Турист Lene (Lene)
???

Каргополь — Россия Июль 2019

Предисловие.

Одиннадцатого июля ночью, накануне дня Святых Петра и Павла мы сели в поезд Архангельск — Няндома, чтобы от Няндомы добраться до славного города Каргополя, а ехать там всего час. Дороги нынче хорошие. Поезд на станцию пришёл ранним утром, в шесть часов. Мы с младшим сыном окунулись в романтику железнодорожных поездок и даже не стали чай пить из своих чашек, а купили чай в стаканах с подстаканниками у проводника.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Вышли мы из вагона и остановились, как стародавние времена, у верстового столба. Извозчики ждут и мы ждём извозчика Андрея. Каргополь — город древний. О том, как произошло название города есть много легенд. Одна из них рассказывает, что отдыхал в поле после похода на «чудь белоглазую» Белозерский князь Вячеслав и встретил здесь много ворон — «карг», и назвал он это место Каргиным полем. «Позднее россияне сделали в том поле острог» — отмечает Г.Р Державин, бывший некоторое время Олонецким губернатором. Ещё одна версия, что произошло название от финского «кархун пуоли»,что значит «медвежья сторона».

Прибыл водитель на упряжке из нескольких лошадиных сил — минивэне из конюшни «Мерседес-Бенс» и через час мы вышли у гостиницы «Каргополь», которую я считаю одной из самолучших в этом городе.

Около гостиницы статуя.

«Кто это?» — спросили мы.

«Охотник», — ответили нам.

«Почему охотник?»

«Хозяин — охотник и скульптура — охотник».Всё ясно.

Сегодня двенадцатое июня — праздник Святых Петра и Павла и у нас часто получается в этот праздник побывать в разных храмах и монастырях. Сегодня не исключение — мы поедем монастырь Александра Ошевенского.

Часть первая.

Река Онега порожистая, широкая, быстрая, своенравная, порожистая. Кормилица и поилица наша река Онега с давних пор.

Несёт она воды в Белое море из озера Лача, что у Каргополя находится. Каргополь стоит в истоке реки, а город Онега — в устье. Берега Онеги были заселены раньше берегов Северной Двины. По берегам рек было множество деревень, а в каждой деревне свой деревянный шатровый храм. Один на другой храмы были непохожи. Умельцы-мастера их строили, душу вкладывали.

Да строить на берегу села и веси,

Да ладить, рубить городища,

Да гаркать на сругах залётные песни,

И вёрст пересчитывать тыщи,

Да ставить кресты-голубцы на могилах,

И рваться по крови и горю,

Да вывесть вконец свою сильную силу

В холодное Белое море.

Красивы, очень красивы деревянные храмы, но дерево не камень. Храмы гниют, приходят в негодность и многие из них уже утрачены. Хотелось бы сохранить то, что осталось.

До заселения было много времени, а поклажи у нас было маловато, поэтому положили мы свои котомочки в кладовочку и пошли на Каргополь смотреть, как нам подсказали — налево. И вышли мы на бывшую Ивановскую площадь.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

На площади расположено здание администрации района и дом купца А.Л Лаврентьева. На небе в это время подозрительно собирались дождевые тучи.

Архитектурный ансамбль соседней с Ивановской Соборной площади складывался на протяжении четырехсот лет. Предтеченская церковь(1740–1755) ,Колокольня Собора (1772–1778), Введенская церковь (1803–1808).

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Колокольня — самое высокое сооружение, 61,5 метра. Стоит подъём на Колокольню 70 рублей. Лестница, ведущая наверх, винтовая, узкая, два человека не разойдутся. Состоит колокольня из трёх ярусов и в нижнем ярусе сделан арочный пролёт и ориентирован строго по оси Петербуржской улице, где проходил раньше Санкт-Петербургский тракт. Интересно, что и крест на колокольне ориентирован относительно тракта, а не относительно востока, как принято. А над проходом арочным буква «Е» на овальном щите написана. С чем же связаны такие особенности? Нарушение обычая было связано с ожидавшимся проездом через Каргополь Екатерины второй, но поездка Императрицы так и не состоялась.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Христорождественский храм (1552–1565).Течёт родная река Онега, она и в начале своего течения уже широкая и полноводная. Изначально по-серверному простой белокаменный храм должен был символизировать богатство и величие славного торгового города. Северный придел Алексея и Филиппа небольшой, примыкает к собору, ведет в придел красивое крыльцо с лестницами на две стороны. По-преданию стояли здесь мощи Филиппа-митрополита — гордости Севера, которые перевозил Никон из Соловков в Москву. Филипп был задушен подллым опричником Малютой Скуратовым по Приказу Ивана Грозного, а при царе Алексее Михайловиче, духовным наставником которого являлся Никон, был канонизирован. Царь у гроба Филиппа просил прощения за грехи прадеда. Этим и объяснятся название придела.

