Турист Роман Рытов (romanryt)
Роман Рытов
был 28 февраля 22:29

Узбекистан Май 2019

Садись на ишака!… Поедем на Восток!…

От южных городов я прихожу в восторг,

От ярких тех небес, от пряных тех базаров,

От горных тех ручьев, где я беру исток…

(Л. Филатов)

Еще одна давняя моя мечта — побывать в Узбекистане, уже несколько лет откладывал ради других поездок. Но тут уже решился, и не смотря на то, что большая компания друзей собралась в эти же дни в Киргизию, купил билеты до Ташкента. С одной стороны, хотелось сэкономить на дороге, с другой стороны майские праздники не такие длинные и тратить время на дорогу тоже не охота. Остановился на компромиссном варианте — доехать машиной и поездом от Омска до Астаны Нур-Султана, а там самолетом до Ташкента. Компанию мне опять составила Вика, еще в прошлой поездке мы как-то решились побывать в Узбекистане.

День отъезда.

Сегодня задача добраться до Петропавловска и сесть на поезд до Нур-Султана. Все никак не могу привыкнуть к этому названию, как-то оно режет слух. Еще за неделю созвонился и договорился с казахским водилой о том, что он меня с Викой и еще пару друзей из банды, путешествующей в Киргизию, отвезет из Омска в Петропавловск. За пару часов до отъезда, написал ему: «все ли в силе?», на что пришел ответ: «я про вас вообще забыл, а машина сломана». Может мне так везет, но сколько раз сталкивался с водилами из Петропавловска, каждый раз какие-то подляны. Сегодня 1 мая, билетов на поезда и автобусы уже недели две как нет, на bla-bla-car тоже глухо, частные объявления уже не отвечают или не могут. Каким-то чудом наш товарищ Женя согласился отвезти на своей машине. Закинули рюкзаки к нему и с комфортом за разговорами быстро доехали. Вместе поужинали в петропавловской столовке, на удивление довольно хорошо и недорого, и Женя рванул обратно. Остальные товарищи, кто ехал до Киргизии задержались с отъездом и появились на вокзале где-то за полчаса до отправления поезда. Как-то все разбежались по вагонам, мы даже не встретились.

День 1.

Рано утром приезжаем в Нур-Султан, почти все наши попутчики еще спят. На перроне встретили Викину маму и сестренку, прощаемся, они едут дальше, а у нас есть полдня погулять по городу. Местных денег нет, на вокзале курс в обменниках грабительский, поэтому приходится ждать тут до открытия банков. Как и большинство туристов первым делом едем в новый центр города к Байтереку. Тут сделали первое и единственное селфи:)

Майские праздники в Узбекистане

Там гуляем, но погода какая-то не майская, холодно даже в толстовке, а другой теплой одежды нет. Хочется куда-то зайти в тепло, начинаем с кафе, потом в главную мечеть Казахстана. Я хоть и не очень люблю быть в храмах, но в этом как-то легко и приятно. Вообще в мечетях очень светло, просторно и легко дышится, можно взять книжку и почти в любом месте сесть или даже лечь на ковер и спокойно почитать. Тут нашел только одну книгу на русском — комментарии к Корану, почитал наугад, интересно: нет описаний дел святых, написано только о том, как должен вести себя человек. Вообще пообщавшись с казахами и узбеками, побывав в их храмах и познакомившись поближе с их культурой увидел, что у них главная задача религии — нравственное воспитание человека, и для их общества это норма жизни. С тем что у нас даже сравнивать не хочется. Погуляли по магазинам и поехали в аэропорт, который естественно называется Нур-Султан. Очень большой, просторный, чистый и почти нет людей, даже как-то непривычно по нему ходить, не хватает обычной толпы и шума. Самолет узбекских авиалиний тоже удивил, перед взлетом там играла какая-то национальная музыка. Перед каждым рядом из потолка выдвинулись экраны, где был инструктаж о технике безопасности, тут нет такого, чтобы проводники на пальцах что-то показывали. Лететь совсем недолго, но все равно дали перекус. В аэропорту Ташкента даже на погранконтроле все очень приветливые и вежливые. Тут же стоят обменники валюты. Вообще по всей стране во всех обменниках сделали единый хороший курс обмена, не надо что-то искать или менять у таксистов как раньше. Берем такси и едем заселяться в гостевой дом «Gulnara house» https://www.tourister.ru/trip/084635 Уютно и как-то по-домашнему, есть дворик со столами в тени абрикосов, недалеко центральный рынок, куда мы завтра обязательно зайдем. Обустроившись идем ужинать в центр лагмана, тут недалеко. Это какая-то восточная сказка, огромный выбор местных блюд, отличное обслуживание. Вегетарианцам тут конечно трудно, а тем, кто любит мясо тут рай. Вика заказала целых два горячих блюда и как-то в нее все влезло. А вот потом она решила запить ужин чем-нибудь крепким, и для нее был сюрприз, алкоголь в ресторане вообще не продают. Дошли до супермаркета, а там тоже ничего. В продуктовых магазинах Узбекистана вообще нигде нет сигарет и алкоголя, нам много чему есть у них поучиться. А Вика расстроилась, этим вечером пьем во дворе гостиницы только зеленый чай с пахлавой, которой нас угостили другие постояльцы.

