Турист игорь долгих (goga1972)
игорь долгих
был 26 марта 10:02

Елец — Россия Август 2019

Мы все любим путешествовать. Кто-то по родной стране, кто может позволить себе поглядеть мир. Но всем нам необходимо место, куда хотелось бы вернуться. Где жили или живут твои родители, где прошло твое детство. Где каждый, камень на улице, каждый дом знаком до боли. Что-то необъяснимое происходит в твоей душе и ты понимаешь, что это и есть твоя Родина. Для меня — это мой родной Елец. В нашем городе родились и жили многие великие люди, но ни кто его так не любил как, Русский писатель, нобелевский лауреат, И. А. Бунин.

Елец — по Бунинским местам

Родился Бунин в г. Воронеж в 1870 году, но все детство и юность его тесным образом связаны с Ельцом. Первые свои детские воспоминания приходятся на его родовое имение, не далеко от города, и восхитительные впечатления посещения Ельца. Все это он великоллепно описывает в своем романе «Жизнь Арсеньева». По большей части, данный роман является его автобиографией. Как же красочно он описывает свое первое знакомство с городом:«Как въехали в город, не помню. Я висел над пропастью, в узком ущелье из огромных, никогда мною не виданных домов, меня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался какой-то дивный, музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышающейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня в последствии пирамида Хеопса.„Данная церковь и сейчас существует в городе, на фото снизу.

В данный момент в храме проходят службы, он активно реставрируется. На фасаде храма отчетливо видны вмятины-это эхо Великой Отечественной войны, в городе зимой 1941 года шли ожесточенные бои. Но это совсем другая история.

В 1881 году Бунин поступает в Елецкую гимназию. На фото снизу. В этом здании находится действующая школа № 1.

Елец — по Бунинским местам

Ох не простая это гимназия. Двумя годами позже в нее пойдет другой известный писатель — Михаил Пришвин. А еще через несколько лет, в1888 году и сразу в7-ой класс будущее святило российской богословии 20 века- Сергей Николаевич Булгаков. И это еще не все! С 1887 года географию в зтом учебном заведении преподавал Василий Васильевич Розанов. Один из противоречивых русских философов 20 века. И это все в провинциальном городе. Жаль мне не довелось учиться в этой школе, может и из меня, что путное вышло бы. Ой не простым городом был Елец. Именно в нем в апреле 1868 года было открыто первое в империи среднетехническое учебное заведение железнодорожного транспорта. В 1888 году в городе был построен первый в России элеватор. В конце 19 века в Ельце был построен третий по величине храм в Российской империи. Мы немного отвлеклись историей города.

После поступления Бунина в гимназию и происходит тесное знакомство с Ельцом, с его укладом и людьми. Он часто гуляет по Ельцу и в романе, в последствии очень колоритно описывает свои ощущения:„Город ломится от своего богатства и многолюдства; он и так богат, круглый год торгует с Москвой, с Волгой, с Ригой, Ревелем. А прямая, как стрела, Долгая улица, ведущая вон из города, к острогу и монастырю, тонет в пыли и слепящем блеске солнца.“

Острог и монастырь описанный в романе находятся на выезде из Ельца. Острог или тюрьма, по нашему, и сейчас действует по своему прямому назначению, а вот от мужского монастыря почти ни чего не осталось.

Елец — по Бунинским местам

Две фотографии Елецкой тюрьмы, до революционной, какой ее видел Бунин, и современной.

Фото Елецкого мужского монастыря из интернета. Развалины какие от него остались я снимать не стал. На территории монастыря сейчас расположена автобаза.

А улица и сейчес существует, и я по ней частенько прогуливаюсь, только переименована в ул. Коммунаров, как и все в стране после революции. Улица Коммунаров, фото снизу.

Елец — по Бунинским местам

На фото отчетливо виден Вознесенский собор, о котором тоже честенько упоминает Бунин в своем романе " Жизнь Арсеньева“:„А в соборе звонят ко всенощной, и бородатые, степенные кучера везут в тяжелых и покойных колясках, на раскормленных лошадях, старых купчих с восковыми свечами в руках.“

Собор и сейчас потрясает своей монументальностью. Это один из высоких соборов в России. Бунин потрясающе описывает и „Женский Знаменский монастырь“:„Я шел по той черной слободе что спускалась от Щепной площади к кожевенным заводам, поднялся на противоположную гору к женскому монастырю,-он так и сиял против солнца меловой белизной своих стен, а из калитки его ворот выходила молоденькая монашка в грубых башмаках, в грубых черных одеждах, но такой тонкой, чистой, древнерусской иконописной красоты, что я, пораженный даже остановился.“

Щепная площадь, о которой повествуется в романе-место на котором сейчас расположен Елецкий драматический театр. Фото снизу.

