Турист Lene (Lene)
???

Каргополь — Россия Июль 2019

Начало нашего путешествия здесь:https://www.tourister.ru/responses/id_28084

Утро в Каргополе началось с того, что мы проснувшись, услышали, как дождь барабанит по крыше гостиницы. Совсем, как на нашей даче, только там ещё слышен шум прибоя. Дождь нас не порадовал, но и не огорчил, потому что те шатровые храмы, что я видела вчера я готова смотреть и быть в них и при дожде, и при ветре, и при любой непогоде. Даже символично — дорога с дождём.

Тот, кто ненадолго приезжает в Каргополь и не может поездить по дальним окрестностям, может увидеть самый близкий, всего 50 километров от Каргополя, памятник XVII века — церковь в селе Саунино. Саунинская церковь Иоанна Златоуста стоит на каргопольской суше, она не окружена лесами — вокруг только луга. Стоит она на некотором отдалении от села, на старом кладбище. Кладбище раньше было обнесено валунами.

Церковь представляет собой классический и наиболее мною любимый образец деревянного шатрового зодчества, так называемого восьмерика на четверике. То есть на нижний четырёхугольный сруб ставится восьмиугольный, более высокий сруб и всё это сооружение украшается шатром. Такие храмы словно вздымаются ввысь. В окружении наших корабельных великолепных сосен — это была бы ода шатру.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

К храму пристроена трапезная. Трапезная позволяла расширить помещение при большом стечение народа. Здесь решали сельские дела и устраивали праздники. В трапезной проводили службы, для этого в ней устанавливали алтарь. Потолочные доски лежат на мощном поперечном брусе — матице. Матицу поддерживают два столба.

Из трапезной можно попасть в церковь. На стене пустой иконостас…

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

и «расписные небеса» ещё более старые, чем в Архангело. Там в центре — Иисус Христос, а здесь — Святая Троица.

Колокольня собора красивое и оригинальное, не похожее на другие, сооружение — она шестиугольная.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Их Саунино мы поехали в Гринёво — давно пустующую деревню, на Бабкину поляну.

Хорошо известна каргопольская глиняная игрушка. Некогда гончарным делом занимались жители окрестных деревень — Топрово, Печниково, Гринёво. Деревни эти располагались на «каргопольской суше», в местах равнинных, безводных, глинистых и скучноватых на вид. Именно наличие подходящей глины дало возможность развиться гончарному промыслу. Горшки для печи, крынки, миски, чаши и прочие изделия расходились по Поморью и всему Поонежью. Из той же глины лепили гончары и игрушки, что бы отдохнуть от работы и позабавить ребятишек. В Каргопольском краеведческом музее можно увидеть игрушки, выполненные известными мастерами. Одной из известных народных гончаров была Ульяна Ивановна Бабкина.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Жила в безлюдной деревне Ульяна Ивановна одна-одинёшенька в маленькой покосившейся избёнке, где она творила, вылепляя из глины сказочные, яркие игрушки на радость всем людям. Признание получила бабушка Ульяна и в столичных городах, и в заграничных. Только в родном Каргопольском районе просила она одно — подправить избушку холодную. Не поправили, не помогли.

Место, где избушка стояла не запомнили, а когда новый домик-музей стали ставить, наугад поставили. Приехал в Каргополь племянник Ульяны Ивановны и сказал, что с местом угадали, только домик стоял не боком, а окнами к дороге.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Во дворе домика игрушки деревянные поставлены и представлены элементы жизни крестьянской, северной. Колодец с колесом, поленница.

Подворье крестьянское Ульянино было нехитрое — курочки, коза и четыре кота — Васька, Барчик, Брянчик и Кот Котофеевич. В центре народных ремёсел «Берегиня» даже проводился конкурс «Коты бабушки Ульяны».

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Игрушки добрые получались у мастерицы.

Покинули мы Бабкину поляну, путь наш лежит в Красную Лягу. Ляга по-нашему лужа. «Посмотри-ка кака ляга под окном» — говаривала моя бабушка после дождя. Лягой называли и маленькое озерцо. Поэтому «красная ляга» — это скорее, красивое озеро. Мы проехали мимо карстовой воронки, заросшей травой — это и была «Красная Ляга».

Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге 1667 года постройки — великолепный, уникальный старинный храм, отличается от других церквей, на осибинку. В 17 веке окружали церковь несколько поселений, жители которых являлись её прихожанами. Храм неоднократно перестраивали, что-то он потерял, а что-то приобрёл. Сейчас он единственный украшен деревянной резьбой.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Стройный, как свеча, стомт храм-восьмерик в чистом поле. Деревень, окружавших его, уже нет.

С какой любовью выполнен деревянный узор…

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Колодец. Вчера мы видели колодец- «журавль».Сегодня нам встретился колодец с колесом уже второй, первый был древний и разрушенный, а второй — новый. Этот тип колодца был распространён на Севере там, где уровень грунтовых вод был низок.

