Турист Daria In Tourism (Daria2019)
Daria In Tourism
была 19 марта 2023 9:43

Монастыри Русского Севера — Кирилло-Белозерский и Ферапонтов

Кириллов — Россия Август 2019

На Вологодчине, в Кириллове, на берегу Сиверского озера располагается огромный монастырь-крепость — Кирилло-Белозерский. В Кириллов, маленький городок, больше похожий на большой посёлок мы попали не сразу, как узнали про этот величественный монастырь. В 2018 году мы не поехали сюда, потому-что здесь была большая реконструкция, она продолжается и по сей день, но основную красоту северной обители мы увидели.

От Великого Новгорода до Кириллова существует несколько дорог, посмотрев отзывы в интернете, выбрали наиболее лучшую по качеству — это дорога через Кириши и Тихвин. Итого получилось 610 км в одну сторону. Существует ещё дорога через Боровичи, она на 100 км короче, но по озывам она убитая, поэтому рисковать не стали.

Приехали мы уже поздно ночью, остановились недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря в посёлке Пятачок, на берегу Сиверского озера. Переночевали в машине. К нам сразу же подбежала белая дружелюбная собачка, которая не хотела есть и была вполне упитанная, но крутилась вокруг нас и легла спать рядом с нашей машиной…:)

Утром около 10 утра мы направились в Кирилло-Белозерский мужской монастырь. В настоящее время Кирилло-Белозерский монастырь, его территорию и постройки делят между собой мужской монастырь и Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Вид на Кирилло-Белозерский монастырь.

Около монастыря расположена церковь Казанской Иконы Божией Матери 1700 года постройки. С виду кажется, что храм какой-то заброшенный, но оказывается нет, здесь проводятся богослужения.

Собор Казанской Иконы Божией Матери. Каменный храм был возведён в 1700 году.
Богадельня середины 19 века.

Территория монастыря огромная, она составляет 12 гектаров, а протяженность стен около 2 км. Такая мощь формировалась не сразу, а постепенно. Начнём с самого истока… Основанием монастыря считается 1397 год, когда летом сюда на Белозерье (так не официально называется область в Вологодской области) пришли два инока — Кирилл и Ферапонт. Через год Ферапонт уходит от Кирилла и неподалёку основывает ещё один монастырь — Ферапонтов. В нём мы тоже побывали, но об этом немного позднее. Кирилл пришёл на Север уже опытным иноком, он прожил в Симоновом монастыре в Москве много — много лет. При жизни преподобного уже началось сооружение деревянных укреплений, келий и храмов, а каменные стены с башнями, храмы и другие постройки активно стали возводиться в конце 16 — в 17 веках.

Икона с житием преподобного Кирилла Белозерского.

Сначала, как мы делаем всегда, когда посещаем крепости или крепостные монастыри, мы обошли монастырь вокруг. Архитектурный ансамбль в настоящее время включает в себя Большой Успенский монастырь с укрепления 17 века и Малый Иоанновский монастырь с укреплениями 16 века это «Старый город», «Новый Город» с укреплениями 17 века и несохранившиеся укрепления Острога с Острожской и Солодеженной башнями (были на стыке стен Большого Успенского и Малого Иоанновского монастырей).

1 — Вологодская башня 17 в.

2 — Кузнечная башня 17 в.

3 — Глухая (Котельная) башня 16 в.

4 — Свиточная башня 16 в.

5 — Водяные ворота с надвратной церковью Преображения 16 в.

6 — Хлебенная башня 17 в.

7 — Поваренная башня 17 в.

8 — Мереженная башня, фрагмент 16 века.

9 — Большая Мереженная (Белозерская) 17 в.

10 — Косая караульная башня 17 века.

11 — Московская башня 17 в.

12 — Казанская башня с главными воротами в монастырь (17 в.).

На территории Большого Успенского монастыря остались фрагменты Часовой башни 16 века.

Вологодская (ближе к нам на фото) и Кузнечная башни (17 век).

Глухая башня (Котельная, Вощёная) 16 века. В  башне изготовляли свечи, а в палатке, примыкающей к башне, делали котлы.

Глухая башня (Котельная, Вощёная) 16 века. В башне изготовляли свечи, а в палатке, примыкающей к башне, делали котлы.

Свиточная башня во всей своей красе.

