Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был вчера 19:19

Sos del Rey Católico — Испания Май 2019

Арагон — во многом уникальная провинция Испании, даже можно сказать, что это и есть настоящая Испания. Люди населяли эти земли еще со времен ледникового периода, есть пещеры с находками времён палеолита. А, например, костяные наконечники XVI–XV веков до нашей эры, найденные в пещере Моро-де-Ольвена, относятся к лучшим образцам позднего бронзового века.

Арагон Католический

Разумеется, не обошли вниманием эти земли римляне. Ближе к рубежу эр, после реформ Цезаря Августа, территория будущего Арагона входила в состав провинции Ближняя Испания со столицей в городе Таррако, который теперь именуется Таррагоной и находится в Каталонии.

Когда Римская Империя начала разваливаться, в этих землях обосновались вандалы и свевы, которых тут же вытеснили вестготы, основав свое королевство в 418 году. Но ровно через три века арабы захватили эту часть будущей Испании, как и весь Иберийский полуостров, независимость сохранили лишь баски в Пиренейских горах.

Арагон Католический

Главный исторический период Арагона связан с освобождением от арабского владычества — реконкисты. Началось всё почти сразу же, с победной для христиан битвы при Ковадонге, между нынешней Страной Басков и Галисией. К 1050 году вместе с Галисией, Наваррой и Старой Кастилией был свободен от захватчиков северный Арагон, который тогда был объединён с Каталонией и именовался Арагоно-Каталонским Королевством. Через 100 лет значительная часть Арагона уже была независима, в королевстве лишь южные земли в районе Валенсии контролировались арабами до конца XIII века. Реконкиста завершилась в 1492 году с падением Гранады, а вместе с ней и Гранадского Эмирата.

Арагон Католический

Итак, какова роль Арагона в освободительном движении? Дело в том, что до середины XIV века сопротивление арабам оказывали разрозненные силы: Королевство Арагон, Графство Барселона, Графство Собрарбе, Графство Кастилия, Королевство Наварра, Королевство Леон, Графство Португалия… В начале XIV века бОльшая часть полуострова была свободна от арабов, но разрознена и поделена между различными небольшими государствами. А о существовании Гранадского Эмирата на юге как будто забыли на более чем сотню лет.

Арагон Католический

В 1451 году на свет появляется Изабелла I, королева Кастилии и Леона — соседнего с Арагоном королевства. А через год в городке Сос дель Рей Католико (тогда просто Сос) рождается Фердинанд II, король Арагона. Именно свадьба Изабеллы и Фердинанда в 1469 году вдохнула новую жизнь в реконкисту и дала начало объединению разрозненных графств в Королевство Испания.

И вот, с помощью новых налогов, средств Папы Римского (поход против мавров всё-таки), частных пожертвований и благодаря внутренним распрям Гранадского Эмирата Фердинанду и Изабелле удалось поставить точку в реконкисте, завоевав в 1492 году Гранаду. За что они были официально признаны Папой Римским Католическими королём и королевой.

Арагон Католический

Кроме того, во время правления Фердинанда и Изабеллы были завоеваны Неаполитанское и Сицилийское королевства и часть французских земель. Была создана внутренняя городская полиция, благодаря безопасности дорог улучшилась торговля и вообще на Иберийском полуострове в итоге появилось одно из сильнейших и продвинутых на тот момент государств Европы. Ну и самое, пожалуй, важное — именно они спонсировали экспедицию Колумба, благодаря чему был открыт Новый Свет.

Городок Сос дель Рей Католико, как и многие арагонские средневековые города, довольно неплохо сохранился, и несет в себе отпечаток того времени. Окунуться в атмосферу позднего Средневековья помогает и отельный фонд — например мы остановились в отеле Hotel El Peiron, который располагается в здании XV века! А также рестораны — от ужина в шикарном La Cocina del Principal, кандидате на звезду Мишлен и обладателе фантастических видов, остались не только гастрономические, но и культурологические послевкусия.

Арагон Католический

Скромный вход в ресторан и веранда с нескромным видом

Ну, а главной достопримечательностью города с населением менее 700 жителей является Каса де Сада, или даже правильнее Паласио (дворец) — дом, в котором останавливались Хуан II и Хуана Энрикес и где родился Фердинанд — будущий король Арагона. Разумеется, в доме сегодня расположен музей с различными экспонатами того периода, макетами города и мультимедиа-инсталляцией прямо в историческом здании.

Арагон Католический

Еврейский квартал — еще одна знаковая достопримечательность города. Находится практически вокруг Паласио де Сада. Фердинанд II, конечно, много хорошего сделал для Испании, но не обошлось без негатива в виде достаточно мощной инквизиции и модного поветрия на изгнание евреев, пришедшего из Англии и Франции. Кстати Римский Папа Сикст IV с 1478 года доверял выбор инквизитора непосредственно правителям Испании.

У дверей евреев, принявших христианство, выдалбливались кресты

Углубление под мезузу

Необычный крест, его происхождение выяснить не удалось, если кто в курсе — подскажите

Евреям предлагался выбор: обратиться в христианство или покинуть территорию Королевства Испании. Но тех евреев, кто принимал христианскую веру, часто подозревали в тайном исповедании иудаизма и записывали в еретики. Конечно не всегда дело доходило до казни, часто ограничиваясь тюремными заключениями, штрафами и конфискацией имущества — средства на новые войны нужны всегда. К 1500 году эта практика стала потихоньку сходить на нет, хоть и не прекратилась вовсе.