День 2.

Тут очень хорошо спится, утром встаем свеженькими и бодренькими. Хозяева накрыли нам к завтраку стол: каша, плошки с вареньем и кефиром, нарезка сыра и колбасы, лепешка и чай; очень вкусно. После завтрака идем на самый большой рынок Узбекистана — Чорсу, тут торговля идет около 2000 лет. Первым делом прошли по рядам фруктов, прикупили свежей клубники. Тут она продается двух видов, отборная красивая подороже, мы начали с нее, но она на вкус немного недотягивает, а вот та, что навалена кучами на прилавках, вид имеет обычный и стоит дешевле, на вкус куда лучше. Потом зашли в главный купол рынка, размерами и формой он как цирк, только побольше, внутри звучит музыка сотен голосов, это надо слышать. Первый этаж — это только мясо и молочка, на балконе вокруг всего здания орехи, сухофрукты, специи и немного сладостей, запахи там улетные.

Пока ничего не берем, присматриваемся. После этого павильона прошли по открытым рядам с цветами, тут цветков больше чем у нас на городской выставке «Флора», потом идем по рядам одежды и ковров. Народу уже столько, что иногда приходится проталкиваться. Устав от толкучки спустились в метро чтобы поехать к «центру плова». Метро тут красивое, похожее на московское, почти все станции украшены мозаикой и картинами. Центр плова — это огромный ресторан, во дворе которого готовят в здоровых казанах четыре-пять видов плова. Каждый день недели готовятся по разным рецептам, готовят только мужчины — мастера с многолетним стажем. Начинается приготовление в 5 утра и к 11 уже можно купить готовый плов. Народу тут не меньше чем на рынке, многие покупают прямо у казанов целыми кастрюлями для дома. Мы зашли внутрь ресторана и сели за столик на балконе, отсюда хорошо видно зал. Тут около сотни столиков и за каждым сидят люди. Т. е. одновременно едят плов около 500 человек. Официанты реально бегают. Нам достался сладковатого вкуса плов с изюмом и нутом. Очень вкусно и зрелищно.

Вышли чувствуя себя надутыми мячиками. Рядом с центом плова находится телебашня, внешне похожая на Останкинскую, но по конструкции наверняка куда сложнее, ведь она должна выдерживать сильные землетрясения. Наверху башни есть смотровая площадка, но нас без документов туда не пропустили, да и ладно, платить 400 рублей как-то тоже не хотелось. Идем гулять — растрясать обед. Недалеко находится парк с аттракционами и бассейнами, вокруг которого идет канатная дорого. Вот это то что нам надо, катаемся на канатке, любуемся видами.

Парк пока еще закрыт, его только готовят к сезону. На против парка местный Политех имени Аль-Хорезми, этот человек почти 1500 лет назад ввел понятие алгоритма, которое до 20 века почти не использовалось. Возле института толпы студентов, в основном парни, девушек почти нет, все парни отлично одеты: белые рубашки, брюки, туфли. Студентов в джинсах и футболках нет совсем. Идем дальше по одной из главных улиц города иногда для контраста впечатлений сворачивая во дворы. В одном дворике Вика нашла старую советскую Волгу, внешне в очень хорошем состоянии. Около машины мы застряли на полчаса, пока Вика сделала тысячу и одну фотографию. Мне во двориках больше понравилась резьба на воротах.

