Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Катания — Италия Июнь 2019
Главный символ Катании — фонтан со слоном

После покупки билетов единственной ассоциацией с Катанией в моей голове почему-то был комиссар Каттани, сериал про которого, честно говоря, давно уже выветрился из моей головы, но, вероятно, какая-то частичка образа отважного Коррадо застряла там и дала о себе знать. Потом-то я прочитал, что к городку Катания Каттани вообще никакого отношения не имеет.

Еще одна мысль, посетившая мою голову и почему-то обосновавшаяся там, как законная владалица этих апапартаментов была та, что из местного аэропорта все автобусы до Катании едут через центр города и достаточно высмотреть кафедральный собор святой Агаты на главной площади городка, выйти из автобуса, а затем найти мой отель будет проще простого!

И опять я опростоволосился. Билет на автобус ALIBUS № 457 я купил и даже сел в него, но спросив у водителя, где мне выйти, чтобы попасть по адресу: улица Via Giuseppe Zurria 6, услышал в ответ, что на следующей остановке. Я знал, что нам ещё до города долго ехать вдоль морского порта, поэтому очень удивился словам водителя. Может быть он меня не понял? И тут я услышал в салоне русскую речь! У средней двери автобуса сидели две женщины и говорили по-русски! Это был подарок небес! Я быстренько пробрался к ним и попросил подсказать мне, где мне выйти. Однако милая женщина, посмотрев карту в интернете, с удивлением обнаружила, что такой улицы в городе не значится! Тогда она подсказала, что позвонив в отель, можно у них узнать название остановки, где нужно выйти. Я так и сделал. На том конце «провода» мне даже обрадовались, как их клиенту и назвали остановку, в именовании которой я запомнил только слово «бамбини». И опять облом! Женщина вызвала на своём i-phone список остановок маршрута 457, но там ни одной остановки с таким словом не было. Мне ничего не оставалось делать, как вернуться к водителю, и опять пристать к нему с вопросом. Неожиданно мужчина, стоявший рядом с кабиной водителя, сказал: «Выходите сейчас» (автобус остановился на остановке).

Пришлось выйти. Впереди, насколько хватало глаз, направо и налево вдоль улицы тянулось сооружение, которое я бы назвал акведуком, однако по нему не текла вода, а ходили железнодорожные составы (изредка).

Перейдя ближайшую поперечную улицу, вошёл в маленький магазинчик и обратился к продавцу с важным для меня вопросом об адресе моей гостиницы. В ответ получил длинную тираду, из которой понял, что надо идти вдоль улицы, свернуть под какую-то арку и идти налево. Что ж, идём. «Акведук» тянется вдоль улицы и непонятно в какую арку надо свернуть. Наконец дорога нырнула в арку и продолжилась уже с другой стороны железной дороги. На всякий случай обратился к женщине на скамейке. Как истинная итальянка, она очень импульсивно ответила, что не в курсе и предложила обратиться к молодому человеку, отдыхавшему на противоположном конце скамьи. Он-то оказался как раз «в курсе». Подробно объяснил остаток моего «тяжкого» пути и сказал, что отсюда уже недалеко.

И правда, перейдя дорогу, поднявшись немного вверх, и повернув направо, я нашёл долгожданный Via Giuseppe Zurria, только не 6, а 5. За ним улица утыкалась в «акведук» и дальше заканчивалась. Тут мой взгляд усмотрел пикапчик и возле него мужчину, выгружавшего из него какие-то вещи. С надеждой обратился я к нему с моим уже традиционным вопросом. С удивлением взглянув на меня, мужчина произнёс, что он — хозяин нужного мне отеля и с удовольствием проводит меня туда. Провожать долго не пришлось, потому что подъезд находился рядом с пикапом (каким-то удивительным образом я не обратил на него внимания).

Впереди здание с моей гостиницей, а справа акведук. Снято не с того места, где я впервые подошёл к отелю, а со стороны рыбного рынка.
Впереди здание с моей гостиницей, а справа "акведук". Снято не с того места, где я впервые подошёл к отелю, а со стороны рыбного рынка.

Поднявшись наверх, Лука предложил мне кофе, ключи от номера

(причём на связке были ключи: от подъезда, от входной двери отеля, от номера и от балкона) дал туристическую карту города и по ней поведал мне, куда, по его мнению, стоит пройтись в ближайшее время. Советы весили на довольно серьёзную экскурсию.

Но так как времени на изучение города у меня было немного, я решил, не теряя времени, пройтись.

Сицилия. Катания, какой я её увидел.