С колокольни видна прямая Петербуржская улица. Увидев этот тракт и Колокольню, должна была порадоваться и умилиться Императрица вниманию каргопольцев.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Помнят каргопольцы своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

Памятник Александру Алексеевичу Баранову — хозяину Аляски, уроженцу города Каргополя. Недалеко находится музей, посвящённый этому предпринимателю и государственному деятелю, который вошёл в историю России, как первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке, на Аляске. Двадцать восемь лет он правил русскими землями в Америке и за это время построил крепости, наладил торговлю Калифорнией и другими странами. развил и упрочил положение русского поселения. Всё здесь держалось на Баранове. Прибывший позднее для инспекции русских поселений в Америке камергер двора Николай Петрович Рязанов сказал о нём так»…потеря сего человека для здешнего края есть потеря не для Компании (Северо-восточной), но для всего Отечества, который честь свою выше жизни ставит…».

В Каргополе осталась жить его жена. Второй раз женился Баранов на дочери индейского вождя после смерти законной супруги.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

История сохранила память об Александре Алексеевиче. Его именем назван Архипелаг и остров в заливе Аляска, остров в Карском море, бухта Александр в Северной Америке, гора и мыс на острове Сахалин.

От памятника А.А Баранову берёт начало и тянется вдоль берега реки Онеги Набережная имени Баранова.

Погода снова начала портиться и начал накрапывать дождь. Мы решили вернуться в гостиницу «Каргополь»,чтобы сходить в ней в кафе «У егеря».

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Перекусив и посмотрев на часы, мы поняли что времени до заселения и экскурсии у нас много. Пойдём ещё погуляем. Пошли мы по улице Благовещенской, а потом свернули на Петербуржскую.

Дом купца Ушакова, в нём в 1918 году проходило первое собрание коммунистов Каргополя. Здесь родилась первая районная партийная организация.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Дом купца Тихона Никитича Серкова, который был родом из Красной Ляги. Открыл вместе с сыновьями сначала беличью мастерскую, а затем винокуренные и пивные заводы, пекарню, паровую мельницу.

Земская больница, ныне здесь районная больница.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

А это современная городская поликлиника

Церковь Сошествия Святого Духа и соседняя маленькая церковь Вознесения разрушены.

Дом Е. А. Николаевского середины 19 века

Дом Тюриковых. Возвращаемся в отель по улице Каменка.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Здание Уездного земства, относится к началу 20 века.

Вернувшись в холл гостиницы Каргополь, мы наконец-то заселились в четырёхместный номер, который нам понравился. И подготовились к дальнейшей прогулке в деревни Каргопольского района. Сели мы в тот-же минивен, который нас встречал на вокзале и поехали в Александро-Ошевенский монастырь с остановками по ходу движения. Дождевые тучи заволокли небо окончательно, солнце уже не проглядывает и полил сильный дождь. Ничего, сказал водитель, с дождём дорога счастливая.

Едем мы, едем, а мимо мелькают равнины. Это Каргопольская Суша. Каргопольская суша, по словам историка-гида — это древнейший очаг земледелия на Севере. Что представляет собой Каргопольская суша? Нижний слой известковый, а верхний глинистый и суглинистый. Равнина, словно утюжком проглажена, но где-то хозяйка забыла прогладить и остались неровности — пологие возвышения и неглубокие низины.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Приехали мы в деревню Поздышево. Здесь есть камень-следовик, где отпечаталась ступня святого Александра Ошевенского. Говорят, кто страдает болезнями ног, тот босой правой ногой должен встать в след.

Дальше по тропке идём к часовне над ручьём. В ней можно совершить омовение.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Кресты около камня и часовни установлены в благодарность.

Едем по дороге, которую к монастырю проложил купец А.Ушаков. Сначала бревна были поперёк сложены, а сверху насыпь сделана. В благодарность за это дело похоронен Ушаков на территории монастыря.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

По дороге встретилась река Чурьюга, место так и называется Река. Над рекой церковь установлена девятнадцатого века. Пятиглавый храм с кровлей, выполненной из дерева.

Переехав через мост через мелководную речку Чурьегу оказываешься в селе Ошевенском, которое состояло из деревень: Погост, Ширяиха и Низ. Этих деревень даже нет на карте.