Так не спеша мы дошли до центра к гостинице Ташкент, наверное, в каждой столице есть одноименная гостиница. Отсюда садимся на экскурсионный автобус и едем по городу. Автобус двухэтажный с открытым верхом, каждому пассажиру выдают наушники в которых можно слушать экскурсию на одном из восьми языков. Началась поездка с той же улицы по которой мы пришли, нас увезли обратно к телебашне, но предложили погулять по другую сторону улице в парке, посвященном жертвам сталинских времен.

Майские праздники в Узбекистане

Потом нас везут по мусульманской части города, смотрим мечети и старые постройки.

На одной из остановок Вика увидела мужика, которого видела месяц назад на Кипре. Вот как такое могло совпасть? Экскурсия длилась около трех часов и к концу солнце уже почти село, стало прохладно.

Майские праздники в Узбекистане

Идем искать где бы погреться и подкрепиться. Вышли на местный арбат, вдоль улицы продаются картины и старые вещи. В середине стоит сцена где выступает молодежь. Кафешки тут нам не понравились поэтому садимся в метро и едем в знакомый центр лагмана. Вика тут кайфует, а вегетарианцу тут совсем грустно.

День 3.

Встаем рано, но хозяева нам опять выносят вкуснейший завтрак. На метро едем на ж.д. вокзал. Вокзалы тут что надо, все новое, вокруг парки с фонтанами. Садимся на скоростной поезд Афросиоб.

Майские праздники в Узбекистане

Эта штука может разгоняться до 230 км/ч, но по факту скорость была около 160 км/ч. Салон почти как в самолете, в пути раздают перекус и напитки. Два часа в дороге любуемся сельскими пейзажами и прибываем в Самарканд. Тут на перроне какого-то из пассажиров нашего поезда встречает оркестр длиннющих труб и барабанов. Музыка такая, что веселиться весь поезд. Тут же берем билеты до Бухары и едем заселяться. В гостиницу мы приехали рано, наш номер еще занят, поэтому бросаем вещи и едем в центр. Первым делом конечно площадь Регистан — визитка Узбекистана.

Эта площадь где сходятся порталами входа три медресе — древние духовные учебные заведения. Студенты и преподаватели тех времен тут учились или работали и тут же жили. Сейчас это памятник, а в бывших классах и жилых комнатах сувенирные лавки. Центр площади оказался огорожен забором, проход через который платный, 30 рублей для местных и 400 для иностранцев. Внутренний голос запротестовал заходить за такие деньги, и мы решили пока обойти медресе снаружи, пофоткать стены в мозаике. Обойдя первую медресе наткнулись на открытую калитку, и вот мы уже на площади. Ходим по лавкам, смотрим, трогаем, примеряем, нюхаем товары. Конечно, многие вещи дороговаты, но если хорошо поискать, то можно найти что-нибудь интересненькое за адекватную цену. Размеры, формы этих построек, покрывающие их орнаменты очень впечатляющи. Как это все строили и украшали вручную.

На то чтобы обойти три медресе ушло часа три. Уже хочется есть, и мы идем к рынку, он недалеко. Тут опять столько всего, хочется купить всё и сразу. Но из кафе нашли только одну чайхану. Так как время уже к вечеру, почти все уже съедено, нам предложили на выбор лагман или шурпу. Но Вика мечтает о шашлыке, а я о чем-нибудь без мяса. И тут опять чудо, девушка из чайханы подсказала, где можно найти хороший шашлык. Рядом с рынком еле заметная забегаловка «у Бабура», просто так я б туда никогда не зашел, снаружи выглядит как-то мрачновато, внутри тоже оказалось не очень. Но других вариантов уже нет, остаемся тут. Первым блюдом стал простой салат из помидорок с огурцами, но его вкус уносит куда-то на небеса, заправка салата оказалась какая-то нереально вкусная. Повар тут принес еще от себя пару каких-то соусов к шашлыкам. Потом заказанные шашлыки, Вике из мяса, мне из картошки, и опять каждый кусочек уносит куда-то в другой мир. Вкуснее блюд на гриле я никогда не ел. Позже мы брали шашлыки в самой популярной кафешке Бухары, где останавливалось множество знаменитостей, так их шашлыкам до Бабуровским очень далеко. Всем гостям Самарканда очень советую сюда зайти, тут готовит бог шашлыков. Опять почувствовав себя надутыми мячиками идем гулять по улочкам. Смотрим на простую жизнь города.

