Николай Лебедев
был 4 декабря 11:19
Арагон Католический

Sos del Rey Católico — Испания Май 2019

Арагон — во многом уникальная провинция Испании, даже можно сказать, что это и есть настоящая Испания. Люди населяли эти земли еще со времен ледникового периода, есть пещеры с находками времён палеолита. А, например, костяные наконечники XVI–XV веков до нашей эры, найденные в пещере Моро-де-Ольвена, относятся к лучшим образцам позднего бронзового века.

Разумеется, не обошли вниманием эти земли римляне. Ближе к рубежу эр, после реформ Цезаря Августа, территория будущего Арагона входила в состав провинции Ближняя Испания со столицей в городе Таррако, который теперь именуется Таррагоной и находится в Каталонии.

Когда Римская Империя начала разваливаться, в этих землях обосновались вандалы и свевы, которых тут же вытеснили вестготы, основав свое королевство в 418 году. Но ровно через три века арабы захватили эту часть будущей Испании, как и весь Иберийский полуостров, независимость сохранили лишь баски в Пиренейских горах.

Главный исторический период Арагона связан с освобождением от арабского владычества — реконкисты. Началось всё почти сразу же, с победной для христиан битвы при Ковадонге, между нынешней Страной Басков и Галисией. К 1050 году вместе с Галисией, Наваррой и Старой Кастилией был свободен от захватчиков северный Арагон, который тогда был объединён с Каталонией и именовался Арагоно-Каталонским Королевством. Через 100 лет значительная часть Арагона уже была независима, в королевстве лишь южные земли в районе Валенсии контролировались арабами до конца XIII века. Реконкиста завершилась в 1492 году с падением Гранады, а вместе с ней и Гранадского Эмирата.

Итак, какова роль Арагона в освободительном движении? Дело в том, что до середины XIV века сопротивление арабам оказывали разрозненные силы: Королевство Арагон, Графство Барселона, Графство Собрарбе, Графство Кастилия, Королевство Наварра, Королевство Леон, Графство Португалия… В начале XIV века бОльшая часть полуострова была свободна от арабов, но разрознена и поделена между различными небольшими государствами. А о существовании Гранадского Эмирата на юге как будто забыли на более чем сотню лет.

В 1451 году на свет появляется Изабелла I, королева Кастилии и Леона — соседнего с Арагоном королевства. А через год в городке Сос дель Рей Католико (тогда просто Сос) рождается Фердинанд II, король Арагона. Именно свадьба Изабеллы и Фердинанда в 1469 году вдохнула новую жизнь в реконкисту и дала начало объединению разрозненных графств в Королевство Испания.

И вот, с помощью новых налогов, средств Папы Римского (поход против мавров всё-таки), частных пожертвований и благодаря внутренним распрям Гранадского Эмирата Фердинанду и Изабелле удалось поставить точку в реконкисте, завоевав в 1492 году Гранаду. За что они были официально признаны Папой Римским Католическими королём и королевой.

Кроме того, во время правления Фердинанда и Изабеллы были завоеваны Неаполитанское и Сицилийское королевства и часть французских земель. Была создана внутренняя городская полиция, благодаря безопасности дорог улучшилась торговля и вообще на Иберийском полуострове в итоге появилось одно из сильнейших и продвинутых на тот момент государств Европы. Ну и самое, пожалуй, важное — именно они спонсировали экспедицию Колумба, благодаря чему был открыт Новый Свет.

Городок Сос дель Рей Католико, как и многие арагонские средневековые города, довольно неплохо сохранился, и несет в себе отпечаток того времени. Окунуться в атмосферу позднего Средневековья помогает и отельный фонд — например мы остановились в отеле Hotel El Peiron, который располагается в здании XV века! А также рестораны — от ужина в шикарном La Cocina del Principal, кандидате на звезду Мишлен и обладателе фантастических видов, остались не только гастрономические, но и культурологические послевкусия.

Скромный вход в ресторан и веранда с нескромным видом

Ну, а главной достопримечательностью города с населением менее 700 жителей является Каса де Сада, или даже правильнее Паласио (дворец) — дом, в котором останавливались Хуан II и Хуана Энрикес и где родился Фердинанд — будущий король Арагона. Разумеется, в доме сегодня расположен музей с различными экспонатами того периода, макетами города и мультимедиа-инсталляцией прямо в историческом здании.

