Турист Андрей Панин (arxitektor)
Андрей Панин
был сегодня 19:28
Экспедиция в
Казахстан 2019

Актау — Казахстан Январь 2019

Предыдущие впечатления смотреть тут.

Впечатление № 20. Гоночное.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Дальнюю дорогу по степным грунтовым дорогам мы скрасили съемками гонок по высохшему солончаку. Вот это было интересно! Решили снять несколько заездов Дастеров с построениями разных фигур на видео с квадракоптера.

Если движение лесенкой получилось сразу, то с ромбиком пришлось повозиться. Николай установил машины в правильный ромб, потом подошел к водителям боковых и задней машин и попросил запомнить, как относительно них расположены другие машины. Как бы построить прямую от глаз, до соседней машины, чтобы на пути оказалась примета нашей машины. Как в прицеле. И двигаться, удерживая эту связь.
Как это оказалось не легко! Но чуть-чуть получилось. Теперь я понимаю, как сложно выстраивать летчикам всякие фигуры на авиашоу. Сколько за этим стоит работы!

Впечатление № 21. Реликтовое.

Вот на горизонте показалась гора правильной конусообразной формы. Это гора Бакты и мы к ней едем.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Разглядывая гору по мере приближения, мы обсуждали по рации, что за горизонтальная розовая полоса разделяет на двое белый слой мелового периода? Победила версия, что это креветочный слой. Таким же слоем были украшены и обрывы этого древнего моря, у которых мы встали лагерем.

Когда ставили палатки, увидели, как вдоль Бокты медленно, на одинаковом расстоянии и с одинаковой скоростью двигаются верблюды. Как в кино. Вот откуда они тут? На десятки километров ни одного дома нет.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Когда стали собираться к ужину, прибежал Олег и высыпал на стол горсть зубов древней акулы. Судя по размеру это были не большие акулы, но очень древние. Раз их зубы застряли в меловых отложениях. Еще были обнаружены окаменевшие морские червяки и окаменевшие стебли доисторических растений. Не зря Олег до темноты лазил по каменному обрыву согнувшись пополам.

Перед завтраком я с Алей, Виктором и Аней решили подъехать к горе поближе, благо ничего этому не мешало. Основание горы вблизи напоминает гигантские лапы животного.

Впечатления экспедиционера. Завершение

На беловато-желтоватой твердой породе растут тёмно-коричневые каменные цветы. И опять масштабы, масштабы, масштабы!

Очень впечатляет, когда видишь вблизи и вживую. Высота этой горы-останца 165 метров. Имя Бокты, в переводе на русский — Пирог, гора получила за свою полосатость. Красивая и уникальная гора.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Ну, а нам пора ехать к одному из знаменитейших мест Устюрского заповедника — урочищу Босжира.
По прямой всего 20 километров. Но это на карте. А по дорогам… Да еще по таким! У нас на это ушел весь световой день. Сначала отметились у егерей, дежуривших на въезде в урочище.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Уро́чище — народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. Урочищем может стать любая часть местности, отличающаяся от остальных участков окружающей местности.
Как я понял по ситуации, здесь урочищем считалось дно моря, на котором стоят причудливые красавцы останцы. Тут обитают редкие птицы и животные. А на верху, над высоким обрывом, уже не заповедник. А просто плато Устюрт.

Начать знакомство с заповедником решили с осмотром двух скал под названием «Клыки Босжиры». Чтобы туда попасть, надо проехать пост егерей. С документами было всё в порядке, и процедура проверки не заняла много времени. Спустившись вниз мы запылили к цели.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Да, торчат. Действительно как клыки. Стрёмно, но не сильно впечатляет. Перекусив бутербродами, мы поехали обратно в поисках дороги на верх. Где-то там должны быть потрясающие видовые точки. Если верить картинкам в интернете. Я, когда смотрел на корабль Босжиры перед поездкой, думал это наброски вебхудожника к фильму «Братство кольца», а совсем не реальность.

Вот тут было ехать красиво! Сначала наши Дастеры лихо взобрались на гребень. Потом долго мчались по гребню между двух низин. Затем забирались на такую горку, что ради безопасности высаживали пассажиров из машин. А дальше ехали по узкой грунтовке, когда с одного бока гора, с другого пропасть.

Впечатления экспедиционера. Завершение

И вот мы на плато. Здесь его край изрезан каньонами и оврагами. Мы подъезжали к выступающим вперёд отрогам и смотрели виды. У одного из таких выступов было решено ставить лагерь. Начинался дождик и ездить по скользкому грунту становилось опасно. Да и лагерь проще ставить пока светло.

Пока возились с палатками и ужином, дождик кончился. Неугомонные Виктор с Анной поехали искать Корабль Босжиры, ради которого они поехали в экспедицию, а мы взяли складные стулья и пошли любоваться закатом.

