Maximus67
— был сегодня 6:05
Убедительная просьба - не выдвигать меня на звёздочки!

Анимисты Гвинеи

Нзерекоре — Гвинея Январь 2012
38 42

Мостик в лесу

Деревня Кобеля расположена в часе езды от южной столицы Гвинеи города Нзерекоре. Деревня чуть в стороне от основной дороги.

Жизнь в лесу отличается от жизни в саванне. В прежние времена деревни между собой почти не общались. Каждый незнакомец в чаще виделся вероятным врагом, ведь цель его визита представлялась тайной. Зайти в деревню можно было, только зная безопасный путь. Лес вокруг был усыпан различными ловушками.

7

В деревне Кобеля живут люди народности пёль (фульбе).

2

Они христиане, но придерживаются плюс к этому своих древних верований.

5

В Гвинее если путник куда-то пришёл, он обязательно должен представиться старейшине, что мы и делаем. Старый дед немного глуховат на уши, но пощупав в руках билеты государственного банка Гвинеи, радостно кивает головой. Мы получаем разрешение допуска в священный лес.

Колонна джипов крадётся по узкой лесной тропинке. Неоднократно видим сложенные кучи камней. Они имеют ритуальное значение. Каждый камень это душа ушедшего в мир иной человека, и души предков охраняют дорогу.

1

Вылезаем из машин на полянке, и невольно останавливаемся, молча любуясь открывшейся картиной. Впереди за деревьями речка, над которой парит подвесной мостик.

5

Подобно спящей красавице дремучий лес остаётся недвижим и река много лет отражает его вместе с мостом в своих журчащих водах.

4

Священный лес полон множества тайн и лиановые мосты входят в их число.

4

Они сделаны исключительно из всего, что есть в лесу — из дерева и лиан,

2

без гвоздей, верёвок и других чужеродных материалов.

2

Только посвящённые могут возводить такие мосты.

3

Во время строительства и ремонта женщинам и непосвящённым не разрешается находиться в лесу.

2

Люди леса считают, что человек рождается в состоянии животного естества, и поэтому должен постепенно получить степень знаний необходимых для самореализации. Чтобы достичь этой цели необходимо пройти через несколько ступеней. Впрочем, они чаще всего включены в одну большую церемонию инициации разной продолжительности.

2

В деревне Кобеля инициация происходит так. Молодых ребят собирают в священном лесу, где начинается их проверка на прочность. Ганза (посвящаемые) три дня постятся, затем их подвергают жестокой порке. После избиения ганза подвергаются обряду обрезания.

Операция происходит в тенистом месте на берегу реки. Ганза стоят перед производящим операцию, который отрезает крайнюю плоть и бросает её в реку. Если мальчишка альбинос, то кусочек сушат и носят в качестве амулета. Новоявленный мужчина обязан не издать ни единого звука, иначе его будут дразнить всю жизнь. В тот же вечер ганза должен танцевать перед старейшинами.

Молодые люди живут в лагере несколько дней, сами добывая себе пропитание. Затем, видя крепость духа у ганза, старики знакомят их с главными мифами и запретами, с историей, с ролью различных богов, со связью, которую надо устанавливать с ушедшими в мир иной предками.

Старики учат, как строить отношения в семье, и в обществе, рассказывают правила половой жизни. Последний этап пребывания в лагере посвящён тому, чтобы покончить с прежней жизнью.

Совершённые ошибки должны быть смыты. Будущего члена коллектива взрослые продолжают закалять: он должен работать на поле под ударами плётки, переносить укусы муравьёв и диких пчёл. Ганза примерно через месяц возвращается из лагеря в свою семью.

Символизируя перерождение, каждому парню даётся новое имя. По поводу окончания учёбы ребят принаряжают: устраивают головной убор из птичьих перьев, надевают юбочку из лиан. В руки дают две палки. Лагерь сжигают, дабы скрыть следы перерождения. В течении трёх дней посвящённые не имеют права говорить — ведь они являются новорождёнными.

Поднимаемся на одну из опор мостика.

1

Рейнджер успокаивает, что мостик крепок, предлагая поочерёдно перейти на другую сторону.

1 из 2

Первозданный лес наполняется писком и визгом. Мягкие лианы пружинят при ходьбе, амортизируя движение, а сам мостик, как живое существо, ходит под тобой из стороны в сторону.

1 из 3

Но страха нет, хоть и качает, умом понимаешь, что не упадёшь.

3

Посвящённые свой шедевр «племенной инженерии» смастерили на славу.

1 из 3

Тропинка на другой стороне реки поднимается в горку и далее вьётся по лесу. Нас просят не идти дальше, именно там начинаются особо значимые места. Увы, наш профессор-энтомолог Михаил уже убежал куда-то вдаль, в азарте поиска бабочек.