Еврейский квартал — еще одна знаковая достопримечательность города. Находится практически вокруг Паласио де Сада. Фердинанд II, конечно, много хорошего сделал для Испании, но не обошлось без негатива в виде достаточно мощной инквизиции и модного поветрия на изгнание евреев, пришедшего из Англии и Франции. Кстати Римский Папа Сикст IV с 1478 года доверял выбор инквизитора непосредственно правителям Испании.

У дверей евреев, принявших христианство, выдалбливались кресты

Углубление под мезузу

Необычный крест, его происхождение выяснить не удалось, если кто в курсе — подскажите

Евреям предлагался выбор: обратиться в христианство или покинуть территорию Королевства Испании. Но тех евреев, кто принимал христианскую веру, часто подозревали в тайном исповедании иудаизма и записывали в еретики. Конечно не всегда дело доходило до казни, часто ограничиваясь тюремными заключениями, штрафами и конфискацией имущества — средства на новые войны нужны всегда. К 1500 году эта практика стала потихоньку сходить на нет, хоть и не прекратилась вовсе.

В еврейском квартале дверь в какую-то кладовую была открыта и мне удалось заглянуть прямо под старинный дом

Мусульман кстати тоже притесняли, несмотря на обещание свободы вероисповедания, данном при взятии Гранады. В том числе подвергались преследованиям и крестившиеся мавры (мориски), которые в итоге учинили бунт. Он был подавлен, а остатки морисков изгнаны с территории Испании. Но это все происходило не в Арагоне, а на юге страны.

Под разговоры о христианстве плавно переходим к еще одной достопримечательности — церкви Святого Стефана. Это прекрасный образец романской архитектуры XIII века, возвышающийся над городом и соединенный с башней, оставшейся от замка.

В церкви нельзя фотографировать, возможно потому, что там много всего интересного, а интересное должно быть покрыто завесой тайны. Например, крестообразный тоннель, ведущий в крипту, купель 8 века, икона Иисуса Всепрощающего и оргАн эпохи рококо.

Вход в церковь (можно также подняться по винтовой лестнице из крипты) и тайком сфотографированный орган

Кроме того, с террас у церкви открываются сумасшедшие виды на окрестности, а также на стоящую рядом замковую башню. Подняться на нее нельзя, но говорят, что с её вершины видны пики Пиренейских гор. Остается поверить на слово, но даже с доступных простому смертному точек виды — закачаешься.

Если спускаться из церкви в сторону центра города, вы пройдёте мимо современного бронзового памятника видному испанскому режиссеру — Луису Гарсии Берланге, снимавшему в этой местности фильм «La Vaquilla». Врезка для киноманов: первый свой фильм он снял вместе с Хуаном Антонио Бардемом — дядей Хавьера Бардема. Для не киноманов этот памятник примечателен тем, что это единственное напоминание о том, что вы находитесь все-таки в XXI веке.

Лично мне не всегда комфортно в XXI веке, есть масса исторических периодов, в которых хотелось бы жить. Но Сос дель Рей Католико настаивает на позднем Средневековье, а кто я такой, чтобы спорить с городом, подарившим Испании Фердинанда II Арагонского? Поэтому идем дальше — сквозь узкие улочки на Городскую площадь.

Ширина и простор — явно не фишка Сос дель Рея)

Нет, площадь Испании, разумеется, есть в любом городе Испании, и чаще всего она — главная. В Сос дель Рей она тоже есть — прямо перед Паласио де Сада, домом, где родился будущий объединитель Испании, все логично. Но лично мне очень понравилась Городская площадь — Плаза-де ла Вилья (вилья — это «поселение»).

Как и многие другие старинные площади в городках Европы, она изначально была рыночной. До сих пор на одной из стен сохранилась мера длины, использовавшаяся в Арагоне в те годы. Покупатели текстиля использовали именно ее, чтобы совершать точные расчеты. Длина этого отрезка — 772 миллиметра, возможно хитрые арагонцы при продаже иногородним купцам текстиль утверждали, что это метр, выручая за ту же длину ткани на 23% больше прибыли? Шучу, знакомый нам метр был придуман много позже.

Подобные площади даже в средневековых городах с их узкими улочками и небольшими размерами всё-таки были похожи именно на площади — прямоугольные или квадратные, где было достаточно пространства развернуться и людям, и многочисленным товарам, и скоту, и гужевым повозкам. Примером может служить площадь Аинсы, виденная мною за пару дней до этого. Здесь же вся площадь — размером с магазин заправочной станции. Более того, по форме площадь… треугольная! Даже как-то странно, что здесь нашлось место внушительному зданию мэрии, в которое, к слову, спокойно можно зайти и полюбоваться старинной кладкой изнутри.

Городок, конечно, небольшой, но при этом всё интересное, что в нем есть, посмотреть я не успел. Коллегия де Хаза, несколько церквей (San Martín de Tours, Ermita de Santa Lucía, Monasterio e iglesia de Valentuñana…), дворец консистории (образец арагонской архитектуры XVI века) и многое другое. А может даже просто прошёл мимо — например, я только потом осознал, что несколько раз проходил под старинными воротами, служившими в свое время входами в город и называвшимися по направлению: Portal de Zaragoza (находились прямо у входа в наш отель), Portal de Jaca, Portal de Sangüesa, Portal de Uncastillo и так далее.

Получается, мне удалось. У меня получилось раствориться в этом времени и в этом городе настолько, что старинные достопримечательности воспринимались как что-то естественное. Впрочем, это заслуга города, в котором просто нет ничего современного и всё настолько органично. Не раз слышал выражение — застывшее время. Так вот теперь я это выражение понял.

Если вы хотите ещё большего погружения в средневековую атмосферу, то можете поселиться в парадоре. Это старинные здания — замки, монастыри, просто исторически важные и красивые строения, переоборудованные в отель высокого класса. Такой есть и в Сос дель Рей Католико, он вписан в исторический ландшафт города и поселиться там — действительно окунуться в ту эпоху. Но и в том отеле, где остановился я, тоже чувствовалась соответствующая атмосфера. Просто потому что здание XV века, и просто потому, что из окна не видно ни одного здания моложе.

Отель (с колонной) и дома вокруг него. Мой номер — левое окно под балконом

Мой номер и вид из него

Если хотите вернуться в XXI век из этого города с более чем тысячелетней историей, то единственный способ это сделать — уехать отсюда, причем довольно далеко. Не только Сос дель Рей Католико, но и весь Арагон — это история не про наше с вами время. Это большой аттракцион в прошлое, а такое сегодня почти не предлагают.

Огромное спасибо за организацию поездки моим друзьям из компании «Время тур», которые занимаются нетипичной для российских туристов, но очень интересной Испанией, а также принимающей компании «Viajar por Aragon».

Другие материалы из поездки в Арагон:

Необычный крест, его происхождение выяснить не удалось,

Надо посмотреть в источниках...
Но хотела бы запечатлеть мое первое и довольно определенное восприятие: Получилось очень многозначно. Крест и корни Древа Жизни - два универсальных символа религиозного и мифологического сознания. Кроме того, нижняя часть видится и как Голгофа - когда Христа распяли, камень раскололся и кровь Христа омыла кости Адама - промыслительно казнь Христа случилась на месте могилы Адама, совершившего грехопадение. Эту трещину, уходящую вглубь горы сегодня в Храме Гроба Господня содержат под стеклом. А еще я воспринимаю этот крест, как и наглядное запечатление библейского события. Мне видится, что это уже и не только Крест, но именно Распятие. Тем более, что рядом нацарапаны еще два креста - один более явно (поменьше) - видимо благоразумного разбойника и третий - еле отмеченный, разбойника-злодея. Именно с ними Христос был распят.
Спасибо, Николай, что обратились с вопросом... Это заставит каждого более внимательно "читать камни", среди которых вы бродили. Хорошо бродили!
Да, версия с Голгофой выглядит весьма правдоподобной, спасибо!
Nasten_ka_Pavlik
весь Арагон — это история не про наше с вами время. Это большой аттракцион в прошлое, а такое сегодня почти не предлагают

Даже просматривая фотографии, пеерносишься во времени. Можно только представлять, какие ощущения испытываешь во время личной прогулки по этим улочкам...
Вид из номера отличный. Если бы еще не авто... Очень уж я не люблю, когда они портят вид старинных городков.
Авто кстати могут въезжать именно до старых ворот, дальше им просто не проехать. Отель находится в здании на окраине, у Сарагосских ворот. Что, впрочем, удобно для постояльцев. В другую сторону автомобилей уже нет)
Natalinway
Средневековые улочки очаровательны! 👍
Такой очень монохромный городок... ))
Но действительно, как будто перенесся во времени... круто!!!!
Королевская чета Фердинанд и Изабелла, знаковые личности в истории Испании - собиратели земель, победители мавров, Колумба снарядили в плавание за новыми землями. Но они же инициаторы геноцида евреев и разграбления просвещённого наследия мавров. Неоднозначные персонажи
muraRU
они действовали согласно христианских заповедей католиков ;) , которые одобрял Папа!
Католическая церковь и спровоцировала геноцид еврейского народа, именно они и поджигались инквизиторские костры.
muraRU
Она, злодейка, она!!! И не только же иноверцев поджигала, но и ...вспомним катаров, альбигойцев, византийцев. Власть всегда - волк в овечьей шкуре:( А королевской чете с ней ссорится было опасно. Папа в любой миг брак мог аннулировать , как близкородственный. Хотя Изабелла и прилагала много усилий выйти из под контроля папской курии.
большой аттракцион в прошлое, а такое сегодня почти не предлагают.
-конечно одно дело гулять в наше время по средневековым узким улочкам, а другое дело жить в те время! Лучше все же гулять, а то как вдруг попадешь под их законы, преследование веры и прочее, жуть! Ни разу не жила в таком старинном отеле, классно!! Очень интересный Арагон, как-то раньше не задумывалась об этом регионе любимой Испании.
NataliaC писала 21 августа 12:03
- с этим не поспоришь!
Старинный отель очень рекомендую, причем он всего 3 звезды и весьма доступный. Тут просто проблема с новыми зданиями - их нет)
Мне очень нравятся такие городки-музеи и кажущиеся однотонными узкие каменные улочки! Город-заповедник.
Еврейский квартал, крест - древо жизни, отверстия для мезузы - интересно, все очень интересно!
Город-заповедник
- да, но при этом там живут люди, почти 700 человек!
Классно!!! Был бы католиком, точно бы туда поехал))
А Ферднанд с Изабеллой были, конечно, персонажами неоднозначными) Но что поделать - средневековье))
А раз ты не католик, то никогда не поедешь туда? Только по протестантским странам теперь? А как же Азия и буддизм? А Африка и анимализм? А Япония и синтоизм в конце концов?)
Да! Православие или смерть!
Такие городки очень любят киношники, практически готовая площадка под Средневековье. Очень симпатичный город
Ну вот там и снимался как минимум один фильм)
AMour
Погрузиться в иное время - сегодня это, наверное, мечта каждого туристера, увы, неосуществимая, как слабо надеюсь, пока
Почему же неосуществимая? Вот здесь например можно)
AMour
Ну да, такие места очень для погружения подходят
Просто поражает количество сохранившихся древних городов в Испании!
Да, умеют сохранить, молодцы!
Как похожи между собой древние испанские городки! И все равно каждый раз бродить по ним интересно - действительно, погружаешься в другой мир.
А как тут с кафешками? В Альбарассине мы не смогли найти горячую еду, да и самих едален мало, и все на фастфуде, что мы не едим.
Мы тут в ресторане ели, я там выше написал - он даже претендует на звезду Мишлен. Еда там была разная, в том числе и горячая))) Но вот так чтобы на каждом углу кафе - такого нет, конечно, либо они все прячутся. В Аинсе в этом плане все намного богаче. Так что хоть и похожи между собой, да не очень)
Помню про кандидата в мишлены, но боюсь, цены таи уже не кандидатские
аттракцион в прошлое
И почти полное отсутствие туристов!
Это да, туристов там действительно очень мало, и это определенно плюс для тех, кто все же добрался!