Впечатления экспедиционера. Завершение

А закаты здесь — умопомрачительные! Мы наверху обрыва, перед нами пропасть с фантастическими горами и заходящее солнце играет лучами. Такого нигде не увидишь.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Утром встали как рано. В палатках обычно не долго спится даже совам. На улице стоял туман. Тех прекрасных пейзажей, которыми ещё вчера упивались — не было. Что тут сделаешь?

Правильно, пойдешь завтракать, собирать палатку, а там видно будет. И действительно, когда мы упаковали вещи в машины, из рации раздался радостный голос — видно! Все поехали к Виктору.

Впечатление № 22. Сказочное.

Когда вышли из машин и подошли к краю, многоголосый выдох потряс этот мир! В мире есть красота! Она существует! Мы это увидели! Мы в сказке! Вот такие слова слетали с наших губ при виде этого чуда.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Внизу я увидел несколько крошечных машин. Это были другие туристы. Мне стало их жаль. Самый потрясающий вид был именно отсюда, сверху.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись, мы поехали дальше. В этом районе Казахстана поселения встречаются редко, заправки еще реже. Прикинув ежедневный расход воды, решили вернутся в ближайшее поселение и пополнить запасы. Заодно побаловали себя мороженым.
Следующей целью был солончак Карынжарык с монументальными останцами «Три брата». Но дорога кончилась в каком-то Богом забытом ауле. С трудом найдя живую душу, наши командиры пошли выяснять как туда проехать. Договорились, что утром местный покажет нам дорогу. Решили ночевать в холмах за аулом.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Утром вернулись в аул за проводником. Он ехал на авто типа «Буханки». Весьма проходимая машина. Но такой прыти мы от него не ожидали. Долго ли коротко, но мы выехали к очередному краю плато. Тут проводник распрощался с нами, и Дастеры помчались вниз. На солончаке только разогнались, как увидели, что наперерез нам мчится военный «Урал». Это были пограничники. Они задали Николаю пару вопросов и указали куда ехать. А ехать надо было на заставу, где у нас тщательно проверили паспорта, разрешения и пропустили дальше.

К намеченной точке мы приехали ещё при высоком солнце. Палило нещадно. Здесь экспедиция разделилась. Три машины поехали искать пещеру с подземным озером, две остались подбирать место для лагеря. По опыту посещения нескольких пещер в разных странах, я знал, что красота пещеры зависит только от мастерства подсветки. Здесь никто толком про пещеру не знал, так что на подсветку рассчитывать не приходилось. Я не поехал.
Прогулявшись по выступам обрыва плато, мы выбрали место для лагеря и занялись установкой палаток. В этот вечер мы снова любовались пейзажами с высоты.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Не сказал бы, что солончак Карынжарык впечатлил больше чем скалы Босжиры. Но он по-своему красив. Могучие останцы красиво смотрелись на ровном солончаке. Действительно как братья богатыри из старых былин.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Впечатление № 23. Ветреное.

Эту ночь запомнили все. Был такой ветер, что кое-кому пришлось вылезать и по новой втыкать выдернутые колышки от палатки. Лично мне казалось, что палатка несколько раз хлестнула меня внутренней стенкой прямо по голове. Даже выпрямлял изогнутые внутрь дуги стоек. Всё боялся, что она сложится или, поломаются дуги. Но нет, выстояла. Выстояли все палатки. Мы решили, что готовить на таком ветру, который с восходом солнца ничуть не успокоился, только тратить газ на ветер. С трудом сложив на ветру палатки, мы поехали обратно. Завтрак устроили в низинке, где не так дуло.

Впечатление № 24. Песчаное скомканное.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Не смотря на ранний подъём, Николай и Виктор стали нас торопить. На любование настоящими песчаными дюнами выделили только 20 минут!

Впечатления экспедиционера. Завершение

А там так интересно! И, наверное, фантастически красиво на закате.

Но на закате Виктор очень хотел оказаться в Актау. Прямо рвался туда как на финальный матч чемпионата мира по футболу. Даже предложил всем ехать как могут, а он рванет своим экипажем вперед. Но колонну ломать не стали, хотя разрешили разогнаться до 150. Истинную причину я узнал только потом, когда увидел опубликованную Виктором фотографию. Она конечно шедевральна! Теперь понятно куда он так спешил.

Впечатление № 25. Подсвеченное.

Виктор хорошо подготовился к поездке. Раз уж ехать в такую даль, то полезно посмотреть в интернете, что там самое-самое красивое. Мы этого не сделали, поэтому просто пошли гулять на набережную. Алла читала, что в Актау сделали на части набережной красивую подсветку скал. Но где это — мы не знали. И нашли чисто случайно, получив по Ватсапу подтверждение от Ани, что всё-таки она есть.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Видимо набережная ещё в работе, так как все проходят туда через дырку в заборе. Это же не нормально.

Ну, а выглядит чарующе. И пещера, и скалы, и рисунки древних казахов на камнях смотрятся красиво. Меняющиеся цвета подсветки немного оживляют эту картину. Прогуляться стоит.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Впечатление № 26. Праздничное.