Надо сказать, Катания, расположенная у подножия вулкана Этна — древний город, основанный ещё греками в 8 веке до нашей эры. Катания семь (!!!) раз погибала под потоками лавы. Где-то там под её слоями — античный римский город, а ещё глубже — греческий. В 1669-м году гигантское извержение Этны уничтожило значительную часть города, а в 1693-м году сильное землетрясение и от оставшейся части не оставило камня на камне. В начале XVIII-го века город отстроили заново в стиле сицилийского барокко. Наиболее значимые здания проектировал архитектор Джованни Баттиста Ваккарини. Он же и автор ансамбля главной площади Катании — Пьяцца Дуомо.

Почти сразу же после выхода в город я оценил красоту окружающих меня зданий, находящихся за мощными сооружениями бывшей крепостной стены.

Если пройти в сторону Via Vittorio Emanuele II, то повстречаем барочную церковь Сан-Плачидо, то есть святого Плакиды, одного из учеников преподобного Бенедикта, основавшего на Сицилии первые бенедиктинские обители.

После землетрясения храм поручили строить одному из корифеев сицилийского барокко — Стефану Иттару (Stefano Ittar), и уже в 1723 году нынешняя церковь Сан-Плачидо была освящена. Интерьеры церкви очень интересны.

Церковь Сан-Плачидо

Читал, что сейчас церковь очень редко бывает открытой, так что, если это действительно так, значит мне повезло посетить её.

Свернув в сторону знаменитой площади Катании с фонтаном, я заглянул в церковь аббатства святой Агаты. Это шедевр архитектора Джованни Баттиста Ваккарини был построен после землетрясения 1693 года на развалинах предыдущего храма. Церковь Бадия Сант-Агата является частью женского монастыря, образуя вместе с ним большой комплекс.

В плане церковь имее форму удлинённого греческого креста, вписанного в овал, вытянутый по оси запад-восток. Внутреннее пространство храма очень просторное, свободное, наполненное воздухом и светом, который проникает из купола, венчающего церковь.

Множество алтарей церкви посвящены Деве Марии и различным святым, среди которых Святой Евпл Катанский, Святой Иосиф и святой Бенедикт. В церковной ризнице хранятся живописные полотна на религиозные темы, но в церкви их почему-то не выставляют.

Церковь Сант-Агата

Фасад венчается высокой баллюстрадой, украшенной статуями святых и вазонами. Это лучшая обзорная площадка города. На неё можно подняться, уплатив 4 евро.

Церковь Сант-Агата. Панорама на Этну.

Надо сказать, что в Катании существует целый культ святой Агаты. Он основан на легенде о молодой христианке времён Римской империи.

Легенда Агаты красива и ужасна. Давным давно, в одном городке в семье первых христиан родилась девочка Агата. С малых лет девочка росла очень религиозной и впоследствии посвятила свою жизнь Спасителю. Когда начались гонения христиан в Римской Империи ее схватили одной из первых. В день казни на представителей новой религии пришел посмотреть проконсул Квинтиан, который правил городом в то время. Он был покорен красотой юной Агаты и помиловал ее в обмен на любовные утехи. Но Агата не поддалась на искушения плоти, а ее дух стал только крепче и его не смогли сломать даже поместив в дом блудниц. Тогда разозленный Квинтиан запер Агату в темнице и подверг пыткам. После последней пытки к измученной Агате явился святой Петр и исцелил ее. Квинтиан был настолько поражен случившимся, что приказал пытать несчастную прямо перед ним. Таких мук Агаты вынести уже не могла и погибла, не отрекшись от своей веры 5 февраля 251 года.

Но вот, наконец, я добрался до самой туристической площади Катании — площади фонтана со слоном!

Сицилия. Катания, какой я её увидел.

В городе существует две версии легенды о символе Катании. По одной версии в далекие времена в городе жил волшебник Гилиодорус, который превращал обычных людей в зверей. Однажды он создал слона, чтобы отправиться на нем в путешествие в Константинополь, столицу Византийской Империи. По другой версии волшебник сам превращался в различных животных и наводил ужас на местных жителей.

В наши дни статуи слонов в Катании делают из черного лавового камня и в честь волшебника называют Лиотру. Жители Катании верят в то, что скульптуры слонов могут успокоить вулкан Этна.

Далее, в соответствии с заветами Луки, мой путь лежал по улице Этны.

С левой стороны улицы моё внимание привлекла красивая барочная церковь Катании — Мадонна-дель-Элемозина (буквально «Богородицы Милостивой»), более известная под именем Колледжата (т. е. коллегиальная).