Белозерская (Большая Мереженная) башня 17 века. Вот какая я высокая!

Над воротами изображён Спаситель с преподобными Кириллом и Сергием Радонежским.

В арке главного входа есть касса, где мы сразу заказали экскурсию по монастырю в составе группы. Экскурсия была интересной и познавательной.

На территории Кирилло-Белозерского монастыря.

С конца 15 века Кирилло-Белозерский монастырь становится местом ссылки осуждённых, а также здесь была монастырская тюрьма. На фотографии ниже мы видим Троицкие ворота — вход на тюремный двор.

Ферапонтовская или Московская башня 17 века.

Церковь Иоанна Лествичника с приделом Фёдору Стратилату была возведена над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного — Ивана и Фёдора. Царь Иван Грозный сам являлся щедрым вкладчиком монастыря и существует версия, что предсмертный постриг он принял именно в Кирилло-Белозёрском монастыре.

Святые ворота 1523 года с церковью Иоанна Лествичника 1572 года.

Успенский собор был построен в 1497 году. Уникальный иконостас 15 века можно увидеть на выставке в Архимандричьих палатах. Успенский собор имеет придельные церкви: равноапостольного великого князя Владимира (1554 г.), святого Епифания Кипрского (1645 г.) и преподобного Кирилла Белозерского (1780-е гг.). В церкви Кирилла Белозерского покоятся мощи святого Кирилла. Действующим храмом является церковь Кирилла Белозерского.

Мостовая у церкви Кирилло-Белозерского и Успенского собора сделана из могильных плит монахов, которые были захоронены здесь в 17–18 веках.

Дорожка вымощена из могильных плит монахов.

Наша экскурсия включала в себя посещение выставки в церкви Введения с трапезной палатой 1519 года.

На территории много выставочных экспозиций, поэтому можно купить единый бидет на все выставки, он стоит 900 рублей и посетить их все после экскурсии.

Уникальный экспонат - одежда святого Кирилла Белозерского.

Стены Успенского монастыря 16 века.

Нынешняя колокольня монастыря построена во второй половине 18 века. Она находится между церковью архангела Гавриила 16 века и церковью Введения тоже 16 века.

Мы поднялись за дополнительную плату на колокольню монастыря. В Колокольне организована выставка колоколов. На выставке можно увидеть колокола 16 века.

Вид с колокольни открывается прекрасный.

Прекрасный вид с колокольни на церковь Преображения 1595 года и Сиверское озеро.

Успенский монастырь Кирилло-Белозерской обители.

На фотографии ниже, если очень хорошо присмотреться, мы можем увидеть остатки хозяйственной постройки — Солодеженного сушила 16 века. Здесь растили и сушили солод. Солодеженное сушило располагалось на территории Острога.

Остатки хозяйственной постройки - Солодёженного сушила 16 века. Здесь растили и сушили солод.

Теперь мы идём на осмотр и прогулку по Иоанновскому монастырю, куда экскурсии не водят и где тише и спокойнее, чем в Успенском монастыре. На территории Иоанновского монастыря живут монахи.

Заходим на территорию малого Иоанновского монастыря.
Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой 16 века.

Старая мельница 19 века на территории Кирилло-Белозерского монастыря.

За дополнительную плату мы прогулялись по стенам монастыря. Неприятно удивили многочисленные надписи на стенах…

Галерея на стене крепостного монастыря.

Мы приехали в Кирило-Белозерский монастырь в Успенский пост, но пообедать постной пищей нам не удалось, трапезной на территории нет, есть кафе.

Закупившись в ближайшем супермаркете, мы поехали искать заранее запланированное место стоянки. На ночлег мы остановились в прекрасном месте, в Сокольском бору, на берегу Шекснинского водохранилища в национальном парке Русский Север. Въезд через деревню Топорня. Здесь очень культурно, есть туалеты, мусорки, нарублены дрова, есть возможность покупаться. Здесь 4 точки для стоянки, выбирай любую, но вход, если на ночлег с палаткой платный (280 рублей с человека). Если иметь больше времени, то здесь можно пособирать грибов и ягод.

Стоянка в Сокольском бору в национальном парке Русский Север. Въезд через деревню Топорня.