Сегодня 9 мая. Все знают, что это за праздник. Но мы начали с другого. На завтраке в отеле мы надели колпаки и радостно задудели в дудки, замахали шариками, когда в дверях появился Вячеслав. Очень душевно поздравили его с очередным Днём Рождения.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Выезд из отеля был назначен на 11 утра. Мы позавтракали и отправились посмотреть, как празднуют этот день в Актау. А там празднуют как у нас. Вдоль главного проспекта висят огромные билборды с портретами героев Великой Отечественной войны, реют праздничные флаги. Главный проспект с утра пешеходный.

Увидели возвращающихся с портретами родственников участников Бессмертного полка.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Мы решили возложить цветы к Вечному огню. Народу у огня было много.

Впечатление № 27. Ох.

К последней достопримечательности тоже ехали быстро. Уж не знаю почему так получилось. Вроде нигде не тормозили. Видимо сказалось то, что большая часть пути была по очень плохим дорогам.

В отличии от прошлых дорог по сору, здесь дорога была в виде насыпи. Однопутная грунтовая. Только две колеи. С ямами. Когда торможение и объезд ям на дороге снижал скорость до семи километров в час, мы съезжали с насыпи вниз и пытались мчатся параллельно по уверенным колеям. Но и там хорошие участки быстро кончались и приходилось забираться на насыпь. Иногда разгонялись и до 80. Но, по-моему, это было опасно. А я понимал, что завтра нам по этой дороге ехать обратно. Плюс еще 300 километров по ужасной дороге перед границей.

В общем к плато Актолагай я приехал изрядно уставшим. Да, отмечу еще один момент. Периодически смотрю передачи «Первая передача» и «Главная дорога». Там говорят о необходимости уверенно держать руль расположив руки на 10.00 и 14.00. Дома я так располагаю руки только набрав скорость за 120. В остальных ситуациях более расслаблен. И никак не мог понять их рекомендаций. Тут я ощутил это правило на 200%. Когда мчишь по степным дорогам на 60 км/ч перепрыгивая с колеи на колею иначе машину просто не удержать.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Вот по дороге к Актолагай и потом на границу я ехал в постоянном напряжении. Надо было очень внимательно смотреть на дорогу, моментально реагировать на ямы, и все это на скорости. Когда я дома на 30–40 км/ч переваливаюсь через торчащие на лесной дороге корни — это легкая прогулка. Здесь надо было не только доехать, но ещё и успеть. Все оказалось реальным и торопились не зря. В Астрахань приехали уже в темноте. Кстати, теперь я и дома стал ездить быстрее. После экспедиции стиль вождения изменился.

Впечатление № 28. Изумительное.

Но вернемся в Актолагай.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Это место по красоте вполне соперничает с Босжирой. Но здесь не долина монументов, и не сказочные корабли, а сказочные скалы и обрывы. Даже и не похоже на обрывы. Это именно меловые скалы, которые сливаются и превращаются в плато.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Они очень причудливо сформированы ветрами и дождями. Смотровых точек много, ракурсы меняются.

Мы как раз успели перед закатом полюбоваться картинами с нескольких точек. Здесь, как и на Босжире, можно было провести два-три дня.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Чтобы уж насытится полностью. Наша поездка позволила лишь слегка прикоснуться к этим чудесам природы.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Учтя ветреный опыт ночевки на плато, в этот раз мы устроили лагерь чуть ниже. Последний походный ужин плавно перетек в прощальный костер с посиделками. Никому не хотелось уходить. Все понимали, что экспедиция заканчивается именно сегодня. Мы были печальны и счастливы одновременно.

И только ранний подъём заставил меня уйти спать. А то бы сидел и сидел. Но, водитель должен быть в форме.

Впечатления экспедиционера. Завершение

Впечатление № 29. Дастеровское.

Мы проехали на Дастерах примерно 5 500 километров. Погода, время суток, дороги — были очень разными. Учтём, что Дастер позиционируется как внедорожник. И в этой роли он показал себя замечательно. У него 6 передач на механике. Первая, совсем пониженная, позволяла залезать в горки по камням и сыпучему грунту. Конечно мы действовали без фанатизма. Но со всеми поставленными задачами Дастеры справились.

Особо хочется поблагодарить Николая, Вячеслава и фирму Рено за то, что они позволили нам продолжить экспедицию после аварии в Астрахани. Благодаря этому вся наша экспедиция получила огромную дозу счастья.

Впечатление № 30. Человеческое.

Ещё хочется поблагодарить всех участников экспедиции. Мы все уже взрослые и сформировавшиеся личности. Со своими привычками, проблемами и неприятием чего-либо. Многие познакомились только в Волгограде. Мы все смогли поступится какими-то привычными вещами, чтобы не мешать ходу событий. Кому-то было легче в какие-то моменты, кому-то они давались тяжелее. Но не было ни капли агрессии, ни грамма ненависти или чего-нибудь подобного.

Мы с самого начала, как только двинулась наша автоколонна, были одной командой. В любой момент мы ощущали поддержку друг друга. Это было сильно! Спасибо вам экспедиционеры!