Арагон Католический

В еврейском квартале дверь в какую-то кладовую была открыта и мне удалось заглянуть прямо под старинный дом

Мусульман кстати тоже притесняли, несмотря на обещание свободы вероисповедания, данном при взятии Гранады. В том числе подвергались преследованиям и крестившиеся мавры (мориски), которые в итоге учинили бунт. Он был подавлен, а остатки морисков изгнаны с территории Испании. Но это все происходило не в Арагоне, а на юге страны.

Арагон Католический

Под разговоры о христианстве плавно переходим к еще одной достопримечательности — церкви Святого Стефана. Это прекрасный образец романской архитектуры XIII века, возвышающийся над городом и соединенный с башней, оставшейся от замка.

В церкви нельзя фотографировать, возможно потому, что там много всего интересного, а интересное должно быть покрыто завесой тайны. Например, крестообразный тоннель, ведущий в крипту, купель 8 века, икона Иисуса Всепрощающего и оргАн эпохи рококо.

Арагон Католический

Вход в церковь (можно также подняться по винтовой лестнице из крипты) и тайком сфотографированный орган

Кроме того, с террас у церкви открываются сумасшедшие виды на окрестности, а также на стоящую рядом замковую башню. Подняться на нее нельзя, но говорят, что с её вершины видны пики Пиренейских гор. Остается поверить на слово, но даже с доступных простому смертному точек виды — закачаешься.

Арагон Католический

Если спускаться из церкви в сторону центра города, вы пройдёте мимо современного бронзового памятника видному испанскому режиссеру — Луису Гарсии Берланге, снимавшему в этой местности фильм «La Vaquilla». Врезка для киноманов: первый свой фильм он снял вместе с Хуаном Антонио Бардемом — дядей Хавьера Бардема. Для не киноманов этот памятник примечателен тем, что это единственное напоминание о том, что вы находитесь все-таки в XXI веке.

Лично мне не всегда комфортно в XXI веке, есть масса исторических периодов, в которых хотелось бы жить. Но Сос дель Рей Католико настаивает на позднем Средневековье, а кто я такой, чтобы спорить с городом, подарившим Испании Фердинанда II Арагонского? Поэтому идем дальше — сквозь узкие улочки на Городскую площадь.

Арагон Католический

Ширина и простор — явно не фишка Сос дель Рея)

Нет, площадь Испании, разумеется, есть в любом городе Испании, и чаще всего она — главная. В Сос дель Рей она тоже есть — прямо перед Паласио де Сада, домом, где родился будущий объединитель Испании, все логично. Но лично мне очень понравилась Городская площадь — Плаза-де ла Вилья (вилья — это «поселение»).

Арагон Католический

Как и многие другие старинные площади в городках Европы, она изначально была рыночной. До сих пор на одной из стен сохранилась мера длины, использовавшаяся в Арагоне в те годы. Покупатели текстиля использовали именно ее, чтобы совершать точные расчеты. Длина этого отрезка — 772 миллиметра, возможно хитрые арагонцы при продаже иногородним купцам текстиль утверждали, что это метр, выручая за ту же длину ткани на 23% больше прибыли? Шучу, знакомый нам метр был придуман много позже.

Подобные площади даже в средневековых городах с их узкими улочками и небольшими размерами всё-таки были похожи именно на площади — прямоугольные или квадратные, где было достаточно пространства развернуться и людям, и многочисленным товарам, и скоту, и гужевым повозкам. Примером может служить площадь Аинсы, виденная мною за пару дней до этого. Здесь же вся площадь — размером с магазин заправочной станции. Более того, по форме площадь… треугольная! Даже как-то странно, что здесь нашлось место внушительному зданию мэрии, в которое, к слову, спокойно можно зайти и полюбоваться старинной кладкой изнутри.

Арагон Католический

Городок, конечно, небольшой, но при этом всё интересное, что в нем есть, посмотреть я не успел. Коллегия де Хаза, несколько церквей (San Martín de Tours, Ermita de Santa Lucía, Monasterio e iglesia de Valentuñana…), дворец консистории (образец арагонской архитектуры XVI века) и многое другое. А может даже просто прошёл мимо — например, я только потом осознал, что несколько раз проходил под старинными воротами, служившими в свое время входами в город и называвшимися по направлению: Portal de Zaragoza (находились прямо у входа в наш отель), Portal de Jaca, Portal de Sangüesa, Portal de Uncastillo и так далее.

Получается, мне удалось. У меня получилось раствориться в этом времени и в этом городе настолько, что старинные достопримечательности воспринимались как что-то естественное. Впрочем, это заслуга города, в котором просто нет ничего современного и всё настолько органично. Не раз слышал выражение — застывшее время. Так вот теперь я это выражение понял.

Арагон Католический

Если вы хотите ещё большего погружения в средневековую атмосферу, то можете поселиться в парадоре. Это старинные здания — замки, монастыри, просто исторически важные и красивые строения, переоборудованные в отель высокого класса. Такой есть и в Сос дель Рей Католико, он вписан в исторический ландшафт города и поселиться там — действительно окунуться в ту эпоху. Но и в том отеле, где остановился я, тоже чувствовалась соответствующая атмосфера. Просто потому что здание XV века, и просто потому, что из окна не видно ни одного здания моложе.

Отель (с колонной) и дома вокруг него. Мой номер — левое окно под балконом

Мой номер и вид из него

Если хотите вернуться в XXI век из этого города с более чем тысячелетней историей, то единственный способ это сделать — уехать отсюда, причем довольно далеко. Не только Сос дель Рей Католико, но и весь Арагон — это история не про наше с вами время. Это большой аттракцион в прошлое, а такое сегодня почти не предлагают.

Огромное спасибо за организацию поездки моим друзьям из компании «Время тур», которые занимаются нетипичной для российских туристов, но очень интересной Испанией, а также принимающей компании «Viajar por Aragon».

Другие материалы из поездки в Арагон: