Турист Любовь Зотова (lyubasik)
Любовь Зотова
была 16 июля 2023 21:45

Альберобелло, Матера, Таранто — Италия Сентябрь 2013

Начало истории:Прекрасная Апулия или как себе испортить отдых

На следующий день было запланировано двухдневное путешествие в Матеру.

Я думаю, встали бы мы пораньше и сразу выехали, в один бы день вполне уложились.

От резиденции до Матеры расстояние примерно 120 км. Даже с учетом отклонений от маршрута, 300 км туда-обратно получилось бы. Но за рулем предстояло ехать одной Кристине. И, если она решила, что выезжать будем не рано и заночуем в Матере, так тому и быть.

С утра девчонки сбегали искупаться, мы дружно позавтракали и ближе к полудню выдвинулись в дорогу.

Первым остановочным пунктом на нашем пути был Таранто.

Когда слышишь название Таранто, что здесь вспоминается — тарантул, тарантелла. И это все о нем. Тарантул — паук, названный по имени города, а тарантелла — танец впавшего в безумство от укуса это паука. Когда попали в исторический центр города, уж простите меня, пришла мысль, что некоторых жителей пауки основательно покусали. Город-то красивый, да и история у Таранто богатая. Ну как же надо не любить город, чтобы такое допустить. Повсюду валялись шприцы, мусор.

Апулия и немного Базиликаты

Вспомнилась мне история, связанная с Таранто.

Однажды наши друзья с севера Италии прежде, чем представить нам свою знакомую, сказали, что она не местная (ох уж эти итальянские «понаехали тут»), а приехала из… название звучало созвучно Таранто. Когда же мы наивно ее спросили: «правда ли ты из Таранто?» — вы бы видели ее взгляд. Теперь я поняла причину.

Конечно, можно сказать, что «красота в глазах смотрящего». Но не замечать очевидного тоже нельзя. За исключением этого безобразия, мне город понравился.

Чего только стоит Собор Сан-Катальдо (La cattedrale di San Cotaldo) — старейший собор Апулии и расположенный в самом сердце Старого города.

Собор посвящён святому Катальдо, ирландскому епископу, который умер в Таранто в 6–7 веке. Здесь же находится его гробница. Собор был построен во второй половине 10 века — во время реконструкции города византийским императором Никифором II Фока́. В 11 веке византийская базилика была превращена в нынешний собор. В 1713 году Собор приобрёл барочный фасад. Норманнская колокольня была построена в 12 веке, разрушена землетрясением 1456 года и восстановлена во время реставрационных работ в 1952 году.

Конечно, пропустить своим вниманием Собор мы не могли.

В какой-то момент рядом и внутри собора начались движения.

Как оказалось, в этот день в соборе было венчание.

Апулия и немного Базиликаты

Молодые подъехали на ретро-автомобиле, причем не «под старину», а реальном ретро. Автомобилю было лет 70–80, наверное. У него даже зеркала отсутствовали, так что при маневрах шофер крутил головой почти вокруг ее оси. А при сложном маневрировании еще и поднимался над креслом, обнаруживая на фоне смокинга, совсем непарадные брючки. Вспомнилась тут та свадебная лошадь, у которой морда в цветах, а круп в мыле. Как ни странно, аутфит водителя ничуть картины не портил, а даже придавал ему некоторого шарма.

Когда вышли из старого города перед нашими глазами возник поворотный мост (ponte girevole) или Понте-ди-Сан-Франческо-ди-Паола (Ponte di San Francesco di Paola), который соединяет остров Борго Антико с полуостровом Борго Нуово. Мост был открыт 22 мая 1887 года адмиралом Фердинандо Актоном, в 1957–1958 годах мост был реконструирован — были заменены механические части и электрические элементы управления.

Обновленный мост был торжественно открыт Президентом Республики Джованни Гронки 10 марта 1958 года и назван в честь святого Франциска Паольского, покровителя моряков. (Вот уж не знала. Всегда думала, что Святой Франциск покровитель живности).