Сегодня, последний, третий день нашего крохотного путешествия, и перед тем, как ехать домой мы заехали в село Ферапонтово, что в 21 км от Кириллова, чтобы посмотреть на древние фрески московского художника Дионисия, которые были созданы им в 1502 году в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова Белозерского Рождества Богородицы мужского монастыря.

Мемориал Родина-Мать в Кириллове. Находится в парке недалеко от магазина Дикси по улице Гостинодворская, дом 9.

В настоящее время Ферапонтов монастырь является музейным объектом, монахи здесь не живут.

На фотографии ниже мы видим главные Святые ворота с надвратными церквями Богоявления и преподобного Ферапонта 17 века. Что примечательно, церковь Богоявления являлась домовой церковью патриарха Никона, который, как мы помним из истории был сослан царем Алексеем Михайловичем и проживал здесь с 1666 по 1677 гг. В обоих церквях ведутся богослужения.

Как всегда, сначала мы обходим монастырь вокруг ограды.

Прогулка вокруг Ферапонтова монастыря.

Что удивительно, Дионисий создал росписи в храме Рождества Богородицы вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром всего за 34 дня! Фотографировать в соборе можно за дополнительную плату.

На территории монастыря расположено также несколько церквей — Собор Рождества Богородицы 15 века, церковь Мартиниана Белозерского где находится могила святого, настоятеля Ферапонтова монастыря и ученика преподобного Кирилла Белозерского и церковь Благовещения с трапезной палатой 16 века. Колокольня монастыря относится к 17 веку.

Церковь Благовещения с трапезной палатой, колокольня, Собор Рождества Богородицы с фресками Дионисия и сыновей и церковь Мартиниана Белозерского.

В 2 км от Ферапонтово находится деревня Цыпино, посетить которую стоит потому, что здесь можно увидеть деревянную церковь пророка Илии 1755 года, которая стоит на берегу Ильинского озера. Первая церковь была построена на месте явления иконы Илии пророка в пустыне в 16 веке. Когда мы готовились к поездке, я видела фотографию этой церкви и думала, что она каменная. Последняя комлексная реставрация Ильинской церкви завершилась в 2009 году. В церкви находится несколько выставок. Цыпино связано с семьёй Бриллиантовых, несколько поколений священников которых служили здесь в храмах. Это была образованная, духовная и культурная семья, которая внесла большой вклад в духовно-культурное просещение людей. К сожалению, советское время не щадило, а наоборот пыталось уничтожить таких духовных людей, что и прозошло с мужчинами из семьи Бриллиантовых. Подробнее о семье Бриллинатовых можно узнать на выставке в Ильинской церкви.

Монастыри Русского Севера — Кирилло-Белозерский и Ферапонтов

Ворота и ограду в планах у музея-заповедника восстановить.

Деревянный храм пророка Илии в Цыпино (1755 год) и то, что осталось от ворот и ограды середины 19 века.

Единый архитектурный комплекс совместно с Ильинской церковью также составляла церковь Димитрия Солунского 1800 года с колокольней и трапезной, но она была взорвана во второй половине 20 века.

Законсервированный восьмерик верхнего яруса храма пророка Илии 1755 года.

Цыпина гора с гонолыжным комлексом и различными развлечениями для туристов, любящих комфорт (бани, гостиницы, кафе) находится в 14 км от Кирилло-Белозерского монастыря.

Скульптура лося. За ним - вывеска-указатель на Цыпину гору.

Нам пора ехать уже обратно домой, так как завтра на работу. При наличии времени, мы бы ещё посятили Горицкий Воскресенский женский монастырь, что в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Среди известных монахинь Горицкого монастыря была несчастная Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова. Также, мы бы посятили Вологду и Череповец. «Хорошего, по-немногу… Поситим Вологду в другой раз» — утешаем мы себя.

В целом, подводя итог нашей поездки, Кирилло-Белозерский монастырь нас, конечно, впечатлил своей историей и своими размерами. На мой взгляд, здесь очень много «музейности», а уединённость и тишину, свойственную монастырской жизни я почувствовала только в Иоанновском монастыре, это объясняется тем, что монахи живут именно здесь — в малом Иоанновском монастыре, и экскурсии здесь не проводят.

В Вологодской области есть большие ресурсы для отдыха на природе, на озёрах и реках. По-моему, это место, куда можно вернуться не один раз.

Что касается протяженности нашей поездки, то за три дня мы проехали 1300 км.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия