храм Христа Спасителя, построенный в девяностых — начале двухтысячных годов на месте уничтоженной фашистами церкви.

Баня-Лука

А остатки разрушенной церкви бережно сохранены на память потомкам.

Рядом с храмом расположены административные здания. Например, президентский дворец. Кстати, флаг у Республики Сербской очень похож на российский флаг, только перевернутый. У нас — бело-сине-красный, а у сербских братьев — красно-сине-белый.

На входе, как водится, скульптуры. Но не рабочий и колхозница, как у нас, а колхозник и колхозница. Специфика региона. Над фигурами виден барельеф в античном стиле. Что-то не припомню изображений обнаженной натуры на наших административных зданиях.

Баня-Лука

С противоположной стороны площади, конечно же, мэрия. Или Градска Управа, как ее тут называют. Здание построено около ста лет назад в стиле классицизма с элементами, характерными для сербской средневековой архитектуры.

Тогда же был построен и Банский Двор. В наши дни там больше не проживает бан, то есть правитель области (бановины). В здании сейчас располагается культурный центр.

Баня-Лука

В Бане Луке веками жили люди разных национальностей и религий. Это наложило отпечаток на облик города. Здесь можно увидеть старинные мечети, самая известная из которых — Ферхадия, построенная в XVI веке знаменитым правителем Ферхад-Пашой Соколовичем. Это было время расцвета Османской империи, когда Баня Лука стала центром Босанского пашалыка (то есть области). К сожалению, историческая мечеть была разрушена во время гражданской войны девяностых годов прошлого века. Однако в 2006 году ее восстановили и сейчас можно полюбоваться красивым зданием.

В наши дни большинство жителей города составляют православные сербы. Однако в Бане Луке есть католический собор, построенный в авангардном стиле.

Баня-Лука

Не знаю, есть ли в городе синагога. Зато здание еврейского культурного центра Арье Ливни нельзя не заметить, когда гуляешь вдоль реки.

Как и любой город, Баня Лука имеет свои городские легенды. Конечно, о любви. Во времена правления Австро-Венгрии в Бане Луке жила прекрасная девушка по имени Сафикада. Она полюбила австрийского солдата. Когда австрийское войско отправилось в поход, влюбленные поклялись друг другу в вечной верности. Вскоре Сафикада получила известие о гибели возлюбленного. На стене крепости Кастел кажый полдень стреляла пушка. Девушка встала перед орудием в момент выстрела и крикнула: «Я верна тебе до гроба!». В том месте, где упало ее тело, сейчас кладут цветы и зажигают свечи, как символы вечной любви.

Несмотря на непростое прошлое, пережитые природные катаклизмы и войны, современная Баня Лука — город веселый. Здесь на каждом шагу кафешки и маленькие магазинчики.

Баня-Лука

В Бане Луке хорошо заниматься шопингом. Ассортимент товаров очень широкий, а цены просто-таки радуют. Одежда, обувь, спорттовары, украшения — найдется все.

Продуктовые магазины тоже в изобилии, многие работают круглосуточно. В небольших пекарнях всегда можно купить свежий горячий хлеб и булочки. Если готовить еду нет настроения, то можно зайти в один из множества ресторанов. Мне лично нравятся те, что находятся возле реки Врбас: можно любоваться быстрой водой и наблюдать за утками. Но уж если речь зашла о еде, нельзя не вспомнить про банялучский чевап. Это местный брэнд, вроде тульского пряника или кавказского шашлыка. Чевап является родственником знакомого нам кебаба, только имеет форму квадратной котлетки и не такой острый. Жарят чевапы на специальном гриле с широкими плоскими решетками, часто даже наклонными. Вместе с мясом обжаривают и лепешки «лепени». Все это сбрызгивают специальным секретным настоем из трав. Потом чевапы заворачивают в лепень и — «Изволите! Добар апетит!», как говорят сербы.

Запивают чевапы, конечно же местным пивом. Традиции пивоварения в Бане Луке давние. Когда-то пиво под названием «Траппист» варили монахи-трапписты в своей пивоварне. Но коммунисты пивоварню отобрали, а монахов выгнали. Пиво при этом утратило право называться «Траппист», однако югославские товарищи не огорчились, придумали пиву новое название и продолжали варить знаменитый напиток. Вкус у местного пива, надо сказать, превосходный. В последнее время в Бане Луке открылись небольшие пивоварни, которые варят самое разное пиво, тоже вкусное.

Мне нравится Баня Лука. Здесь я чувствую себя, как на даче. Тихо, зелено, свежий воздух. При этом, рядом есть все, что нужно для удобной жизни — магазины, рестораны, современные торговые центры и рынки. Для любителей спорта вдоль Врбаса проложены беговые дорожки и поставлены тренажеры.

Баня-Лука

Не хочется напрягаться? Просто гуляй вдоль реки.

И любуйся видами!

Баня-Лука

А какие живописные места вокруг города! Можно хоть весь день бродить по зеленым холмам. Можно подняться на холм Бань Брдо. А можно искупаться в горячих источниках. Но обо всем этом — в следующий раз.