Апулия и немного Базиликаты

Прямо перед мостом расположился Арагонский замок или Кастель Сант-Анджело. Первое ​​упоминание о замке датируется 916 годом, когда византийцы начали строительство «Рокки» для защиты от нападений сарацин и Венецианской республики. Это первое укрепление состояло из высоких, но узких башен, удобных для обороны копьями, стрелами, камнями и кипящим маслом. В 1481 году, когда был построен первый судоходный канал, более узкий, чем нынешний, с нерегулярными берегами, чтобы пропустить небольшие лодки и улучшить обороноспособность замка.

В 1486 году Фердинанд II из Арагона поручил архитектору Франческо Ди Джорджио Мартини расширить замок. Новое укрепление должно было включать семь башен, четыре из которых объединились, сформировав четырехугольник, а остальные три расположились вдоль Маре Пиколо. Четыре башни были названы в честь Сан-Кристофало, Сан-Лоренцо, Бандиера и Верджин Аннунциата соответственно. В 1491 году на стороне, обращенной к Маре Гранде, был добавлен треугольный ривеллин между «Торре делла Бандиера» и «Торре Сан Кристофало». Замок был завершен в 1492 году, о чем свидетельствует гравировка на стене «Порта Патерна».

За мостом расположилась современная часть города, которая выглядела куда как респектабельнее исторической, но и менее интересной. Туда мы не пошли. Время поджимало, а до главной цели нашего путешествия было ещё далеко.

Пока ехали, не покидала мысль: «кто же ставил дорожные знаки?». Навигатор надоел сообщениями о превышении скорости, но никто в потоке скорость не снижал. Подумали, что коллективно штраф ловим. А штрафы в Европе немаленькие. Но все обошлось.

Несколько раз останавливались размять ноги у виноградников. Ох, какой виноград красивый и даже на вид аппетитный. И никакого сторожа с берданкой поблизости. Наглеть мы не стали, но продегустировать не удержались. На вкус виноград тоже отменным оказался.

Апулия и немного Базиликаты

Когда добрались до Матеры, решили сперва заселиться в отель. Номера нашего отеля представляли собой отдельные пещеры.

Зайдя в наш номер, точнее пещеру, в наших с сестрицей головах всплыла фраза из фильма «На море»: «Чувствую, что здесь шкурами пахнет…». Шкурами — не шкурами, но запах плесени стоял, да и сама плесень присутствие. Приятного мало.

Ну и кто был виноват, что мы, вместо нормального отеля, поселились в пещере. Причем, за эту «экзотику», отдали довольно приличную сумму. Правильно, мы сами. Ладно, не хватило фантазии представить, что от пещер можно ожидать, но отзывы-то о них кто прочитать не дал?!

Апулия и немного Базиликаты

Естественно, задерживаться в таком месте не хотелось. Бросив сумки, побежали на осмотр города.

Ему, осмотру города, с перерывом на ужин и короткий сон, и посвятили остаток этого дня и утро следующего.

Кстати, мы ужинали в Новом городе. Местечко было простое, столики на улице стояли в полутьме, но кухня очень понравилась.

Матера достопримечательностями богата. Сам город — это музей под открытым небом, как бы банально это не звучало.

Во всем мире Матера известна как «Città dei Sassi» (город камней, каменный город) или «Città Sotterranea» (подземный город). Пещеры, некогда служившие жителям города жильем, в историческом районе Sassi (Сасси), делают Матеру одним из самых старых городов в мире. На вопросы о дате начала заселение пещер и как долго оно продолжалось до сих пор нет однозначного ответа. 9 декабря 1993 года, на собрании в Картахена-де-Индиас (Колумбия), Sassi (Сасси) , наряду с Chiese rupestri (небольшими средневековыми церквями, расположенными в выдолбленных в камнях пещерах) был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и стал первым в Южной Италии, получившим столь высокое признание.

Апулия и немного Базиликаты

Кроме главной достопримечательности Матеры, есть в ней и другие.

Palazzo dell’Annunziata, дворец восемнадцатого века, расположенный на площади Витторио Венето. За свою историю Палаццо не раз меняло свое назначение. Сначала здесь располагался доминиканский монастырь, затем средняя школа. Сегодня в здание расположилась библиотеки мультимедиа и провинции, а также муниципальный кинотеатр.

Апулия и немного Базиликаты

Палаццо дель Седиле (Palazzo del Sedile) находится на одноименной центральной площади Пьяцца Седиле. Здание было построено в 1540 году и отреставрировано в 1759 году. Фасад его имеет две колокольни и украшен шестью статуями. В настоящий момент в Палаццо расположились музыкальная консерватория им. Эгидио Ромуальдо Дуни и аудитория Жервасио.

Собор Мадонны Бруна и Святого Евстахия (La cattedrale della Madonna della Bruna e di Sant’Eustachio) был построен в XIII веке в апулийском романском стиле на площади древнего бенедиктинского монастыря Сант-Евстахио, (одного из двух покровителей города). Снаружи собора на себя обращают внимание: окно разделенное шестнадцатью лучами и 52-метровая колокольня. Внутри же заслуживают внимания: византийская фреска Мадонны делла Бруна, ясли XVI века работы скульптора Альтобелло Персио и фреска с изображением Страшного Суда.

Апулия и немного Базиликаты

Церковь Святого Франциска Ассизкого (Chiesa di San Francesco d’Assisi), была почти полностью перестроена в 1670 году в стиле позднего барокко. Главной достопримечательностью церкви является древний склеп Святых Петра и Павла, в котором сохранилась фреска с изображением посещения Матеры папой Урбаном II в. 1093 году.

Наверное, в Матере есть официальные музеи. Но в них мы не побывали. Зато попали в совсем необычный.

Сначала небольшая предыстория.

Однажды на уроке итальянского мы стали вспоминать, какие «бесполезные» слова знаем. Лидерами «ненужности» стали слова «ombellico» — пупок, и «pipistrello» -летучая мышь.

Кто бы мог подумать, что на экскурсии по музею быта и традиций, организованного жителем Матеры в его родовом «гнезде», оба эти слова понадобились. Летучие мыши частенько сидели на стенах в пещере, служащей предкам экскурсовода сараем. А пупок — экскурсовод показал пояс, которым мужчины туго перетягивали живот на уровне пупка при выполнении тяжёлых работ.

Не сказать, что экскурсия обогатила нас знаниями, но настроение подняла.

Апулия и немного Базиликаты

На этом наша экскурсия по Матере подошла к концу и мы отправились в обратный путь.

Вот такие почти пасторали наблюдали по краям дороги.

Апулия и немного Базиликаты

Следующей точкой нашего маршрута стал Альберобелло, город знаменитый своими труллями. История этих очень специфических зданий связана с указом Неаполитанского королевства пятнадцатого века об обложении налогом капитальных зданий. Графы Конверсано Аквавива д’Арагона с 1481 года, хозяева области, где сегодня стоит Альберобелло, обязали крестьян, присланных в эти земли, строить свои жилища без использования инструмента и скрепляющих смесей. Так, здания можно было считать некапитальными, ведь их можно было разрушить прямо на глазах сборщиков налога.

Крестьянам приходилось использовать только камни. Трулли имели круглую форму и состояли из перекрывающихся кругов камней, в простейшей и наиболее прочной конфигурации. Куполообразные или полуконусные крыши из соломы, известные как фальшивый купол труллей, были украшены декоративными вершинами, которые, по мнению многих, представляли подпись мастера трулларо, построившего (или восстановившего) трулло. Форма купола была вдохновлена символическими или мистическими элементами. Установка вершины была самым захватывающим моментом — одно неловкое движение и трулло груда камней.

И тут мы встретили свадьбу. Видать в Италии был сезон свадеб.

Апулия и немного Базиликаты

В городе много сувенирных лавок. Оно и понятно — город-то туристический. Причем, китайского ширпотреба в них почти не было. Пусть стоили они чуть подороже, но сувениры были местного производства.

Из Альберобелло поехали в резиденцию. Вечером нам предстояло собирать сумки и на следующее утро, столь длинной дорогой как приехали, отправляться домой.