Меня начинает переполнять чувство тревоги, вдруг местные старики увидят профессора и решат, что к ним пришёл альбинос ганза. Начинаем дружно кричать. Вскоре возвращается Михаил, расстроенный, что мы не дали ему поохотиться за бабочками, которых он всю жизнь изучал, но многих живьём увидел впервые.

А вот вдоль реки гулять можно, что мы и делаем с удовольствием. Нас сопровождает местный рейнджер с допотопным ружьём и рогаткой. Я его через переводчиков спрашиваю, видел ли он леопардов. Он в ответ посмеивается, затем с грустью рассказывает, что ещё 50–60 лет назад в Нзерекоре приходили леопарды. К всеобщему ужасу они появлялись на главной улице.

1 из 2

В те времена с животными сурово расправлялись, и день, когда бывал убит леопард, становился праздником для горожан. Специальные отряды охотников сторожили город. Хищников уничтожали повсюду и перебили всех до одного, отчего стали плодиться павианы и уничтожать людские посевы. Тогда люди взялись за павианов, истребив и их.

В наши времена рейнджер ходит с ружьём, стреляющим скорее для звука, его главное орудие — рогатка. Рассказываю рейнджеру про увиденного нами козодоя. Он отвечает, что это большая удача, ибо живности в лесу совсем мало. Впрочем, энциклопедии утверждают, что на юге Гвинеи в лесном заповеднике Зиама, где мы и находимся, водятся слоны и более 200 видов птиц. Вот и верь после этого умным книгам.

Возвращаемся к машинам и уезжаем из этого необычного места. Как волна, рассекаемая носом корабля, сливается за кормою, так и вечный лес погребает в своих тёмных глубинах всё, что исчезает за его опушкой. Вековые гиганты и мелкий подлесок на прощание слегка качают ветками.

Люди-птицы народности Тома

Через пару дней нам повезло попасть в одну из деревень народа Тома. Ислам и христианство сюда не проникли. Люди придерживаются древних верований. Деревня была довольно большая и в ней должен был состояться танец священных масок.

4

На главной площади группа празднично одетых музыкантов играла на национальных инструментах.

3

Где-то вдали два мохнатых существа гонялись с палками за детьми. Дети с ужасом разбегались, стараясь спрятаться, а чудище если догоняло, било палкой.

2

Мохнатые существа — люди-птицы.

3

Не прошедшие обряд инициации дети не должны их видеть, а если вдруг непосвящённый увидел человека-птицу, он должен трепетать от страха.

4

По гвинейской традиции идём представляться старейшине. Дети, увидев, что чудища ушли, облепляют нас, и мы всей толпой движемся в гору, к дому старейшины. И тут вновь появляются люди-птицы, стервятниками налетая на детей, ударяя их палкой без разбора.

3

Главе деревни далеко за 80. Он радостно жмёт нам руки, словно с самого рождения только и ждал русских туристов. Возле его дома музыканты выстраиваются полукругом, давая возможность людям-птицам изобразить танец, показав себя.

2

Считается, что в прежние времена люди-птицы во время танца передавали нужную информацию во все селения народа тома. Танцоров может быть не только двое, но и больше. Иногда танцуют посвящённые женщины. Смысл танца — отогнать от деревни злых духов и привлечь добрых.

2

К ногам людей-птиц привязаны металлические браслеты, которыми они гремят под ритмичный бой тамтамов. Лица и руки артистов обмазаны белой пудрой или краской. Костюм состоит из перьев какой-то птицы. Головной убор тоже из перьев собранных в пучок.

2

Пританцовывая в такт тамтамов, фотографируемся рядом с мохнатыми чудищами по очереди. Далее костюмированные артисты идут вниз на площадь, утягивая за собой людской хвост.

1 из 4

Присмотревшись, вижу, что за каждой птичкой следует по пятам парень с сумкой. Перья в костюме имеют магическую силу, они не должны потеряться.

5

Позже, когда мы садились в машину, один из этих ребят решительно подбежал ко мне. Ему показалось, что я, приблизившись к актёру, вытащил из его костюма перо.

На центральной площади деревни зрители и музыканты вновь образуют полукруг, давая чудищам станцевать танец, который отсутствует в классическом понимании. Люди-птицы просто бегают туда-сюда, ритмично перебирая ногами. Только тут я замечаю, что изо рта у актёров торчат какие-то зелёные кусочки.

3

Оказывается, без них люди-птицы потеряют магическую силу.

1

Если кусочек выпадет и потеряется, то державший её во рту человек станет невидимым.