Через пару часов устав ходить решили вернуться в центр на трамвае и там подкрепиться и посидеть в парке. Но я перепутал направление движения трамвая, и мы поехали в другую сторону. Тоже неплохо, Вика посмотрела город, я поспал. Нас привезли обратно на вокзал. Еще одна особенность Узбекистана — кондукторами работают молодые парни, они же зазывают людей в трамвай на каждой остановке. Все это с юмором и южной энергией. Подождав пока наш трамвай развернется, едем на нем же обратно до рынка. Недалеко от конечной остановки на холме Вика увидела какие-то руины, лезем туда. Это похоже на фрагмент старой глиняной стены. Излазили, зафотографировали и пошли в сторону рынка.

По пути наткнулись сначала на шикарное, но заброшенное кафе, а потом на что-то похожее на усыпальницу какого-то святого. Как потом выяснили это могила первого президента, к нему относятся почти как к святому, мы почти не ошиблись. Вход туда кажется платный, но он с другой стороны от нас, а мы пришли со стороны откуда люди не приходят, тут выход. Если входить с выхода, то денег не берут. Отсюда отличный вид на город, снимаем пейзажи, а к самой могиле не пошли. Снова идем к Регистану, по пути заходим в лавки с одеждой, смотрим, меряем, изучаем. К площади пришли, когда уже стемнело. Теперь в свете огней все выглядит совсем по-другому.

Холодает, и еще немного погуляв, вернулись в гостиницу. Тут нас ждет еще один подарок Самарканда. Это даже не гостиница, а гостевой дом, находящийся на краю города, я снял там номер из-за самой низкой цены, по виду снаружи вообще не скажешь, что это. Но внутри хоромы: все новое, богатое, дорогое; все полы в мягчайших коврах, везде красивые люстры; есть сауна, бассейн и еще много приятных мелочей. Персонал очень добродушный и гостеприимный. Гостиница на 4 звезды, не меньше. Наверное, они недавно открылись и от этого делают скидки. Гостевой дом «Xum don», всем советую https://www.tourister.ru/trip/7e554d .

День 4.

Такое чувство, что путешествуем уже много дней, хотя сегодня только четвертый день нашей поездки. Самарканд город небольшой, и все самые популярные достопримечательности мы вчера посмотрели, думаем, чем же сегодня будем заниматься. Утром вышли из гостиницы не заказывая такси. Прямо за забором виден какой-то заводик — идем смотреть как там все устроено. Здесь же глиняный карьер и какие-то железяки для производства. Первая интересность на которую мы наткнулись — длиннющее здание без окон, но с кучей входов без дверей через каждые три-четыре метра. Зашли, тут так хорошо — прохладно и ветерок, толстенные стены с полметра кирпича и еще метр из глины с травой. Внутри здание — это один длинный коридор по всему периметру, в стенах и потолке через равные промежутки какие-то отверстия.

Может это такой склад для кирпичей, в одном месте им все заставлено до потолка. Идем гулять дальше, Вике понравился какой-то огромный станок, фоткает со всех сторон, где-то на станке оттерли от грязи советский знак качества 1983 года. Тут работают совсем молодые парни, причем у них не видно каких-то начальников и руководителей. Один из них подошел, поздоровался и стал рассказывать, что тут и как. То, что я принял за склад оказалось печкой. Ее набивают сырым кирпичем, закрывают входы, через отверстия в потолке подают топливо и поджигают. Посмотрели глиномешалку и станок, который режет глину на кирпичи, все старенькое, но работает. Выходим с территории завода и идем гулять по направлению к центру. Вика хочет традиционное платье, поэтому заходим во все магазинчики одежды по пути. Побродив часа два платье не нашли, зато повезло наткнуться на хорошее местное мороженое. Ходить к этому времени подустали и взяв такси едем к обсерватории Улугбека — правителя Самарканда, ученого, жившего кажется в 15 веке. Одно медресе на площади Регистан носит его имя.

Перед этой поездкой я видел фотографии обсерватории, должно быть там интересно. Сама обсерватория находится на холме, куда ведет одна дорожка, на которой уже толпы туристов. Тут опять касса с билетами за 1500 сум для местных и за 20000 для иностранцев. Уговорил местных ребят взять нам билеты подешевле, но охрана нас все равно не пропустила. Подарили эти билеты женщинам, одетым в традиционную одежду, их пропустят. Брать билеты за 20000 сум не охота. Восток дело тонкое, да и у нас уже есть опыт того, что прямой путь не всегда самый лучший, поэтому решаем изучить все вокруг. Гуляем вокруг холма, любуемся красотами, едим мороженое. С противоположной стороны холма попадаем на дорожку, ведущую наверх. Тут нет касс и охраны, спокойно поднимаемся к обсерватории. Описать ее сложно лучше увидеть хотя бы на фотографии. Тут же есть небольшой музей, посвященный средневековой науке. На осмотр всего что тут есть уходит минут десять максимум. Следующая точка интереса в нашей прогулке — музей Самарканда, отсюда вроде недалеко. По пути пересекаем красивую долину в которой стоит мавзолей какого-то великого человека, но спускаться туда что-то лениво. Вместо этого мы залезли на холм, чтобы сверху полюбоваться видами.

Идем тропками вдалеке от больших дорог, вокруг цветет много маков, пасутся коровы и лошадки. К музею мы подошли одновременно с автобусом с группой туристов и гидом. Зашли вместе с ними, чтобы заодно послушать умного человека. Гид говорил на английском, понятно мало что, поэтому осматриваем музей уже сами. Музей посвящен не Самарканду как городу, а скорее той местности где он возник. Когда-то тут было городище Афросиаб, может быть вчерашний фрагмент стены, по которому мы лазили, и был с тех времен. Из экспонатов тут больше всего старая керамика от античности до средних веков. Только выходя из музея вместе с той же группой туристов заметил, что кто-то входящих людей покупают в кассе билеты. Оказывается, мы опять пролезли без билета, но в этот раз даже не зная об этом. Гуляем дальше, идем в стороны рынка, надо ж Вике найти платье, а я что-то захотел подобрать рубашку. Обошли кучу точек, но так ничего и не приглянулось. Рядом с базаром стоит огромная медресе, задыл название, тут мы уже как положено берем билеты и идем смотреть.

Это медресе еще в стадии реставрации и можно увидеть полуразвалившиеся части зданий. Все старые постройки до нас дошли уже в сильно отреставрированном виде, без этого мы видели бы только руины. А часть зданий восстановлена полностью, роспись стен вызывает сильное восхищение тем сколько ручного труда сюда вложено. В паре стен мы нашли дыры за которыми видны старые лестницы, по которым мы сколько смогли поднялись до уровня стен, окружающих медресе. Вылазить на стены полностью на всякий случай не стали. Время уже к вечеру, идем искать еду. В чайхане на рынке уже все съели, в шашлычке Бабура тоже пусто. За рынком нашли кафешку в которой еще что-то есть. На мое счастье нашлись манты с картошкой и зеленью. Вкусно, уютно, пока ужинали стемнело и стало прохладно, решаем поехать домой.

Майские праздники в Узбекистане

По пути к стоянке такси из полуприкрытых ворот какого-то кафе услышали национальную музыку. Мы еще вчера говорили о том, что очень хочется послушать живую узбекскую музыку или сходить в театр. И вот оно, нам опять везет. Зашли, нас очень приветливо встретили и посадили за столик прям напротив музыкантов. Этим вечером тут гуляет большая компания французов, отмечают какой-то юбилей, они и заказали выступление музыкантов и танцовщицы. Ну, а мы ж нищеброды, опять все смотрим нахаляву. Чтобы совсем не наглеть заказали чайку и лаваш с овощами. После выступления пообщались с работниками кафе, нам рассказали, что это здание построено еще в 17 веке, изначально тут был караван-сарай. Очень приятная атмосфера, стоит посетить это место. За сегодняшний день мы переполнились впечатлениями, пора в гостиницу отдыхать. Нам попался очень разговорчивый таксист, который рекомендует нам завтра съездить в какой-то город неподалеку, что-то там посмотреть. Мало что понятно, кроме того, что его услуги обойдутся нам, как его новым друзьям всего в 5000 рублей. Обещаем подумать.

День не помню какой.