Протекает здесь ещё одна интересная речка Халуй около деревни Большой Халуй. Она в одном месте уходит под краст, а в другом месте появляется. Мы подошли к этой реке к тому месту, где она уходит в землю. Но этот год много дождей и река многоводная, а не сухое русло, как часто это бывает по словам гида.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Вот эта яма, там вода закручивается воронкой. Есть про эту реку легенда. В древности около деревни Большой Халуй присмотрел Александр Ошевенский место для монастыря. Но местные жители отказали ему, так как боялись, что деревенские земли тоже отойдут к монастырю. Тогда Александр Ошевенский попросил воды, но и воды жители деревни ему не дали, стали прогонять. Рассерчал Александр Ошевенский, стукнул палкой по земле и сказал им, что они будут жить у воды, но без воды. И река тут же ушла под землю.

Александро — Ошевенский монастырь единственный, оставшийся на Каргаполье. Мы приближаемся к монастырю, показалась монастырская кирпичная стена.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

На территории монастыря виден одноэтажный братский корпус, там некогда были кельи, а в тридцатые годы двадцатого века там была школа. В этой школе училась бабушка моего мужа. Она вспоминала, что наряду с русским, школьники учили финский язык.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, построен в начале 18 века.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Угловые башни стены монастыря.

Крест в память о Святом Александре Ошевенском.

Могила купца А.Ушакова.

Как я уже отмечала, что село Ошевенское состоит из трех близко сходящихся деревень — Погоста, Ширяихи и Низа.

Дома в северных деревнях делились на зимнюю и летнюю избу. Летняя изба не отапливалась. На фотографии пример такой избы. На окнах ставни, на которых нарисованы круги — солнце. Всё-таки люди на Севере сильно зависели от природы и одушевляли её.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Колодец с журавлём. Помню похожий колодец у бабушки подруги в Пинежском районе. Колодец был очень глубокий, даже летом в нём был лёд, а вода такая вкусная, какую я только пила ещё в Онеге, из подземного озера.

Многие избы топились по-чёрному, назывались они «курные» или «рудные»,характерным признаком избы являлся резной закопчённый дымник на крыше. Считалось почему-то, что в курной избе теплее. Сейчас люди по-чёрному не топят, крыши кроют шифером, а трубы делают похожими на дымники.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Шатровая церковь Богоявления,1787 года. Башня восьмерик (восьмиугольная).Все шатровые цекви устремлены вверх, а эта приземистая, широкая. В церкви нет однообразия — фасады не повторяют друг друга. Памятник зодчества украшает сама природа — страрые лиственицы и берёзы.

Колокольня представляет собой восьмерик на четверике, такие храмы и колокольни чаще всего встречаются на Севере. У колокольни наверху звонница и шатёр с главкой. Простота! Красота! Не нагляжусь я на эти шатровые постройки!

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Здесь в деревне Погост у нас был обед в деревенском доме. Зашли мы все промокшие.«Порато околели?» — спросила хозяйка и эти слова отзвались теплотой в моём сердце. Ведь такими словами меня встречала бабушка, когда я приходила с прогулки. Уха, рыбники, шанежки — всё из русской печи, чай из кипрея…Как чудесно!

Другой оригинальный памятник северного деревянного зодчества сохранился в деревне Низ. Георгиевская церковь 19 века. Здание, из кровли которого тянутся ввверх два восьмерика, один потолще и пониже, другой потоньше и повыше, оба украшены шатрами с главками. Низкий восьмерик со звонницей.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Сев в машину и простившись с грустью с Ошевенском, мы поехали дальше по Каргопольскому району и путь наш лежал по трассе в село Архангело (центр — деревня Шелоховская).Село стоит на берегу реки Онеги.

В селе сохранился храмовый ансамбль.

Церковь Сретения Господня. Построена в 1803 году. Построена на месте сгоревшей церкви. Здесь большинство церквей построены в начале 19 века.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Замечательная церковь Михаила Архангела, а замечательна она тем, что это единственный сохранившийся храм с «кубоватой» кровлей. Такой тип храма был характерен для Поонежья.

Внутри храма «расписные небеса»,сложно передать словами ту красоту, которую ты видишь воочию. «Расписные небеса» мы видели в церкви на Соловках. Здесь они другие — строгие, потемневшие от времени.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

На берегу реки Онеги стоит часовня — реплика часовни 17 века, сделана по всем правилам.

Рядом современные мастера востанавливают рудную избу.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Простившись и с селом Архангело мы возвращаемся обратно в Каргополь, посмотрев на знакомые с детства луга, на которых растёт клевер, пижма, тысячалистник….

на село Архангело.

У истоков реки Онеги, в Каргополе (Часть первая с предисловием)

Красив Север, слов нет. Тишина. Разрушаются храмы северные, шатровые, но кое-что пытаются сохранить и восстановить. У нас эта поездка не последняя. Продолжу я клепать свои вирши недостойные. Продолжение следует.