Елец — по Бунинским местам

Монастырь и сейчас сохранил все качеста, каким его увидел Бунин. Женский монастырь, фото снизу. Кстати о женском монастыре я уже публиковал свой рассказ.

Да Бунин любил Елец и прогуливаясь по его улицам, напитываешься древностью и самобытностью города. В романе „Жизнь Арсеньева“ Бунин описывает и бал в женской гимназии: „Как ни странно в след за этим мне вспоминается бал в женской гимназии, — первый бал на котором я был.“

А также поражает его пешее путешествие из деревни в город, в библиотеку: „Я вышел рано, шагал по жаркой и пустой большой дороге без отдыха и часа в три уже входил в библиотеку на Торговой улице“. Данная улица сейчас называется Мира, а библиотека и здание куда заходил Бунин, отлично сохранились. Потрясающе описыват Бунин эти места в своем произвединии"Деревня». Его очень поразил период революции 1905–1907 годов, когда правительство саблями казаков наводило ужас на народ:" И третьего дня на Торговой улице один из них, пьяный, подошел к открытому окну общественной библиотеки и, расстегивая штаны, предложил барышне-библиотекарше купить «арихметику». Старик-извозчик, стоявший подле, стал стыдить его, а казак выхватил шашку, рассек ему плечо и с матерной бранью кинулся по улице за летящими куда попало от страха прохожими и проезжими».

Елец — по Бунинским местам

На фото сверху, библиотека на Торговой улице.

Улица Торговая, сейчас улица Мира, до наших дней сохранилась почти в том виде, который ее увидел и описал И.Бунин. Это и сейчас центральная улица города.

Все-таки удивительный человек И.Бунин, который прожив всего несколько лет в Ельце, писал о нем в далекой загранице, куда ухехал, не приняв советской власти. Он не мог понять, то что он так любил, о чем вспоминал всю жизнь, рушилось на глазах. Да Бунин писал и о нищете и убожестве Российской глубинки, но это была его Родина и другую он не хотел.:«На обрыве за собором в городе я стоял, глядя на гнилые тесовые крыши мещанских лочуг, лежащих внизу по буграм, и все что-то думал о человеческой жизни, о том, что и триста лет назад были тут все такие же тесовые крыши и всякая сорная дрянь, что растет на пустырях.»

Елец — по Бунинским местам

С тех пор мало что изменилось в этих городских закоулках. Но память об этих местах вылилась в прекрасные произведения, которыми наслаждается весь мир. За них Бунин получил Нобелувскую примию. Он любил стоять на берегу реки и думать о прошлом, ощущать свою принадлежность к этому великому народу который жил здесь раньше.:«Я смотрел на реку, серой рябью равномерно шедшую к желтым скалам, что даже при печенегах все так же шла она, — и старался не смотреть на Заречье, на краснеющий на его окраине вокзал.«Бунин обожал железную дорогу и первым увиденным им вокзалом, был Елецкий, который и по сей день в хорошем состоянии и продолжает свою работу.

Бунинские строки, из романа «Жизнь Арсеньева», донесли до нас образ Ельца: «Город… гордился своей древностью и имел на это право: он и впрямь был одним из самых древних городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья, на той роковой черте, за которой некогда простирались „земли дикие незнакомые“…принадлежал к тем важным оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые давали знать Москве о грядущей беде, и первые ложились костьми за нее».

Очень любил Бунин, после учебы, подниматься на колокольню церкви Покрова Пресвятой Богородицы откуда был виден весь город. В рассказе «Над городом"он пишет о своих ощущениях:«С высоты все кажется красивее, меньше: двор… бел, опрятен. Когда мы одолевали, наконец, последний ярус колокольни, мы видели вокруг себя только лазурь, да и волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скучный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки».

Сейчас колокольня на церкви не сохранилась, да и саму церковь только пытаются реставрировать.

Во время своего проживания в городе Бунин всегда ходил пешком до гимназии, путь его пролегал, по старинным улицам нашего города, и почти все купеческие дома которыми он любовался сохранились и по сей день.

Ельцу Иван Алексеевич посвятил свыше 30 произведений.«Поздний час»,«Над городом»,«Легкое дыхание»,«Деревня»,«Жизнь Арсеньева» и др. — эти рассказы появились благодаря Ельцу, его неповторимому облику и историческому прошлому.

Продолжение следует. Мы посетим с вами «Дом-музей» И. А. Бунина.

В рассказе использовались фото и материалы из интернета.