Утром настроение ленивое, бегать по мечетям и рынкам совсем не охота. Долго валялись и не спеша собираемся. По телевизору поют строки из Корана — приобщаемся к местной культуре. Вике особенно понравились строки про райских дев, потупляющих взор, не тронутых ни человеком, ни джином. Узбекское телевидение сильно отличается от нашего: есть несколько каналов где только читают Коран и, возможно, другие священные книги, на разных языках, вы натыкались на французский, немецкий и русский каналы. Еще показывают очень много музыкальных клипов, но они все на узбекском языке, поют что-то романтическое, люди одеты достойно, девчонок с голыми ногами или педомальчиков не покажут никогда. Покопавшись в интернете на предмет местных достопримечательностей, решили посетить хамам 19 века. Выхвали вчерашнего таксиста, от того что мы не хотим с ним ехать куда-то далеко, а только по городу, он стал не веселый, повез нас не прямой дорогой, а вокруг города и решил взять 25000 сум вместо стандартных 15000. Дали ему 20000, он уехал совсем грустный. Хамам просто огромен, он состоит из шести или семи куполов, соединенных проходами, каждый купол — это отдельный зал со своей температурой воздуха и каменных лавок.

Начинать надо с самого прохладного и потихоньку переходить во все более теплые. К нашему приезду тут сидели в ожидании банщицы еще пара француженок. Вика пошла с ними, я жду снаружи, вместе в хамам мужчина и женщина могут зайти только если они супруги. Часа полтора девчонок там прогревали, делали массаж, скрабили и всячески ублажали. Вышли все такие свежие и довольные. Потом моя очередь, я на весь хамам единственный гость. Минут 15 дают полежать на горячей лавке чтобы попривыкнуть и расслабиться. А потом приходит банщик, здоровый как борец. Он слегка разминает, а потом начинает по-всякому скручивать и выворачивать руки, ноги и спину, чтобы все суставы встали на свое место. Потом скрабит и мылит, а под конец натирает спину имбирем, от которого кожа горит. После всех этих процедур ощущения легкости и гибкости. Правда, ходить после хамама совсем лень, добрели до чайханы и засели там часа на три, так чтобы уже до отъезда на вокзал. Оставили за еду кучу денег, чтобы немного сэкономить, решаем ехать к вокзалу на трамвайчике. Опять идем мимо рынка, вчера в это время тут было много народу, а сейчас почему-то никого, все закрыто. Трамвай на остановке стоит пустой, водитель и кондуктор лежат на травке рядом и беседуют. Никто никуда не спешит, люди отдыхают. На вокзале снова садимся в скоростной поезд, примерно полтора часа в дороге, и мы в Бухаре. Приехали уже в темноте, берем такси. Только к этому вечеру я стал понимать, как можно торговаться с таксистами. Самый надежный вариант, конечно, заранее у хозяев гостиниц узнавать адекватные цены. Заплатив сверх положенного совсем маленько приехали в нашу гостиницу. Опять нас встречают очень приветливо, а вот номер подкачал, окон нет, кровати старые советские, хорошо, что мы тут ненадолго.

Первый день в Бухаре

Утром встали совсем поздно, из-за того, что окон в комнате нет, кажется, что еще ночь, хотя уже давно день. После советской пружинной кровати и душной комнаты чувствую себя разбито. На улице жара как никогда в этом путешествии, до вечера хожу с больной головой и так себе настроением. Первым делом нужно купить билеты на обратную дорогу, в Ташкенте нам это сделали хозяева гостиницы, местные хозяева уверяют, что это невозможно. Вот это одна из тонкостей востока, если человек чего-то не знает или не умеет, будет утверждать, что это невозможно. Попросил у хозяев ноутбук, чтобы купить билеты самому, но сайт железных дорог сегодня глючит и билеты не продает никому. Интересуемся у хозяев насчет ж.д. кассы в городе, опять же нам говорят, что ее тут нет, билеты можно купить только на вокзале, а Бухарский вокзал находится километрах в пятнадцати от города. В maps me нашел кассу на соседней большой улице с гостиницей, идем искать. В том месте оказались только авиа кассы, но местные подсказали где есть железнодорожные и по карте мы туда пришли, они тоже рядом с нашей гостиницей. Рядом с кассами нам попалось старое заброшенное здание артиллерийского училища, залезли сделать фотографии и отдохнуть от жары. Пока гуляли по улицам рассматривали местные машины, на дорогах только два варианта легковушек: местные Дэу и Шевроле, или старые советские марки. Из-за сухого жаркого климата машины не гниют как у нас, и поэтому на дорогах можно часто встретить копейку или 412 москвич, пару раз даже видели старые волги. Видно, что о машинах заботятся, покрашены они как новые. Иномарки видели всего пару раз за все наше путешествие, тут настолько огромные пошлины, что покупать их очень дорого. После заброшки двигаем к главным достопримечательностям — в старый город. Тут сплошняком мечети, медресе, рынки, кафе и гостиницы, нет ни клочка свободной земли. Очень красиво и необычно.