Добрались мы до частного этнографического музея «Лядинские узоры»,что в деревне Гавриловской (Центр — д. Лядины) находится. Создала музей уже больше 20 лет назад энтузиаст своего дела Ворощук Надежда Фёдоровна.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

В музее представлен быт северной деревни. Мы видим плетёные изделия — кошели, короба, корзинки, необходимые для походов в лес или на поле.

Лоскутные одеяла и красиво связанный полог для люльки и накидки для подушек.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Одежда северночек-каргополочек, отличается от одежды онежан. Походив по дому-музею, мы увидели множество предметов северного быта, услышали рассказ об обработке льна. Всё интересно. Видно, что человек душу вкладывает в сохранение истории деревенского хозяйства.

Пообедав у гостеприимных хозяев, мы поехали смотреть Богоявленскую многоглавую церковь в Лядинах. Церкви на Севере не похожи друг на друга, в каждой есть что-то особенное. Вот и Богоявленская церковь имеет свои особенности. Конструктивно храм начали строить традиционно: восьмерик на четверике. Бесподобные строения! И вроде должны были закончить строительство возведением шатровой крыши. Но нет, древние зодчие украсили храм главками-луковичками в количестве 12 штук и получился храм удивительно украшенный для тогдашнего северного зодчества. Ещё этот храм побелен. В 19 и в начале 20 века, дай бог, не вру, обивали досками строения и белили. Многие церкви, которые мы видели тоже были когда-то белыми.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Есть у Богоявленской церкви ещё одна примечательная деталь — её круглое крыльцо. Крыльцо покрыто деревянным шатром, стоящего на столбиках. Внутри крыльца и перилами, которые идут вокруг, гульбище. Крыльцо служило местом сбора сельчан, Они обсуждали мирские дела, может судачили, может обсуждали каков урожай уродился… Ребятишки, поди резвились на крыльце, а девушки и парни нарядные, разодетые красовались.

Дальше наша дорога лежала в Кенозерский парк. Место, где мы находились — это Великий Андомский водораздел или Балтийский. Именно здесь три основных российских водораздела сходятся в одной точке. Это одна из трёх точек в мире и одна в России, где сблизились водоразделы: Атлантического, Ледовитого океанов и Каспия.

Беломоро-Балтийский водораздел разделяет Атлантический и Ледовитый океан.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Водораздел представляет собой насыпь, склоны которой густо заросли лесом. Озовая гряда. Насыпь тянется на многие километры. Все водные системы слева от насыпи питают своими водами Атлантику, а справа — Северный Ледовитый океан.

Кто-то соорудил такую конструкцию «Равновесие», два ведра — символ водораздела.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Слева находится Лекшемозеро, мы к нему ещё вернёмся, но пока идём вперёд.

Вид с гряды водораздела на Масельгу

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Пройдя по гряде разделяющей бассейны, мы поднялись на Хижгору — самую высокую точку водораздела. Здесь находится церковь Александра Свирского, построена в середине 19 века. На Хижгоре в давние времена находилось языческое капище и Хижгора в переводе с финского переводится, как злой дух или дух леса. Крестьяне из деревни Масельга и соседней деревни Гужово захотели построить на Хижгоре церковь. Духовенство противилось, но всё-таки согласие было получено и за строительство взялся крестьянин Максим Шилов с артелью. После строительства, он поклонился на все четыре стороны и выбросил топор в озеро — инструментом, которым рубили храм нельзя было пользоваться в дальнейшем.

Внутри церкви.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

С колокольни, как с самой высокой точки, открываются красивые виды.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

В парке есть специально подготовленные места для туристов.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Рядом с водоразделом располагается архитектурный парк «Кенозерские бирюльки».Вход в него очень похож в музей -заповедник «Малые Корелы». В парке представлены уменьшенные копии строений Кенозерского парка.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Вот мы снова вернулись к Лекшемозеру.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Визит-центр парка. Здесь можно купить книги, варенье, консервы из ряпушки, сиропы и разные другие сувениры на память, например словарь лекшемозерского говора.

Медведи около центра, которых вырезали чехи.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Гостиница «Рыбацкая изба» на 16 мест.

Хозяин Антуфьев Александр Валентинович предоставил нам место для чаепития. Там мы пили чай из кипрея с подорожниками-калитками, которые испекла Ворощук Надежда Фёдоровна.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

От рыбацкой избы мы пошли к церкви Святых Петра и Павла — она рядом. Первые сведения об этой церкви относятся к концу 16 века. Существует легенда, что первый деревянный храм построили рыбаки в честь того, что на поверхность озера всплыла икона Святых.

Время было уже позднее и мы поехали в Каргополь.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (продолжение)

Вернулись, как и в прошлый день вымокшие и немного подсохшие в конце дня, попившие с калитками чаю на свежем воздухе, около озера. Уставшие, но довольные поездкой. А завтра.завтра мы ещё погуляем с утра по городу Каргополю, а вечером вернёмся домой.