1

Проще говоря, люди-птицы с рыбьими глазами находятся под хорошей балдой. Движения нечётки, координация потеряна, ноги разодраны в кровь. Хотя, как ещё можно заставить своё тело безостановочно скакать целый день по деревне. Поэтому, специальные ребята и присматривают за каждым из актёров, дабы в случае наркотического улёта как-то помочь.

2

Аркадий Фидлер в своей книге Новое приключение: Гвинея описывает, как в Гвинее в 60-х годах прошлого века партийное руководство пыталось бороться с подобными пережитками. В каждой деревни набирались активисты, отговаривавшие людей проводить подобные церемонии. Увы, это оказалось бесполезно, лесные пережитки победили.

1 из 7

Путешествуя по Гвинее, даже в самых отдалённых местах, можно видеть телефонные вышки. Однако, шум и грохот современного мира доходят в тропический лес весьма приглушённо. Под сводом гигантских деревьев время словно остановилось, минута здесь равна целому веку.

1

Люди живут в первобытном состоянии, пользуясь при этом мобильными телефонами.

Великий дух леса упорнее и эффективнее, чем пустыня и океан, защищает сформировавшийся в древности образ жизни.

Р. S. Данная деревня находилась не далеко от города Кисидугу, где нам довелось посетить музей соответствующей тематики.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
KonstantinPavlov
Дикий народ! Хотя живут так, как жили их предки, чего нельзя сказать про нас. Мы потеряли свою аутентичность и не знаю, хорошо это или плохо.
Maximus67
Теоретически, это хорошо. В Африке, там где живут анимисты, обязательно какой-то чудильник, плюс, анимисты живут бедней, нежели там, где ислам и христианство. Хотим мы того или нет, но религии вывели человека из тьмы не божественным, а самым простым и естественным образом. Соблюдая некие правила, люди изменились, в результате чего стали жить богаче.
KonstantinPavlov
Согласен. Но я больше про мировую глобализацию, когда всё труднее найти различия между странами. Тут свой колорит явно присутствует и жаль что когда-нибудь он исчезнет. А рано или поздно это случится
valerovna
Соглашусь с Константином, 21 век на дворе, а есть ещё в мире места, где существует в сообществах всякая дичь. И мне думается, что это уже способ выживания - зарабатывания денег. Жаль, что для этого люди истязают себя и других. Нечеловечно это. Ты согласен?
Maximus67
Наташа, вельми понежен за внимание!

Что касается дичи?... Тут вопрос довольно сложный. Да, я согласен, что дичь. Гвинея строила социализм и мы ей помогали. Увы, подобные верования перебороть не получилось. Но здесь не способ зарабатывания денег - они именно так и живут. Мы попали на этот праздник случайно.

Куда хуже дела обстоят в Эфиопии. Там есть такие мурси, которые губы разрезают. О благах цивилизации они знают, и губы режут, чтобы зарабатывать на туристах...))) В Адис-Абебе не знают, что с этими мурсями делать. Вроде как реальная дичь, но деньги идут хорошие...)))
acvazul-v2010
Какое это всё-таки мракобесие и тьма!
Неужели мы когда-нибудь скатится до этого ужаса.

Я так понимаю такие истязания от безденежья, безграмотности, отсутствия просвещнния. Когда докторов, поликлиники заменяют на колдовство и заговоры
Maximus67
Владимир, вот Вы пишите:
Неужели мы когда-нибудь скатится до этого ужаса.

Так съездите в Тыву и Бурятию (умолчу про Монголию)! Там вся эта демократия возродилась в полном объёме.
vibas
Максим, впечатляюще!!! Экзотично!
а если вдруг непосвящённый увидел человека-птицу, он должен трепетать от страха.
Ты трепетал?!)
А если зеленые кусочки вам дали бы, вы бы тоже стали людями-птицами))))
Maximus67
Витя, я всё время чего-то жую. Сейчас пост заканчивается, а я так и не похудел...))) 😭

А трепетать? Ну что я перед этими птицами трепетать буду, они же не модераторы сайта...)))
miss_Elena
Позже, когда мы садились в машину, один из этих ребят решительно подбежал ко мне. Ему показалось, что я, приблизившись к актёру, вытащил из его костюма перо.

Где фотосъемка запрещена, а где перья нельзя подбирать.
Люди живут в первобытном состоянии, пользуясь при этом мобильными телефонами

Да, я уже не раз изумлялась, как мобильный телефон пролез буквально везде, куда другая цивилизация ещё долго будет добираться.
Ислам и христианство сюда не проникли.

