Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 8:54

Абхазия Октябрь 2018

Начало моих историй об Абхазии здесь:

В этот раз утро выдалось солнечным. После трех дней практически беспробудного дождя, это стало настоящим подарком. Я даже подумала, что циклон поменялся, и в Абхазии наконец-то установилась хорошая погода. Сходные мысли были и у моих спутников. После завтрака, мы вышли на улицу и расселись во дворе отеля, довольно жмурясь и почти мурлыча от удовольствия.

Иллюзия безмятежного покоя

Ах, какой день!!! — думала я — выдалась хорошая погода и еще я увижу Рицу!

Мысли о знаменитом озере занимали меня с того момента, как я задумала отправиться в Абхазию. Это было то, что я хотела увидеть в первую очередь!

И вот этот долгожданный день наступил. Буквально через несколько часов, я увижу прекрасное озеро. Мне не терпелось побыстрее отправиться в путь, и я еле сдерживалась, чтобы не начать подгонять гидшу.

Наконец она скомандовала «по коням!» и мы, заняв места в автобусе, отправились на встречу с чудом.

Иллюзия безмятежного покоя

Надо сказать, что день обещал быть насыщенным, помимо Рицы нас ждало знакомство с еще несколькими природными достопримечательностями и выполнение парочки, традиционных для групповых экскурсий, ритуалов.

Первую остановку мы сделали у водопада Девичьи слезы.

Иллюзия безмятежного покоя

Скажу откровенно, эта плачущая гора не произвела на меня никакого впечатления. Видимо осень не лучшее время для этого места.

Судя по всему, Девичьи слезы должны были вызвать у нас чувство голода, поэтому сразу от них нас переместили на сыроварню, где мы продегустировали козий, коровий и буйволиный сыры, а также познакомились с процессом их изготовления.

Иллюзия безмятежного покоя

В моем рейтинге первое место занял коровий сыр, хотя ставку я делала на буйволиный. Однако, увы и ах, абхазские буйволицы в купе с абхазскими сыроварами не смогли завоевать мое сердце.

Сделав бизнес сыроварам, мы отправились на медовую пасеку, которая тоже ждала наших денег.

Иллюзия безмятежного покоя

Эти первые остановки ничего кроме досады у меня не вызывали. Еще бы! Я хотела увидеть Рицу, а тут приходилось разбазаривать драгоценное время.

Однако самым большим моим огорчением было то, что уже на пасеке небо стало обрастать тучами.

— Это ж надо было ухитриться прожрать хорошую погоду! — со злостью думала я, прекрасно понимая, что дальше все будет только хуже.

Иллюзия безмятежного покоя

Следующим пунктом нашей экскурсионной программы было Голубое озеро.

Вот эта природная миниатюра заслуживала внимания, и если бы не толпа туристов и массовка из желающих заработать аборигенов, то я бы пребывала в полном восхищении от увиденного.

Иллюзия безмятежного покоя

Добавить бы уединенности этому маленькому озеру. Стоя на его берегу, я живо представляла себе времена, когда не было здесь дорог и гостями озера были только птицы да дикие звери.

Пока я обходила озеро в попытке улучить момент и хоть на фотографиях создать иллюзию его нетронутости, на небе разыгрывался спектакль о борьбе добра и зла. Добро проигрывало. Полчища серых туч неумолимо поглощали голубое небо. С каждой минутой у него оставалось все меньше и меньше шансов на спасение.

Иллюзия безмятежного покоя

И только озеро, несмотря на бушующие вокруг страсти, сохраняло свой лазурный цвет и безмятежность.

К тому моменту, когда настало время отправиться дальше, начал накрапывать дождь, и я потеряла всякую надежду увидеть Рицу в солнечных лучах.

День перевалил за полдень, мир погрузился в сумерки, а на пути к вожделенному озеру нас ждала еще одна остановка.

Иллюзия безмятежного покоя

На этот раз нам предстояло выгрузиться из автобуса, пересесть во внедорожники и отправиться к Гегскому водопаду.

Гидша пугала нас трудностями предстоящего маршрута, и часть группы предпочла отказаться от путешествия. Другая же часть, презрев опасность, отправилась в путь.

Я сидела в машине и все ждала, когда же наконец начнется что-нибудь страшное, но оно почему-то все никак не начиналось.

Надо признать, дорога была тряской, но никаких сложных участков на ней нам так и не встретилось. К концу пути, я была уверена, что гидше верить не стоит.

Иллюзия безмятежного покоя

Гегский водопад врывается в мир из расщелины в скале и падает с высоты 70 метров. Мощный поток, срываясь вниз, ударяется о камни и практически полностью превращается в пыль. Лишь тонкий ручей — остаток полноводной реки продолжает свой путь к морю.

Говорят, что даже в солнечный день, подойдя близко к водопаду, можно вымокнуть до нитки, что уж говорить о том эффекте, который получили мы, оказавшись здесь в дождливый день.

Иллюзия безмятежного покоя

Гегский водопад производит впечатление! Глядя на него, я в очередной раз сказала себе, что природа Абхазии удивительно красива.

Тем временем часы бежали навстречу вечеру, который уже раскрыл им свои объятия.