Майские праздники в Узбекистане

Возле некоторых лавок можно встретить мастеров за работой, готовые изделия которых тут же и продаются. Нам повезло увидеть, как расписывают латунные блюда, рисуют картины и самый смак как ткут ткани на ручных ткацких станках. Так по торговым улочкам дошли до крепости, где располагался дворец эмира, тюрьма и еще какие-то важные в то время объекты. Теперь там музей, точнее много маленьких музейчиков на разные темы: история, археология, животный мир и т. д. Самаым интересным для меня экспонатом стал походный набор из ложки и вилки 8 века.

Сама же крепость кажется в основе имеет скалу, которую обложили кирпичом, чтобы получились вот такие стены. Кладка тут хитрая, сделано так чтобы стена не разрушалась при землетрясении.

Облазив тут все что только можно идем в парк неподалеку. Покатались на колесе обозрения, нагулялись, устали и проголодались. В парковых кафе как-то страшно кушать, решаем вернуться в центр старого города, там выбор побольше и получше.

Сели за столик в кафе у пруда, оказывается это очень популярное место, еще полчаса и все столы будут заняты, а люди будут подходить и подходить. В этом кафе самое лучшее обслуживание, что мы встречали, всем гостям города обязательно стоит тут побывать. Название забыл, но оно одно тут около пруда прямо в центре старого города, недалеко от памятника Насреддину.

Майские праздники в Узбекистане

Здесь есть даже специальная стена с фотографиями широко известных людей, обедавших тут. Хотя кухня тут среднего уровня, до Бабуровских шашлыков как до Багдада пешком, интерьер и обслуживание дают большой плюс. За беседами и едой прошло три часа, атмосфера тут такая, что уходить совсем не хочется.

Ночь в Бухаре теплая, возвращаемся домой не спеша, очень довольные.

Второй день в Бухаре.

На этот раз я лег спать на полу, вчерашней ночи на кровати мне хватило. Хозяева очень хорошие, простим им эту неприятность. Они же нам и подсказали чем сегодня можно заняться, едем в летний дворец эмира, он стоит далековато от старой Бухары, мало популярен, но говорят, там есть что посмотреть. Берем такси, по нашим меркам тут очень недорого, даже многие местные студенты скидываются на четверых и катаются в институт и домой на такси, а не автобусах. Во дворце эмира конечно музей, только почему-то не все здание доступно, может реконструкция. Внутри выставлена посуда, мебель, очень красиво, но мы этого уже наелись. Больше понравилось наружи, сад с разными цветами и деревьями среди которых гуляют павлины.

Конечно же есть торговые лавочки, товары как и везде, но ценник тут куда ниже. Вика наконец-то купила узбекское традиционное платье и тюбетейку. При музее тут же есть небольшое хозяйство, мы залезли поглазеть в какой-то сарай и нашли клетки с кроликами, покормили их свежей травкой. За этим сараем загон для овец и еще какое-то заброшенное здание, в котором на подоконнике сидела павлиниха. То ли она болела, то ли у нее тут гнездо, но она не убегала, когда мы ее пробовали погладить, только фыркала. После экскурсии по дворцу Вика захотела зайти в советский санаторий недалеко отсюда, сделать снимки старины. Но по пути мы свернули чуток не туда и попали в какой-то лечебный туберкулезный детский центр. Детей мы не встретили, зато встретилась работница центра, разговорчивая как десяток цыганок. Рассказала нам про себя, свою семью, тут ж созвонилась со своим сыном в подмосковье и чуть не выдала Вику за него замуж. Мы еле сбежали из этого места. Впечатлений уже много, хочется отдохнуть, поэтому возвращаемся в старый город к знакомому кафе. Опять чревоугодничаем на все оставшееся время. Отсюда в гостиницу за вещами и сразу на вокзал. Эту ночь мы сэкономили на жилье, взяв билеты на обычный не скоростной поезд; он идет очень удобно, выезжает из Бухары вечером, а приходит в Ташкент утром.