А телефоны работают.
Спасибо, интересно.
Maximus67
Лена, спасибо! Вот я думаю, правильно ли употреблять выражение "другая цивилизация"? Теоретически, мы и они - мы все одна цивилизация, дополняющая друг друга. А телефоны?... Для Африки это в некотором роде беда. Порой смотришь, они нормально питаться не имеют возможности, но телефон обязательно навороченный в кармане...)))
miss_Elena
"другая цивилизация"

С терминами в «ненаучном» разговоре всегда проблемы.
Недаром любая дисциплина начинается со словаря. Прежде чем говорить, договариваются, как каждое слово понимать, а если слов не хватает, придумывают свои, специальные.
Так как у Туристера своего словаря нет, неизбежны разборки — кто что сказал.
Короче, здесь я с вами.
sonnenschein
Молодые люди живут в лагере несколько дней, сами добывая себе пропитание. Затем, видя крепость духа у ганза, старики знакомят их с главными мифами и запретами, с историей, с ролью различных богов, со связью, которую надо устанавливать с ушедшими в мир иной предками.
бойскауты по-гвинейски. Люди-птицы жуткие , они хоть не агрессивные под наркотиком?
Maximus67
Лена, нет, они тёпленькие...))) Вроде как под наркотой, но стрельнуть сигаретку понимают...)))
aprel2011
Да уж, многие обряды инициации отличаются своей жестокостью! Нам они кажутся варварскими, а для местных - норма! И вот вопрос: раз эти традиции веками передаются в этих немногочисленных группах и не отмирают, значит в этом что-то есть большее, чем мы можем осмыслить...
Maximus67
Наверно, да...))) Если различные народы, не зная друг о друге, что-то похожее делают. значит в этом есть смысл. На разных континентах шаманы входят в транс, значит в этом что-то есть?...)))

Но с другой стороны, всё это реальная дичь.
aprel2011
Надо им предложить более гуманные способы инициации, авось приживутся:)))
aprel2011
Такой вариант уже проверен, хорошо работает! Правда, в некоторых народах после этого уже некого инициировать:))))
user291281
Потрясающе интересно. Рассказ, да и обсуждение. Я не разделяю мнение KonstantinPavlov, что все труднее найти различия между странами. Внешние различия, да, стираются (все пьют кока-колу и поют песенки Taylor Swift), а вот менталитет, традиции и образ мысли продолжают быть очень разными. Только чтобы эти различия понять (а где-то даже скорее почувствовать), надо намного глубже погрузиться в культуру. На это чаще всего нет ни времени ни возможности (во-первых, языка). Туристы часто ищут аутентичности, не осознавая что это в принципе не осуществимо (см. выше). В лучшем случае им предложат какой-то коммерциализованный вариант, который на х% что-то отражает. В худшем случае и этого нет. Мне кажется, Вы действительно прикоснулись к чему-то подлинному, подсмотрели, так сказать, за кусочком жизни... А понять их даже не надо и пытаться.
К сожалению могу дать только один лайк.
Maximus67
Рад Вашему вниманию! Хотелось бы ещё пояснить, что подобная аутентичность возле аэропорта находиться не может. Чтобы увидеть что-то не тронутое глобализацией, приходится пилить в самую глушь дня три. Примерно так было и здесь....)))
elenarossi
user291281 писал 24 августа 11:22
чтобы эти различия понять (а где-то даже скорее почувствовать), надо намного глубже погрузиться в культуру.

Конечно, Это так, но хочется перевести на шутливый план)) Я только что посмотрела отличный альбом - панорамы Словении и на стыке, на контрасте - вдруг! Этот рассказ Максима с его замечательными героями наивного бытия)
Уж такие различия!
Maximus67
Лена, спасибо! Между нами говоря, у Максима не только герои наивного бытия, сам он тоже весьма наивен...)))
elenarossi
Maximus67 писал 24 августа 13:07
сам он тоже весьма наивен.

sbasman
Мягкие лианы пружинят при ходьбе, амортизируя движение, а сам мостик, как живое существо, ходит под тобой из стороны в сторону.
Страсти какие, а если порвётся?
Maximus67
Тада упадёшь. Адназначна упадёшь...)))
galina_govor
Максим, а инициализацию с обрезанием разве исламисты проходят? Я считала, что это только евреи себя отмечают, чтобы их с гоями не перепутали. В этот таинственный лес ваших женщин пустили или нет?
Maximus67
Женщин в лес не пускают. Нашим пришлось стоять на краю реки. А обрезание оно у разных народов, не знающих друг о друге, давным-давно практикуется.
natchen
Максим, у нас прям как азбука Морзе получается.
Maximus67
Зато я знаю секрет. Кое у кого послезавтра День Рождения!!! Как тут не выразить свои эмоции смайликами...)))
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.