К Рице мы подъехали в три часа дня.

Если у Гегского водопада дождь всего лишь моросил, то ближе к озеру он набрал силу и уже грозил превратиться в ливень.

Я смотрела из окна автобуса на грустную картину и вспоминала о том, как на сыроварне и пасеке были безвозвратно потеряны драгоценные солнечные часы…

Иллюзия безмятежного покоя

Автобус проехал немного по берегу Рицы и остановился возле ресторана. Там нас ждал обед. Впрочем «ждал», это смело сказано, сделав заказ и развесив свои, промокшие у Гегского водопада, куртки, мы погрузились в томительное ожидание.

Пальцы времени перебирали четки, отсчитывая очередной час, но мне было уже все равно…

Наконец прием пищи закончился и мы, унылой толпой, вышли на улицу.

О, чудо! Дождь прекратился. Правда, серый купол неба висел угрожающе низко, но природа на время отложила свою лейку в сторону.

Иллюзия безмятежного покоя

Я воспряла духом и, радостно вздохнув, побежала изучать смотровые площадки и берега Рицы.

Что можно сказать об увиденном? Это горное озеро не просто красиво, оно очень красиво! Его безмятежное спокойствие завораживает. Здесь хочется гулять без спешки. Бродить, заплетая ногу за ногу, и думать о чем-нибудь приятном или искать ответы на извечные вопросы…

Иллюзия безмятежного покоя

Времени, увы, на все это у меня не было. Формат групповой экскурсии диктовал свои правила.

Я подошла к автобусу, где гидша уже бодрила туристов, призывая всех поскорее вернуться в автобус.

— Куда едем дальше? — спросила ее я.

— На дачу Сталина. Это дополнительная экскурсия. Ты же хотела дополнений! — ответила она, улыбаясь.

— Там интересно? — продолжила я разговор.

— На мой взгляд, это самая интересная дача из всех тех, что есть в Абхазии и, к тому же, можно посмотреть на Рицу с другого берега. Она вооон там! — гидша протянула руку в сторону озера.

Я попыталась разглядеть здание на противоположном берегу, но так ничего и не увидела.

Иллюзия безмятежного покоя

— Хочешь увидеть дачу? — спросила гидша, — Не увидишь! При строительстве было задумано, чтобы она с озера не просматривалась.

Мы забрались в автобус и буквально через десять минут оказались в загородной резиденции диктатора.

Иллюзия безмятежного покоя

Когда, два дня назад, я знакоммилась со сталинской дачей в Мюссере, то обратила внимание на совершенно потрясающие, отделанные деревом, стены и потолки. Это была та самая респектабельная роскошь, которая не бьет по глазам вычурным блеском, а с достоинством взирает на своих гостей. На риценской даче я тоже обнаружила великолепные кессонные потолки и фактурные стены и это меня порадовало.

Не думаю, что эта великолепная отделка заслуга Вождя народов. С уверенностью можно предположить, что в его бытность были еще живы искусные мастера, хоть и лишенные воли, но не утратившие талант и вкус под гнетом обстоятельств. Именно перед ними стоит снять шляпу за созданную красоту

Иллюзия безмятежного покоя

Взгляните, как мастерски устроена игра со светом. На гладкой поверхности стен при включении настенных светильников появляются шахматные фигуры. Это ли не искусство?

Минут двадцать мы проведи в доме, а потом вышли в парк.

Иллюзия безмятежного покоя

Все здесь дышит спокойствием и совсем не хочется думать о том, что по этим дорожкам ходил человек, превращавший людей в рабов и безжалостно уничтожавший непокорных.

Мне вспоминались фильмы-иллюзии Александрова с Любовью Орловой в главной роли.

Так и казалось, что вот-вот где-нибудь мелькнет ее тонкая фигурка, мир наполнится светом и прозвучит песня о счастье, в котором мы все, оказывается, живем.

Иллюзия безмятежного покоя

Только взгляд на Рицу заставлял меня вернуться в реальность. Может виной всему дождливый день, но с этого берега озеро выглядело тревожным. Оно как будто впитало в себя темные мысли страшного человека.

Долго размышлять на эти темы мне не пришлось, нас позвали в автобус. Впереди было еще несколько остановок и долгая дорога в отель.

Иллюзия безмятежного покоя

Вечер уже вступил в свои права, и мы буквально на пятнадцать минут остановились у Молочного водопада.

Пока мои согруппники штурмовали каменную насыпь вблизи летящей с кручи воды, я пробежала метров сто вверх по дороге и с обочины еще раз взглянула на Рицу. Отсюда открывалась потрясающая картина тихой заводи с песчаной отмелью. Уединенное и нетронутое место!

Иллюзия безмятежного покоя

А потом была короткая фотопауза у пропасти «Прощай Родина!».

Но из-за сгустившихся сумерек и тумана оценить ее масштаб мне не удалось. Так что это этим знаменитым местом я особого не впечатлилась.

Иллюзия безмятежного покоя

Мы проехали Каменный мешок, опасный своими камнепадами и, выехав из ущелья, отправились в Гудауту, где нас ждал ужин, ночлег и мысли о завтрашнем дне, обещавшим много интересного.