Церковь в честь Богородицы Милостивой существовала еще в византийские времена. В 1396 году король Мартин Младший, муж и соправитель королевы Марии, пожаловал церкви звание «королевской капеллы». Уже после потери Сицилией независимости папа Евгений IV утвердил 31 марта 1446 года за храмом статус коллегиальной церкви. Таким образом, Колледжата по рангу является второй среди катанских приходских храмов, сразу за кафедральным собором. Парадный фасад отстроил уже знакомый нам Стефано Иттар в 1768. Знакомый почерк Иттара — ничего в простоте, никаких прямых линий, фасад представляет собой вогнутую поверхность.

Колокольня встроена в здание (является третьим, верхним, ярусом фасада) и размещена по главной вертикальной оси. Как видите, там нашлось место и для ликующих ангелов, и для апостолов Петра и Павла. На втором ярусе, кроме апостолов, помещены статуи двух почитаемых в Катании мучениц — Агаты (слева) и Аполлонии (справа).

Ещё один храм на пути, в Катании церквей немало. Церковь Михаила Архангела (Chiesa di San Michele Arcangelo ai Minoriti) и монастырь Минаритов были построены во второй половине XVIII века по проекту архитектора Франческа Батталья (Francesco Battaglia).

Очень светлый гармоничный интерьер в форме греческого креста, в котором доминирует большой орган в неоготическом стиле. В храме очень много ценных живописных полотен.

Намеченную программу надо выполнять, поэтому иду дальше по улице Этны. На пути у меня римский амфитеатр.

По величине и вместимости амфитеатр в Катании в своё время уступал лишь римскому Колизею. Его стены возвышались на 81 метр, а диаметр чаши составлял 87 метров. При таких габаритах амфитеатр вмещал 16 тысяч зрителей. От былого могучего сооружения сейчас остались лишь фрагменты: фундамент, остатки основания со сценой, места для музыкантов и частично нижний ярус для аудитории.

Во аремена Римской империи, остготы, хозяйничавшие на острове в III веке, разбирали камень с амфитеатра на постройку городской оборонительной стены — в те времена крепость была важнее культуры. Следующий «набег» на камни амфитеатра был совершён в IX веке — в этот раз граф Руджеро предложил воспользоваться ими для строительства кафедрального собора. Ну, а дополнили разрушение амфитеатра землетрясения и извержение вулкана. Представить сейчас истинный масштаб этого древнеримского сооружения можно лишь по его макету, выставленному в музее. В лучшие времена это было величественное сооружение из лавового камня и известняка, покрытого мрамором.

На другой стороне улицы стоит памятник кумиру Катании, композитору Беллини,

Сицилия. Катания, какой я её увидел.

а отсюда совсем недалеко до парка Вилла Беллини. Парк был создан в 18 веке и принадлежал принцу Иньяцио Патерно-Кастелло, который придал ему форму живописного сада с изгородями, статуями и фонтанами. В 1854 году коммуна Катании выкупила парк у наследников Иньяцио, чтобы сделать его общедоступным городским парком.

На улицах Катании

Для этого были расширены дорожки, а в 1880 году в западной части парка организован «бульвар выдающихся людей» вдоль которого на стройных постаментах были поставлены памятники и бюсты знаменитых деятелей культуры и политики Катании и всей Италии.

В 1932 году были сооружены главные монументальные ворота в парк с улицы via Etnea, а в следующем году на площади на вершине широкой лестницы были поставлены аллегорические статуи, изображающие виды искусств.

Если повезёт в парке можно попасть на концерт классической или духовной музыки.

Погуляв по дорожкам парка, можно отдохнуть в знаменитом кафе напротив входа в парк — кафе Savia. Мимо этой кондитерской нельзя пройти мимо! Канноли, пестрая кассата, пасте ди мандорла, фрукты из марципанов — знаменитые сицилийские сладости. Ромовая баба была великолепна!

Сицилия. Катания, какой я её увидел.

А в завершение моего первого дня на Сицилии я позволил себе выпить бутылочку итальянского пива Moretti. Честно говоря, не знал, что Италия — пивная страна! Однако пиво тут есть и неплохое!

Когда говорят о питейных традициях Италии, на ум сразу приходит разнообразное вино. Но это — далеко не все. На самом деле в Италии есть давние пивные традиции, способные бросить вызов немецким, бельгийским, чешским и британским. В пользу этого пива говорит тот факт, что сегодня марка Moretti экспортируется в 40 стран!

Сицилия. Катания, какой я её увидел.

Посмотрите, как течёт жизнь в Катании.

Сицилия. Катания, какой я её увидел.

На этом остановлюсь, а в продолжении расскажу о моём заключительном дне на острове…