И снова в Ташкенте.

Сегодня 9 мая, праздник, но у нас куча дел. Завтра уже домой, надо закупиться подарками для родственников и друзей, и себе тоже что-то приятное найти. Сразу после завтрака идем на рынок, еще раз наелись клубники и набрали домой чаев, специй и сладостей. Многие продавцы — стальные люди, сейчас идет рамадан — мусульманский пост, когда днем ничего нельзя есть; какого это весь день торговать едой и при этом не есть, и так целый месяц. Мы не мусульмане, нам можно, поэтому обдать идем в центр лагмана, где нас ждет облом. Пока пост, ресторан на ремонте. Ладно, хозяева дали наводку на пару других хороших кафе недалеко, в одном из которых мы очень вкусно посидели. Все это время мы ходим мимо рынка туда-сюда, торговля кипит вовсю. За территорией рынка находится много лавочек местных мастеров-рукоделов. Наверное, половина мастерских работает с жестянкой и половина их продукции — это мангалы, шампуры и всякие штуки для шашлыков. Хотя может тут просто район такой, где живут жестянщики. В Узбекистане многие люди до сих пор живут в районах — махаля. Раньше это были районы, где жили и работали ремесленники одной профессии, так было легче организоваться с работой и продажами. Каждый такой район обязательно должен иметь мечеть и чайхану, их строили сообща всем районом. Каждый вкладывался в стройку как мог, кто деньгами, кто работой, кто еще чем-то. Сейчас такие районы остались, но там живут люди может быть разных профессий, но они все равно друг друга поддерживают и общие дела решают вместе. В Узбекистане даже есть интернет сервис Яндекс-махаля, что-то вроде форума, где соседи решают общие дела, просят и предлагаю помощь. После обеда нас занесло на стадион Ташкентского футбольного клуба, хоть сегодня праздник и жара, тут вовсю идет тренировка. На парковке стадиона оказалось столько дорогущих иномарок, сколько в редком автосалоне встретишь. Ребята тут и вкалывают, и зарабатывают очень серьезно. Гуляем, глазеем, незаметно дошли до центра города.

В одном парке хотели подойти к какому-то памятнику, но к нам подошел милиционер, улыбнулся, поздоровался, протянул руку и улыбаясь вежливо попросил погулять в другом месте. Тут что-то намечается, парк перекрыли. Пока мы гуляли, меня удивляло отношение людей к милиции, сегодня на центральных улицах милиционеры стоят через каждые 50–100 метров, прохожие иногда останавливаются, о чем-то беседуют с ними, все как-то уважительно и при этом празднично весело, даже с шутками. На площади тут выставка военной техники и концерт, парады техники уже несколько лет не проводятся, вместо этого устраивают гуляния. Узбеки очень мирный и добрый народ, они как-то постарались забыть все плохое, что было в советское время, но при этом помнят и чтут все хорошее, сегодняшний день это доказал. Когда солнце село, мы стали искать место посмотреть салют, часа два еще бродили, хотелось найти место получше. Наконец остановились около центральной площади, рядом с парком в который нас не пустили, оттуда и будут стрелять. Народ уже расселся вокруг на ступеньках к какому-то зданию, вокруг которого идет основной гудеж. Мы залезли на мраморную будку над коллектором. Почему-то народ не решался до нас туда подняться, а как только мы влезли, сразу за нами заняли все оставшееся место. Мрамор за день нагрелся, сидеть тут очень тепло и никто не загораживает обзор. В 10 вечера прямо над нами бахнул салют, очень красиво, это трудно описать, надо видеть и чувствовать. Завтра рано в дорогу, поэтому после салюта идем домой. Но в метро спускается плотная тола людей и тут опять восточный подход удивляет. Все турникеты были открыты, но возле каждого стоял человек с обычной коробкой. Каждый входящий просто кидал в коробку жетончик и проходил, так вся толпа без задержек спускалась к поездам. С вечера собираемся в дорогу и рано утром едем в аэропорт. По календарю мы прилетели сюда неделю назад, но по ощущениям как будто прошло около месяца. Узбекистан дал нам море приятных впечатлений, знакомств с хорошими людьми, чему-то нас научил и как-то поменял, это все трудно сразу осознать, но однозначно все изменения к лучшему. Вся обратная дорога до дома прошла в воспоминаниях об этой поездке в восточную сказку.